Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения





РаБОЧая тетрадь по курсу

«Теория обучения»

для самостоятельной работы студентов 2 курса факультета биологии

профилей «Биология», «Биология и Химия»

«Безопасность жизнедеятельности»

Рабочая тетрадь подготовлена кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии Бобылевой Л.Д.

 

 

 

 

Мичуринск, 2013

 

 


Тематический план

п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. Зан. Лаб. Зан. Семин СРС Все-го час.
Теория обучения
1. Дидактика как наука      
2. Процесс обучения как составная часть целостного педагогического процесса    
3. Законы, закономерности, принципы обучения.   ДЛ    
4. Современные дидактические концепции      
5. Содержание образования      
6. Методы и средства обучения      
7. Формы организации учебного процесса в школе      
8. Урок – основная форма организации обучения      
9. Контроль и оценка знаний учащихся   ДЛ    
10. Инновационные образовательные процессы. Авторские школы      
Теория и методика воспитания
11. Воспитание как социальное и педагогическое явление. Современные концепции воспитания      
12. Воспитание базовой культуры личности    
Общие методы и формы воспитания      
Коллектив как объект и субъект воспитания      
Воспитательные системы школ.      
Классный руководитель в воспитательной системе школы   ДЛ  
17. Педагогическое взаимодействие   ДЛ  
  Всего  

Основная литература:



1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики.- М., 2006.

2. Бордовская И.В., Реан А.А. Педагогика- С-Пб, 2001.

3. Борытко Н.М. и др. Педагогика - М.2007.

4. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Уч. пособ. - М 2000.

5. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения –М., 2003.



6. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982.

7. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., Высшая школа, 2008.

8. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теории обучения и воспитания Учебное пособие. – М., Академия, 2012.

9. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

10. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики – М.- Р н/Д, 2005.

11. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1992.

12. Нормативные и законодательные документы Правительства Российской Федерации и органов управления образованием (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Программа модернизации образования РФ, Конвенция о правах ребенка, Программа «Наша новая школа» и др.).

13. Педагогика. Учебное пособие. /Под ред. П.И. Пидкасистого. Серия: «Основы наук». – М., Юрайт, 2009.

14. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов. / Под ред. Смирнова В.А. Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.

15. Пидкасистый П.И. Педагогика. Уч. пособ. - М., 1998.

16. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Юрайт, Высшее образование, 2008; 2-е издание, дополненное, 2010.

17. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. Уч. пособ. для студ. высших уч. завед./ под ре. В.А.Сластенина- М., 2000.

18. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Уч. пособ. -М., 1997,

19. Сластенин В.А. и др. Общая педагогика. Уч. пособ. В 2 ч. Ч.1,2 -М., 2003.

20. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для вузов. 3-е изд. – М., Академия, 2008.

21. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях- М., 2000.



22. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. – М., Гардарики, 2007.

23. Хрестоматия по педагогике.

24. Хуторской А.В.. Современная дидактика – М.: Высшая школа, 2007.

25. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – СПб., 2005.

Содержание учебной дисциплины

 

Курс «Теория обучения» характеризует процесс обучения как одну из сторон целостного педагогического процесса, углубляет и расширяет, конкретизирует знания, полученные при изучении предыдущих разделов.

Тема 1. Дидактика как наука

Изучаемые вопросы:

Общее понятие о дидактике. Связь дидактики с другими науками Вклад отечественных и зарубежных педагогов в развитие дидактики Категории и понятия дидактики: философские категории, общие понятия педагогики; Специфические понятия дидактики. Объект и предмет дидактики. Задачи и функции дидактики. Основные дидактические концепции Дидактическая система. Методы дидактических исследований. Новые тенденции и процессы в образовании.

Основные понятия: объект и предмет дидактики, функции дидактики, задачи дидактики, дидактические концепции, дидактическая система, процесс обучения.

Литература для самостоятельной работы.

1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики.- М., 2006.

2. Бордовская И.В., Реан А.А. Педагогика- С-Пб, 2001.

3. Борытко Н.М. и др. Педагогика - М.2007.

4. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Уч. пособ. - М 2000.

5. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения –М., 2003.

6. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., Высшая школа, 2008.

7. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теории обучения и воспитания Учебное пособие. – М., Академия, 2012.

8. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

9. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики – М.- Р н/Д, 2005.

10. Педагогика. Учебное пособие. /Под ред. П.И. Пидкасистого. Серия: «Основы наук». – М., Юрайт, 2009.

11. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов. / Под ред. Смирнова В.А. Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.

12. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Юрайт, Высшее образование, 2008; 2-е издание, дополненное, 2010.

13. Сластенин В.А. и др. Общая педагогика. Уч. пособ. В 2 ч. Ч.1,2 -М., 2003.

14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для вузов. 3-е изд. – М., Академия, 2008.

15. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях- М., 2000.

16. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. – М., Гардарики, 2007.

17. Хрестоматия по педагогике.

18. Хуторской А.В.. Современная дидактика – М.: Высшая школа, 2007.

Задание.

1..Выпишите в тетрадь определения:

Дидактика- это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предмет дидактики

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объект дидактики

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функции дидактики

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основатель дидактики

_______________________________________________________________________________

Образование

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обучение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Преподавание

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Учение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закономерности обучения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принципы обучения____________________________________________________________

 

 

 

2. Дайте устную характеристику свойств современного образования:

· Гуманитаризация · Дифференциация · Диверсификация · Стандартизация · Многовариантность · Многоуровневость   · Фундаментализация · Компьютеризация · Информатизация · Индивидуализация · Непрерывность  

 

3. Продумайте и охарактеризуйте свойства образовательного процесса:

· Двусторонность взаимодействия педагога и ученика

· Направленность процесса на всестороннее развитие личности

· Единство содержательной и технологической сторон

· Взаимосвязь и единство всех структурных компонентов образовательного процесса

· Реализация функций: обучения, развития, воспитания.

 

4. Из учебника Бордовская И.В., Реан А.А. «Педагогика». – С-Пб, 2001 выпишите в тетрадь краткую характеристику мировых концепций- моделей обучения:

  • Дидактического энциклопедизма (Я.А.Коменский, Дж. Мильтон)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-______________________________________

  • Дидактического формализма (И.Г.Песталоцци, А.Дистервег)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Дидактического прагматизма (утилитарная) (Дж.. Дьюи)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Фундаментального материализма (В..Оконь) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Кибернетическая (С.И.Архангельский)_

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Ассоциативная (Я.А.Коменский, Дж. Локк)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Управленческая модель обучения (В.А.Якунин)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Назовите ученых-дидактов: отечественной щколы

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Назовите ученых-дидактов зарубежной школы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 2 Процесс обучения как составная часть

целостного педагогического процесса

Изучаемые вопросы. Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения Концепции обучения. Современные системы обучения. Стили обучения. Методологические основы процесса обучения. Единство и взаимосвязь функций обучения. Структура процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Деятельность учителя в учебном процессе. Компоненты учения Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Структура процесса усвоения знаний. Виды обучения, технологии обучения.. Принципы, законы и закономерности обучения.

Основные понятия:, процесс обучения, функции обучения, структура процесса обучения, процесс усвоения, виды обучения, принципы обучения, технология, информатизация обучения.

Самостоятельная работа: изучение темы по лекциям и учебникам. Изучение по учебникам отечественных и зарубежных дидактических концепций. Подготовка рефератов.

Литература для самостоятельной работы.

  1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики.- М., 2006
  2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения –М., 2003
  3. Общая педагогика / Под ред. В.А.Сластенина в 2-х ч., ч.1 – М., 2003.
  4. Дидактика средней школы / Под ред. Скаткина М.Н. - М., 1982.
  5. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. - М., 1989.
  6. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.
  7. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М., 1989.
  8. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984.
  9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М., 1979.

Задание

Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения

1. Дайте определениеобучения

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Дайте характеристику систем обучения, существующих в мировой практике:

  • Классно-урочная

______________________________________________________________

  • Лекционно-практическая

__________________________________________________________

  • Индивидуальная

_____________________________________________________

  • Бригадно-групповая

_________________________________________________________________

  • Кабинетная

______________________________________________________________________

  • Система интенсивного обучения

____________________________________________________

  • Система политехнического обучения

________________________________________________

  • Система разноуровневого обучения
  • _________________________________________________

 

3. Дополните утверждение:

Сущность процесса обучения состоит в единстве процессов ___________ и ________________

 

4. Раскройте смысл двустороннего характера процесса обучения

Обучение

 


5. Укажите виды педагогического взаимодействия:

Взаимодействие

       
 
   

 


6. Дайте определение познавательной деятельности

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Укажите движущие силы процесса обучения (противоречия), дайте их характеристику

Противоречия

       
 
   

 


Функции обучения

1. Назовите функции обучения

 


2. Дайте характеристику функций обучения

Образовательная функция

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитательная функция

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развивающая функция

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.