Тема 13. Развитие дошкольного образования в советской России.
Дегуманизация дошкольного образования в постреволюционный период, изменение целевых ориентиров. Значение Всероссийских съездов в реформировании дошкольного образования в стране. Видовое разнообразие учреждений для детей дошкольного возраста в 20-х гг. ХХ в. и их последующая унификация. Влияние школы и школьной дидактики на работу детского сада. Первые программы дошкольного образования. Становление монолитной советской педагогики в 40-80-х гг. ХХ в. Характеристика научных школ и ведущих направлений исследования проблем дошкольного образования. Наиболее значимые достижения образовательной политики советской эпохи.
Тема 14. Основные тенденции развития образования и педагогики в современный период.
Модификации классно-урочной системы в отечественной и американской школе. Проблема индивидуализации образования. Личностно-центрированные педагогические системы (авторские школы А. Нила, Б. Беттельгейма; педагогика Реджио Эмилия, «Зеленый дом» Ф. Дольто). Критическая педагогика (И. Иллич). Социально-экономическая и культурная интеграция в сфере образования, идеи Болонского процесса. Проблема стандартизации и повышения качества образования.
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И / ИЛИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Для студентов очной формы обучения
Раздел 3. Становление педагогики как науки.
Занятие № 1.
Тема 6. Я.А. КОМЕНСКИЙ КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК КЛАССИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Задачи:1)выявить историческую ценность и актуальность произведений Я.А. Коменского; 2) формировать умение анализировать историко-педагогические материалы.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Как Я.А. Коменский аргументирует необходимость всеобщего и универсального образования подрастающего поколения? На чем основывается предлагаемая автором система школ?
2. В чем заключается «искусство обучения», характеризуемое Я.А. Коменским?
3. Каким образом Я.А. Коменский обосновывает необходимость введения в школе классно-урочной системы?
4.Как Я.А. Коменский характеризует организацию и содержание образования детей в «материнской школе»? Что представляет собой «Мир чувственных вещей в картинках»?
Литература:
Учебник:
- Попов В.А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2010. – С. 8-21.
Первоисточники:
1. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./ под ред. А.И. Пискунова. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1982. – С. 242-476.
2. Коменский Я.А. Материнская школа // Там же. – Т. 1. – С. 201-241.
3. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни // Там же. – Т. 2. – С. 234-284.
Занятие № 2.
Тема 9. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ.
Задачи:1) рассмотреть развитие общих педагогических идей в творчестве выдающихся представителей отечественной культуры; 2) совершенствовать умение сопоставлять позиции разных авторов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Почему основоположником русской педагогической школы одни авторы называют В.Г. Белинского, а другие – К.Д. Ушинского?
2.В чем, по мнению представителей отечественной педагогической школы, заключается различие ориентиров семейного и общественного воспитания и образования подрастающего поколения?
3.Чем отличается понимание свободы и природосообразности воспитания в произведениях представителей отечественной педагогической школы от известных Вам позиций европейских ученых (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо и др.)?
Литература:
Учебник:
Попов В.А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2010. – С. 138-167.
Первоисточники:
1. Белинский В.Г. О детских книгах / В.Г. Белинский // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1987 (1976). – С. 107-110.
2. Лесгафт П.Ф. Семейный период воспитания / П.Ф. Лесгафт // Там же. – С. 303-309.
Темы докладов:
1.К.Д. Ушинский – основоположник педагогической антропологии.
2.Развитие идеи свободного воспитания в педагогическом творчестве Л.Н. Толстого.
Список литературы для подготовки докладов:
Тема 1.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Педагогическая антропология : уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. / В.И. Максакова. – М.: Академия, 2001. – С. 76-196.
Тема 2.
- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С. 43-46, 53-62.
- Толстой Л.Н. Воспитание и образование / Л.Н. Толстой // Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – С. 205-232.
Занятие № 3.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Ф. ФРЕБЕЛЯ.
Тема 10. Возникновение дошкольных учреждений и становление дошкольной педагогики.
Задачи:1) выявить влияние философской позиции ученого на разработку педагогических идей; 2) совершенствовать умение анализировать компоненты педагогической системы.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Как автор характеризует процесс психического развития ребенка и роль воспитания?
2.Что представляет собой предложенная Ф. Фребелем система «всестороннее развивающих средств образования»?
3.Почему педагогическая система, по выражению Ф. Фребеля, «цементируется философией»?
Литература:
Учебник:
Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева ; под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2001. – С. 48-59.
Первоисточники:
1.Фребель Ф. Воспитание человека // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. – М.: Просвещение, 1974. – С. 190-207.
2.Фребель Ф. Детский сад // Там же. – С. 207-235.
3.Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С. 103-108.
Темы докладов:
1.Нужны ли России фребелевские детские сады (позиция К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, А.С. Симонович)?
2. Принципиальные отличия детских садов от других типов дошкольных учреждений XIХ в. (мониториальные школы, приюты, ясли).
Список литературы для подготовки доклада:
Тема 1.
- Ушинский К.Д. Отчет о командировке за границу. Детские сады / К.Д. Ушинский // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1987 (1976). – С. 212-215.
- Лесгафт П.Ф. Об играх в семье / П.Ф. Лесгафт // Там же. – С. 309-313.
- Симонович А.С. О детских садах // Там же. – С. 240-244.
Тема 2.
- Уильдерспин С. Воспитание маленьких детей или о важности воспитания детей бедняков // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. – М.: Просвещение, 1974. – С . 177-188.
- Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1987 (1976). – С. 72-78.
- Ушинский К.Д. Отчет о командировке за границу // Там же. – С. 208-215.
Занятие № 4.
РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВВ. (М.Х. Свентицкая, Е.И. Тихеева, Л.К. Шлегер)
Тема 3.5. Возникновение дошкольных учреждений и становление дошкольной педагогики.
Задачи:1)охарактеризовать состояние отечественной дошкольной педагогики начала ХХ в; 2) совершенствовать умение выделять компоненты педагогической системы, сопоставлять позиции разных авторов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1.В чем авторы видят назначение детского сада? Можно ли назвать детские сады, в которых работали авторы, фребелевскими?
2.Как характеризует целевые ориентиры дошкольного воспитания каждый из авторов?
3.Как авторы относятся к составлению программы работы с детьми дошкольного возраста?
4.Какую роль, по мнению каждого из авторов, играет педагог в организации деятельности детей?
Литература:
Учебник:
Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева ; под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2001. – С. 296-303.
Первоисточники:
1.Свентицкая М.Х Наш детский сад / М.Х. Свентицкая // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1987 (1976). – С. 356-360.
2. Тихеева Е.И. Дошкольное воспитание и детские сады / Е.И. Тихеева // Там же. – С. 316-337.
3.Шлегер Л.К. Практическая работа в детском саду / Л.К. Шлегер // Там же. – С. 339-354.
Раздел 4. Ведущие педагогические инновации ХХ века.
Занятие № 5(2 час. / 0,06 з.е.).
ПЕДАГОГИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛИЗМА ДЖ. ДЬЮИ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|