Сделай Сам Свою Работу на 5

А.А. Грицанов, А.В. Филиппович 2 глава





Такой путь закономерно приводит к третьему из указанных подходов, который можно обозначить как контекстуальный. В рамках данного направления принято считать, что текст вплетен в некую "паутину значений" - сеть, "соткан-

АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ

А

ную" и автором, и адресатом, а также обществом и культурой, в которых и стало возможным общение между ними. В тексте и его интерпретациях обнаруживается сама история, поскольку любые высказывания, дискурсы и "дискурсивные комплексы" приобретают определенный смысл только в конкретной исторической ситуации. Поэтому "паутину значений" можно понимать как культуру или "систему смыслов", которые ориентируют человеческие существа по отношению друг к другу и окружающему миру (К. Гирц). Этот уровень интерпретации сопряжен с тем, что именно текст представляет, репрезентирует, воспроизводит, на что указывает и что называет. Это то, что принято называть "референтом" или "денотатом" высказывания и что открывает нам социальные отношения, в контексте которых происходит коммуникация субъектов, а также различные культурные коды, которые можно выделить в их речи. К числу представителей данного направления можно отнести британских социологов М. Малкея и Дж. Гилберта, осуществляющих дискурсивный анализ высказываний ученых преимущественно в естественнонаучных кругах. Их работы посвящены относительно мало изученным сторонам научной деятельности и позволяют проанализировать социокультурные, институциональные, коммуникативные и личностные аспекты познания. В этом же русле работает и уже упоминавшийся голландский исследовать Т.А. ван Дейк, который создал ситуационную модель А.Д., рассматривая процессы коммуникативных взаимодействий не как жестко алгоритмическую, но как гибкую стратегическую процедуру. Отталкиваясь от разработок в области грамматики текста, прагматики дискурса и когнитивного моделирования коммуникации, Ван Дейк исследует специфику функционирования языка в СМИ с учетом таких социальных факторов, как мнения, установки говорящего и слушающего, их социальный статус, этническая принадлежность и т.д. Как подчеркивает исследователь, "анализ дискурса не следует ограничивать структурами текстов или диалогов. Когда дискурсы получают определения как единицы вербального общения или как коммуникативные явления, к их реальной обработке или использованию в социальных и коммуникативных аспектах следует обращаться с позиций целостного, интегрированного подхода" (Ван Дейк).





Общая методика А.Д. всегда воспроизводит модель качественного содержательного анализа, которая в отличие от формально-количественных методик (например, контент-анализа) способна выявить не только явно присутствующие и отчетливо фиксируемые текстовые данные, но и скрытые, латентные смыслы сообщения. Обобщенная модель качественного содержательного А.Д. складывается из следующих пошаговых стратегий исследования: фиксация изучаемого материала; выделение его формальных характеристик; обозначение контекста как коммуникативной ситуации; выбор направления и стратегии анализа; теоретическое дифференцирование и структурирование этапов исследования; определение техники и средств анализа при использовании конкретной модели исследования; дефиниции единиц анализа; проверка системы категорий в теории и на эмпирическом материале; осуществление основных этапов исследования (деск-

рипция, реконструкция, интерпретация); фиксация результатов исследования, их обобщение, истолкование и структурирование. Методическая схема А.Д. близка по логике к другим формам содержательного анализа и выстраивается по следующим этапам: определение цели исследования; обеспечение выборки (отбор единиц анализа); сбор материалов и документов (методами опроса, интервью, сканирования и т.д.); фиксация основных показателей речевого материала; транскрибирование (расшифровка) полученных данных; выявление их основных параметров; перекодировка в соответствии с системой принятых категорий; реконструкция смысла полученных сообщений; анализ обработанных данных, их обобщение и систематизация; общий отчет и выводы. Программа эмпирических исследований в рамках А.Д. выглядит как ряд последовательно задаваемых вопросов и выполняемых задач: как сформировался данный тип дискурса; какие изменения фиксируются в нем за определенный период времени; к какой аудитории он обращен и в каких социальных сферах задействован; какие явные и скрытые сюжеты, жанры и сценарии (когнитивные схемы, идеологические программы, моральные оценки) в нем реализуются; какие риторические, логические и эстетические средства для этого используются; в чем проявляется специфика выразительных средств сообщения; кто является их носителем (производителем речевой практики); в каких отношениях с другими дискурсами (возможно, конкурирующими) они находятся; насколько успешен (эффективен) данный тип дискурса и какова сила его влияния на аудиторию. Такова обобщенная формальная модель (схема) реализации методической программы исследований в рамках А.Д., на разных этапах и стадиях которой в зависимости от конкретной ситуации могут быть задействованы и использованы самые различные подходы и методы, дополняющие и корректирующие друг друга.



А.Я. Сарпа

АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ(ANOVA) - статистический метод, предназначенный для исследования причинной связи между переменной зависимой (см.) и одной или несколькими независимыми переменными (факторами). По числу независимых переменных, различают однофакторный А.Д., двухфакторный А.Д. и т.д. (не путать с Анализом факторным!)Зависимая переменная может быть только количественной, в то время как независимые переменные могут быть представлены номинальными, порядковыми или количественными шкалами (последние должны быть дискретными или сгруппироваными в интервалы).

Первоначально А.Д. был разработан для обработки данных, полученных в ходе специально поставленных экспериментов (см.), и считался единственным методом, корректно исследующим причинные связи. Однако в последние годы, вследствие общей либерализации взглядов на природу статистического анализа, он применяется также к данным, собранным в результате выборочных обследований, если численность выделяемых групп не слишком велика.

В основе метода лежит сравнение средних значений зависимой переменной для групп, образованных комбинациями

Многофакторный А.Д. концептуально не отличается от однофакторного. В двух- и многофакторных моделях прове-

ряется ряд гипотез о влиянии на зависимую переменную каждого отдельно взятого фактора, а также их всевозможных сочетаний, что математически выражается в гипотезах о равенстве нулю прямых эффектов факторов и эффектов их взаимодействия. Для проверки таких гипотез межгрупповая сумма квадратов (SSжжгруптшая), представляющая вариацию зависимой переменной под общим влиянием всех факторов, делится на более мелкие составляющие, каждая из которых представляет прямой эффект одного из факторов или один из эффектов взаимодействия.

А.Д. не позволяет судить о том, как именно влияют факторы на значение зависимой переменной, т.е. в каких конкретно группах средние достоверно различаются. Для проверки конкретных гипотез о характере таких различий используются метод парных сравнений (см.) и методы множественных сравнений (см.).

О. В. Терещенко

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ- совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач.

Во всех современных обществах одним из важнейших средств оформления, фиксации, сохранения, передачи информации, обмена ею являются документы. Для отдельного человека - это свидетельство о рождении, паспорт, удостоверение личности, аттестат зрелости, диплом о высшем образовании и т.п. Для семьи - это свидетельство о бракосочетании. Для университета или исследовательского института - это его устав. Для политической партии - ее программа и устав, для государства - это Конституция страны и ее законы.

В своем отношении к документам социология исходит из того, что они представляют собой важный источник социальной информации, и вместе с тем результат осмысления и определенного оформления знаний об определенной сфере, социальной структуре или ячейке общества, об их отношениях к другим структурам, сферам и ячейкам. А.Д. позволяет социологу выявить определенные особенности, свойства и взаимосвязи тех или иных социальных явлений и процессов, специфику включения в них различных индивидов, групп и общностей, распознать нормы, ценности, идеалы, которыми руководствуются на различных этапах развития общества и в различных социальных ситуациях, проследить динамику развития тех или иных социальных слоев и групп, их взаимоотношений друг с другом, а также с государством, культурой, религией, политическими партиями и т.п., выявить основные тенденции и пропорции социального развития.

Круг документов, содержащих в себе интересующую социолога информацию, настолько широк и настолько информативен вследствие чрезвычайной широты и разнообразия отображаемых в них различных сторон социальной действительности, что практически любое конкретное социологическое исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов. В частности, не рекомендуется начинать на пилотажное, ни тем более полевое

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

исследование, не изучив предварительно официальные статистические данные - отчеты и публикации Госкомстата, данные ведомственной статистики, отчеты, решения коллегий, приказы и распоряжения соответствующих государственных органов - законодательства, принимаемого парламентом, указов президента, решений и распоряжений министерств, публикаций в средствах массовой информации.

Но для того, чтобы огромный и разнообразный массив документации можно было успешно и эффективно использовать в целях извлечения из нее необходимой социологам информации, документы следует классифицировать. Такая классификация осуществляется по целому ряду оснований.

По общей значимости документы обычно делятся на: 1) официальные (законы, указы, декларации, распоряжения и т.п.); 2) неофициальные (личные заявления, письма, жалобы, дневники, семейные альбомы и др.).

По форме изложения документы подразделяются на: 1) статистические (статистические отчеты, сборники статистических материалов, содержащие экономические и социальные показатели развития страны, динамику рождаемости, смертности, материального благосостояния населения, его образовательного уровня и т.п.); 2) вербальные, т.е. такие, в которых информация воплощена в словесно выраженной форме (письма, пресса, книги и т.п.).

По способу фиксации информации выделяются следующие разновидности документов: 1) письменные документы, в которых информация изложена в форме буквенного изображения (рукописи, книги, сообщения прессы, различного рода документальные свидетельства - о рождении, о служебной должности, о праве на владение имуществом и т.п.); 2) иконографические документы, воспринимаемые визуально (иконы, картины, кино- и фотодокументы, видеозаписи); 3) фонетические, т.е. ориентированные на слуховое восприятие (грампластинки, магнитофонные записи, лазерные диски и др.).

По критерию авторства документы делятся на: 1) индивидуальные, созданные одним автором (письмо, заявление, жалоба); 2) коллективные, созданные несколькими авторами или группой людей (обращение к депутатам, правительству или населению страны, декларация о намерениях группы, партии, движения и т.п.).

Документы могут стать источником получения необходимых сведений об изучаемом объекте только тогда, когда социологами оценена надежность имеющейся в их распоряжении документальной информации. При оценке надежности документальных данных необходимо учитывать ряд обстоятельств. Во-первых, официальные документы как правило, более надежные, чем неофициальные. Во-вторых, личные документы (характеристики, карточки индивидуального учета, анкеты и др.) обладают большей степенью надежности, чем безличные (данные прессы, протоколы собраний, заседаний и др.). В-третьих, повышенной надежностью обладают документы юридического характера (постановление суда, нотариально заверенные данные и др.), а также те документы, которые подвергаются финансовому контролю (сведения об изготовленной продукции, о заработной плате и т.п.). В-четвертых, необходимо учитывать, что некоторые личные доку-

менты - автобиографии, воспоминания и др. - имеют тенденциозный характер и в силу этого позволяют оценить некоторые личностные качества их авторов - одаренность, скромность либо самовлюбленность, заносчивость и т.п.

Важнейшим источником социологической информации являются документы, специально созданные для целей исследования: анкеты, опросные листы, бланки интервью, тесты, протоколы наблюдений, данные контент-анализа, выраженные в форме отчета.

Многообразие документов, их содержания, направленности, видов, форм и т.п. порождает и разнообразие их использования в социологии, причем формулирование такого использования в значительной степени определяется не только целями и задачами исследования, но и особенностями изучаемого объекта.

Если объектом исследования становится крупная социально-экономическая проблема, например активизация экономического поведения населения страны, то важными источниками социологической информации становятся официальные документы, содержащие требуемые сведения - принятые парламентом законы о предпринимательстве, труде, заработной плате, социальном страховании, указы президента, данные государственной и ведомственной статистики, публикации в прессе. Если же исследуются ценностные ориентации молодежи, то наряду с названными видами документов значительно большее значение приобретают ответы респондентов (опрашиваемых молодых людей) на вопросы социологических анкет, а также экспертов, полученные в процессе проведения стандартизированного интервью, данные полученные и помощью и тестирования и личных документов - писем, документов и т.п.

Таким образом, при исследовании различных социальных процессов и явлений и при решении различных исследовательских задач требуется подбирать именно такие документы, которые глубже, полнее и точнее выражают сущность и особенности исследуемого объекта и в наибольшей степени соответствует решаемой социологами исследовательской задаче.

Многообразие видов документов по-разному используется в социологических исследованиях, однако существуют два основных метода А.Д. Один из них традиционный, классический, а второй - формализованный, или, как его чаще всего называют, контент-анализ (от англ. content-analysis - анализ содержания).

Традиционный А.Д. представляет собой совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала. Дело в том, что в большинстве случаев интересующая социолога информация, содержащаяся в документе, присутствует в нем в неявном, скрытом виде, в форме, отвечающей целям, во имя которых документ был создан (статистический отчет, закон, информационное сообщение и т.п.), а это далеко не всегда совпадает с интересами и задачами социологического анализа. Традиционный А.Д. позволяет преобразовать первоначальную форму информации, содержащейся в документе, в ту форму, которая интересует исследователя. При этом необхо-

2 Зак. 662

А

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

димо установить, кто является автором документа, с какими целями и в каком социальном контексте создавался данный документ? Каково соотношение фактов, отраженных в документе, с изучаемой социологами действительностью? Как отражаются на содержании документа взгляды, оценки, социальные и политические предпочтения автора, его статус и позиция? В поисках ответа на эти вопросы социолог, осуществляющий традиционный анализ документа, получает возможность проникнуть в глубинный смысл изучаемого документа, исчерпать его содержание и повернуть его в сторону, необходимую именно для данного конкретного исследования.

Традиционный А.Д. представляет собой самостоятельный, творческий процесс, который зависит от: 1) содержания, направленности самого документа; 2) условий, целей и задач проводимого исследования; 3) научной квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя (более квалифицированный и творчески мыслящий социолог сумеет извлечь из одного и того же документа гораздо более обширное и нужное для исследования содержание, чем менее квалифицированный и опытный, не обладающий творческим воображением.

Изложение особенности традиционного А.Д. показывает, что при всей его важности и значимости такой вид аналитической деятельности неотделим от личности исследователя, а потому и несет в себе возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа. Стремление избавиться от налета субъективности, вполне возможного при осуществлении традиционного анализа, привело к разработке существенно иного вида формализованного анализа документов, т.е. контент-анализа.

Применять контент-анализ начал еще в 1930-х известный социолог Г. Лассуэл в сфере политики и пропаганды, но широкое распространение он получил начиная с 1950-х, когда в США вышел фундаментальный труд Б. Берельсона "Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". Этот вид А.Д. был ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся или вовсе не поддающихся традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении определенной совокупности количественных, статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания изучаемых массивов документов отражают некоторые существенные особенности изучаемых социальных явлений и процессов, например, тематика телепередач, время, отводимое для тех или иных тем телевизионными компаниями, отражают в той или иной степени интересы зрительской аудитории, информационную политику данного источника информации и существующие в обществе нормы их взаимодействия.

Процедура формализованного А.Д. заключается в выделении в изучаемом тексте определенных, интересующих исследователя элементов содержания, классификации выделенных элементов в соответствии с концептуальной схемой исследования, последующем их подсчете и количественном анализе. Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, определении в содержании изучаемого документа

единиц счета, в качестве каковых выступают отдельные слова (термины, имена политических деятелей, названия партий и движений, географические названия и т.п.), суждения, выраженные в форме предложений, абзацев, фрагментов текстов, оценки, точки зрения, аргументы, а также различные виды публикаций (по тематике, жанру, типам авторов и др.). Определение единиц счета зависит от целей исследования.

В социологических исследованиях используются два вида контент-анализа, различающиеся в зависимости от характера представления содержания текста: качественный и количественный. Качественный контент-анализ основа на использовании нечастотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содержания тек- \ ста вне зависимости от частоты (т.е. количества) встречаемо- |

сти каждого из этих типов. Количественный контент-анализ \

Iоснован на использовании количественных мер, его задача - t

получить количественную характеристику содержания изучаемого текста.

Содержательным ядром контент-анализа выступает логическая модель предмета анализа, в которой взаимодействуют три элемента; 1) категориальная модель предмета анализа; 2) система единиц анализа; 3) меры (единицы) измерения.

Категориальная модель предмета анализа включает в себя параметры и категории анализа, отражающие признаки изучаемого объекта, их основные характеристики и аспекты, соответствующие целям и задачам социологического исследования. При этом параметры анализа соответствуют признаку объекта исследования, а категория анализа - значению данного признака. Например, в процедуре контент-анализа, проводимого социологом в рамках исследовательского проекта "Активизация экономического поведения различных групп населения Беларуси" одним из существующих параметров является тема "предпринимательство". А категориями контент-анализа данной темы в различных видах документов - в законах о развитии предпринимательства, статистических материалах, публикациях в прессе и т.п. - будут такие понятия, как "предприниматель", "средний бизнес", "малый бизнес", "рынок капиталов", "рынок товаров" и т.п.

Таким образом, параметр контент-анализа жестко задан . проблемой и задачами исследования, а категории анализа более гибко приспособлены к тому процессу или явлению, которое предстоит анализировать, и тем задачам, которые придется решать в процессе исследования. Следовательно, каждый параметр контент-анализа может быть представлен в виде определенного набора, а еще лучше (особенно если необходимо учитывать характер взаимосвязей между различными аспектами изучаемого признака) в виде целостной системы категорий анализа. Взаимосвязь параметров и категорий контент-анализа, сведенных в определенным образом упорядоченную систему, предстает в качестве категориальной модели предмета анализа, т.е. исследуемого объекта социальной действительности.

Система единиц контент-анализа представляет собой определенным образом иерархизированную совокупность единиц анализа. В практике социологических исследований сложился определенный набор устойчивых, стандартных

единиц контент-анализа. К числу наиболее часто употребляемых из них относятся:

1) Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов. В приводимом нами примере прикладного социологического проекта, посвященного исследованию активизации экономического поведения различных групп населения, такими смысловыми единицами являются "предприниматель", "наемный работник", "безработный", "рынок капиталов", "рынок товаров", "рынок труда", "мотивация экономического поведения", "стимулирующая роль заработной платы" и др.

2) Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах или целостных текстах. Выбор темы в качестве единицы контент-анализа подразумевает внутреннее разделение изучаемого текста на определенные части, являющиеся органическими единицами контекста, внутри которых тема может быть более или менее честно определена. Темой контент-анализа изучаемого текста может быть как общая тема социологического исследования, так и определенная ее часть, например проблема создания благоприятного правового пространства для развития малого и среднего бизнеса, являющаяся частью общей темы активизации экономического поведения.

3) Персонаж- ("герой") некоего действия или отношений, отраженных в изучаемом тексте. В качестве такого персонажа, в зависимости от выделенной темы контент-анализа, может выступать предприниматель, менеджер, банковский служащий, президент страны или союза предпринимателей и т.п.

4) Ситуация, например экологическая ситуация, рассматриваемая в контексте отношений человека с окружающей средой, экстремальная ситуация, сложившаяся в районах Беларуси, пострадавших от Чернобыльской катастрофы и др.

5) Действие, осуществляемое отдельными индивидами или их группами, в пределах избранной для контент-анализа темы, например, действия предпринимателей, безработных или налоговой полиции.

Категории и единицы контент-анализа - это конструктивные объекты, содержание которых определяется в рамках конкретной области, избранной в качестве объекта прикладного социологического исследования.

Меры (единицы) измерения, применяемые в процедуре контент-анализа изучаемого текста, бывают обычно двух типов. Первый из них составляют единицы протяженности, располагаемые в координатной сети пространство - время. Примером таких единиц счета, применяемых в контент-анализе, могут служить съем текста в квартирных сантиметрах, либо в числе отведенных на него строк в печатном документе, а также количество минут, которые занимает эфирное время телевизионного сообщения. Единицей измерения может служить и появление искомого признака в тексте, а также частота такого появления. Именно последнее - частота появления искомого признака в тексте является самым распространенным в прикладных исследованиях способом измерения характеристик изучаемого содержания с точки зрения интересующего социолога объекта исследования.

Процедура социологического исследования, основанная на методике и технике контент-анализа, включает в себя ряд операций, осуществляемых в соответствии с тремя стандартными документами. Первый такой документ - таблица контент-анализа. Она содержит в себе набор параметров и категорий, применяемых в процессе осуществления контент-анализа определенного содержания различных типов. Второй документ - инструкция кодировщика. Она включает в себя описание единиц анализа и мер измерения (подсчета) выделяемых характеристик. Регистрация единиц анализа производится в специальных таблицах, составляющих кодированные карточки или матрицы. Кодированная карточка - это и есть третий стандартный документ для проведения контент-анализа. Она содержит все классификационные единицы анализа - параметры и категории, обозначаемые обычно определенным кодом. В этой кодировочной матрице каждый вертикальный столбец означает отдельный документ (присвоенный ему номер), а каждая горизонтальная строчка - классификационные единицы и меры измерения, выраженные в определенных кодах.

Наряду с названными документами в процедуре подсчета единиц контент-анализа применяются специальные формулы, в частности формула конфликта Яниса. Она предназначена для исчисления соотношения между благоприятными и неблагоприятными оценками, позициями, суждениями по интересующему исследователя вопросу. Например, при исследовании отношения населения Беларуси к возможности развития атомной энергетики выявились существенные расхождения как в позициях между экспертами и большинством населения по этой проблеме, так в оценках и в единицах возможных последствий принятия решения о сооружении ядерных энергетических установок. Когда в подобных случаях общее количество благоприятных оценок (единиц анализа) больше числа неблагоприятных, отрицательных, тогда коэффициент подсчитывается по формуле:

В рассматриваемой формуле индекс С+ увеличивается в положительном направлении, когда растет число единиц положительного содержания, и уменьшается, если число сокращается. Аналогичным образом ведет себя и индекс С", только его увеличение или уменьшение предопределено обратным по знаку изменением числа единиц анализа.

Контент-анализ в социологическом исследовании обычно употребляется в тех случаях, когда исследователь сталкивается с большими текстовыми массивами, которые нуждаются в целенаправленном изучении. Чаще всего он используется при изучении сообщений, транслируемых на массовую аудиторию газетами, радио, телевидением.

Анализ больших текстовых массивов ставит перед исследователем проблему обеспечения репрезентативности результатов при отборе текстов, поэтому и при проведении этой процедуры осуществляется метод выборки, во многом аналогичный тому, который обстоятельно изложен в предыдущей главе. Отметим только, что в каждом конкретном социологическом исследовании, в котором применяется контент-анализ, вопрос о построении выборки (т.е. отбора источников информации и отбора необходимых для исследования документов) решается по-своему, в зависимости от особенностей объекта и целей исследования.

Важную роль при использовании контент-анализа играет установление адекватности документов. Она определяется как степень, в которой в изучаемом документе отражаются интересующие исследователя характеристики объекта, т.е. степень, в какой документ соответствует предмету исследования. Контент-анализ в процессе социологического исследования целесообразно дополнять другими методами исследования или же использовать его в качестве дополнительного метода, если основным методом исследования выступает какой-либо иной из социологических методов. Например, при проведении массовых опросов в некоторых случаях очень важно использовать контент-анализ открытых вопросов анкет и бланков интервью.

Как и всякое иное методическое средство контент-аналитические приемы и процедуры социологического исследования могут дать ожидаемый "эффект только если они. во-первых, соответствуют целям и задачам изучения определенного социального процесса или явления и употребляются в свойственных им пределах, и. во-вторых, когда они проводятся квалифицированно, с соблюдением всех правил соответствующей процедуры, дополняясь в случае необходимости применением других методов конкретного социологического исследования.

КМ. БаГюсов

АНАЛИЗ ЕСТЕСТВЕННЫХ СОБЫТИЙ- одна из разновидностей кватчкспериментов. т.е. экспериментов, в которых независимая перемет гая не изменяется, а выбирается из имеющихся случаев. Большинство исследований, которые включают А.Е.С.. имеют структуру "А1 - В - А2". что значит "наблюдение-условие-наблюдение". Например, мы можем оценить отношение белорусов к интеграции с Россией до начала войны в Чечне (фаза А1) и после (фаза А2). Однако условие не находится под контролем экспериментатора и обычно имеет длительный эффект влияния. Если проходит достаточно много времени между наблюдениями, то у испытуемых может меняться возраст (при интроиндивидуальной схеме исследования), что грозит опасностью смешения возраста с интересующей нас переменной. Хотя возраст не ока-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.