Инновационная педагогическая деятельность
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите разные типы образовательных учреждений:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
2. Дайте характеристику современныхдидактических концепций,представив их в презентациях:
- Концепция развивающего обучения Л.С.Выготского
- Повышения развивающей функции традиционного обучения Л.В.Занкова
- Теории проблемного обучения М.И.Махмутова
- Теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной
- Концепция В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина
- Концепция З.И.Калмыковой
- Концепция Н.Н. Поспелова
- Концепция Л.М.Фридмана
- Концепция Е.Н.Кабановой-Меллер
Авторские школы
1. Пользуясь учебником О.С.Гребенюк, Т.Б. Гребенюк «Теория обучения» - М., 2003., раскройте содержание работы авторских школ, подготовив презентации:
- Проблемное обучение М.И. Махмутова
- Укрупнение дидактических единиц П.М. Эрдниева.
- Гуманно-личностное обучение младших школьников Ш.А. Амонашвили.
- Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
- Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
- Обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова.
- Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
- Авторская школа С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.
- Индивидуализация обучения (И. Унт, А.С. Границкая, А.А. Кирсанов, В.Д. Шадриков).
- Коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
- Вероятностное образование (А.М. Лобок).
Литература к вопросу «Педагогика сотрудничества. Педагоги-новаторы»
Перспективы развития школы будущего
Бестужев-Лада И.В. Школа XXI века. - М., 1988.
Гершунский Б.С. Философско-методологические обоснования развития образования в России. - М., 1986.
Колесников Л.Ф., Турченко В.И., Борисова Л.Г. Эффективность образования. - М., 1991.
Леднев В.С. Временный государственный образовательный стандарт. - М., 1993.
2. С.Н. Лысенкова
Лысенкова С.Н. Когда легко учиться- М., 1984
Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения- М., 1990.
Педагогический поиск / Сост. И.Н Баженова –М., 1988.
Ш.А.Амонашвили
Амонашвили Ш.А.: Здравствуйте, дети!- М., 1986
Амонашвили Ш.А.: Как живете, дети? – М., 1986
Амонашвили Ш.А.: В школу с 6 лет. – М., 1989
Амонашвили Ш.А.: Единство цели – М, 1987.
Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова –М., 1988.
И.П. Волков
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству –М., 1982
Волков И.П. Цель одна – дорог много – М., 1980
Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова –М., 1988.
Е.Н. Ильин
Ильин Е.Н. Искусство общения –М., 1980
Ильин Е.Н. Рождение урока- М.,1986
Ильин Е.Н. Урок продолжается .- М.,1993
Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова –М., 1988.
Семья Б.П. и Л.А.Никитиных.
Никитины Л.А. .и Б.П.. Мы и наши дети. –М, 1976
Никитины Л.А. .и Б.П Развивающие игры- М., 1989
Никитин Б.П. Первые уроки естественного воспитания или детство без болезней – Л., 1990.
Никитина Л.А. Мама или детский сад. М., 1990
В.Ф.Шаталов
Шаталов В.Ф.: Куда и как исчезли тройки. – М., 1985
Шаталов В.Ф Точка опоры. – М., 1989
Шаталов В.Ф Педагогическая проза – М., 1997
Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова –М., 1988.
Теория обучения.
МОДУЛЬ 3
Тестовые задания
1. Педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм, – это:
1.теория воспитания
2.методика
3.педагогическая психология
4.дидактика
2. Дидактика реализует функцию:
1.теоретическую
2. гуманистическую
3.исследовательскую
4. социальную
3. "Золотое правило" дидактики сформулировал:
1. Песталоцци И.Г.
2.Коменский Я.А.
3.Ушинский К.Д.
4.Дистервег А.Ф.
4. К функциям обучения в дидактике относят:
1.методическую, корректирующую и информационную
2.корректирующую, образовательную и информационную
3.образовательную, воспитательную и развивающую
4. информационную, воспитательную и корректирующую
5. К дидактическим принципам НЕ относится принцип:
1.систематичности и последовательности
2.гуманности обучения
3.наглядности
4.взаимосвязь теории и практики обучения
6. Отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования, называется:
1.когнитологией
2.дидактикой
3.гносеологией
4.педологией
7. Принцип наглядности в дидактике означает:
1.проведение опытов в процессе обучения
2. использование плакатов, схем, картин в процессе обучения
3.привлечение органов чувств к восприятию учебного материала
4.просмотр кино- и видеофильмов
8. Предметом дидактики как науки являются:
1.теоретические основы организации учебной деятельности обучающихся
2.теоретические основы организации процесса воспитывающего и развивающего обучения и образования
3.теоретические основы организации педагогического процесса в образовательном учреждении
4. процесс преподавания и учения
9. Основными понятиями дидактики являются:
1. теория
2. процесс обучения
3. практика
4. противоречия
10. Дидактикакак наука связана с:
1. частными методиками преподавания
2. информатикой
3. медициной
4. физической культурой
11. Теорию проблемного обучения разработал(и):
1.П.Я.Гальперин и Н.Ф.Талызина
2.Л.В.Занков
3.М.И.Махмутов
4.Л.С.Выготский
12. Системы развивающего обучения опираются на идею Л.С.Выготского, о том, что:
1.развитие ведет за собой обучение
2.обучение идет впереди развития
3.обучение и развитие не связаны между собой
4.обучение ориентируется на достигнутый уровень развития
13. Из перечисленных принципов обучения к системе развивающего обучения Л.В. Занкова относится:
1.завершенность цикла обучения
2. обучение на высоком уровне трудности
3.диагностичность цели обучения
4. технологичность процесса обучения
14. Безотметочное обучение шестилетних детей, обучение в игре – основные идеи:
1.С.Н.Лысенковой
2.Е.Н.Ильина
3.В.Ф.Шаталова
4.Ш.А.Амонашвили
15. К основным концепциям обучения в дидактике относится:
1. традиционная
2. познавательная
3. методическая
4. предметная
16. Главным и специфическим для обучения является отношение между:
1.приемом и методом
2.содержанием и организационной формой
3.преподаванием и учением
4.целью и средством обучения
17. Компонент, который не входит в структуру процесса обучения:
1. практический
2. целевой
3. содержательный
4. операционно-деятельностный.
18. К противоречиям содержания процесса обучения относятся:
1.противоречие между потребностями ученика и его возможностями
2.противоречие между общим развитием учащегося и его интересами и способностями
3.противоречие между конкретным и абстрактным (фактами и обобщениями)
4. противоречие между внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать
19. Противоречие между выдвигаемыми ходом процесса обучения познавательными и практическими задачами и личным уровнем знаний, умений и навыков обучающихся является:
1.движущей силой процесса обучения
2.педагогической проблемой
3.сущностью процесса обучения
4.условием развития познавательной активности учащихся
20. Процессом обучения называется:
1.преподавание
2. специфический процесс познания, управляемый педагогом
3.учебная деятельность
4.образовательная деятельность
21. Л.С.Выготский утверждал:
1. обучение следует за развитием
2. обучение идет впереди развития
3. обучение и развитие не связаны
4. обучение и развитие взаимосвязаны
22. Логика образовательного процесса осуществляется:
1.индуктивно-аналитическим методом
2.в единстве индуктивно-аналитического и дедуктивно-синтетического методов
3.дедуктивно-синтетическим методом
4.в соответствии с уровнем интеллектуального развития учащихся
23. Двусторонний характер обучения проявляется в единстве:
1.преподавания и учения
2.развития и воспитания учащихся
3.школьной и внешкольной деятельности
4.совместных усилий семьи и школы по формированию у учащихся мотивов учения
24. В структуру процесса обучения НЕ входит:
1.определение целей и задач
2.определение уровня мышления учащихся
3.планирование (отбор содержания, методов, приёмов, средств и форм)
4.анализ и оценка результатов обучения
25. К достоинствам традиционной (репродуктивной) технологии обучения НЕ относится:
1. экономичность
2.развитие мышления учащихся
3.эффективное управление образовательным процессом
4.систематизированные знания учащихся
26. Ведущим в системе принципов обучения является принцип:
1.воспитывающего и развивающего обучения
2.научности
3.систематичности и последовательности
4.связи обучения с жизнью
27. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала – это принцип:
1.доступности
2. систематичности
3.наглядности
4.научности
28. Закономерности процесса обучения определяются как:
1. нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса
2.конкретные рекомендации по организации и проведению дидактического процесса
3.объективно существующие, устойчивые, существенные и повторяющиеся связи между компонентами процесса обучения
4. проявление сущего в педагогическом процессе
29. Взаимосвязь закономерностей, принципов и правил процесса обучения отражается в схеме:
1. закономерности —> правила —> принципы.
2. принципы —> закономерности —> правила.
3. принципы —> правила —> закономерности.
4. закономерности —> принципы —> правила.
30. Исключение перегрузок учащихся в процессе обучения требует принцип:
1. научности
2. доступности
3. наглядности
4.природосообразности
31. Логического построения как содержания, так и процесса обучения требует принцип:
1. прочности, осознанности и действительности результатов воспитания, обучения и развития
2. связи теории с практикой
3. систематичности и последовательности
4.гуманизации
32. Принцип, требующий, чтобы процесс обучения стимулировал обучающихся использовать знания в решении практических жизненных задач:
1. демократизации
2.культуросообразности
3. наглядности
4. связь теории с практикой
33. Концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость являются основными требованиями к педагогической:
1.теории
2.практике
3.технологии
4. методике
34. Последовательная взаимосвязанная система действий педагога (способов, приемов, процедур), направленных на решение педагогических задач, называется педагогической:
1.технологией
2.деятельностью
3.задачей
4.техникой
35. Совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия называется педагогической:
1.технологией
2.аттестацией
3. диагностикой
4. экспертизой
36. К функциям обучения относится:
1.образовательная функция
2.усложняющая функция
3.вспомогательная функция
4. функция взаимодействия
37. Влияние, которое процесс обучения оказывает на формирование сознания и выражается в овладении учащимися знаниями, умениями, навыками и их использовании на практике, выражается в:
1.образовательной функции
2.воспитательной функции
3.развивающей функции
4.педагогических закономерностях
38. К общепризнанным функциям обучения относится:
1. образовательная
2. педагогического взаимодействия
3. содержательно-целевая
4. организационно-деятельностная
39. Сущность … функции обучения состоит в формировании духовно-нравственных ценностей обучающихся:
1. воспитательной
2. образовательной
3. развивающей
4. социальной
40. Сущность … функции обучения состоит в развитии основных сфер личности учащегося:
1. воспитательной
2. образовательной
3. развивающей
4. социальной
41. Методы, приемы, формы обучения входят в состав компонента обучения:
1.содержательного
2.оценочно-результативного
3.операционно-деятельностного
4. контрольно-регулировочного
42. Дидактическая концепция «теории развивающего обучения» разработана:
1. Давыдовым В.В.
2.Махмутовым М.И.,
3. Гальпериным П.Я.
4.Скиннером Б.Ф.
43. Целостность учебно-воспитательного процесса НЕ обусловлена:
1.единством преподавания и учения
2.единством функций
3.наличием противоречий в обучении
4. единством принципов
44. Познавательной деятельностью называется:
1.обучение в целостном педагогическом процессе
2.воспроизведение в сознании характеристик объективной реальности
3.учение, основанное на единстве чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности
4.активная деятельность по приобретению и использованию знаний
45. Учебно-воспитательное учреждение, являющееся базовым элементом образовательной системы, называется:
1.университетом
2.училищем
3.школой
4.институтом
46. Образовательные учреждения, в основе деятельности которых лежат оригинальные концепции, идеи, нетрадиционные подходы к воспитанию и обучению называются:
1.инновационными педагогическими системами
2.авторскими школами
3.негосударственными учебными заведениями
4.специализированными школами
47. Форма организации взаимного обучения в зарубежной педагогике наиболее известна как:
1.Белл-Ланкастерская система
2.Мангеймская система
3.Бригадное обучение
4.Батавская система
48. В отечественной педагогике в 20-е годы активно предпринимались попытки внедрения:
1.Белл-Ланкастерской системы обучения
2. Плана Трампа
3.Мангеймской системы обучения
4.Дальтон-плана
49. Разделение детей на группы по уровню их умственного развития происходит в системе обучения:
1.Батавской
2. Плана Трампа
3.Мангеймской
4. Проектной
50. Учебное заведение, сочетающее обучение и научную деятельность, смысл которого изначально понимался как «союз людей заинтересованных в науке», называется:
1.университетом
2.высшей школой
3. академией
4. институтом
51. Содержание образования соответствующее социальному опыту, состоит из:
1.опыта познавательной деятельности
2.педагогически адаптированных основ наук, изучаемых в школе
3.совокупности знаний, умений и навыков
4.совокупности методов и соответствующих им приемов обучения
52. Нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение, – это
1.учебная литература
2.учебный предмет
3.учебный план
4.учебная программа
53. К объектам стандартизации в образовании НЕ относится:
1.учебно-воспитательный план учителя
2.содержание образования
3.объем учебной нагрузки
4.уровень подготовки обучающихся
54. Основной функцией, базовой (инвариантной) составляющей содержания образования является:
1.дифференциация обучения
2.индивидуализация процесса обучения с учетом личностных особенностей, интересов и склонностей обучающихся
3.приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям
4.подготовка обучающихся к поступлению в высшие учебные заведения
55. Основной функцией вариативной составляющей содержания образования является:
1.индивидуализация процесса обучения с учетом личностных особенностей, интересов и склонностей учащихся
2.приобщение школьников к общекультурным и национально значимым ценностям
3.подготовка учащихся к поступлению в высшие учебные заведения
4.повышения уровня нравственности культуры учащихся
56. Стабилизирующая и регламентирующая роль стандартов образования в условиях перехода к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования находит свое выражение в функции:
1.управления
2.повышения качества образования
3.сохранения единства образовательного пространства страны
4.критериально-оценочной
57. Самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования, называется:
1.факультетом
2.институтом
3.кафедрой
4.филиалом
58. Нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты образовательного процесса, называются:
1.инновациями
2.развитием
3.прогрессом
4.корректировкой
59. К основным направлениям инновационных преобразований в педагогической системе НЕ относится:
1.педагогическая технология
2.социальная среда
3.содержание образования
4.управление школой
60. К инновационным педагогическим технологиям в современной школе нельзя отнести технологию:
1. развивающего обучения
2. репродуктивного обучения
3. дистанционного обучения
4.блочно-модульного обучения
61. В инновационных учебных заведениях повышение эффективности деятельности достигается, как правило, в результате:
1.внедрения более совершенных технологий
2.увеличения длительности обучения
3. увеличения нагрузок на учителей
4.увеличения нагрузок на учащихся
62. В общеобразовательных учреждениях невозможно получить ________ образование:
1.начальное общее
2.основное общее
3.начальное профессиональное
4.среднее общее
63. Инновации в образовании – это:
1.оригинальность школьной жизни
2.распространение новшеств в педагогической практике
3.консервативный подход в образовании
4. творческий подход к педагогической деятельности
64. Система, представляющая собой комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на компьютерной основе, предназначенная для индивидуализации обучения, называется:
1.автоматизированной обучающей системой
2.программированным обучением
3.индивидуализацией обучения
4. технологизацией обучения
65. Учебное заведение, деятельность которого построена на основе собственных оригинальных и эффективных идей и технологий называется:
1. авторская школа
2. средняя школа
3. гимназия
4.лицей
66. Основной государственный нормативный документ, устанавливающий комплекс норм и требований к структуре, содержанию и уровню образования учащихся, – это:
1.школьный компонент учебного плана
2.учебная программа
3.базисный учебный план общеобразовательной школы
4.учебный предмет
67. Та часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения (русский язык (как государственный), математика, информатика, физика, астрономия, химия), составляет ________________ компонент:
1.школьный
2.национально-региональный
3.федеральный
4.ученический
68. Нормативный документ, содержащий перечень предметов, сроки их изучения, количество часов на каждый предмет – это:
2. базисный учебный план
3. государственный образовательный стандарт
4. учебно-методический комплекс
5. рабочая программа
69. Нормативным документом, раскрывающим содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, является:
1.учебный план
2.учебная программа
3.базисный учебный план
4. образовательный стандарт
70. Основным видом учебной литературы, содержащим систематическое изложение учебного материала, является:
1.учебник
2.учебное пособие
3.методическое пособие
4.методические рекомендации
71. Основным нормативным документом образовательного учреждения, в котором фиксируется состав учебных предметов, определяется количество часов по предметам и нагрузка обучающихся, является:
1.учебная программа
2.Государственный образовательный стандарт
3.«Закон об образовании»
4.учебный план
72. Нормативный документ, раскрывающий содержание образования по предмету, называется:
1. учебный план
2. рабочая программа
3. образовательный стандарт
4. учебник
73. К факторам, влияющим на отбор содержания образования относится:
1. цель образования
2. связь учебного материала с жизнью
3. практическая направленность теоретического знания
4. развивающий характер изучаемого материала
74. К компонентам содержания образования относится:
1. опыт осуществляемой деятельности
2. уровень экономического развития страны
3. уровень развития культуры
4. уровень возможностей обучающихся
75. На определение содержания образования оказывает влияние подход:
1. познавательный
2. развивающий
3. теория материального образования
4. теория воспитания
76. Способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, – это __________ обучения:
1.принципы
2.методы
3.виды
4.средства
77.При классификации методов обучения по источнику получения знаний выделяют методы:
1.словесные
2.наглядные
3.репродуктивные
4.практические
78. К методам преподавания НЕ относится:
1.сообщающий
2.объяснительный
3.инструктивный
4.стимулирующий
79. Бинарная классификация методов обучения разработана:
1.Ю.К.Бабанским
2.М.И.Махмутовым
3. Б.П.Есиповым
4. В.И.Загвязинским
80. Составной частью или отдельной стороной метода называется:
1. действие
2. стимулирование
3. прием
4. контроль
81. Для развития мышления наиболее эффективен такой метод обучения, как:
1.лекция
2.дискуссия
3.иллюстрация
4.упражнение
82. Монологический способ изложения объемного теоретического материала называется:
1. диспут
2. конференция
3. лекция
4. рассказ
83. Диалогический метод обучения, при котором учитель посредством системы вопросов подводит обучающихся к пониманию нового материала называется:
1. беседа
2. рассказ
3. лекция
4. диспут
84. В приведенной классификации методов обучения лишним является:
1.репродуктивный
2.проблемное изложение
3. частично-поисковый
4.исследовательский
85. К наглядным методам обучения относятся:
1.беседа, рассказ, лекция
2.наблюдение, демонстрация
3.графические работы, лабораторные работы, упражнения
4. работа с книгой, устное изложение
86. К классификации методов обучения Ю.К.БабанскогоНЕ относится:
1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
2. методы стимулирования и мотивации учения
3. методы контроля и самоконтроля в обучении
4. методы, направленные на изменения взаимоотношений воспитанника с педагогом и окружающими
87. В классификацию методов обучения по характеру познавательной деятельности НЕ входит:
1.объяснительно-иллюстративный
2. проблемное изложение
3.исследовательский
4.частично-поисковый
88. Элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода называется:
1.средством
2.техникой
3.приемом
4.формой
89. Методом обучения называется:
1.совокупность способов достижения образовательных целей
2. способ общения учителя с учащимися
3.вид мышления
4.способ познания окружающего мира
90. Беседа относится к:
1.принципам обучения
2.средствам обучения
3.видам обучения
4. методам обучения
91. К методам обучения НЕ относится:
1.объяснение
2.подведение итогов урока
3.ситуационный метод
4.индуктивный метод
92. Лекция как метод обучения побуждает к:
1.коллективному сотрудничеству
2.применению полученных знаний
3.продуктивному мышлению
4.проявлению инициативы, самостоятельности
93. Метод проблемного изложения входит в классификацию методов обучения по:
1.источнику получения знаний учащихся
2.характеру познавательной деятельности
3.дидактической цели
4. уровням содержания образования
94. В классификацию методов обучения по характеру познавательной деятельности не входит ________ метод
1.стимулирования интереса к учению
2.объяснительно-иллюстративный
3.репродуктивный
4.частично-поисковый
95. Методом обучения называется:
1.способ познания окружающего мира
2.вид мышления
3.способ общения учителя с учащимися
4.совокупность способов достижения образовательных целей
96.Материальные объекты, являющиеся носителями учебной информации и инструментом деятельности педагога и учащихся определяются в дидактике как:
1.формы обучения
2.методы обучения
3.средства обучения
4.модели обучения
97. Компьютерная программа входит в классификацию средств обучения по:
1.уровням содержания образования
2.характеру воздействия
3.составу объектов изучения
4.носителю информации
98. В классификацию средств обучения по отношению к технологическому прогрессу входят:
1.традиционные
2.визуальные
3.динамичные
4.электронные
99. В классификацию средств обучения по отношению к технологическому прогрессу входят:
1.традиционные
2.визуальные
3.динамичные
4.электронные
100. Одним из процессов памяти, заключающимся в закреплении ощущений, образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний, является:
1. .осмысление
2. запоминание
3. воспоминание
4. сохранение информации
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|