Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение 44. СБОР СИТУАЦИЙ ПО ТЕМЕ «ВЫРАЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ»





Материалы Время Инструкция По три бланка для записи ситуаций на каждого из участников. Обсуждение — 5—10 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, вспомните и запишите на бланках ситуации, в которых близкий вам человек своим поведением доставил вам неприятные чувства».

Ролевая игра 10. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Материалы Время Не требуется. Игра — 15 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника.

150

 

Комментарии

Ситуация Инструкция участнику Инструкция группе Обсуждение Используются ситуации, предложенные участниками. «Ваша задача состоит в том, чтобы, следуя правилам, точно описать ситуацию, назвать возникшие в ней чувства и перечислить свои желания в связи с этим. Внимательно слушайте партнера, отражайте его чувства, но сохраняйте спокойствие и настойчивость. Не ждите от партнера немедленного следования вашим желаниям. Людям часто нужно время на размышление. Повторив три раза свои чувства и желания, поблагодарите партнера за то, что он вас выслушал». «Следите, пожалуйста, за тем, чтобы разговор шел действительно о чувствах и желаниях, выраженных в форме очень конкретного поведения». «Были ли названы чувства? Точно ли формулировались желания? Удалось ли участнику не дать втянуть себя в дискуссию?»

Наибольшие сложности в этом упражнении возникают с четким формулированием желаний. Многие участники предпочитают давать очень общие формулировки наподобие «Мне бы хотелось, чтобы ты был повнимательнее».



В этом случае тренер вмешивается с уточняющими вопросами: «А что нужно сделать, чтобы быть повнимательнее? »


151

Домашнее задание

До следующей встречи вам необходимо внимательно следить за своими чувствами. Как только близкий человек чем-либо вас обидит, разозлит или заденет — не откладывайте, а сразу же скажите ему об этом в связи со своими желаниями.

Как только это произойдет, на бланке для записи ситуаций опишите этот случай, на обороте отметьте трудности, с которыми вы, возможно, столкнетесь. На следующей встрече мы обсудим ваши записи.

Упражнение 45. ПРОВЕРКА ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ_______________

Материалы Время Инструкция Обсуждение Листки, заполненные участниками. Обсуждение — 5-15 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, расскажите о том, как вам удалось выразить негативные чувства, к чему это привело, какие при этом возникли трудности». «В каком из пунктов схемы у вас возникли трудности? Как вел себя партнер? На что следует обратить внимание в будущем?»

Комментарии



В случае если упражнения в реальной жизни были связаны с трудностями, эти трудности обязательно нужно обсудить в группе. Часто в этом обсуждении обнаруживаются совершенно противоположные желания партнеров. Тогда ссылаются на то, что такого рода ситуации будут рассматриваться в разделе «Конфликты».

Пример применения схемы в индивидуальной терапии

Тридцатилетняя женщина жалуется на то, что находится под постоянной гиперопекой матери. Та звонит ей до тридцати раз в день, чтобы проверить, все ли нормально, через день посещает ее и проверяет все закоулки квартиры.


152

 

После серии консультаций женщина отваживается на разговор с матерью, в котором она разъясняет той свои чувства в связи с 27 звонками, которые случились накануне, и говорит, что она хотела бы сама звонить матери, когда это ей удобно.

В течение недели при каждом звонке матери она, прежде чем ответить на вопросы, говорит о том, какие чувства вызвал этот звонок. Время от времени она сама звонит матери и рассказывает, как у нее дела. Через пару недель ситуация нормализуется.

Открытое отражение негативных чувств

Вэтой сфере поведения речь идет о том, что мы не оставляем близкого человека в беде, а помогаем ему разобраться в его негативных чувствах и событиях, которые их вызвали, предлагаем помощь.



Поскольку принципы открытости желаний и чувств к этому моменту обычно уже хорошо усвоены участниками, то мы начинаем сразу со сбора личных ситуаций и тренировочных ролевых игр.

Упражнение 46. СБОР СИТУАЦИЙ ПО ТЕМЕ «ОТРАЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ ПАРТНЕРА»________________________

Материалы Время Инструкция Обсуждение По три бланка для записи ситуаций на каждого из участников. Обсуждение — 5—10 мин. на каждого участника. (1) «Пожалуйста, вспомните и запишите на бланках ситуации, в которых близкий вам человек испытывал неприятные чувства, был чем-то разозлен, расстроен ». (2) «Пожалуйста, прочитайте нам описание ваших ситуаций». «Как вы считаете, будет ли партнеру приятно почувствовать, что вам небезразличны его чувства?

153

 

Сумеете ли вы точно пересказать его чувства?

Что вам может в этом помешать? Понадобится ли вам в этом настойчивость?»

Комментарий

Иногда участники группы заявляют, что просто невозможно понять, отчего злится или хмурится их партнер. Мы обычно отвечаем, что это и не особенно важно. Люди часто сами не знают, почему у них плохое настроение. Нам достаточно будет показать, что мы уважаем чувства партнера и что они нам небезразличны.

Ролевая игра 11. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Материалы Время Ситуация Инструкция участнику Инструкция группе Обсуждение Не требуется. Игра — 15 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника. Используются ситуации, предложенные участниками. «Ваша задача состоит в том, чтобы максимально точно пересказать чувства, которые испытывает партнер. Следите за его невербальным поведением. Если партнер просто молчит, начинайте сами, например, фразой: „Я вижу, ты чем-то очень расстроен и хотел бы тебе помочь"». «Следите, пожалуйста, за тем, чтобы разговор шел действительно о чувствах, и лишь время от времени переходил в плоскость оценок». «Точно ли были отражены чувства?

 

Принимались ли чувства партнера такими, какие они есть, или оспаривались и корректировались?»

Комментарии

Если участник пытается оспаривать или высмеивать чувства партнера, то игра повторяется вновь с указанием на то, что чувства партнера — это его собственность, их следует уважать.

Домашнее задание

До следующей встречи вам необходимо внимательно следить за чувствами ваших близких. Если вы заметите, что они расстроены или злы, скажите им об этом и предложите помощь.

Как только это произойдет, на бланке для записи ситуаций опишите этот случай, на обороте отметьте трудности, с которыми вы, возможно, столкнетесь. На следующей встрече мы обсудим ваши записи.

Упражнение 47. ПРОВЕРКА ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ______________

Материалы Время Инструкция Обсуждение Листки, заполненные участниками. Обсуждение — 5—15 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, расскажите о том, что сделал ваш партнер, когда вы говорили о его чувствах? » «В чем у вас возникли трудности? На что следует обратить внимание в будущем? Как реагировал партнер на отражение его негативных чувств?»

Комментарии

Если участники заявляют, что партнеру были совершенно безразличны его действия, то можно усомниться в наличии или качестве межличностных отношений и предложить попробовать вызвать у партнера симпатию.


155

УВЕРЕННОСТЬ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Все же иногда бывает так, что отношения сильно нарушены в результате каких-либо событий, и близкие ранее друг другу люди вызывают друг у друга только злость и раздражение. В этой ситуации всегда существует, конечно, вариант бегства (развода) или позиционной войны с вербовкой союзников из числа других близких людей. В нашем тренинге мы ищем альтернативу этим — агрессивному и неуверенному — исходам.

Один вариант уже обсуждался нами ранее — это попытки заново вызвать симпатию. Если же это не удается, приходится искать компромисс между тем, чего мы хотим от партнера, и тем, что нам за это придется для него делать.

А делать придется, вероятно, то, чего он хочет от нас.

Эта сфера тренинга имеет исключительно личный характер, строится на личных ситуациях участников и не предполагает никаких демонстрационных игр.

Очень важно, приступая к этой темег детально обсудить правила ведения конфликтного разговора.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.