Тема 4. Методы и средства обучения
Изучаемые вопросы:. Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Классификация методов. Характеристика методов обучения. Условия выбора методов обучения.. Классификация средств обучения . Современные модели организации обучения
Основные понятия: метод обучения, прием обучения, средства обучения, функции методов обучения, методы организации познавательной деятельности, методы стимулирования, методы контроля.
Самостоятельная работа студентов: подготовка сообщений и рефератов, презентации анализ первоисточников, анализ планов работы учителя, работа с методическими журналами.
Литература для самостоятельной работы.
1. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского - М., 1981.
2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1977.
3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980.
4. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1980.
5. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982.
6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.
Задание
1. Выписать в тетрадь определения:
Метод обучения
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прием обучения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Средство обучения
2. Дополните схему «Методы обучения»:
Методы обучения
3. Дайте характеристикуфункцийметодов обучения:
1. Первая связана с целями и функциями процесса обучения: образовательная, воспитательная и развивающая.
2. Вторая группа объединяет управленческие функции методов обучения — побуждающую (стимулирующую), организующую и контролирующую.
4. Дополните схему «Многообразие подходов к классификации методов обучения», укажите основания классификации
Подходы к классификации методов обучения
5. Выполните схему «Классификация методов обучения» (по Ю.К.Бабанскому)
Классификация методов обучения
1.----------------------- 1.------------------ 1.----------------
------------------------- 2. -------------------- 2.------------------
________________
2.------------------------
--------------------------
3.------------------------
--------------------------
4.------------------------
---------------------------
6. Пользуясь учебником В.В.Анисимов и др. Общие основы педагогики – М., 2006г, заполнить схему, выписать методы:
Классификация методов обучения по (В.А.Сластенину и др)
.
7. Пользуясь учебником В.В.Анисимов и др. Общие основы педагогики – М., 2006г., выпишите в тетрадь в соответствии с классификацией В.А.Сластенина и др:
· методы формирования сознания
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· методы организации деятельности и формирования опыта поведения учащихся
:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
методы стимулирования и мотивации поведения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· методы контроля эффективности педагогического процесса
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Пользуясь учебником О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк «Теория обучения»-М., 2003, дайте устную характеристику системы методов проблемно-развивающего обучения, разработанную М.И.Махмутовым:
1. Монологический метод обучения
2. Показательный метод обучения
3. Диалогический метод
4. Эвристический метод
5. Исследовательский метод
6. Алгоритмический метод
7. Программированный метод
8. Интерактивные методы (деловые игры, мозговой штурм)
9.Выпишите в тетрадь классификацию средств обучения, дайте их устную характеристику:
1.
2.
3.
4.
5.
Модели обучения
(О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк «Теория обучения» - М., 2003)
10. Дайте характеристику моделей традиционного обучения:
1. Педагогическая модель
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Андрагогическая модель
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Дайте характеристику современных моделей обучения:
| | | | | | | | Модели, построенные на использовании новых дидактических средств
| |
Педагогические концепции личностно-ориентированного обучения
Человекоцентрированный подход в образовании :
· Модель личностно-развивающего обучения К. Роджерса
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психолого-дидактическая концепция, основанная на принципе субъективностиИ.С.Якиманской
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Позиционно-дидактическая концепция В.В.Серикова
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проективная модель личностно-ориентированного обучения Н.И.Алексеева
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Культурологическая концепция личностно-ориентированного обучения
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модели обучения, построенные на использовании новых дидактических средств
Модель компьютерного обучения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модель дистанционного обучения
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модель концентрированного обучения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модель проектного обучения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Пользуясь учебником О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк «Теория обучения» - М., 2003),
подготовить презентацию по теме:
1. Методы проблемно-развивающего обучения М.И.Махмутова
2. Деловые игры
3. Современные модели организации обучения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|