Интеракционные или психодраматические сеансы
Довольно часто на этапе генерализации навыка группе и тренерам становится очевидным личностный (а не поведенческий) характер затруднений, испытываемых клиентом. В этом случае с согласия группы поведенческий тренинг обычно прерывают од-ним-двумя интеракционными или психодраматическими сеансами с тем, чтобы обсудить личностные проблемы клиента и наметить (или найти) пути их коррекции.
Действия тренеров
Вбольшинстве поведенческих тренинговых групп тренер на первых занятиях занимает лидирующую позицию, и в группе, проводимой начинающим тренером, эта позиция лидера может сохраниться до самого конца работы. Ничего страшного в этом нет, и особенно повредить стандартному проведению тренинга это не может. Однако самому тренеру будет легче и приятнее работать в группе, если он сумеет постепенно отойти «на второй план » и передать инициативу (особенно во время групповых обсуждений) самой группе.
Нужно помнить о том, что в определенной степени в ходе работы группы тренер является образцом для подражания для всех ее членов. Ни в коем случае нельзя нарушать принципы, которым обучает сам тренер, хотя бы в ходе работы группы. Можно даже сразу попросить группу саму следить за соблюдением тренером правил, и каждый раз, когда им или кем-либо из членов группы эти правила нарушаются, говорить об этом.
Все сказанное полностью относится и к действиям ко-тренера.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПЮГРАММОЙ ТРЕНИНГА
Исходя из принципов терапии поведения, отправным пунктом любой поведенческой программы служит определенная поведенческая проблема, ставшая типичной для большей или меньшей части людей. Если эта группа людей (предположительно) обладает платежеспособным спросом на устранение этой проблемы, или же существуют другие организации, которые в состоянии оплачивать вашу работу, то разработка программы имеет определенные перспективы.
48
В этом случае целесообразно совершить следующие действия: 1. Определение целей и перспектив разработки программы
1.1.Определите и назовите группу клиентов, для которых пишется эта программа.
1.2. Сформулируйте и запишите проблемы этих клиентов, которые вы собираетесь решить своей программой.
1.3. Сформулируйте и запишите проблемы людей, которые сталкиваются с вашими клиентами.
1.4. Назовите навыки, которые вы будете формировать или от которых вам нужно будет отучить ваших клиентов.
Если вам удалось точно выполнить эту задачу, то перспективы формирования поведенческой программы достаточно ясны и реальны.
Примеры:
1) Люди, которые не могут отказаться от настойчивого предложения выпить за праздничным столом.
2) Практически в любой компании быстро приходит в состояние нежелательного опьянения, совершает в этом состоянии необдуманные поступки, тратит на алкоголь лишние деньги, о чем потом сожалеет.
3) Неожиданные «финты» и обиды в компании приводят к тому, что этого человека остерегаются приглашать в гости. Семья страдает от частого появления этого человека в пьяном виде. На работе перестают ему доверять. Возникает опасность в связи с управлением машиной в пьяном виде.
4) Умение определить для себя конечную дозу спиртного и умение принимать участие в застолье, не превышая эту дозу. Умение вежливо и аргументированно сказать «нет» в ответ на настойчивые предложения спиртного. Устранение нерациональных убеждений в связи с выпивкой в компании.
Примеры групп клиентов
• Люди, испытывающие чрезмерное волнение перед экзаменом или ответственным публичным выступлением.
• Люди, стесняющиеся своей внешности и отказывающиеся вследствие этого от социальных контактов.
• Люди, с ненавистью относящиеся к присутствию в их городе лиц иной национальности или иной религии.
• Люди, решившие порвать с сектой, но не имеющие достаточных навыков, чтобы освободиться от возникшей зависимости.
2. Анализ литературы
Вам, конечно, необходимо познакомиться с соответствующей литературой по проблеме, например, алкоголизма или религиозного шовинизма. Очень большой удачей будет, если вам удастся найти опубликованную программу, полностью соответствующую вашим целям. Из литературы выпишите важнейшие сведения о сути интересующих вас поведенческих нарушений, имеет смысл также схематически изобразить для себя пути их преодоления, предлагаемые специалистами. Проверьте все возможные источники информации, включая сеть Интернет, обратитесь к известным вам специалистам в этой области с просьбой о помощи.
Если в результате этой работы ничего интересного обнаружить не удастся — попробуйте применить стандартные темы тренинга поведения или попытайтесь найти собственные, авторские решения проблем.
3. Конкретизация навыков
Теперь можно перейти к конкретизации навыков и их элементов, которые вы будете тренировать в вашей программе. Постарайтесь выделить как можно более мелкие и ясно описываемые навыки. Если это возможно, проранжируйте выделенные навыки, выделите первоочередные и самые важные навыки.
Определение когнитивной основы навыков
Подготовьте текстовое или графическое описание навыка, которое вы будете использовать для иллюстрации навыка клиентам.
Подготовка демонстрационных ролевых игр
Подготовьте описание 2-3 демонстрационных ролевых игр и запишите сценарий, который должен быть реализован в этой игре. Разыграйте этот сценарий с ко-тренером 3-4 раза и попросите любых посторонних людей задать как можно больше вопросов по смыслу навыка, который будет демонстрироваться в этом сценарии.
Это поможет вам отработать содержание когнитивного компонента навыка.
6. Подготовка страховочных ролевых игр.
Подготовьте минимум 6 страховочных ролевых игр и продумайте варианты их усложнения или облегчения. Под страховочной ролевой игрой мы понимаем описание такой социальной ситуации, которая может служить альтернативой основной демонстрационной ролевой игре. Смысл этих страховочных ролевых игр состоит в том, что после нескольких дублей, разыгранных с ко-тренером, основная ситуация может наскучить группе. В этом случае при сохранении самого навыка используются страховочные ситуации.
Сценарии страховочных ролевых игр вместе с инструкциями партнеру и протагонисту напечатайте на карточках. На обороте карточки отметьте варианты облегчения или усложнения ситуации.
7. Определение временного плана
Продумайте разминочные упражнения (психогимнастика и пр.), которые вы будете использовать в начале и по ходу занятий. Составьте общий план тренинга с указанием времени, которого потребует выполнение каждого из его пунктов.
Работу над программой с выполнением этих пунктов, конечно, еще нельзя считать завершенной. Но эта работа совершенно необходима, чтобы начать практическую проверку алгоритма и содержания программы. После первого тренинга программу, конечно, нужно будет переработать, после 10-15 тренингов можно будет считать каркас программы готовым и начинать работу над «отладкой» отдельных ее компонентов. Чтобы в итоге у вас получилась качественная программа, достойная публикации в научных журналах, непосредственно после каждого занятия нужно вести его протокол или поручить ведение протокола ко-тренеру. В противном случае многие «находки» или удачные ролевые игры очень быстро забываются.
САМОАНАЛИЗ
Тренировку уверенности в межличностных отношениях мы обычно начинаем стандартными ситуациями знакомства, прекрасно описанными и разработанными в тренинговой литературе. Мы не спешим с теоретическим введением, а предлагаем участникам группы сначала обсудить цели — групповые и личные.
Для этого тренер вкратце комментирует схему «Цели тренинга уверенности в межличностных отношениях», а затем предлагает участникам выполнить упражнение «Этот тренинг будет иметь для меня смысл».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|