Раздел 1. Введение в историю педагогики
Тема 1.История педагогики как область научного знания и учебная дисциплина.
Задание № 1.
Напишите ЭССЕна тему «Роль истории педагогики и образования в понимании современного состояния педагогической теории и практики».
Методические указания. Взяв за основу нижеприведенное высказывание С.И. Гессена, приведите несколько (не менее трех) примеров, подтверждающих или опровергающих данную мысль.
«…история педагогических учений слишком еще понимается большинством педагогов-практиков как собрание устарелых и опровергнутых жизнью воззрений». И моей задачей было «показать, что современные взгляды являются только углублением и дальнейшим развитием этих «устарелых» воззрений, продолжающих жить в них в своем очищенном жизнью и мыслью виде, и что, напротив, многие из современных кичащихся своею новизною взглядов представляют собой простой перепев действительно устарелых теорий» (Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С. 21).
В своей работе можете обратиться к инновациям современного образования, относящимся к любым составляющим педагогического процесса: целевым ориентирам (гуманизация, идеологизация…), содержанию (принципы построения программы…), методам (метод естественных последствий, инновации в обучении грамоте…), формам организации (патронатное воспитание…).
Образец (фрагмент эссе): «Одной из значимых инноваций современной практики школьного обучения считается организация проектной деятельности учащихся. Между тем возможности использования в учебном процессе метода проектов активно исследовались еще в начале ХХ в. Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнером, Е. Пархест. В отечественной школе в конце 20-х гг. ХХ в. применение метода проектов предусматривалось программами ГУС».
Критерии оценки работы. Работа носит творческий и обобщающий характер, в связи с чем ведущими критериями оценивания являются оригинальность и аргументированность высказывания. В работе должно быть приведено не менее трех различных примеров, указаны фамилии ученых. Объем работы – не менее 2 страниц.
Раздел 2. Донаучный этап развития педагогики.
Тема 3.Зарождение образовательной практики в дописьменной цивилизации.
Задание № 2.
ИЗУЧИТЕ литературу и ОПИШИТЕ содержание структурных компонентов системы воспитания, принятой в культуре древних славян.
Методические указания. На основе изучения указанной литературы опишите систему воспитания древних славян, излагая материал в соответствии с порядком следования компонентов педагогической системы (цель, содержание и т.д.). В случае необходимости иллюстрируйте теоретические положения 1-2 примерами.
Критерии оценки работы: четкость, лаконичность и достаточность изложения, объем 2-3 страницы.
Рекомендуемые источники:
- Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева ; под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2001. – С. 64-72.
- Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России / Д.И. Латышина. - М.: Гардарики, 1998.
Тема 4.Развитие образования в древневосточной и античной культуре.
Задание № 3.
Тема работы: Истоки педагогической терминологии – СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВАРЯ.
Методические указания. Определите, какие слова, широко используемые в педагогическом лексиконе, имеют греко-римское происхождение (педагог, школа, гимназия, лицей…). Обратитесь к Интернет-ресурсам (при отсутствии такой возможности – к энциклопедиям), выпишите и сопоставьте первичное и современное значение данных слов. Можно оформить работу в виде педагогического словаря, который будет использоваться и пополняться в дальнейшем при изучении педагогики.
Критерии оценки работы: достоверность материала, представленность исторического и современного значения. Объем работы - не менее 10 слов.
Тема 5.Развитие образования в средневековой культуре.
Задание № 4.
Тема работы: Педагогические идеи в поучениях и других произведениях русской литературы XI-XVII вв.
ИЗУЧИТЕ три литературных произведения (по выбору студента из нижеприведенного списка) и составьте развернутые АННОТАЦИИ на каждое из них. Отметьте, кем был автор произведения, кому оно адресовано, полностью или частично посвящено вопросам воспитания. Обратите внимание на время и мотивы их создания, стиль написания. Укажите, какие составляющие педагогической системы раскрываются в произведении, выпишите основополагающие положения произведения.
Перечень произведений:
- «Поучение детям» князя Владимира Мономаха,
- «Наставление отца к сыну» - слово Геннадия, патриарха Константина града о чтущих,
- «Наставление о детях» Константина Всеволодовича (Владимирского),
- «Златоуст»,
- «Пчела»,
- «Домострой»,
- «Гражданство обычаев детских» Е. Славинецкого,
- «Азбука» И. Федорова.
Критерии оценки работы: соответствие работы общим требованиям к жанру аннотации; объем каждой аннотации – 0,5 страницы.
Рекомендуемые источники (по выбору студента):
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – С. 164-227.
- Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева ; под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2001. – С. 78-105.
- История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1987 (1976). – С. 11-24.
- Латышина Д.И. История педагогики. – М.: Гардарики, 2003. – С. 200-211. (Можно использовать учебник данного автора, изданный в 1998 г.).
Раздел 3. Становление педагогики как науки.
Тема 6.Я.А. Коменский как основоположник классической педагогики.
Задание № 5.
Тема работы: «Великая дидактика» Я.А. Коменского и современная школа.
На основе изучения «Великой дидактики» и анализа опыта собственного обучения в средней школе выполните два (по выбору студента) задания из числа нижеперечисленных:
- укажите, какие дидактические принципы, выделяемые Я.А. Коменским, реализуются в настоящее время, а какие – нет;
- докажите, что учитель в современной отечественной школе является солнцем;
- опишите, есть ли сходство в функционировании современной отечественной школы и типографского станка;
- объясните, почему число учащихся в классе, по мнению Я.А. Коменского, могло превышать сто человек, а в современной школе оно ограничивается 25.
Критерии оценки работы: обоснованность суждения, знание текста первоисточника.
Тема 7.Развитие альтернативных педагогических учений в XVII-XVIII вв.
Задание № 6.
СоставьтесравнительнуюТАБЛИЦУ«Умственное воспитание детей дошкольного возраста»,сопоставляя содержание работ И.Б. Базедова, И.Г. Песталоцци, В.Ф. Одоевского.
Методические указания. Обратившись к хрестоматиям, изучите первоисточники и сопоставьте содержание руководств, ориентированных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста. По возможности вписывайте в соответствующие графы цитаты из произведений авторов:
Вопросы для сравнения
| И.Б. Базедов
| И.Г. Песталоцци
| В.Ф. Одоевский
| Название произведения, год издания
|
|
|
| Адресат и особенности использования произведения
|
|
|
| Структура произведения
|
|
|
| Целевые ориентиры умственного воспитания детей первых лет жизни
|
|
|
| Особенности отбора и построения содержания работы
|
|
|
| Средства воспитания
|
|
|
| Основной метод умственного воспитания
|
|
|
| Технология (алгоритм) работы взрослого с ребенком
|
|
|
| Результат умственного воспитания на дошкольной ступени
|
|
|
| Выделите в таблице определенным цветом те графы, где Вы видите значительное сходство или, напротив, принципиальное различие выдвигаемых авторами положений. Определите, с какими произведениями Я.А. Коменского имеют некоторое сходство изученные Вами работы И.Б. Базедова, И.Г. Песталоцци, В.Ф. Одоевского. Как Вы считаете, можно ли признать «Науку до науки» оригинальным произведением, имеющим прогрессивное значение для развития дошкольной педагогики?
Критерии оценки работы: точность заполнения граф таблицы, наличие цитат, выполнение анализа таблицы.
Рекомендуемые источники:
- Базедов И.Б. Элементарное руководство // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. – М.: Просвещение, 1974. – С. 166-171.
- Песталоцци И.Г. Книга матерей // Там же. – С. 155-158.
- Одоевский В.Ф. Наука до науки. Книжка дедушки Иринея // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1987. – С. 78-90.
Тема 8.Становление отечественной системы образовательных учреждений в XVIII-XIX вв.
Задание № 7.
СОСТАВЬТЕ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ по истории образовательных учреждений Перми (XVIII - начало XX вв.).
Методические указания. Вы можете обратиться к истории создания образовательных учреждений того города или района, в котором Вы проживаете. При выполнении задания используются Интернет-ресурсы (фразы для поиска: «пермская градская школа», «Пермь & женское училище» и т.п.).
Оформите материалы в виде таблицы:
Год
| Вид учреждения
| Примечание
|
| Горнозаводская школа
| Открыта при Егошихинском заводе. Включала словесную и арифметическую школы.
|
| Малое народное училище – «градская школа»
| Один учитель и менее 30 учащихся.
|
| Главное народное училище
| Преобразовано из малого училища. Единственное на территории Урала и Зауралья.
|
| Воспитательный дом для «незаконнорожденных» детей
| Открыт Е.П. Кашкиным одновременно с рабочим домом для арестантов.
| …
| …
| …
| Критерии оценки работы: полнота и достоверность информации.
Рекомендуемые источники:
- Варфоломеева О.М. Очерк по истории организации дошкольного воспитания на Урале. – М., 1958.
- Слудковская И.А. Развитие народной школы на Урале в XIX веке. – Пермь, 1976. – 75 с.
Тема 10. Возникновение дошкольных учреждений и становление дошкольной педагогики.
Задание № 8.
Тема работы: Типология дошкольных учреждений XIX в.
Составьте сравнительную ТАБЛИЦУ, характеризующую особенности функционирования разных типов учреждений, принимающих детей дошкольного возраста.
Вопросы для сравнения
| Воспитательные дома
| Приюты
| Ясли
| Мониториальные школы
| Детские сады
| Образ учреждения описал…
| И.И. Бецкой
|
|
| С. Уильдерспин
|
| Впервые открыто в … году
|
|
|
|
|
| Для детей… (возраст, социальное положение)
|
|
|
|
|
| Назначение (основная цель работы) учреждения
|
|
|
|
|
| Количество детей (общее и в отношении к числу педагогов)
|
|
|
|
|
| График работы учреждения
|
|
|
|
|
| Помещение и оборудование
|
|
|
|
|
| Основные занятия (виды деятельности) детей
|
|
|
|
|
|
Методические указания. При выполнении задания целесообразно первоначально обратиться к изучению работы И.В. Чувашева, а затем дополнить таблицу материалами первоисточников. Вы можете использовать также интернет-ресурсы (фразы для поиска: «история яслей», «Воспитательные дома & Бецкой И.И.» и т.п.).
Критерии оценки: точность заполнения таблицы, достаточность и лаконичность представленной информации.
Рекомендуемые источники:
- Бецкой И.И. Генеральный план Московского Воспитательного дома // История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1987 (1976). – С. 40-42.
- Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами // Там же. – С. 72-78.
- Уильдерспин С. Воспитание маленьких детей или о важности воспитания детей бедняков // История дошкольной зарубежной педагогики: хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. – М.: Просвещение, 1974. – С. 177-188.
- Фребель Ф. Детский сад // Там же. – С. 207-235.
- Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. - М., 1955.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|