Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования 23 глава

Современная система образования включает учреждения дошк. воспитания детей от 3 до 5 лет, 12-летнюю общеобразоват. школу, ср. спец. уч. заведения, проф. уч-ща, вузы. В 1985 разл. формами обучения было охвачено ок. 16 млн. чел. По данным ЮНЕСКО, к 1990 неграмотность снизилась до 12,4%.

Управление образованием осуществляют Мин-во просвещения и Мин-во высшего, ср. спец. и проф.-тех. образования (с 1965).

Дошкольное воспитание. До 1945 имелось лишь небольшое число частных дет. садов в городах. Их кол-во стало увеличиваться после провозглашения ДРВ и объединения всей страны.

В 1961 начали создаваться одногодичные подготовит, классы для дошкольников, в наст, время они обязательны. В 1985 работало ок. 6,5 тыс. дет. дошк. учреждений, в них было ок. 1701,7 тыс. детей и св. 65,7 тыс. воспитателей, в подготовит, классах занималось ок. 1 млн. детей.

Общее образование осуществляется в 12-летней школе, включающей 2 ступени: 1 — 5-й кл. и 6 — 12 кл. (обучение на 2-й ступени в течение 4 лет даёт неполное ср. образование; последующее обучение в течение 3 лет — полное среднее). Нач. и неполное ср. образование обязательны. Охват детей нач. школой из-за тяжёлого экономич. положения страны снизился с 96% в 1980 до 85% в 1985. Ср. уч. заведениями в 1985 было охвачено ок. 43% молодёжи соответствующего возраста. В 1987/88 уч. г. в нач. и ср. школах обучалось 12,5 млн. уч-ся.

Профессиональное образование даётся в проф.-тех. уч-щах и техникумах, в к-рые принимаются выпускники неполной ср. школы. В 1976/ 1977 уч. г. имелось ок. 200 ср. проф.-тех. уч. заведений, в 1988/89 — св. 300, в к-рых обучалось ок. 116 тыс. уч-ся. При крупных пром. предприятиях имеются технич. уч-ща.

С 1957/58 уч. г. начала создаваться система заочного и вечернего (среднего и высшего) образования. К 1984 в группах заочного образования по программе вузов обучалось 27,5 тыс. чел., по программе техникумов — св. 16 тыс. чел. Кроме того, в СРВ в широких масштабах осуществляется курсовая подготовка рабочих кадров без отрыва от произ-ва на разл. предприятиях и заводах (в 1982 было св. 1 тыс. таких уч. курсов). Большую помощь в деле подготовки кадров ср. квалификации оказывал СССР.



Внешк. учреждения получили развитие с установлением нар. власти. В городах и провинциях СРВ работают дет. дома культуры, клубы и т. п.

Система высшего образования представлена ун-тами, ин-тами, а также высш. школами и уч-щами (техническими и педагогическими). Срок обучения в ун-тах и ин-тах 4—5 лет, в высш. школах и уч-щах 3—4 года. В 1985/ 1986 уч. г. было 93 вуза, в к-рых обучалось 115 тыс. студентов, работало ок. 19 тыс. преподавателей. Крупнейшие вузы (1988): Ханойский ун-т (осн. в 1918, реорганизован в 1956; 14 ф-тов, св. 3 тыс. студентов), политехн. ин-т (осн. в 1955 при помощи СССР), 1-й и 2-й пед. ин-ты, мед. ин-т, консерватория (все осн. в 1955), ин-ты нар. х-ва (1956), связи (1969), инженеров транспорта (1968) — все в Ханое. В 1975—77 после реорганизации вновь открылись вузы на Ю. страны: ун-т в Хошимине, ун-т в г. Хюэ (Гуэ), ун-т в г. Кантхо (1966). В 1977/78 уч. г. были открыты ун-т в г. Далат, политехн. ин-т в г. Дананг. В CCCf в 1951—87 было подготовлено 25,3 тыс. вьетнамских специалистов, из к-рых 18 тыс. получили высш. образование и ок. 2,7 тыс. учёную степень, в т. ч. ок. 120 чел. — ступень доктора наук. В 1981/82 уч. г. в СССР обучалось 4,6 тыс. вьетнамских студентов.

Педагогическое образование. Подготовка учителей для нач. классов осуществляется в пед. уч-щах на базе 9-летней школы, для ср. школы — в пед. ин-тах, в пед. школах и на пед. ф-тах ун-тов. В 1979/80 уч. г. в СРВ действовало 143 пед. уч. заведения, в к-рых обучалось 73,2 тыс. уч-ся (в т. ч. 8 пед.

ин-тов, 16 высш. пед. школ и уч-щ, в к-рых было ок. 40 тыс. студентов).

Н.-и, работа в области педагогики ведётся в 5 н.-и, учреждениях, в т. ч. в Центральном ин-те пед, наук (создан в 1971 на базе Ин-та содержания и методов образования и Ин-та пед. наук, основанных в Ханое в 1961; издаёт журн. «Пед. исследования», с 1968, ежеквартальный «Бюллетень науч.-пед. информации»).

Лит.: Воронин А. С., О гнетов И. А., Социалистич. Республика Вьетнам, М., 1981; Социалистич. Республика Вьетнам, пер. с франц., М., 1982; Социалистич. Республика Вьетнам. Справочник, М., 1987; Ф а м Ван X о а н, О новой системе общеобразоват. школы, «Пед. исследования», 1979, № 6 (на Вьетнам, яз.); National Institute of educa-tional science, the Socialist Republic of Vietnam, Hanoi, 1981. B. 3. Клепиков.

 

 

Г

 

ГАЗМАНОлег Самойлович (21.1.1936, Полоцк, Белоруссия, — 30.8.1996, Москва), педагог, чл.-корр. РАО (1992), канд. пед. наук (1974). Окончил ист.-филол. ф-т Новосибирского пед. ин-та (1960). Работал дир. школы в Новосибирской обл. В 1963—67 дир. школы, зам. нач. управления по воспитат. работе Все-рос. пионерского лагеря «Орлёнок» (близ Туапсе). Преподавал (1968—69) в Липецком пед. ин-те. С 1969 в системе АПН: науч. сотрудник, зав. лабораторией игровой деятельности, в 1973—86 дир. пионерского лагеря «Маяк». С 1990 зав. лабораторией Центра пед. инноваций (ныне НИИ РАО).

Осн. работы по гражд. воспитанию. Одним из главных его направлений считал объединение подростков для разно-обр. творч. дел, способных пробудить самостоятельность и инициативность каждого и взаимную ответственность (кн. «Педагогика в пионерском лагере», совм. с В. Ф. Матвеевым, 1982). В работах 90-х гг. опыт «Орлёнка», комммунар-скую методику, воспитат. потенциал педагогики сотрудничества рассматривал как наиб, перспективные в условиях перехода к демократич. и правовому гос-ву.

С о ч.: Дети с нами и без нас, М., 1975 (соавт.); Сила пед. коллектива, М., 1979 (соавт.); В школу с игрой, М., 1991 (соавт.); Содержание деятельности и опыт работы освобождённого классного руководителя, М., 1992 (соавт.); От авторитарного образования к педагогике свободы, в сб.: Новые ценности образования, М., 1995. М. В. Богуславский.

ГАЙДАР(псевд.; наст. фам. — Голиков) Аркадий Петрович [9(22).1.1904, г. Льгов, ныне Курской обл., — 26.10. 1941], писатель, автор популярных произведений для детей и юношества. Из семьи учителя, дет. годы провёл в Арзамасе, учился в реальном уч-ще. В 1918 добился зачисления в Красную Армию, в 16 лет командовал полком. Воевал на Украине, на Кавказском, Западном фронтах, в Вост. Сибири. В 1924 из-за ранения и контузий оставил военную службу.

Первая повесть («В дни поражений и побед») и первое произведение для детей — рассказ «РВС» — опубликованы в 1925 и 1926. Автор повестей «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Военная тайна» (1935), «Голубая чашка» (1936), «Судьба барабанщика» (1939), «Чук и Гек» (1939), «Тимур и его команда» (1940). Неоконченная повесть «Бум-бараш» опубликована посмертно.

Умение говорить с юным читателем о сложных, «взрослых» вопросах, доверительность интонации, неприятие примитивной дидактики, мягкий юмор — характерные черты творчества Г. Чутко откликаясь на потребность детей в ясной и чёткой системе нравств. координат, Г. выделяет грань между добром (честность, смелость, верность дружбе, преданность родине) и злом (трусость, эгоизм, предательство), что не означает, однако, будто герои его книг не оступаются, не совершают ошибок. Г. изображает трагич. ситуации (казнь Чубука в «Школе», гибель маленького Альки в «Военной тайне», арест любимого отца героя в «Судьбе барабанщика»), затрагивает многие деликатные темы (напр., разлад в дружной, счастливой семье — «Голубая чашка»). Он показывает, что жизнь непроста, порой трагична, и передаёт читателю свою веру в победу добра, призывает принять участие в борьбе за эту победу.

Воспитание достойного гражданина, по мнению Г., неотделимо от развития у детей самостоятельности, оно требует от взрослых стремления понимать и уважать дет. заботы, радости, беды. Пед. взгляды Г. характеризует ответ писателя на заданный ему накануне войны вопрос о том, как воспитывать у детей ненависть к врагу — «Не нужно воспитывать ненависть, достаточно воспитать настоящую, горячую любовь к Родине».

С первых дней Вел. Отеч. войны Г. ушёл на фронт, был воен. корреспондентом «Комсомольской правды», в к-рой опубликовал несколько ярких очерков. Погиб в тылу врага у с. Лепляво (на Правобережной Украине), в партизанском отряде, спасая товарищей. Похоронен в г. Канев.

В восприятии читателей образ Г.-смелого, честного и доброго человека, верного своему слову и убеждениям, сливается с образами героев его книг, что усиливает воздействие творчества Г. на формирование нравств. устоев детей и юношества. Широко развернувшееся в годы войны тимуровское движение — услышанный миллионами ребят призыв писателя к доброте, взаимопомощи, милосердию.

Книги Г. переведены на мн. языки мира, неоднократно издавались за рубежом. Все осн. произведения Г. экранизированы. Определяющие творчество Г. идеи добра, человечности, вера в дружбу u братство людей и народов позволяют его книгам, преодолевая время, оставаться в кругу любимого чтения детей и юношества.

С о ч.: Собр. соч., т. 1—4, M. j 1979—82.

Лит.: Жизнь и творчество Гайдара, Ми9643; Гинце., Назарове кий Б., Аркадий Гайдар на Урале, Пермь, 19682; Смирнова В., Аркадий Гайдар, М., 19722, Г о л д и и А., Невыдуманная жизнь, M., 19792; О с ы к о в Б., Время было необыкновенное, Воронеж, 1984; Гайдар Т. А., Голиков Аркадий из Арзамаса, М., __1988. Т. А. Гайдар.

«ГАЙДЕНС»(англ, guidance, от guide — вести, руководить, направлять), психолого-пед. консультативная служба в системе образования США. В широком смысле «Г.» — помощь в любой затруднит, ситуации, когда личность стоит перед необходимостью выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле — процесс оказания помощи личности в самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учёбы, выбора профессии и развития своих способностей. Осуществляя воспитывающее воздействие на амер. школьников для привития им определённых личностных качеств, «Г.» активно участвует в их социализации, фиксирует академич. успехи, контролирует идеологич. и нравств. развитие, содействует разрешению возникающих в их жизни конфликтов.

Возникнув в кон. 19 в., «Г.» приняла на себя функции руководства развитием личности учащихся и т. о. стала важнейшим воспитат. институтом амер. системы образования. Широкое распространение «Г.» получила в кон. 10-х гг. 20 в. и с тех пор является важным компонентом образования, обеспечивающим взаимодействие учителей, учащихся, родителей и общественности.

В содержании деятельности службы «Г.» выделяются 3 осн. направления: экономическое (проф. ориентация), учебное (подбор уч. программ), социальное (изучение личности учащихся и руководство её развитием).

На протяжении ряда лет концепции «Г.» менялись. В 1950-е гг. было расширено представление о выборе профессии: он стал рассматриваться как процесс развития личности в течение всей жизни; появился термин «профессиональное разви-

А. Гайдар,

тие». В 60-е гг. понятие «профессия» заменяется более широким термином «карьера». С 70-х гг. утверждается толкование последнего как набора возможных образцов индивидуального выбора, к-рый затрагивает стиль жизни в целом. Он включает образование, способ обучения, специальность, поведение в обществе, социальную ответственность, личную жизнь, формы проведения досуга. В совр. концепциях «Г.» прослеживается установка на воспитание личности, способной успешно выполнять социальные роли работника, гражданина, семьянина, потребителя. На первый план выдвигается формирование умений решать проблемы, руководить группой и творчески подходить к любой деятельности.

Совр. концепции «Г.» объединяют принципы индивидуализма и адаптации личности, характерные для прагматистской педагогики; методы исследования личности, свойственные психоанализу, и т. д.

В методике консультирования различаются «директивный», или «жёсткий», подход (Д. Крумбольтц, К. Торсен, Р. Хосфорд, Е. Г. Вильямсон), характеризующийся активным влиянием на личность, и «недирективный» подход (А. Маслоу, К. Роджерс), предлагающий помощь человеку в познании самого себя, своих потенциальных возможностей. «Промежуточный» подход (А. Эллис, Ф. Торн, Д. Вольпе) допускает применение любых методов, если они способствуют эффективной адаптации человека к существующим условиям.

Служба «Г.» в ср. школе состоит из пяти компонентов. 1) Служба измерения (оценочная) ведёт сбор информации о каждом школьнике и оценку её с точки зрения прогнозирования развития личности. Измерит, техника включает разнообразные тесты, опросники, оценочные шкалы, анкеты, интервью. 2) Служба информации обеспечивает учащихся и родителей сведениями по всем аспектам «Г.» (уч., проф., личностно-социальным). 3) Служба «каунслинга» (англ, counse-ling — консультирование) проводит групповые и индивидуальные консультации, беседы по широкому кругу вопросов воспитания.«Каунслинг» ориентирован на развитие навыков самопознания, самовоспитания. 4) Служба устройства занимается направлением школьников на работу или учёбу в др. уч. заведения. 5) Служба контроля за результатами программы изучает эффективность деятельности Г., оценивая достижения выпускников школы в дальнейшей жизни.

В системе работы службы выделяются спец. программы по работе с «исключительными» детьми, к к-рым относят как детей с умственными и физич. недостатками, так и высокоодарённых детей, и программы для представителей разл. этнич. групп.

В масштабах страны руководство службой «Г.» осуществляет спец. отдел, его подразделения — на уровне штатов n округов. В ср. школе один из администраторов отвечает за деятельность службы. Он координирует всю воспитат. работу, распределяя её между консультантами, социальными сотрудниками, психологами, учителями «домашней комнаты» и др.

Ключевая фигура службы — каунслер (специалист-консультант). Проф. подготовка этих специалистов ведётся в вузах (1—2 года) на базе высш. пед. образования. Каунслер совмещает выполнение ряда функций: координатора воспитат. работы школы, участвующего в планировании и совершенствовании уч.-воспитат. процесса; консультанта учащихся, родителей, педагогов (первым он помогает в выявлении способностей и возможностей, вторым — в понимании детей); исследователя, изучающего личность ребёнка; методиста, помогающего работникам школы овладеть принципами и методикой «Г.».

Практика свидетельствует, что деятельность «Г.» не всегда достаточно эффективна. Социально-экон. проблемы, обусловливающие мн. трудности учащихся, не могут быть разрешены на психол. уровне консультативной службы.

Лит.: Веселова В. В., Психологопед, служба «гайденс» в ср. школе США. СП, 1982, № 6; Jones A. J., Steffi г. с В., S t e w a r t N. R., Principles of guidance, N. Y., 1970е; Shertzer B., S t o-n e S. C., Fundamentals of guidance, Boston. 19763; Individually guided elementary edu-cation. Concepts and practices, N. Y., 1977; Gysbers N. C. [and associates], Desig-ning careers. Counseling to enhance education. work and leisure, S. F. — L., 1986.

B. ß. Веселова.

ГАЙОЗРЕКТОР,Бараташвили Г а и о з (1746, с. Магаро, ныне Сиг-нахского р-на Грузии, — 20.2.1821, Астрахань), груз, учёный, педагог, дипломат, писатель. В 1765 окончил Тбилисскую семинарию, в 1778 — моек. Славяно-греко-латинскую академию. Входил в состав груз, дипломатич. миссий в Россию. Ректор Тбилисской (1778—80) и Телавской (с 1782; открыта по его инициативе) семинарий. В 1784—93 член «Духовной комиссии Осетии», учреждённой для распространения христианства и просвещения (с 1793 архиепископ). Автор многочисл. соч., среди к-рых «Грамматика» (написана в 1789) — один из первых печатных учебников на груз. яз. (издан в Моздоке в 1796—1800). Ряд ист. и др. трудов Г. Р. использовались как учебники в груз, школах. Выступал за демократизацию образования, воспитание в духе патриотизма и гуманности. Главными для человека считал умственное воспитание, ведущее к мудрости, и нравственное — ведущее к благородству. Полагал, что будущее ребёнка зависит от характера, основа к-рого заложена в младенчестве. Как гл. средство формирования личности рассматривал обучение в школе (для детей) и самообразование (для взрослых).

С о ч.: Груз, грамматика, изд. Э. Нико-лайшвили, Тб., 1970 (на груз. яз.).

Лит.: Д арчи я М., Гайоз Ректор, Тб.,"1972 (на груз. яз.). М. Дарчия.

ГАИСИНОВИЧСамуил Евсеевич [3(16). 3.1903, Бобруйск, — 14.5.1939], педагог, теоретик политехнич. образования в СССР. Д-р пед. наук. Окончил ф-т обществ, наук МГУ (1925). С 1921 участвовал в организации школ ФЗУ в Москве

и Моск. обл. В 1926—32 преподавал в Моск. индустр.-пед. ин-те им. К. Либк-нехта; в 1928—31 в АКБ им. Н. К. Крупской, в 1932—37 зав. кафедрой политехн. образования во ВКИПе. Одновременно (1931—37) зам. директора НИИ политехн. образования. Первые работы Г. посвящены организации школ ФЗУ и преподаванию в них. В 1928—81 разрабатывал проблемы политехн. образования в обще-образоват. школах и школах ФЗУ; его содержание, формы, методы, связь о проф. обучением и трудовым воспитанием. Г. понимал политехнизм как комплексное явление, включающее 4 компонента: приобретение трудовых навыков, составляющих общую основу рабочих профессий (в своих работах выделял их), изучение науч. основ технологии производств, процессов важнейших отраслей пром-сти, участие школьников в трудовой деятельности, её всестороннее изучение в ходе работы на предприятии. Осуществление политехнически-проф. подготовки связывал с созданием школ-предприятий, школ-цехов и т. п. Пропагандировал создание бригад учащихся в школах ФЗУ как лучшую форму организации уч. процесса, позволяющую адаптироваться при поступлении на крупное предприятие (ударные бригады). Необходимым условием распространения политехн. образования считал политехн. подготовку и переподготовку педагогов на основе изучения технологии, организации и экономики совр. произ-ва.

Полемизируя с А. К. Гостевым и его «методом ЦИТа», ратовал за увеличение объёма общих политехн. знаний и умений в подготовке рабочего, выдвигал идею операц. метода (разделение на целостные операции) трудового обучения. Критиковал нем. систему обучения и воспитания рабочих за жёсткое и безусловное подчинение трудящихся целям предпринимателей [кн. «"Динта" (фашизм в рабочем движении)», 1930]. После 1931 оставил активную науч. деятельность, занимался редактированием программно-метод. лит-ры, готовил к печати труды заруб, педагогов (Э. Торндайка и др.). Был необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Соч.: Принципы постановки уч. дела в школе ФЗУ, «Фабзавуч», 1924, № 4 — 6; К пересмотру системы нар. образования, «На путях к новой школе», 1928, № 12; Проблема индустриального педагога, «Жизнь рабочей школы», 1930, № 1; Принципы организации политехн. обучения, [М.], 1931; Содержание u организация трудовой политехн. подготовки в ФЗС, М. — Л., 1931.

Лит.: Крупская Н. К., Пед. соч., т. 10, М., 1962, с. 370—72.

М. В. Богуславский.

ГАЛАНИНДмитрий Дмитриевич [19(31). 3.1886, Петербург, — 3.6.1978, Москва], педагог-физик, методист, ч.-к. АПН РСФСР (1944), дер физ.-мат. наук (1935), проф. (1949). Окончив физ.-мат. ф-т Моск. ун-та (1910), преподавал физику в жен. гимназии. С 1919 участвовал в работе Отдела по реформе школ Нарком-проса РСФСР. Работал в разл. науч.-пед. учреждениях и вузах Москвы, в т. ч. в Коммунистич. ун-те им. Я. М. Свердлова (1921—30), НИИ методов обучения АПН (1944—54) и др. Автор работ по методике преподавания физики, мн. оригинальных физ. приборов для школы. Один из первых методистов, Г. рассмотрел проблемы политехн. обучения в курсе физики. Занимался также историей отеч. физики, проблемами ста-

Д. Д. Галанин.

Ф. Гальтон.

новления сов. высш. и ср. школы, развития пед. науки. В журналах «Искра», «Хочу всё знать», «Знание-сила», «Наука и жизнь» выступал как популяризатор знаний по физике, технике, астрономии.

Соч.: Физ. кабинет в нач. школе, ч. 1, M., 19283; Физ. эксперимент в школе, т. 1—6, М., 1934—41 (соавт.); Преподавание физики и подготовка учащихся к практич. деятельности, M., 19512; Состояние методики физики и задачи политехн. обучения, ИАПН, 1959, в. 106; Из истории моек, школы методики физики, ФШ, 1967, № 5; Лебедевские подвалы [воспоминания о лаборатории П. Н. Лебедева], «Природа», 1968, № 9.

Лит.: Д. Д. Галанин, ФШ, 1971, № 2; Памяти Д. Д. Галанина. Некролог, там же, 1979, № 1.

ГАЛЬ(Gal) Роже (15.10.1906, Париж, — 11.6.1966, там же), франц. педагог. Окончил Парижский ун-т. В 1931—41 преподаватель лит-ры в лицеях, с 1944 советник Мин-ва нац. образования Франции, принимал активное участие в работе Комиссии по реформе образования (1945), т. н. комиссии Ланжевена — Валлона, в 1957—66 руководитель отдела науч. исследований Нац. пед. ин-та Франции, с 1954 член руководящего бюро Ин-та педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге. Г. внёс значит, вклад в развитие франц. дидактики, разработал теоре-тич. основы модернизации содержания шк. образования, был сторонником включения в уч. планы ср. школ новых предметов, знакомящих учащихся с совр. техникой, организовал широкие эксперименты по внедрению активных методов обучения и совершенствованию системы проф. ориентации школьников. Идеи и рекомендации Г. оказали определённое воздействие на содержание и направленность шк. реформ во Франции в 60- 70-х гг.

С о ч.; L'orientatipn scolaire. Р., 19555; La reforme de l'enseignement et les classes nouvelles, P., 1947; Histoire de l'education, P., 19728; Ou en est la pedagogie?, [P., 1961].

Лит.: Hommage a la memoire de Roger Gal. 1906—1966, P., 1968. Б. Л. Вульфсон.

ГАЛЬПЕРИНПётр Яковлевич [19.9 (2.10).1902, Тамбов, — 25.3.1988, Москва], психолог, засл. деят. науки РСФСР (1980). Д-р пед. наук (1965), проф. (1966). Окончил Харьковский мед. ин-т (1926). В 1926—41 в Харьковском психоневро-логич. ин-те. Ученик Л. С. Выготского. В 1941—43 работал в эксперим. госпитале восстановления движений при Ин-те психологии (Свердловская обл.). С 1943 в МГУ: доц., проф. психологии, с 1967 зав. кафедрой возрастной психологии, с 1983 проф.-консультант.

Специалист в области теории и методологии психологии, истории психологии, возрастной психологии. Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Согласно Г., процесс формирования умственных действий проходит 5

этапов: выяснение ориентировочной основы действия; формирование действия в материальном виде, в плане громкой речи; во внеш. речи для себя; во внутр. речи. Задавая ориентировочную основу действия, экспериментатор (педагог и др.) получает возможность формировать умственные действия с заранее заданными свойствами. Формирование разл. видов таких действий составляет гл. тему исследований Г. и его сотрудников в 1960- 1980-е гг. Концепция Г. позволяет осуществить особый подход к диагностике умственного развития путём выявления уровня сформированности умственных действий. Методы обучения, построенные на основе теории Г., находят применение в пед. практике.

Соч.: Развитие исследований по формированию умственных действий, в кн.: Пси-хол. наука в СССР, т. 1, М.. 1959; Неск. разъяснении к гипотезе умственных действий, ВП, 1960, МЬ 4; Осн. результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий», М., 1965; К учению об ин-териоризации, ВП, 1966, М° 6; Эксперим. формирование внимания, М., 1974 (соавт.): Введение в психологию, М., 1976; Актуальные проблемы возрастной психологии, М., 1978 (соавт.).

Лит.: К 80-летию со дня рождения П. Я. Гальперина, ВП, 1982. N° 5.

 

ГАЛЬТОН,Гол т он (Galton), Фрэнсис (16.2.1822, Бирмингем, — 17.1.1911, Хейзлмир, близ Лондона), англ, психолог и антрополог. Получил мед. и биол. образование в Кембриджском ун-те (1840—44). Чл. Лондонского королевского об-ва (1856).

Г. разработал на основе эксперим. и матем. методов учение об индиейдуально-психол. различиях, к-рое послужило основой дифференциальной психологии. Индивидуальные свойства вообще и одарённость в частности Г. объяснял преим. наследств, факторами. Под влиянием эволюц. теории своего двоюродного брата Ч. Дарвина считал, что совершенствование человеческой природы может быть достигнуто путём выведения на основе законов наследственности расы особо одарённых умственно и сильных физически людей (евгеника). С целью диагностики психич. качеств разработал конкретные методики. Одним из первых начал эксперим. изучение ассоциаций и образной памяти; усовершенствовал метод интроспекции (самонаблюдение); обосновал метод близнецов для выяснения индивидуальных различий; ввёл метод «коллективного» (составного) портрета, массовое анкетирование и т. д. Для психол. исследований изобрёл ряд приборов (гл. обр. механических), к-рые демонстрировал в организованной им антрополо-гич. лаборатории на Всемирной выставке 1886 в Лондоне. Данные, накопленные в лаборатории и собранные в уч. заведениях (где Г. ввёл систематические антро-пометрич. измерения учащихся), стали основой его работ по измерению умственных способностей человека. Полагая, что испытания на сенсорное различение могут служить средством оценки интеллекта, Г. разработал систему задач (см. Тесты), предназначавшуюся им для анализа проблемы индивидуальных особенностей и их наследования.

Создал статистич. методы изучения психики, с помощью к-рых в исследование сложных процессов психич. жизни была введена количеств, точность. Усовершенствованные его учеником К. Пирсоном, эти методы стали основой факторного анализа, широко применяемого в совр. психоло-

ГАММ

гии и социологии. Статистика была использована Г. и при изучении биол. проблем; в 1901 он принял участие в основании журн. — «Биометрика». Г. принадлежат исследования в области географии, этнографии и метеорологии; антропометрич. исследования Г. (в т. ч. в области дактилоскопии) нашли применение в криминалистике.

С о ч.: Hereditary genius, L., 1869; в рус. пер.: Наследственность таланта, ее законы и последствия, [сокр.], СПБ, 1875; English men of science, their nature and nurtu-re, L., 1874; Inquiries into human faculty and its development, L., 1883.

Лит.: Канаев И. И., Ф. Гальтон (1822—1911), Л., 1972 (библ.); Я p о III с в-с к и и М. Г., История психологии, М., 19853, гл. 11; Pearson K., The life, let-ters and labours of Francis Galton, v. 1—3, Camb., 1914—30; Forrest D. W., Francfc Galton: the life and work of a Victorian genius, L., 1974. " M. С. Роговин.

ГАММ(Gamm) Ханс Иохен (р. 22.1.1925, Йёрнсторф), нем. педагог. Учился в 1949—53 в ун-тах Ростока и Гамбурга, был учителем, с 1959 преподаёт педагогику в вузах ФРГ. С 1967 проф. педагогики Высш. техн. школы в Дармштадте. Один из ведущих представителей социально-критич. педагогики. Разделяет программу сторонников антиавторитарного воспитания. Критикует существующие системы образования за тенденции к закреплению социального неравенства, консервативную пед. практику, адм. давление властей на школу. В качестве альтернативы предлагает модернизацию шк. образования, развитие критич. полит, сознания и самостоятельности личности, проведение акций солидарности между учащимися и учащими. Автор работ по общей педагогике.

Соч.: Kritische Schule. Eine Streitschrift für die Emanzipation von Lehrern und Schülern, Münch., 1970; Einführung, in das Studium der Erziehungswissenscheft, Münch., 1974; Umgang mit sich selbst. Grundriss einer Verhaltenslehre, Münch., 1977; Allgemeine Pädagogik, Reinbek bei Hamburg, 1979; Materialistisches Denken und pädagogisches Handeln, Fr/M., 1983. T. Ф. Яркина.

ГАНА(Ghana), Республика Г а-н а, гос-во в Зап. Африке. Возникло в 1957 на терр. быв. брит, колоний Золотой Берег и Того — подопечной терр. ООН (под брит, управлением). Пл. 238,5 тыс. км2. Нас. ок. 13,7 млн. чел. (1988). Гос. язык — английский, офиц. языки: ашан-ти, фанти, акваним, нзима и др. Столица — Аккра.

Европ. (португальские) школы в Г. появились в сер. 16 в. (первая — в 1549) в фортах Золотого Берега. Миссионерские школы стали открываться в нач. 19 в. К кон. 19 в. в Г. сложилось 2 типа миссионерских школ — сельские и городские. Ученики сел. школ жили в интернатах и совмещали учение с работой в х-ве, получая кроме обязат. уроков религии и морали нек-рые навыки письма, чтения и счёта. Обучение в гор. школах носило более светский характер, в них готовили служащих на низшие должности в адм. и торг, учреждениях. В колон, период (после 1874) появились гос. школы, к-рые строились по типу британских начальных и неполных средних, а также первые проф. школы. Был издан ряд постановлений и законов, регулировавших отношения колон, властей и миссионерских школ. Стали создаваться школы на средства и по инициативе самих африканцев. К 20-м гг. 20 в. в Г. было уже ок. 550 нач. и промежуточных школ (св. 48 тыс. уч-ся) и 3 колледжа. После 2-й мировой войны

М. Ганди,

шк. образование продолжало расширяться. В 1950 в 1,5 тыс. нач. школ обучалось ок. 204,3 тыс. уч-ся, в 12 средних — ок. 2,8 тыс. уч-ся, в 19 пед. уч-щах — св. 1,8 тыс. уч-ся. В 1951 80% нас. было неграмотным.

После провозглашения независимости (1957) были приняты меры по повышению роли гос-ва в развитии нар. образования, а также по его секуляризации и демократизации. На Мин-во просвещения было возложено планирование и руководство всеми видами образования. Школы постепенно переходили в ведение местных властей и гос-ва. В 1952 было 1312 частных школ, в 1962—352. Одновременно началось интенсивное строительство новых школ (св. 3 тыс. начальных и неполных средних), что дало возможность увеличить контингент учащихся на 0,5 млн. чел., кол-во ср. школ возросло с 12 в 1950 до 39 в 1960, число уч-ся соответственно с 2,8 тыс. до 11,9 тыс., число пед. уч-щ с 19 до 30. Разрабатывались новые уч. планы и программы, в к-рых 60% времени отводилось на изучение естеств. дисциплин.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.