Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
РаБОЧая тетрадь по курсу
«Теория обучения»
для самостоятельной работы студентов 2 курса факультета биологии
профилей «Биология», «Биология и Химия»
«Безопасность жизнедеятельности»
Рабочая тетрадь подготовлена кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии Бобылевой Л.Д.
Мичуринск, 2013
Тематический план
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
Зан.
| Лаб.
Зан.
| Семин
| СРС
| Все-го
час.
| Теория обучения
| 1.
| Дидактика как наука
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Процесс обучения как составная часть целостного педагогического процесса
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Законы, закономерности, принципы обучения.
|
| ДЛ
|
|
|
|
| 4.
| Современные дидактические концепции
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Содержание образования
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Методы и средства обучения
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Формы организации учебного процесса в школе
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Урок – основная форма организации обучения
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Контроль и оценка знаний учащихся
|
| ДЛ
|
|
|
|
| 10.
| Инновационные образовательные процессы. Авторские школы
|
|
|
|
|
|
| Теория и методика воспитания
| 11.
| Воспитание как социальное и педагогическое явление. Современные концепции воспитания
|
|
|
|
|
|
| 12.
| Воспитание базовой культуры личности
|
|
|
|
|
|
|
| Общие методы и формы воспитания
|
|
|
|
|
|
|
| Коллектив как объект и субъект воспитания
|
|
|
|
|
|
|
| Воспитательные системы школ.
|
|
|
|
|
|
|
| Классный руководитель в воспитательной системе школы
|
| ДЛ
|
|
|
|
| 17.
| Педагогическое взаимодействие
|
| ДЛ
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
| Основная литература:
1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики.- М., 2006.
2. Бордовская И.В., Реан А.А. Педагогика- С-Пб, 2001.
3. Борытко Н.М. и др. Педагогика - М.2007.
4. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Уч. пособ. - М 2000.
5. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения –М., 2003.
6. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982.
7. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., Высшая школа, 2008.
8. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теории обучения и воспитания Учебное пособие. – М., Академия, 2012.
9. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.
10. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики – М.- Р н/Д, 2005.
11. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1992.
12. Нормативные и законодательные документы Правительства Российской Федерации и органов управления образованием (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Программа модернизации образования РФ, Конвенция о правах ребенка, Программа «Наша новая школа» и др.).
13. Педагогика. Учебное пособие. /Под ред. П.И. Пидкасистого. Серия: «Основы наук». – М., Юрайт, 2009.
14. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов. / Под ред. Смирнова В.А. Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.
15. Пидкасистый П.И. Педагогика. Уч. пособ. - М., 1998.
16. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Юрайт, Высшее образование, 2008; 2-е издание, дополненное, 2010.
17. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. Уч. пособ. для студ. высших уч. завед./ под ре. В.А.Сластенина- М., 2000.
18. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Уч. пособ. -М., 1997,
19. Сластенин В.А. и др. Общая педагогика. Уч. пособ. В 2 ч. Ч.1,2 -М., 2003.
20. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для вузов. 3-е изд. – М., Академия, 2008.
21. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях- М., 2000.
22. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. – М., Гардарики, 2007.
23. Хрестоматия по педагогике.
24. Хуторской А.В.. Современная дидактика – М.: Высшая школа, 2007.
25. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – СПб., 2005.
Содержание учебной дисциплины
Курс «Теория обучения» характеризует процесс обучения как одну из сторон целостного педагогического процесса, углубляет и расширяет, конкретизирует знания, полученные при изучении предыдущих разделов.
Тема 1. Дидактика как наука
Изучаемые вопросы:
Общее понятие о дидактике. Связь дидактики с другими науками Вклад отечественных и зарубежных педагогов в развитие дидактики Категории и понятия дидактики: философские категории, общие понятия педагогики; Специфические понятия дидактики. Объект и предмет дидактики. Задачи и функции дидактики. Основные дидактические концепции Дидактическая система. Методы дидактических исследований. Новые тенденции и процессы в образовании.
Основные понятия: объект и предмет дидактики, функции дидактики, задачи дидактики, дидактические концепции, дидактическая система, процесс обучения.
Литература для самостоятельной работы.
1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики.- М., 2006.
2. Бордовская И.В., Реан А.А. Педагогика- С-Пб, 2001.
3. Борытко Н.М. и др. Педагогика - М.2007.
4. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Уч. пособ. - М 2000.
5. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения –М., 2003.
6. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., Высшая школа, 2008.
7. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теории обучения и воспитания Учебное пособие. – М., Академия, 2012.
8. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.
9. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики – М.- Р н/Д, 2005.
10. Педагогика. Учебное пособие. /Под ред. П.И. Пидкасистого. Серия: «Основы наук». – М., Юрайт, 2009.
11. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов. / Под ред. Смирнова В.А. Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.
12. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Юрайт, Высшее образование, 2008; 2-е издание, дополненное, 2010.
13. Сластенин В.А. и др. Общая педагогика. Уч. пособ. В 2 ч. Ч.1,2 -М., 2003.
14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для вузов. 3-е изд. – М., Академия, 2008.
15. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях- М., 2000.
16. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. – М., Гардарики, 2007.
17. Хрестоматия по педагогике.
18. Хуторской А.В.. Современная дидактика – М.: Высшая школа, 2007.
Задание.
1..Выпишите в тетрадь определения:
Дидактика- это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предмет дидактики
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объект дидактики
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Функции дидактики
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основатель дидактики
_______________________________________________________________________________
Образование
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обучение
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Преподавание
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закономерности обучения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принципы обучения____________________________________________________________
2. Дайте устную характеристику свойств современного образования:
· Гуманитаризация
· Дифференциация
· Диверсификация
· Стандартизация
· Многовариантность
· Многоуровневость
| · Фундаментализация
· Компьютеризация
· Информатизация
· Индивидуализация
· Непрерывность
|
3. Продумайте и охарактеризуйте свойства образовательного процесса:
· Двусторонность взаимодействия педагога и ученика
· Направленность процесса на всестороннее развитие личности
· Единство содержательной и технологической сторон
· Взаимосвязь и единство всех структурных компонентов образовательного процесса
· Реализация функций: обучения, развития, воспитания.
4. Из учебника Бордовская И.В., Реан А.А. «Педагогика». – С-Пб, 2001 выпишите в тетрадь краткую характеристику мировых концепций- моделей обучения:
- Дидактического энциклопедизма (Я.А.Коменский, Дж. Мильтон)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-______________________________________
- Дидактического формализма (И.Г.Песталоцци, А.Дистервег)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дидактического прагматизма (утилитарная) (Дж.. Дьюи)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Фундаментального материализма (В..Оконь) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кибернетическая (С.И.Архангельский)_
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ассоциативная (Я.А.Коменский, Дж. Локк)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Управленческая модель обучения (В.А.Якунин)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Назовите ученых-дидактов: отечественной щколы
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Назовите ученых-дидактов зарубежной школы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2 Процесс обучения как составная часть
целостного педагогического процесса
Изучаемые вопросы. Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения Концепции обучения. Современные системы обучения. Стили обучения. Методологические основы процесса обучения. Единство и взаимосвязь функций обучения. Структура процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Деятельность учителя в учебном процессе. Компоненты учения Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Структура процесса усвоения знаний. Виды обучения, технологии обучения.. Принципы, законы и закономерности обучения.
Основные понятия:, процесс обучения, функции обучения, структура процесса обучения, процесс усвоения, виды обучения, принципы обучения, технология, информатизация обучения.
Самостоятельная работа: изучение темы по лекциям и учебникам. Изучение по учебникам отечественных и зарубежных дидактических концепций. Подготовка рефератов.
Литература для самостоятельной работы.
- Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики.- М., 2006
- Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения –М., 2003
- Общая педагогика / Под ред. В.А.Сластенина в 2-х ч., ч.1 – М., 2003.
- Дидактика средней школы / Под ред. Скаткина М.Н. - М., 1982.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. - М., 1989.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М., 1989.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М., 1979.
Задание
Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
1. Дайте определениеобучения
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте характеристику систем обучения, существующих в мировой практике:
______________________________________________________________
__________________________________________________________
_____________________________________________________
_________________________________________________________________
______________________________________________________________________
- Система интенсивного обучения
____________________________________________________
- Система политехнического обучения
________________________________________________
- Система разноуровневого обучения
- _________________________________________________
3. Дополните утверждение:
Сущность процесса обучения состоит в единстве процессов ___________ и ________________
4. Раскройте смысл двустороннего характера процесса обучения
Обучение
5. Укажите виды педагогического взаимодействия:
Взаимодействие
6. Дайте определение познавательной деятельности
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Укажите движущие силы процесса обучения (противоречия), дайте их характеристику
Противоречия
Функции обучения
1. Назовите функции обучения
2. Дайте характеристику функций обучения
Образовательная функция
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитательная функция
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развивающая функция
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|