Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ





 

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ

Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает, что делает, к другим людям, к самому себе. Человек переживает тот или иной факт как положительный или отрицательный, как то, что ему нравится или вызывает отвращение, радует или огорчает. Чувства и эмоции часто употребляют как синонимы, но это не совсем одно и тоже. ( Сравните, говорят «чувство долга, чувство чести « но не говорят «эмоция долга, эмоция чести»).

Эмоция --- простое, непосредственное переживание в данный момент. Эмоции имеет внешнее проявление, длятся не долго. Они читаемы (эмоция страха, ярости, отчаяния , восторга и т.п.), имеются и у животных и у человека. Они отличаются действенностью ( от страха бегут, от злости дерутся, от обиды плачут, от восторга хлопают в ладоши, подпрыгивают и т.п.)

Чувства --- более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека к чему- или к кому-либо. Чувства социальны и носят общественный характер. Часто становятся чертой характера (добрый, жизнерадостный, юморист и т.п.)

Эмоции могут выражаться в позе, в мимике, жестах, интонациях, могут происходить изменения в деятельности внутренних органов: органов кровообращения (побледнел, покраснел), дыхания ( « от радости в зобу дыханье сперло»), желез (вспотел от страха) и других органов ( хохотал до колик в животе, уписился от смеха) и т.п. Основными эмоциями являются: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.



В процессе жизни у человека формируются свойственные ему эмоциональные особенности. Люди различаются по силе эмоциональной возбудимости, эмоциональной устойчивости, соотношению эмоциональной устойчивости и возбудимости. Своеобразное сочетание этих особенностей раскрывается в экспрессивной, динамической стороне личности: в мимике, пантомимике, жестикуляции.

Чувства менее читаемы. Их можно скрывать. Они управляемы. Подвластны воле человека. Их подразделяют на стенические и астенические.

Стенические- это положительно окрашенные чувства. За них отвечает левое полушарие мозга ( чувства радости, удовольствия, удовлетворения, восторга).



Астенические - это отрицательно окрашенные чувства. За них отвечает правое полушарие мозга ( чувство огорчения, растерянности, подавленности, страдания, сожаления).

Чувства связаны с деятельностью подкорковых областей головного мозга. Центрами, в которых выражаются чувства, являются, в частности, зрительные бугры.

Чувства подразделяют также на элементарные и высшие. К элементарным относят такие как голод, боль, жажду и т.п., вызываемые естественными потребностями организма.

К высшим относят моральные чувства ( чувство долга, ответственности, патриотизма, товарищества, коллективизма, справедливости и т.п.), интеллектуальные чувства ( связанные с познавательной деятельностью), эстетические чувства (чувства прекрасного) и праксические чувства ( те, что человек переживает в деятельности, в труде, учебе, игре, спорте)

Чувства можно и нужно воспитывать. Воспитание чувств -- это воспитание человека.

Между чувствами и эмоциями существуют эмоциональные состояния, обладающие признаками и чувств и эмоций.

Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождают у человека и специфические переживания, которые могут выражаться в различных формах и быть неодинаковыми по скорости их возникновения, по силе и продолжительности.

По чисто психологическому признаку состояния классифицируют на интеллектуальные, эмоциональные, волевые и комбинированные.

По роли в структуре личности состояния могут быть ситуативными, личностными, групповыми.

По глубине переживаний различают состояния глубокие и поверхностные.

По характеру влияния на личность различают положительные и отрицательные.



По длительности протекания – продолжительные и кратковременные.

По степени осознанности – более или мене осознанные. (Н.Д.Левітов

. О псіхіческіх состояніях человека.М.,1964, с.25)

В зависимости от этих особенностей выделяют различные эмоциональные состояния. К ним относят:

НАСТРОЕНИЕ - эмоциональное состояние слабой или средней силы и значительной устойчивости ( может длиться дни, недели, месяцы и более). Вызывается событиями в личной или общественной жизни. Значимыми для данной личности. По настроению мы определяем человека как веселого, жизнерадостного, бодрого, энергичного, нудьгу, брюзгу и т.п.

СТРАСТИ – сильное эмоциональное состояние сопровождающееся сильно выраженным стремлением к определенным действиям, к определенному объекту. Страсть всегда предметна. Есть предмет страсти - страсть к чтению (предмет книги) , страсть к коллекционированию ( предмет марки. Значки. Картины и т.п.), страсть к спорту ( коньки, лыжи, футбол) и т.п. Страсти могут как возвышать личность ( страсть к наукам у Ломоносова) , так и унижать и даже уничтожать ( страсть к наживе в «Скупом рыцаре» у Пушкина, страсть к азартным играм в «Игроке» Достоевского и т.п.) .

ФРУСТРАЦИЯ – это особое состояние, переживаемое как невозможность удовлетворить потребность, или как крушение надежд. Можно выделить четыре вида ситуаций, вызывающих фрустрацию.

А) Физические преграды, препятствующие удовлектворению наших основных потребностей. Например, хочется приобрести какую-то вещь, а денег не хватает на нее.

Б) Отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности. Например, у курильщика кончились сигареты, а уже поздно и все магазины закрыты.

В}Биологические ограничения у умственно отсталых людей и у людей с физическими дефектами.

Г) Социальные условия, которые чаще всего являются главным источником наибольшего числа наших фрустраций Например, лишение свободы действий, зависимость от кого-то

В фрустирующих ситуациях разрядка может принимать различные формы. Обычно различают агрессивные реакции и неагрессивные реакции. При агрессивных человек может агрессию направит на объект ( опоздал на автобус – запустил в след ему камень ) или на себя ( стал называть себя дураком, балваном). При неагрессивных реакциях человек как бы оправдывает себя, свое поведение, как в знаменитой басне Крылова “Лиса и виноград”, лиса, которой не удовалось достать виноград, заявила, что он ей не нужен, так как зелен.

АФФЕКТЫ -чрезвычайно сильные, быстро возникающие и протикающие кротковременные эмоциональные состояния. (Как взрыв!)

Аффекты могут сопровождаться как сильным возбуждением ( аффект отчаяния, ярости, ужаса), так и внезапной заторможенностью ( от страха не может пошевелиться, от радости слово не мог сказать, от горя застыл как истукан, растерялся - замолчал и т.п.).

Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателем несдержанности, неспособности человека к самообладанию . Надо учиться «властвовать собой».

Аффекты бывают и патологические у больных людей с нездоровой психикой.

СТРЕСС – особое состояние вызываемое стрессогенными факторами ( информационным дефицитом, ситуациями неопределенности, неумением найти выход из критической ситуации, внутреннего конфликта, ощущения своей вины, физическим или умственным переутомлением, социальными конфликтами в обществе, посткатастрофными ситуациями и т.п.), которое постепенно развивается, сопровождается физиологическими изменениями в организме (нарушением сна, головными болями, болями в области сердца, снижением работоспособности, сексуальных потенций и др,), неприятными психологическими ощущениями ( повышенная тревожность, страх, аппатия, повышенная раздражительность), длится в отличие от аффектов более долговременно и может приводит к летальному исходу ( инфаркт, инсульт, самоубийства и т.п.)

В стрессе выделяют три фазы: 1 фаза - реакция тревоги. Организм функционирует с большим напряжением. Идет приспособление к травмирующему стрессору. 2 фаза - фаза стабилизации. Организм начинает работать в новом режиме, используя свои защитные резервы. 3 фаза - фаза истощения. Если стресс долго не прекращается. Резервы организма истощаются и начинается разрушение.

Стресс может не только иметь отрицательные для личности последствия, но и положительные, вскрывая те резервы организма, которых человек может даже не подозревать, что они у него имеются. Стресс учит бороться, защищаться, он активизирует личность.

Самыми сильными стрессорами являются психические напряжения. Чтобы не наступало срывов нервной системы, надо учиться снимать нервное напряжение. Этому способствует : общение с природой, животными, водные процедуры, зрелища, музыка, спорт, занятия любимым делом, новые увлечения, новые знакомства, путешествия. В тяжелых случаях надо обращаться к врачам.

Вопросы для самопроверки

В чем различие между чувствами и эмоциями?

Какие эмоциональные состояния Вы знаете?

Чем отличается аффект от стресса?

В чем заключается профилактика стресса?

ВОЛЯ

Воля - это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.

О наличии воли у человека можно судить по тому, как он преодолевает возникающие на его пути различные препятствия. Препятствия могут быть внешние ( достичь вершины горы в походе, перейти по бревну бурную реку, преодолеть ночью какое-то неожиданное препятствие, и т.п.) и внутренними (собственная лень, нерешительность, трусость, робость, болезнь и пр.)

Физиологической основой волевого поведения человека являются взаимодействие коры и подкорки, а также второй и первой сигнальной систем.

Волевые процессы чрезвычайно сложны. При их анализе необходимо выделять два важных момента: мотив волевого действия и сам волевой акт.

Мотив - это ответ на вопрос, почему человек ставит перед собой ту или иную цель. Мотивы волевых действий могут быть разнообразны. Например: человек совершил поступок - поступил учиться в ВУЗ. Однако мотивы у разных студентов могли быть совершенно различны. Один всегда хотел учиться только в этом ВУЗЕ и поступал сюда несколько раз, пока не достиг своей цели. Другому было все равно куда поступать, но сюда поступал его друг и он решил учиться с ним. Третьему велели поступать сюда родители и он не посмел ослушаться. Как видим, мотивы у всех разные, а результат один.

В процессе определения основного мотива своих последующих действий человеку приходиться сталкиваться с ситуацией выбора одного мотива из многих. Например, в свободный вечер человек может: пойти в кино, пойти к другу, пойти на свидание, сходить на дискотеку, помочь родителям по дому, пойти в библиотеку, лечь пораньше спать. Такая ситуация называется борьбой мотивов. Тот который побеждает, становится ведущим. Бороться могут чувства с рассудком, чувства с чувствами, рассудок с рассудком. Борьба мотивов замедляет волевой процесс и приводит к состоянию внутреннего конфликта.

Воля проявляется в двух взаимосвязанных функциях – побудительной ( обеспечивающей активность личности по преодолению препятствий) и тормозной ( сдерживающей нежелательные проявления активности).

Волевой акт (волевое действие) начинается с определения цели, связанной с удовлетворением какой-либо потребности, и стремлением к достижению этой цели. На этом фоне возникает желание . То есть человек уже знает что хочет, но еще не знает как этого достичь. ( Желанию может предшествовать состояние влечения, когда человек ощущает какое-то неудобство, «сам не знает чего хочет» ). Затем желание переходит в хотение, характеризующееся тем, что подкрепляется наличием соответствующих средств и намерением осуществить это желание. (Я хочу - значит знаю что, знаю как и намерен это сделать, но еще не делаю). А дальше либо начинается действие и имеет место завершение волевого акта, либо действия нет, а остается одно лишь намерение.

После совершения волевого акта человеку свойственно подводить итог сделанному. Давать себе оценки. Переживать удачу или неудачу. Намечать пути устранения недостатков. Успех или неуспех могут выступать как мобилизующие к новым достижениям, так и препятствующими им ( «почил на лаврах», «опустил руки от неудачи»). Поэтому волю надо закалять, тренировать, развивать.

По развитию волевых качеств люди могут отличаться друг от друга. Один смелый, другой трус, один решительный, другой нерешительный, один упорный , настойчивый, другой этими качествами не обладает, один инициативный, другой ждет , когда ему подскажут направление поиска, один терпелив, другой нетерпелив. Один сдержан, другой несдержанный. У одного железная воля. Другой - тряпка. Все это волевые качества личности. В характерах людей они являются стержневыми.

Обратите внимание на соотношение упрямства и силы воли.

»Упрямство - не признак воли, а показатель ее слабости. Упрямый человек не может сделать над собой усилие, чтобы освободиться от ничем необоснованного желания поступить по-своему, настоять на своем. Хотя в душе он и понимает, что не прав. Упрямец не в силах преодолеть мелочное самолюбие, боясь, как ему кажется, уронить себя в глазах других, а страх, самодурство, мелочность никогда не были показателями силы человека.» (Ф.Н. Гоноболин. Воля. Характер. Деятельность. Мн. 1966,с.21)

Вопросы для самопроверки

Что понимают под волей человека?

Какие волевые действия Вы знаете?

Из каких этапов состоит сложный волевой акт?

Можно ли воспитывать волю?

Глава 4.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.