Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса





При работе с настоящим учебно-методическим комплексом следует помнить, что профессионально-ориентированная практика является завершающим этапом профессионально-педагогической подготовки бакалавра по физической культуре и спорту и формирования всесторонне образованного специалиста.

Конкретными целями профессионально-ориентированной практики является формирование устойчивого интереса к будущей профессии, приобретение необходимых практических умений и навыков для самостоятельной работы.

Права и обязанности студентов-практикантов

Студенту необходимо знать, что в период прохождения практики на него распространяются правовые условия трудового законодательства, а также внутреннего распорядка базы практики. Исходя из этого, определяются основные права и обязанности студента-практиканта. Работа практиканта строится исходя из 6-ти часового рабочего дня, включая подготовку к проведению учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований и воспитательных мероприятий, и самостоятельную работу с документами и методической литературой.

Студент имеет право:

- получать консультацию у работников базы практики, методистов и преподавателей академии по любым вопросам, касающимся прохождения практики;
- пользоваться библиотекой, читальным залом, интернетом, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями;
- вносить предложения по совершенствованию программы практики, отдельных документов и учебных заданий;
- получать объяснения о предварительной оценке по практике (от методиста и тренера);
- обращаться по спорным вопросам к руководителю практики;



 

Студент обязан:

- подчиняться внутреннему распорядку базы практики;
- принимать участие в конференциях по практике и организационно-методических совещаниях бригады;
- выполнять в полном объеме все требования программы практики на соответствующем качественном уровне;
- активно участвовать во всех видах деятельности студентов в рамках программы практики;
- регулярно вести отчетную документацию практики по установленной форме;

- подчиняться требованиям руководителя практики и администрации базы практики по выполнению учебных заданий программы практики;
- участвовать в общественной жизни коллектива базы практики;
- обладать высокими моральными качествами, общественной активностью, стремиться к овладению профессиональной компетентностью;



- быть примером организованности, дисциплинированности и трудолюбия,

В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от дальнейшего прохождения практики. Студент, работа которого на практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра. В исключительных случаях по решению деканата студентам, имеющим пропуски по уважительным причинам, может быть назначено продление или повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в рамках регламента учебной деятельности.

Дополнительный прием зачетов проводится методической комиссией на базах практики и согласовывается с руководителями практики. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, должны быть отчислены из академии как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.

2.2. Пожелания к выполнению отдельных учебных заданий

1. В рамкахорганизационной деятельностив начале профессионально-ориентированной практики решается задача предварительной адаптации студентов к условиям прохождения практики, включающая в себя ознакомительные мероприятия. К ним относятся общие сведения о базе практики (характеристика типа и структуры организации), задачи тренерско-преподавательского состава базы на текущий год, характеристика качественных показателей работы базы практики за по­следние 5 лет, порядок финансирования и материально-техническое обеспечение. А также изучение распределения обязанностей и содержания деятельности директора, его заместителей старшего тренера, методиста, системы повы­шения квалификации и тарификации тренеров, особенности организации учебно-тренировочной, воспита­тельной и методической работы, формы работы с учебными заведениями и родителями за­нимающихся, организационно-методических особенностей построения тренировоч­ного процесса занимающихся разных возрастных групп.



Основным учебным заданием является разработка индивидуального плана работы студента на весь период практики.

Индивидуальный план составляется с целью полного представления студентом необходимого содержания работы и сроков ее выполнения. Он разрабатывается на основе плана работы бригады, программы профессионально-ориентированной практики и включает следующие разделы:

1. Организационная деятельность.

2. Учебно-тренировочная деятельность.

3. Воспитательная деятельность.

4. Исследовательская деятельность.

5. Физкультурно-спортивная деятельность.

6. Другие виды деятельности (не предусмотренные программой практики, но зависящие от специфики деятельности базы практики и включающие в себя агитационно-пропогандистскую, административно-хозяйственную работу и др. виды работ).

Все задания, по разделам индивидуального плана должны быть четко сформулированы, и носить конкретный характер. Так, в разделе «Организационная деятельность», планируя встречу с директором и педагогическим коллективом школы, необходимо конкретно указать место и содержание предполагаемой работы. В графе «Сроки выполнения» указать дату встречи.

В разделе «Учебно-тренировочная деятельность» планируются задания учебного характера, указываются конкретно группы, в которых практикант будет вести занятия в качестве помощника тренера и самостоятельно. Аналогично раскрывается содержание исследовательской и методической работы по оформлению рабочей и отчетной документации.

В разделе «Воспитательная деятельность» необходимо указать характер воспитательного мероприятия (беседа и др.), тему, объект воздействия. В разделе «Спортивно-массовая деятельность» студент планирует мероприятия с учетом календарного плана проведения спортивных мероприятий ДЮСШ и дополняет их исходя из возможностей бригады соревнованиями, показательными выступлениями и праздниками.

В разделе «Другие виды деятельности» планируется выполнение дополнительных заданий по различным видам деятельности практиканта, в том числе профориентационной, хозяйственной и профилактике наркомании. Схема заполнения индивидуального плана, как и других документов, представлена в приложении.

2. Основным содержанием учебно-тренировочной деятельности является проведение учебно-тренировочных занятий преимущественно в группах начальной подготовки. Акцент в учебной работе делается на самостоятельное проведение учебно-тренировочных занятий. В целях обеспечения успешной адаптации студентов к целостному проведению занятий рекомендуется первоначальное проведение УТЗ в качестве помощников тренера и товарища по бригаде, а также проведение ими отдельных частей занятия.

За период практики студент должен провести самостоятельно не менее 20 учебно-тренировочных занятий (студент ФЗО не менее 10) и представить не мене 10 развернутых планов-конспектов, в их число входит регулярное поведение УТЗ согласно расписанию, начиная со второй недели в прикрепленной группе, желательно начальной подготовки. Дополнительное проведение занятий, в том числе и в учебно-тренировочных группах определяется методистом для каждого студента индивидуально и согласовывается с тренером. К проведению занятия без предварительной подготовки и наличия конспекта студент не допускается.

При проведении отдельных частей и тренировочных занятий в дополнительных группах рекомендуется использовать краткие планы занятий и учебные карточки. Учебные карточки разрабатываются для определенной тренировочной группы и содержат комплексы упражнений по общей или физической подготовке, комплексы упражнений, направленных на обучение или совершенствование технических элементов, подвижные игры, игровые задания. В них подробно описывается методика обучения двигательным действиям, развития физических качеств, обучения технико-тактическим действиям и правилам соревнований. При наличии таких карточек студент имеет право не описывать данный вид деятельности в конспекте, ссылаясь на содержание учебной карточки.

При проведении учебно-тренировочных занятий необходимо соблюдать общие педагогические и специфические требования спортивной тренировки в избранном виде спорта.

При проведении подготовительной части учебно-тренировочных занятий необходимо обращать внимание на:

- своевременность и организованность начала занятия, включающее в себя построение занимающихся, постановку задач, манеру их изло­жения, психологический настрой занимающихся;

- целесообразность применения средств и методов проведения общей и специальной раз­минки, методов организации учащихся (фронтальный, поточный, круговой), использования мест занятия, инвентаря, умение правильно выбрать место для показа и выполнения физических упражнений;

- владение словесными и на­глядными методами, правильность подачи команд, указаний, краткость и ла­коничность объяснений, правильность использования спортивной терминологии, качество показа упражнений;

- предупреждение и исправление ошибок, регулирование нагрузки, соответствие отдельных упражнений подготовитель­ной части задачам основной части тренировки, определение степени готовности за­нимающихся к решению задач основной части.

При проведении основной части учебно-тренировочных занятий различной направленности необходимо обращать внимание на:

- последовательность решения задач основной части тренировочного занятия, соответствие методов организа­ции занимающихся, обучения технике выполнения двигательных действий и выполнения основных упражнений поставленным задачам, условиям и возрасту занимающихся с соблюдением рекомендованного объема и интенсивности нагрузки;

- соблюдение мер безопасности при выпол­нении упражнений, целесообразность и качество организации страховки и по­мощи, устранение ошибок;

- эффективность использо­вания методов воспитания физических качеств при решении задач общей и специальной физической подготовки, соот­ветствие тренировочной нагрузки и моторной плотности занятия его типу, поставленным задачам, возрасту и уровню подготовленности занимающихся.

При проведении заключительной части учебно-трениро­вочных занятий необходимо обращать внимание на соответствие ее содержа­ния и продолжительности характеру занятия и психофизическому состоянию занимающихся; организацию уборки мест занятия и спортивного инвентаря; подведение итогов, анализ и оценку деятельности занимающихся во время тренировки; домашнее задание.

Кроме проведения учебно-тренировочных занятий в прикрепленных группах перед студентами ставится задача по первичному отбору детей и подростков для занятий избранным видом спорта с целью доукомплектования групп начальной подготовки в учреждениях дополнительного образования, в которых они проходят практику. Для решения этой задачи благоприятно влияют сроки проведения практики, совпадающие с началом учебного года в общеобразовательных школах. Основными задачами первого этапа отбора являются определение пригодности детей и подростков к занятиям спортом путем выявления их задатков, которые лежат в основе их способностей, и оценка степени двигательной активности. Для выявления спортивно одаренных детей необходимо организовать агитационно-пропагандистскую работу среди учащихся общеобразовательных школ, посещая уроки физической культуры выявить школьников с устойчивым стремлением к спортивному совершенствованию, интересом к выполнению физических упражнений успешностью в овладении двигательными умениями и навыками. Кроме указанных выше требований необходимо учитывать желание заниматься данным видом спорта, согласие родителей, успеваемость в общеобразовательной школе.

Основными методиками оценки необходимых начинающему спортсмену качеств являются педагогическое тестирование и антропометрические измерения. Для оценки физического развития и физической подготовленности, как правило, используют ориентировочные нормативы, характерные для того или иного вида спорта и возраста занимающихся. Суммарная оценка физического развития и подготовленности в баллах позволит оценить пригодность и предрасположенность ребенка к занятиям определенным видом спорта.

3. Методическая деятельность студента в период профессионально-орентированной практики включает в себя творческую работу над различными видами отчетной документации практиканта:

- по планированию, анализу и учету учебно-тренировочного процесса (документы планирования, конспекты, ведение журнала посещаемости и поурочной записи проведения занятий, комплексному педагогическому анализу УТЗ, организации тестирования);

- проведению соревнований (положение, отчет, протоколы, таблицы результатов и пр.);

- подготовке отчетно-финансовых документов (сметы расходов на проведение соревнования и выезд команды на соревнование).

Все образцы для заполнения отчетной документации практикантом представлены в журнале по профессионально-ориентированной практике студента.

Успешность учебной деятельности студента в период прохождения практики во многом зависит от разработки документов планирования на основе программы по спортивной подготовке для ДЮСШ и СДЮСШОР по избранному виду спорта. Изучение программы, по которой работает база практики, имеет большое значение. Студент должен иметь представление о структуре программы: характере пояснительной записки, содержании учебного материала, контрольных нормативов и требований, соотношении теоретического и практического разделов программы, ориентировочном рас­пределении объемов на различные виды подготовки в часах (физическая, тех­ническая, теоретическая и т.д.) в тренировочных группах разного уровня под­готовленности. Планирование на базе практики составляется в соответствии с имеющимися у тренеров образцами документов.

К основным документам планирования относятся: годовой план-график макроцикла подготовки тренировочной группы, рабочий план на период практики и планы-конспекты учебно-тренировочных занятий.

По форме они могут быть составлены: текстовым способом (рабочий план и конспект урока) и графическим (годовой план-график).

Годовой план-график макроцикла подготовки тренировочной группы представляет собой документ организационно-содержательного характера построения учебно-тренировочного процесса, включающий распределение объемов нагрузки в средствах основ­ных видов подготовки по периодам, этапам и мезоциклам тренировки для при­крепленной тренировочной группы, распределение соревнований, тренировочных занятий и дней отдыха в прикрепленной группе.

Рабочий план подготовки тренировочной группы на период практики раскрывает основные средства тренировки в мезоцикле, их распределение по тренировочным занятиям.

План-конспект тренировочного занятия раскрывает структуру занятия (части и их содержание, долю времени по частям занятия), включает в себя задачи отдельного трениро­вочного занятия, подбор средств, объем тренировочной нагрузки, методы обу­чения и воспитания физических качеств, а также способы организации деятельности занимающихся.

Основные требования к составлению конспекта учебно-тренировочного занятия

Образовательные задачи учебно-тренировочного занятия формулируются в соответствии с годовым, месячным и недельным циклом тренировочной нагрузки.

Воспитательные задачи учебно-тренировочного занятия ставятся в соответствии с образовательными задачами тренировки и направлены на воспитание личностных качеств, которые необходимы занимающимся в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, а также в обыденной жизни.

Развивающие (оздоровительные) учебно-тренировочного занятия задачи ставятся для реализации познавательных и других интересов занимающихся, а также для развития физических качеств в процесса тренировочных занятий.

В графе «части занятия» пишется название частей занятия и время их проведения.

В графе «содержание» пишутся все виды упражнений и методика их выполнения, указывая подводящие и подготовительные упражнения.

В графе «организационно-методические указания» студенты описывают методы выполнения, требования к выполнению двигательных действий, основные моменты техники и варианты исправления возможных ошибок.

В конце каждого учебно-тренировочного занятия студентом-практикантом в журнале отчетной документации по профессионально-ориентированной практике ведется учет посещаемости и поурочная запись проведения занятий, проводится самоанализ педагогической деятельности. За проведение каждого учебно-тренировочного занятия тренером или методистом вуза ставится оценка.

4. Исследовательская деятельность студента-практиканта заключается:

- в продолжении проведения экспериментальных исследований, сборе данных и обработке полученных результатов для написания выпускной квалификационной работы;

- организации и проведении тестирования занимающихся, отобранных к занятиям избранным видом спорта с целью комплектования групп начальной подготовки;

- выявлении потенциальных возможностей и индивидуальных способностей занимающихся к занятиям избранным видом спорта, определении устойчивости их спортивных интересов на основе педагогических наблюдений, бесед и результатов проведения контрольных испытаний;

- оценки (самооценки) качества проведения учебно-тренировочных занятий и профессиональной подготовленности преподавателя (практиканта) на основе педагогического анализа;

- использовании способов комплексного и педагогического контроля (тестирования, хронометрирования, пульсометрии и т.п.) с целью определения результативности конкретного занятия.

С технологией организации и проведения способов педагогического контроля студенты достаточно хорошо знакомы в период педагогической практики в общеобразовательной школе на 3 курсе.

5. Воспитательная деятельность с юными спортсменами в условиях профессионально-ориентированной практики в ДЮСШ должна быть направлена на формирование у них потребности физического и нравственного совершенствованияи воспитание высоких моральных и волевых качеств.

Воспитательная работа в спортивных школах осуществляется в основном на учебно-тренировочных занятиях и в период организации спортивно-оздоровительных мероприятий и тренировочных сборов. Успешная реализация многообразных воспитательных задач в процессе проведения учебной работы и различных мероприятий зависит от тренера. Тренер должен обращать особое внимание на формирование сознательного и творческого отношения к труду и учебе у своих воспитанников, высокой организованности и требовательности к себе, чувства ответственности за порученное дело.

Главными воспитательными факторами в этой работе являются: - личный пример, стиль работы и мастерство тренера; товарищеская помощь, моральная поддержка более опытных спортсменов, спортивные традиции, существующие в школе, проведение торжественных мероприятий и соревнований, посвященных выдающимся спортсменам, дню рождения школы, началу и окончанию учебного года, памятным датам.

Воспитательную работу следует планировать с учетом возраста, пола, спортивной подготовленности, уровня общего развития учащихся. Например, в первый год обучения в группах начальной подготовки, наряду с программными требованиями спортивной школы, можно рекомендовать воспитывать организованность, дисциплинированность, аккуратность, честность, любознательность. Учащиеся должны неукоснительно соблюдать требования и нормы организации правильного питания и режима дня, правила внутреннего распорядка спортивной школы.

На втором году обучения в группе подростков наряду с совершенствованием приобретенных морально-волевых качеств, следует воспитывать умение владеть своим настроением (не поддаваться порывам чувств и раздражению), внимательное отношение к товарищам, наблюдательность, творческую активность. В последующие годы уделяется внимание воспитанию целеустремленности, настойчивости, спортивного трудолюбия и других качеств. Необходимо помнить, что эффективность воспитательного воздействия будет достигнута лишь в том случае, если мероприятия интересны учащимся.

Планирование воспитательной работы в спортивной школе, как правило, осуществляется в двух основных формах: годовой план воспитательной работы ДЮСШ и план воспитательной работы тренера.

Годовой план воспитательной работы составляется директором или заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается на педагогическом совете.

Система воспитательных мероприятий при разработке годового плана определяется с ориентацией на работу со всем коллективом спортсменов. Воспитание отдельных спортсменов с учетом их положительных качеств и недостатков осуществляется в порядке индивидуального подхода при проведении общих мероприятий и непременно учитывается в плане воспитательной работы тренера. Поэтому, разрабатывая такой план воспитательной работы, тренер должен тщательно изучить особенности поведения учащихся в быту и в школе, ознакомиться с тем как они учатся, какова их общественная активность, как складываются взаимоотношения в семье. Определиться в том, какие факторы окажут положительное влияние на их поведение и убеждения и т.д. При этом необходимо учитывать психологические, физические и биологические особенности детей.

Воспитательные и культурно-массовые мероприятия должны быть четко скоординированы с планом тренировочной работы. Так, например, выезд на экскурсии рекомендуется планировать на разгрузочный день, а короткую развлекательную программу или музыкальные вечера на дни тренировок с повышенной нагрузкой.

В процессе прохождения практики студенты должны проводить беседы или мини-лекции для учащихся прикрепленной группы. Краткое изложение материала оформляется в виде конспекта или тезисов, демонстрационный материал используется в виде иллюстраций, плакатов, слайдов, мультимедийных презентаций и видеозаписей.

Примерные темы бесед, рекомендованные студентам:

1. «Мы за здоровый образ жизни!»

2. «Спортивные звезды нашего города».

4. «Спортивный мир – мир без наркотиков!».

6. «Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена».

7. «История развития избранного вида спорта».

Физкультурно-спортивная деятельность выполняется в соответствии с планом физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий базы практики, утвержденным руководителем данной и вышестоящей организации. По согласованию с тренером и администрацией принимается решение о том, в каких мероприятиях будут принимать участие студенты на профессионально-ориентированной практике. При этом четко определяются обязанности каждого студента. Выполнение студентами заданияпо организации и проведению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы зависит исключительно от материально-технических условий конкретной школы и особенностей постановки учебно-воспитательного процесса. Тем не менее, необходимо побуждать студентов к проявлению сознательной активности, инициативы и самостоятельности в выполнении данного раздела профессионально-ориентированной практики. Студенты могут участвовать в качестве судьи, представителя команды, тренера, участвовать в показательных выступлениях с целью профессионально-ориентированной направленности, пропаганды и популяризации физической культуры и избранного вида спорта.

За основу проведения студентами физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в период профессионально-ориентированной практики берется календарный план проведения спортивно-массовых мероприятий школы, утвержденный директором школы в начале учебного года. Составляя бригадный план на период практики, студенты разрабатывают соответствующий раздел работы с учетом ранее запланированных мероприятий, четко определяя меру своего участия и ответственных за их проведение.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЕ

Наименование мероприятия Время и место проведения Ответственные Отметка о выполнении
         

Успех проведения любого физкультурно-спортивного мероприятия или соревнования зависит от его подготовленности. Студентам необходимо помнить, что к проведению мероприятий, в том числе и зачетных, нужно подходить творчески, с выдумкой, заинтересованно. Подготовка мероприятия начинается с разработки сценария или положения о соревновании.

Следующий этап – это подготовка мест соревнования, оборудования, инвентаря, приобретение призов, подготовка грамот, дипломов. Необходимо обновить разметку площадки, подготовить флаг соревнований, игровые мячи, бланки протоколов, часы, радиофикацию зала, записи фонограмм гимна России, спортивных маршей и песен о спорте, пригласить гостей. Для оформления спортивного зала развесить красочные транспаранты, стенгазеты, плакаты, лозунги, флаги.

У входа в спортивный зал на стадион или спортивную площадку нужно подготовить место для размещения материалов о начале, ходе и результатах соревнования. Здесь вывешиваются красочные объявления о сроках проведения и времени проведения игр, заседания судейской коллегии, положение, календарь игр, таблица результатов. Интерес у зрителей вызовут оперативные фоторепортажи по итогам игрового дня.

При проведении соревнований очень важно создать праздничную обстановку. Украшенный зал, торжественный парад открытия соревнования, представление команд и судейской коллегии, подъем флага, участие групп поддержки – все это позволит участникам и болельщикам сохранить атмосферу праздника до конца соревнований.

Достойным завершением любого турнира станет торжественное закрытие соревнования и награждение победителей, призеров и лучших игроков турнира. Победителей могут приветствовать участники художественной самодеятельности и спортсмены с показательными выступлениями. В заключение капитаны команд- победительниц опускают флаг соревнования, и участники парада под аплодисменты болельщиков покидают спортивную площадку.

Важные моменты после завершения соревнования - это приведение в порядок мест проведения соревнований, раздевалок и подсобных помещений, анализ деятельности студентов и работы судейской коллегии, подготовка отчета о проведении соревнования.

Организация наркопрофилактической работы силами студентов в период профессионально-ориентированной практики

Профессионально-ориентированная практика для студентов физкультурных вузов – это не только подготовка к самостоятельной практической деятельности, проверка убежденности в правильности профессионального выбора, но и проба сил в организации и осуществлении воспитательного воздействия на детско-юношеские спортивные коллективы и личности отдельных спортсменов.

В современных условиях одним из главных направлений в воспитательной работе с подрастающим поколением является профилактика социально-опасных привычек, в том числе применения наркотических средств не только в быту, но и в качестве допинга для быстрого, но ложного роста спортивных результатов, чреватого самыми непоправимыми последствиями. Важность данной проблемы сегодня очевидна. Именно студенты выпускного курса после предварительной подготовки способны грамотно, ненавязчиво и умело спланировать, организовать и реализовать воздействие на эмоционально-ценностную сферу несформировавшейся личности спортсмена, с учетом возрастных особенностей воспитанников и специфики их окружения, основанное на возможно более полном психологическом контакте с учениками.

С этих позиций физкультурно-спортивная деятельность представляется как нельзя более подходящей для выстраивания альтернативы моде на табакокурение, употребление слабоалкогольных напитков и пробу наркотиков молодым поколением. При адекватном использовании технологий профилактики асоциального и разрушающего здоровье поведения детей и подростков, основанных на их привлечении к осознанным занятиям физкультурой и спортом, формируются мировоззренческие установки, существенно снижающие вероятность попадания под негативное влияние. Весомое воспитательное значение при этом имеет личный пример практикантов, олицетворяющих собой личность современного, физически красивого внешне и внутренне здорового молодого человека, с социально активной жизненной позицией.

Раздел по наркопрофилактике входит в программу профессионально-ориентированной практики и включает в себя выполнение студентами обязательных заданий: спортивных праздников, физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований под девизами: «Олимпийские старты здоровья!», «Спорт против наркотиков!» и «Олимпийский мир - мир без допинга!», а также проведение профилактических бесед и оформление информационно-образовательных стендов. Поэтому целесообразно активизировать работу студентов в период практики по формированию у детей устойчивой потребности в активных занятиях физической культурой и спортом, менталитета здорового образа жизни, неприятия социально-опасных привычек и использования наркотических средств в качестве допинга, а также, интереса к олимпийскому движению.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.