Чтобы правильно понимать взаимосвязь психики и мозга, необходимо иметь представление о строении и функциях нервной системы человека.
Нервная клетка - НЕЙРОН- представляет собой морфологическую единицу нервной системы. Она состоит из тела с ядром в центре (центральная часть), разветвляющихся отростков - дендритов , которые воспринимают раздражение и отводящего отростка - аксона , который проводит возбуждение от одной клетки к другой (см. рисунок 1)
Скопления нервных клеток образуют нервные узлы, нервные волокна, из которых образуются нервы.
Нервы проводят нервное возбуждение со скоростью 120 м в секунду. Обладают они и такой особенностью, как проводить нервное возбуждение только в одну сторону: либо от органов чувств к мозгу, либо от мозга к мышцам или органам. Из нервов образуется нервная система.
Различают периферическую, вегетативную и центральную нервные системы.
Периферическая нервная система - это специальные нервные клетки и нервные окончания, заложенные в органах чувств (рецепторах), мышцах, железах и внутренних органах и нервах. Вегетативная нервная система имеет свои центры в спинном мозгу и вне его в виде нервных узлов и переплетений их (в органах пищеварения, кровообращения, дыхания и т.п.) и влияет на работу отдельных органов. Центральную нервную систему представляет спинной и головной мозг.
Спинной мозг в процессе эволюционного развития возник раньше головного. Его строительный материал и рабочие элементы – нервные волокна, нервные клетки и окружающие их нервно-двигательные элементы глии. Спинной мозг расположен в позвоночном канале, защищен костными стенками, оболочками и жировой прокладкой. Он погружен в жидкость – ликвор, заполняющую внутреннее межоболочное пространство. По форме спинной мозг похож на длинный тяж, немного сплюснутый в передне-заднем направлении направлении и заканчивающийся заостренным конусом. Длина его – примерно 45 сантиметров, толщина – приблизительно 4 сантиметра. Но в тех участках спинного мозга, которые ответственны за связь с конечностями, толщина возрастает вдвое..
Спинной мозг на всем своем протяжении разделен на сегменты. У человека тридцать один сегмент. 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1 копчиковый. Каждый сегмент включает зону серого вещества, пару передних и пару задних корешков с узлами и спиномозговые нервы.
Спинной мозг отвечает за все двигательные акты человека, а также выполняет проводниковую функцию. Он связан с различными отделами головного мозга посредством проводящих путей – длинных пучков нервных волокон белого вещества. По одним из них сигналы от всех участков нашего тела передаются вверх, к головному мозгу, по другим – идут сверху вниз, из головного в спинной мозг. Вот почему тяжелые травмы позвоночника сопровождаются парезами и параличами..
ГОЛОВНОЙ МОЗГ.
Головной мозг занимает полость черепа. Он включает стволовую часть с мозжечком и большие полушария. Весит головной мозг в среднем около 1500 граммов.
Продолжением спинного мозга в полости черепа служит ствол головного мозга. Он состоит из продолговатого мозга с жизненно важными сосудодвигательными и дыхательными центрами. Затем идет мост, средний мозг с ножками и крышей в виде четверохолмия и, наконец, промежуточный мозг со зрительными буграми и гипоталамической областью, в которой расположены центры терморегуляции и регуляции обменных процессов.
К затылочной кости примыкает мозжечок. Когда поражен этот отдел мозга, человек не в состоянии сохранять равновесие, не может выполнять координированных движений, его походка резко нарушается.
Два полушария головного мозга связаны друг с другом при помощи плотного слоя белого вещества, так называемого мозолистого тела. В каждом полушарии различают лобную, теменную, затылочную и височную доли. Поверхность полушарий разделена бороздами на большое число извилин, от количества которых, как и от веса мозга, интеллектуальное развитие человека не зависит.
Серое вещество, расположенное на поверхности полушарий , составляет их кору. Вся наша сознательная жизнь, наши мысли, чувства, эмоции, ощущения связаны с корой больших полушарий мозга – высшим отделом центральной нервной системы.
Каждое полушарие помимо общих функций имеет и свою специализацию. Например, левым полушарием мы смеемся, радуемся, правым - грустим, плачем. Левое полушарие называют “грамотным” полушарием. В нем сосредоточены центр речи, письма. чтения, логического мышления, зато в правом находится центр образного восприятия, пространственного восприятия,. музыкальный центр. Оба полушария взаимосвязаны и обеспечивают работу мозга как единого целого.
Кора мозга покрывает всю поверхность полушарий., изрыта бороздами и извилинами. Она состоит из серого мозгового вещества толщиной от 1 до 4-5 мм. Вся поверхность коры головного мозга человека равняется в среднем 2000 кв.см. Те участки мозга, которые лежат под корой называют подкорковой областью. .
Для нормальной работы мозг нуждается в большом количестве кислорода, который поступает в него через сеть кровеносных сосудов, общая длина которых в мозгу составляет 560 километров.
Волокна клеток спинного мозга и волокна подкорковых областей связаны с участками коры полушарий. Поэтому психическая жизнь обусловливается наличием и деятельностью всей центральной нервной системы. При этом ведущее значение в деятельности нервной системы и всего организма принадлежит коре головного мозга. Кора больших полушарий является распорядителем всех функций организма.
Сегодня ясно одно: нет полушария главного и подчиненного, каждое обладает своими способностями, своими механизмами познания окружающего мира. Функциональная асимметрия полушарий – одна из существенных особенностей мозга человека, развившаяся в процессе эволюции и выделившая его из всего животного мира. В ней выражается своеобразное разделение труда между полушариями, известная специализация и одновременно интеграция деятельности всего мозга, что создает богатые преимущества мозга человека перед мозгом животных. Именно интеграция, объединенная деятельность двух полушарий лежит в основе интеллектуальной, эмоциональной и нравственной сферы человека.
Вопросы для самопроверки.
Назовите основной элемент нервной системы?
Как устроена нервная система человека?
В чем различие левого и правого полушарий головного мозга?
Какие функции выполняет кора головного мозга?
Какие условия нужны для нормальной работы мозга?
§3 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Высшая нервная деятельность есть деятельность рефлекторная.
Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение при помощи нервной системы.
Впервые понятие рефлекса, ставшее фундаментальным для физиологии и психологии, ввел в обиход французский философ, естествоиспытатель Рене Декарт. Через три века после Декарта учение о рефлексах продолжил великий русский физиолог И.П.Павлов (1849-1936гг.). Он создал рефлекторную теорию психики, развив идеи другого русского ученого И.М.Сеченова (1829-1905гг.)
Различают рефлексы безусловные (врожденные) и условные (приобретенные при определенных условиях). Центры безусловных и условных рефлексов различны. Замыкание дуг безусловных рефлексов происходит в спинном мозгу и в стволовой части головного мозга. Областью образования условных рефлексов является кора головного мозга. (рис.2)
Рис.2. Схема рефлекса
1 часть - принимает раздражение
и проводит в участок спинного
или головного мозга
(чувствительная часть или
центростремительная, афферентная)
2 часть- передает возбуждение в
мозгу с чувствительных нервных
клеток на двигательные
( центральная часть)
3 часть - передает возбуждение из
мозга в органы или
мышцы ( двигательная часть или центробежная,
эфферентная)
4 часть - контролирует правильность выполненных
действий ( обратная связь)
. Таким образом рефлекс имеет кольцеобразную структуру.
Рефлексы - это те нервно-физиологические механизмы, при помощи которых осуществляется приспособление организма к внешней среде, его связь со средой. Безусловные рефлексы осуществляют постоянную связь организма с окружающей средой, а условные рефлексы устанавливают новые, временные связи с изменяющейся средой.
Пользуясь методом условных рефлексов И.П.Павлов установил, что деятельность больших полушарий мозга состоит из процессов анализа и синтеза тех многочисленных раздражений (сигналов), которые действуют на нервную систему как из внешней среды, так и изнутри самого организма.
И.П.Павлов различал две группы сигналов. Первую группу, общую для человека и животных, составляют раздражители, действующие на органы чувств (цвет, свет, запах, шум, холод, тепло и т.п.). Вторую группу или вторую сигнальную систему составляют сигналы в виде слов, человеческой речи (сигналы сигналов). Вторая сигнальная система есть только у человека. Она возникла в процессе труда, в процессе исторического развития людей и является необходимым условием общественной жизни человека.
Основными процессами высшей нервной деятельности являются возбуждение и торможение. Эти процессы подчиняются определенным законам высшей нервной деятельности. Они обладают способностью иррадиировать (распространяться) по поверхности больших полушарий или концентрироваться в определенном участке коры головного мозга. Процессы возбуждения и торможения находятся в постоянном взаимодействии, обусловливая друг друга. Это явление И.П. Павлов назвал взаимной индукцией. Различают отрицательную и положительную индукцию. При первой, возбуждение в одних участках мозга вызывает заторможенность других (ученик на уроке), при второй- заторможенность одних участков вызывает противоположный процесс в других (ученик на перемене).
Рис3 .3
ученик на уроке ученик на перемене
хирург на операции хирург после операции
Иррадиация, концентрация и взаимная индукция нервных процессов образуют ту смену возбуждения и торможения, которую И.П.Павлов назвал функциональной мозаикой коры головного мозга , или корковой нейродинамикой.
Под влиянием раздражителей, повторяющихся в течении определенного времени и в определенном порядке, в коре головного мозга все прочнее и прочнее закрепляются определенные процессы возбуждения и торможения, которые в последующем при тех же раздражителях проявляются с большой легкостью. И.П. Павлов назвал это явление динамическим стереотипом. ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП есть приспособление организма к повторяющимся однообразным внешним раздражителям (привычки, характер).Это автоматизация действий.
Вопросы для самопроверки
Назовите основной механизм работы нервной системы.
Приведите пример условного и безусловного рефлексов.
Что такое 1 и 2 сигнальные системы?
Какие основные нервные процессы Вы знаете?
Что такое индукция?
Как возникает индукция?
Приведите примеры положительной и отрицательной индукции?
Что такое привычка?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|