Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца XVIII – начала XX веков.





Методические указания. Сначала изучите не менее пяти из нижеуказанных фрагментов произведений, обращая внимание на то, как автор характеризует сущность педагогики, ее предмет. Какое определение педагогики дает автор? Какое место, по его мнению, педагогика занимает в ряду других наук, что является ее источником? Выпишите соответствующие теме цитаты, расположите их в определенном порядке (например, по дате написания произведения). Не расширяйте тему реферата! Не следует, к примеру, обращаться к рассмотрению проблем воспитания подрастающего поколения или к раскрытию значения педагогического творчества автора.

Подобрав необходимый материал, обдумайте его, выделите главную идею Вашего реферата. Напишите введение (в пределах 1 страницы), в котором постарайтесь объяснить, как Вы понимаете «проблему определения статуса педагогики» и зачем для решения этой проблемы Вы обращаетесь к работам педагогов прошлых веков.

После этого напишите основную часть реферата, используя разные способы цитирования. Особое внимание обратите на связность изложения, сопоставляя (или противопоставляя) идеи разных авторов. Объем основной части составляет от 5 до 10 страниц.



В заключении (1 страница) кратко обобщите материал, подведите итоги проведенного Вами поиска путей решения проблемы определения статуса педагогики. Оформите титульную страницу реферата и список использованной литературы в соответствии с общими требованиями.

Учебное пособие Ф.А. Фрадкина не является обязательным для изучения, но оно может помочь Вам в написании текста реферата. В «Антологии…» представлены работы, обратившись к которым Вы можете дополнить Ваш реферат. При необходимости Вы можете сократить список обязательной литературы (убрать 1-2 источника), используя произведения из «Антологии…».

Рекомендуемые источники (обязательные):

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С. 22-39, 372-376.

2. Каптерев П.Ф. Педагогика - наука или искусство? // Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982. – С. 49-62.

3. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1987 (1976). – С. 51-53.



4. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – С. 205-232.

5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии (Введение) // Педагогическая антропология / В.И. Максакова. – М.: Академия, 2001. – С. 76-85.

Дополнительные:

6. Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века) / сост. А.В. Овчинников и др. – М.: Академия, 2000. (Ельницкий К.В. Педагогика (с. 14-18); Вахтерев В.П. Основы новой педагогики (с. 112-117) и др.)

7. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики / Ф.А. Фрадкин, М.Г. Плохова, Е.Г. Осовский. – М.: ТЦ СФЕРА, 1995. – 160 с.

2. Идеологические основы формирования института дошкольного образования.

Методические указания. В своей работе Вам предстоит выделить и доказать, какие факторы послужили основой создания учреждений общественного дошкольного воспитания в России и за рубежом, начиная с XVIII века. Указанная в списке литература является лишь ориентиром: Вы можете построить свою работу на основе использования других источников.

Во введении (1-2 страницы) укажите, чему посвящен реферат, объясните, как Вы понимаете ключевые фразы, используемые в реферате («институт дошкольного образования», «факторы создания…», «идеологические основы…»).

Не расширяйте тему реферата: Ваша работа должна освещать только причины (факторы) создания учреждений для детей дошкольного возраста. Не следует включать в реферат материал, относящийся к организации, содержанию и т.п. работы того или иного учреждения.



При написании основной части реферата (6-12 страниц) постарайтесь показать, как изменяются причины создания общественных дошкольных учреждений, какие виды детских учреждений получают приоритет на том или ином историческом отрезке, как меняется взгляд на взаимоотношение семейного и общественного воспитания. Внутри основной части выделять параграфы не следует. Напротив, стремитесь к связности изложения.

При изложении материала рекомендуется придерживаться хронологического порядка, начиная работу с анализа причин создания Воспитательных домов И.И.Бецким. В работе должно быть представлено не менее 5 типов детских учреждений.

В работу необходимо включать цитаты из первоисточников. При этом цитаты должны иллюстрировать, подтверждать освещаемые в реферате идеи.

В заключении (1-2 страницы) перечислите те факторы, о которых шла речь в реферате, выделите роль идеологического фактора, поясните, является ли возникновение учреждений общественного дошкольного воспитания объективной закономерностью социального развития.

Рекомендуемые источники:

- первоисточники (хрестоматии):

1. Уильдерспин С. Воспитание маленьких детей, или о важности воспитания детей бедняков // История дошкольной зарубежной педагогики: хрестоматия. - М., 1986 (1974). 1974. – С. 177-188.

2. Бецкой И.И. Генеральный план Московского Воспитательного дома // История дошкольной педагогики в России: хрестоматия. М.: Просвещение, 1987 (1976). - С. 40-42.

3. Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами // Там же. – С. 72-78.

4. Свентицкая М.Х. Наш детский сад // Там же.

5. О дошкольном воспитании : декларации 1917 г., 1920 г. // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия. - М.: Просвещение, 1988. – С. 41-42. 57-59.

- аналитическая литература (есть в методкабинете):

6. Литвин Л.Н. Идейные основы дегуманизации дошкольного воспитания в советской педагогике 20-х годов // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993.

7. Якушева Ю.М. Социальные основы сиротства // Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования: межвузовский сборник научных трудов. Часть II. - Пермь, 1997.

И другая литература по выбору студента.

Проблема определения статуса и границ возрастного периода, предшествующего периоду систематического (школьного) обучения детей.

Методические указания. В Вашей работе должны присутствовать анализ и сопоставление разных педагогических подходов. Дополнительно к рекомендуемым источникам Вам предстоит самостоятельно определить, педагогические труды каких авторов (любой страны, любой эпохи) могут послужить основой для раскрытия следующих вопросов:

- С какого возраста известные Вам педагоги рекомендовали начинать систематическое обучение детей? Чем они объясняли это?

- Как оценивали педагоги значение периода, предшествующего школьному обучению?

- Каким образом в истории педагогики менялся взгляд на роль и взаимоотношение семейного и общественного воспитания детей первых лет жизни?

- Какое влияние принятая в школе система обучения оказывала на построение педагогической работы, осуществляемой с детьми первых лет жизни?

Рекомендуемые источники:

1. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. В 2х томах. – М., 1982. Т. 1.

2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М., 1991.

3. Одоевский В.Ф. Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей // История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / под ред. С.Ф. Егорова. – М., 1999.

4. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Избранные педагогические произведения. – М., 1981.

5. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Родное слово / сост. Г.Г. Ермолина. – Новосибирск, 1994.

И другая литература по выбору студента.

Структура реферата: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. Объем реферата от 9 до 15 страниц.

Титульная страница реферата и список использованной литературы оформляется в соответствии с общими требованиями.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Литература

Основная:

1. История педагогики и образования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов; под ред. З.И. Васильевой. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 432 с.

2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2010. – 400 с. – Режим доступа: e.lanbook.com.view/book/2961

3. Попов В.А. История педагогики и образования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2010. – 208 с.

 

Дополнительная:

1. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. – М.: Логос, 2001.

2. Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева ; под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2001.

3. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М. Коджаспирова. – М.: Владос-пресс, 2003.

4. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл.ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия. Т.1 – А–М – 1993. Т.2 – Н–Я – 1996.

Педагогическая энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/cont1.html

5. Степашко Л.А. Философия и история образования / Л.А. Степашко. – М.: Флинта, 1999.

 

Рекомендуемая (имеющаяся в библиотечном фонде ПГПУ):

1. Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века): учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / сост. А.В. Овчинников [и др.]. – М.: Академия, 2000. – 384 с.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен ; отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.

3. История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др.; под ред. С.Ф. Егорова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 432 с.

4. История советской дошкольной педагогики: хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др.; под ред. М.Н. Колмаковой, В.И. Логиновой. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 447 с.

5. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./ под ред. А.И. Пискунова. – М.: Педагогика, 1982.

6. Мчелидзе Н.Б. История дошкольной зарубежной педагогики: хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. – М.: Просвещение, 1974. – 464 с.

 

7.2. Методические указания студентам

по выполнению самостоятельной работы

Посещение студентами лекционных занятий по «Истории педагогики» является обязательным, поскольку в лекционной части курса рассматриваются преимущественно такие вопросы, которые недостаточно полно освещены в доступной студентам учебной литературе. Так, по сравнению с имеющимися учебными пособиями, в лекционной части курса усилена проблемно-ориентированная направленность изучаемых вопросов. К примеру, рассматриваются различные концепции происхождения воспитания, различные методы историко-педагогического исследования, их применение в раскрытии тех или иных тем. Да и само понятие «история педагогики» раскрывается с разных позиций.

В лекционную часть курса включено и большинство вопросов по истории теории и практики образования с древних времен до конца ХVШ века. Это обусловлено необходимостью изложения учебного материала в очень сжатом, концентрированном виде, что позволяет, с одной стороны, сориентировать студентов в историко-педагогических проблемах того или иного этапа, не загружая их память излишним объемом фактических сведений, а с другой стороны, высвободить время для подробного изучения отечественной и зарубежной теории и практики дошкольного воспитания Х1Х-ХХ веков.

В настоящее время опубликовано достаточно большое число учебных пособий по курсу «История педагогики» (учебники, хрестоматии, антологии), что позволяет успешно организовывать самостоятельную работу студентов. Результатом самостоятельной работы студентов должно стать умение анализировать произведения классиков педагогики, критически относиться к педагогическим теориям прошлого, а также применять полученные сведения в оценке концепций, теорий и практик современного дошкольного образования.

Результаты самостоятельной работы студентов контролируются преподавателем и учитываются при аттестации.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.