Сделай Сам Свою Работу на 5

Пример применения схемы в индивидуальной терапии





С жалобой на одиночество, скуку и однообразие жизни ко мне обратился молодой человек (назовем его Слава). Слава показался мне довольно симпатичным, эрудированным и интересным человеком, у которого не должно было быть проблем с друзьями и подругами. Сам же он сказал, что друзей у него почти нет, а последняя подруга ушла от него лет пять назад. Работа ему уже порядком надоела (он ремонтирует холодильники на дому у заказчика).

Мы решили, что наша цель будет заключаться в знакомстве с тремя симпатичными девушками. На вопрос о том, встречает ли он таких девушек на работе, Слава сказал, что это бывает, но редко, и он очень стесняется и не знает, как с ними заговорить, и о чем с ними, кроме холодильника, разговаривать. Немного подумав, Слава вспомнил одну очень симпатичную девушку, у которой он ремонтировал телевизор. Она запала ему в душу, и он даже пару раз крутился у дома, где она живет, чтобы ее там встретить, но не встретил.


 

Мы решаем, что разговор с этой девушкой - дело ответственное, и лучше сначала научиться знакомиться где-либо в непринужденной и ни к чему не обязывающей обстановке. Слава называет адрес дискотеки, где не очень шумно и приятная музыка (он и там чинил холодильник). Составив список контактных фраз, Слава сначала тренируется там уверенно их произносить, затем мы с ним тренируем несколько «домашних заготовок» на разные темы (музыка, системы охлаждения воздуха и устранения табачного дыма, классические гавайские коктейли), и он тренируется их произносить в диалоге с девушками. Однажды ему даже удается договориться о дегустации гавайских коктейлей.



Наконец, Слава идет к объекту своих симпатий якобы затем, чтобы узнать, как работает отремонтированный им холодильник. Он рассказывает о системах охлаждения воздуха и об охлажденных гавайских коктейлях, пока роется в холодильнике. Девушка сама его угощает холодным вермутом, а он обещает ей занести специальный жесткий фильтр для устранения запаха табачного дыма.

Славе уже не так скучно, и работа не кажется ему совсем уж бессмысленной.

Сферы применения

Помимо совершенно очевидного тренинга знакомств с противоположным полом для застенчивых юношей и девушек, тренинг контакта находит широкое применение среди лиц, сфера личных контактов которых разрушена в результате переселения на новое место жительства, среди эмигрантов в целях облегчения их адаптации как на этапе подготовки к эмиграции, так и при затрудненной адаптации к новой среде в чужой стране.



В сфере бизнеса тренинг контактов находит широкое применение для людей, по роду своей деятельности вынужденных устанавливать новые контакты и в короткое время добиваться расположения к себе (например, торговые и страховые агенты). Иногда тренинг контакта используют в подготовке сотрудников правоохранительных органов и специалистов по общественным связям.


УМЕНИЕ ВЫЗВАТЬ СИМПАТИЮ

Конечно, знакомство — лишь начало межличностных отношений. Контакт может легко завершиться после первой или второй встречи, если партнер покажется нам неинтересен или несимпатичен, если мы сами не вызовем у него симпатию.

Умение вызвать симпатию принадлежит к числу очень важных умений, от которых зависит количество и интенсивность наших межличностных контактов. Симпатичные люди привлекают внимание, с ними хочется встречаться вновь и вновь. Взаимная симпатия — это то, что укрепляет межличностные отношения, делает их более насыщенными. Удовлетворенность своими межличностными отношениями тоже не в последнюю очередь зависит от уровня симпатии.

Безусловно, оптимистичные и уверенные в себе (не самоуверенные) люди притягивают к себе других людей, их, как показал в своих исследованиях Мартин Селигман, выбирают на ответственные должности, им легче добиться от других выполнения собственных желаний.



В содружестве с молодым аспирантом Гарольдом Зулловым Селигман (Zullow et al., 1988) заинтересовался проблемой, близкой к сфере интересов политологов. Он предположил, что при явном соперничестве двух кандидатов (какое, например, имеет место в ходе президентских выборов) более оптимистичный кандидат должен побеждать.

Основание к этому Селигман видел в следующем. Во-первых, оптимистичный кандидат будет более активным и деятельным, успеет встретиться с большим количеством людей и т. д. Во-вторых, в ходе этих встреч он больше понравится избирателям. В-третьих, он будет более убедителен (в хорошее охотнее верят) и вызовет у избирателей большие надежды, связанные с ним персонально. В итоге, при сильной разнице в уровне оптимизма при прочих приблизительно равных условиях, победить должен депутат оптимистичный.

Селигман решил проверить это предположение на материале президентских выборов. В качестве стандартных выступлений


88

 

были выбраны речи с согласием баллотироваться претендентов на президентский пост в Америке с 1948 (с этого года выступления достигали широкой аудитории благодаря телевидению) по 1984 годы. Уровень оптимизма оценивали независимые эксперты по специально разработанной схеме.

В итоге было обнаружено, что в девяти случаях из десяти победил более оптимистичный кандидат. Причем кандидаты, существенно опережавшие соперника по уровню оптимизма, выигрывали с огромным перевесом. У кандидатов же с небольшим преимуществом по показателям оптимизма и перевес на выборах был небольшим. Так было установлено, что знание разницы в уровне оптимизма позволяет предсказать исход выборов значительно точнее, чем любые другие технологии. Более того, влияние телевизионной трансляции также не было решающим фактором. Анализ речей кандидатов, начиная с 1900 года, показал, что из двадцати случаев в восемнадцати американцы отдавали предпочтение более оптимистичному кандидату.

Тренируясь видеть хорошее в других людях и говорить об этом, участники группы научатся также хорошо говорить и о своих достоинствах. А эти умения, как мы видели раньше — один из существенных компонентов уверенности в себе.

Упражнение 20. ДИАЛОГ В ПАРАХ: ВСЕ ХОРОШЕЕ ЗА 100 СЕКУНД

Материалы Время Инструкция Не требуется. Упражнение — 30 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника. Группа разбивается на пары (при нечетном количестве участников в работу включается ко-тренер) следующим образом. Закрыв глаза, каждый должен сначала прикоснуться рукой к одной из стен помещения и лишь затем найти себе пару из числа тех, кто тоже успел прикоснуться к стене. Если найденный участник ещё не дошел до

 

Обсуждение стены, он прямо говорит об этом: «Я еще не дошел до стены». 1) «Теперь в парах вам нужно рассказать друг другу о себе самое лучшее, самое интересное. Сначала говорит один, а другой его внимательно слушает и отсекает самоуничижительные фразы. Задача слушающего — узнать о партнере как можно больше хорошего, задача говорящего — как можно больше хорошего о себе рассказать. Через 100 секунд я дам сигнал, и вы поменяетесь ролями. Тот, кто слушал, начнет говорить, тот, кто говорил — начнет слушать. Еще через 100 секунд я дам новую инструкцию». 2) «А сейчас мы соберемся в круг, и каждый расскажет, что хорошего он узнал о другом. Если ваши слова будут переданы неверно, можно вмешаться и поправить». «Что вы чувствовали в момент, когда ваш партнер рассказывал о том, какой вы хороший человек? Трудно ли вам было удержаться и не начать критиковать себя?»

Комментарии

То, как охотно и как долго каждый из участников говорит хорошее о себе, может служить очень хорошей диагностической информацией. Неуверенные люди замолкают быстрее, а иногда и вообще ничего не могут сказать, не выдвинув в качестве «оправдания» какой-либо свой недостаток («жену-то я очень люблю, вот только говорю с ней редко»). В этом случае имеет смысл вмешаться и предложить рассказать о том, что хорошего об участнике говорят другие люди.

Положительные черты участников записывает ко-тренер, они пригодятся в последующих играх.


 

Упражнение 21. КАКАЯ ВСЕ ЖЕ У МЕНЯ ЕСТЬ ПРЕЛЕСТНАЯ ШТУЧКА

Материалы Время Инструкция Обсуждение Не требуется. Упражнение — 15 мин., обсуждение — 5-7 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, выберите любую имеющуюся у вас при себе вещь, которая вам нравится, которую вы выбирали лично. Покажите эту вещь группе, расскажите о ней и о своем отношении к этой вещичке, о своих чувствах по этому поводу». «Расскажите, пожалуйста, о ваших чувствах, когда вы говорили сами, и о чувствах, когда говорили другие».

Комментарии

Я проводил это упражнение во многих группах. Опыт показывает, что всегда находится что-либо, о чем хотят поговорить участники. Часто в качестве «прелестной штучки» выступает бижутерия, обувь, авторучки, реже — амулеты и часы. В общем, не важно, о чем будут говорить участники. Нам важнее обратить внимание на факт, который наверняка обнаружится: если начали говорить о бижутерии и обуви, то вся группа будет говорить о бижутерии и обуви.

Из этого тренер может сделать вывод: говоря что-либо о себе самом приятное, мы помогаем партнеру искать приятное в нем.

Упражнение 22. КАКАЯ ЖЕ У ТЕБЯ ЕСТЬ ПРЕЛЕСТНАЯ ШТУЧКА________________________________________________

Материалы Время Инструкция Не требуется. Упражнение — 15 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, выберите любую вещь, которая вам нравится у другого участника

91

Обсуждение группы, подойдите к нему и расскажите в деталях, как вам нравится эта вещь». «Расскажите, пожалуйста, о ваших чувствах, когда вы говорили сами. Что вы чувствовали, когда другой говорил, что ему нравится то же, что и вам».

Комментарии

Особенно следует обратить внимание участников на чувство симпатии, которое возникает, если одному нравится то же самое, что и другому.

Упражнение 23. КАК МНЕ ЭТО ЗДОРОВО УДАЕТСЯ

Материалы Время Инструкция Обсуждение Не требуется. Упражнение — 15 мин., обсуждение — 5-7 мин. на каждого участника. «Встаньте, пожалуйста, со стула и расскажите группе о каком-либо деле, которое вам особенно удается. Затем расскажите, когда это у вас начало получаться, о ваших чувствах по этому поводу». «Что вы чувствовали, когда говорили сами и когда слушали других? Чей рассказ вас особенно затронул? Как вы думаете, почему?»

Комментарии

Обычно участники начинают говорить о каких-либо «предметных» успехах — в приготовлении пищи, ремонте и т. п. Тренер и ко-тренер специально подкрепляют рассказы о межличностных умениях.

 


92

 

Материалы Время Инструкция Обсуждение Не требуется. Упражнение — 20-25 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника. «Посмотрите на других участников группы, найдите что-либо, что вам нравится в поведении одного из них. Скажите ему следующую фразу: У тебя лучше, чем у меня получается... У тебя так же хорошо, как и у меня, получается... Концентрируйтесь, пожалуйста, на конкретных особенностях поведения, а не на абстрактных качествах». «Что вы чувствовали, когда слышали, что некоторые вещи вам удаются лучше, чем другим людям? Насколько трудно было вам определить, что конкретно вам нравится в других людях?»

Комментарии

В группах с высоким уровнем неуверенности в себе это упражнение можно провести на карточках. Участники просто пишут свои фразы на карточках и передают их адресату либо сами, либо при посредничестве тренера или ко-тренера.

Можно заметить, что комплименты «ходят парами». Тот, кто получил комплимент, тут же пытается сделать комплимент его «автору». Из этого можно сделать вывод (если группа его сама не сделает), что симпатия, если она проявляется открыто, обычно взаимна.

Упражнение 25. ДЕЛАЕМ ОБЩИЕ КОМПЛИМЕНТЫ

Материалы Время Не требуется. Упражнение — 20-25 мин., обсуждение — 5-7 мин. на каждого участника.

93

 

Инструкция Обсуждение «Посмотрите на других участников группы, выберите кого-либо и дайте ему, его внешности или манере себя вести общую положительную оценку». «Чему вы доверяете больше: конкретной оценке поведения или общей похвале? Что лично вам было приятнее слушать? Как вы думаете, почему?»

Страховка

Если участники не понимают, о чем идет речь, то можно привести следующие примеры:

Ты очень хороший человек. Ты добрый. Ты красивая. В тебе много добра и т. п.

Упражнение 26. ЧТО ПРИЯТНО БОЛЬШИНСТВУ ЛЮДЕЙ?

Материалы Время Инструкция Лист ватмана, карточки по числу участников, на которых написано: «Большинству людей приятно, когда ...» Упражнение — 15 мин., обсуждение — 20—30 мин. (1) «Сейчас мы попытаемся собрать как можно больше различных способов сделать приятное другому человеку. Пожалуйста, подумайте и запишите на имеющихся у вас карточках как минимум три действия, которые приятны большинству людей». (2) «Теперь каждый прочтет, что записано на его карточке, а я буду фиксировать найденные нами способы на листе ватмана. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы собрать как можно больше пунктов. Критиковать и вычеркивать мы будем потом».

94

 

(3)

«Теперь посмотрим, не записали ли мы чего-нибудь лишнего и не забыли ли чего».

Комментарии

Упражнение проводится по схеме «мозгового штурма». Эта методика хорошо известна и не нуждается в дополнительных комментариях.

Если участники затрудняются с ответами, то можно предложить им подумать над вопросом: «Что обычно бывает приятно лично мне?»

Иногда помогает также подход «от противного». В этом случае спрашивают, что неприятно большинству людей, а затем просят переформулировать эту неприятность в обратное утверждение.

Страховка

В итоге обычно получается примерно следующий список: Делать комплименты Льстить

Говорить о том, что нравится другому, что его интересует

Не говорить о том, что неприятно партнеру Делать подарки Угощать тем, что нравится Подчеркивать статус Подчеркивать то, что объединяет Давать договорить Просить совета Улыбаться

Быть опрятно одетым Помогать преодолеть трудности Соглашаться с мнением


 

Ролевая игра 4. ВЫЗВАТЬ СИМПАТИЮ

Материалы Время Ситуация Инструкция участнику Стол, имитирующий рабочее место учителя. Игра — 15 мин., обсуждение — 5-7 мин. на каждого участника. «У вашего сына (дочери) неприятности в школе начались сразу после того, как в школу пришла новая учительница математики — молодая девушка, только что окончившая педагогический институт. Сын считает, что она к нему придирается, отказывается идти в школу в те дни, когда есть урок математики. Вы идете в школу и встречаетесь с учительницей». «У вас нет никакой особой цели, кроме одной — вызвать у учительницы симпатию по отношению к вам и к вашему сыну. Представь-  
Материалы Время Инструкция Обсуждение Не требуется. Упражнение — 5—7 мин. на каждого участника. «Сейчас каждый из вас встанет со своего места, обратится к группе, и, используя один или несколько приемов вызывания симпатии, постарается пробудить у группы симпатию. Группа попытается отгадать, какой именно прием или приемы были использованы». «Чье выступление понравилось больше всего? Почему?»
       

Упражнение 27. ВЫЗВАТЬ СИМПАТИЮ У ГРУППЫ


Инструкция группе Обсуждение тесь, расскажите о себе, о своем сыне с использованием максимального количества приемов из подготовленного нами списка». «Пожалуйста, проследите, какие приемы были использованы, в какие моменты симпатия возрастала, в какие — уменьшалась». «Какие приемы были использованы? » «Что способствовало симпатии, что ее снижало? » «Какие невербальные средства были использованы для того, чтобы вызвать симпатию? »

Комментарии

Это — первая демонстрационная ролевая игра, которая в определенной мере будет служить моделью при последующей тренировке. Если не найдется желающих, то тренер сам может разыграть ее с ко-тренером. Я обычно использую демонстрацию видеозаписи модельной ролевой игры перед первой игрой участника группы.

В качестве партнера в первой ролевой игре участника должен участвовать ко-тренер, своим поведением обеспечивая успех участника.

Ранее подготовленный список приемов, которые вызывают симпатию, помещают так, чтобы он был виден участнику-родителю.

Затем ситуация разыгрывается в парах, образованных из всех участников группы со сменой ролей, так, чтобы каждый смог побывать и в роли учителя, и в роли родителя. Если ситуация наскучит, можно брать иные ситуации из списка, следующего далее.

Некоторый сексуальный подтекст, возникающий в парах «родитель—учительница» или «учитель — родительница» тоже может подробно обсуждаться в группе.

Страховка

Для тренировки также могут быть использованы следующие ситуации:


 

1. К вам в отдел устроился новый сотрудник, от которого частично зависит эффективность вашей работы.

2. К вашему сыну (дочери) приходит в гости друг (подруга), которого(ую) вы впервые видите.

3. В самолете рядом с вами оказывается чрезвычайно симпатичный пассажир (пассажирка).

4. В доме отдыха вы оказываетесь в одной комнате с незнакомым человеком и вам жить вместе как минимум две недели.

5. Пустующая квартира прямо над вами куплена молодым человеком. Вы встречаетесь с ним на лестнице.

6. В магазине, где вы обычно покупаете продукты, появилась новая продавщица.

7. Коллега вернулся из длительной командировки на Север.

8. В налоговой инспекции сменился инспектор.

Домашнее задание

1.До следующей встречи в разговорах со знакомыми и незнакомыми людьми как можно чаще используйте приемы, вызывающие симпатию. Отмечайте в своих записях, когда и с кем это вам удалось сделать и к какому это привело эффекту. Помните, что вокруг вас очень много неуверенных в себе людей, а они склонны смущаться, когда для них делают что-то приятное. Применительно к таким людям необходима некоторая деликатность и одновременно — настойчивость.

2. Вспомните человека, отношения с которым в последнее время прервались или несколько испортились. Подумайте, в какой ситуации вы могли бы усилить или восстановить его симпатию к вам. Запишите эту ситуацию на стандартном бланке. Эти ситуации будут обсуждаться на следующей встрече.

Упражнение 28. СБОР СИТУАЦИЙ ПО ТЕМЕ «СИМПАТИЯ»

Материалы Время Инструкция По три бланка для записи ситуаций на каждого из участников. Обсуждение — 5-10 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, прочитайте ситуации, которые вы считаете подходящими для укрепления симпатии с нужными вам людьми».

Комментарий

При обсуждении ситуаций в группе часто возникает вопрос, зачем, собственно, стремиться к симпатии со стороны достаточно чужих людей, не принадлежащих к кругу близких знакомых? Если группа сама не находит ответа на этот вопрос, то тренер может сказать, что симпатия — хороший фундамент как- для межличностных, так и для функциональных отношений. Симпатия помогает преодолеть мелкие трудности даже с очень сухими людьми, становится базой для доверия и взаимопонимания.

Далее, симпатия образует тот путь, который ведет от функциональных отношений к отношениям межличностным. Поскольку разрушение межличностных отношений и их формализация происходят достаточно быстро, то умение вызвать симпатию просто необходимо для восстановления добрых взаимоотношений.

Рисунок 1. Путь восстановления формализованных межличностных отношений

Эта функция — восстановление добрых отношений — специально тренируется в следующей далее ролевой игре.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.