Сделай Сам Свою Работу на 5

КАКОВА БЫЛА ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ КАОРУ ИСИКАВЫ НА ПОСЛЕВОЕННОЕ РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА В ЯПОНИИ?





Послевоенное развитие качества и экономическое возрождение Японии почти полностью совпадают с жизнью и деятельностью самого Исикавы. При этом его первоначальные взгляды и позиции отражают взгляды и позиции самой Японии в отношении достигнутых результатов.

Было бы грубо и ошибочно (чтобы не сказать бесстыдно и оскорбительно) считать, что американцы прибыли в неразвитую страну восточных фанатиков, которые, если уж устремляются в одном направлении, запрограммированы выполнять задание как автоматы.

Япония всегда была страной развитой, обладающей высочайшей культурой, наукой, а перед Второй мировой войной — и промышленностью. Силу Японии в течение веков чувствовали все соседи, у многих из них сохранилась к ней неприязнь (а у некоторых — ненависть). Японцы всегда отличались чувством гордости, характерной для всех великих и сильных народов. «Неразвитость» Японии во время Второй мировой войны на себе почувствовали и сами американцы. Неразвитая страна никогда бы не смогла построить мощный флот с огромными авианосцами и самолетами, как, например, знаменитый Zero (ноль). А если все это связать с милитаристской верхушкой, стремящейся включиться в империалистический передел мира, становится ясно, какой перспективной державой была Япония до и во время Второй мировой войны.



Большую часть своей жизни Исикава, когда речь шла об успехах Японии в мировом масштабе, почти все их объяснял национальной и социальной спецификой японцев по сравнению с людьми других частей света, прежде всего Запада: профессионализм, единство языка, обычаев, религии и даже письменности. Исикава годами весьма серьезно объяснял, что кружки качества возможно проводить только в странах, использующих сложную письменность, требующую долгого и упорного коллективного труда.

Но при этом ни Исикава, ни остальные японцы никогда не вспоминали несколько интересных фактов, идущих вразрез с приведенной аргументацией — скажем, низкое качество довоенной экспортной продукции вопреки всем четырнадцати «преимуществам», которые и тогда были в силе. Или, говоря о своей фанатичности и специфичности и о высоком военном качестве и готовности, всегда обходили молчанием два стремительно понесенных катастрофических поражения от своих западных соседей, которые во всем отличались от Японии. В 1939 г. хорошо оснащенная и сильная элитная Шестая армия Японии без объявления войны вступила на территорию Монголии. Там ее встретили меньшей численности хуже оснащенные армии Советского Союза и Монголии, во всем отличающиеся от японцев. Однако японской армии не повезло — она столкнулась с одним из крупнейших военных гениев, позже прославленным полководцем маршалом Г.К. Жуковым. Поражение у Халхин-Гола было таким, что японцам после него и в голову не приходило воевать с Советами. В 1945 г. все повторил в еще более тяжелой форме маршал А.М. Василевский, в кратчайший срок разгромивший Квантунскую армию, насчитывающую более миллиона фанатичных японских солдат. Что касается качества военного оборудования, то японцы, как и немцы до них, «прочувствовали», скажем, танки Т-34 и гвардейские ракетные минометы, знаменитые «Катюши». Однако ни Советский Союз, ни его правопреемник Россия никогда и ни в чем (кроме производства вооружений) даже приблизительно не достигли японского мирового прорыва и триумфа.



КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗАЛ КАОРУ ИСИКАВА НА ВСЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА В ЯПОНИИ?

Исикава является своеобразным японским вариантом и дополнением Деминга. Другими словами, его роль и значение в развитии качества в Японии имеют решающее, фундаментальное значение.

Исикава прошел долгий путь от специалиста по статистике и ученика американских пионеров качества до одного из ведущих мировых экспертов по качеству. Взяв лучшее от Запада и Востока, Исикава вместе с ведущими американскими специалистами проложил путь, по которому пошла вся японская экономика (и не только она).



Исикава останется в истории не только из-за всех практических успехов в статистике, кружках качества и полном контроле качества в организации, но и как выдающийся популяризатор новых техник и технологий и, что еще важнее, как убежденный сторонник особого внимания к человеку на производстве, социальным вопросам и демократизации всех производственных отношений.

Согласно Исикаве, работа и предприятия существуют в целях улучшения жизни человека, для производства продукта и услуг, которые будут максимально гарантировать ему уверенность в завтрашнем дне. Такие цели возможны тогда и только тогда, когда качество, как бы это наивно и утопично не выглядело, всегда и везде будет стоять впереди прибыли. Если соответствующая политика последовательно проводится в жизнь, стабильность организации гарантирована на долгое время.

С другой стороны, человек находится и вне организации, поэтому и к собственным рабочим и служащим следует относиться так, чтобы они чувствовали себя если не счастливыми, то хотя бы довольными, т.е. проводить политику по отношению к собственным сотрудникам как к партнерам.

Конечно же, все это не имеет смысла, если высшее руководство этого не поймет и не уделит должного внимания развитию человеческого потенциала. Исикава убедительно требует такой системы качества и такого руководства, которое посредством стиля работы, культуры организации, действительно найдет должную мотивацию всех работающих.

Распространив эту философию на все общество, Исикава считал, что и государство должно вести себя как спонсор, инициатор и организатор деятельности, направленной на качество, прежде всего своей политикой и конкретной помощью отдельным членам и организациям. При этом немалую роль должны играть известные ассоциации, такие как, например, JUSE.

Общественное признание результатов в области качества Исикавы сделали возможным действительно практическое и массовое применение всех этих постулатов в течение более сорока лет.

Деятельность и учение Исикавы известно далеко за пределами Японии. Многое из трудов Исикавы было использовано в США. Если к этому добавить ряд значительных публикаций и книг, переведенных на многие языки мира и актуальных до сих пор, можно получить достаточное представление о жизни и деятельности Каору Исикавы.

КТО ТАКОЙ ГЕНИТИ ТАГУТИ?

Генити Тагути (1924) — яркий представитель японских специалистов по качеству, которые разработали свои собственные новые интеллектуальные и специализированные техники в области качества.

Окончив высшую школу и став инженером текстильной промышленности в Kiryu Technical Collegu, Генити Тагути был мобилизован и оказался в отделе навигации императорского флота. После окончания войны он работал в Министерстве здравоохранения, затем в Институте математической статистики Министерства образования. Там он ознакомился с так называемыми ортогональными таблицами для экспериментального дизайна знаменитого японского статистика Матосабура Масуями. Следующее место его работы было в фармацевтической фирме Моринага, затем он работал 12 лет в недавно основанной Лаборатории электрических коммуникаций Nippon Telephone and Telegraf Company (NT&T). Основная работа в NT&T состояла в совершенствовании новых статистических техник для повышения производительности в проектировании и исследованиях. Вскоре появилась (1951 г.) и первая книга Тагути об ортогональных испытаниях в статистике. Примерно в то же время возникла и его идея о разработке совершенно нового метода повышения качества в исследованиях, основанная на уже упомянутых ортогональных таблицах. В течение 1954 и 1955 гг. он находился в Индии в Статистическом институте, где в качестве гостя читал лекции и познакомился с ведущими американскими статистиками Р. Фишером и У. Шухартом. В 1957 и 1958 гг. он опубликовал двухтомную книгу «Планирование экспериментов» (Design of Experiments или DoE).

В 1962 г. он посетил США, где был гостем уважаемого американского статистика Джона Туки в Принстонском университете и в AT&T Bell Laboratories. В том же году Тагути защитил докторскую диссертацию в университете Kyushu, а с 1962 по 1982 гг. был профессором в университете Aoyama Gakuin в Токио. С 1982 г. он работает самостоятельно в качестве советника, пишет книги, является членом многих профессиональных японских и иностранных организаций (например, директором Японской академии качества, директором Американского института по снабжению (Amerikan Supplier Institute), советником Японской ассоциации по нормам и т.д.

Тагути достиг в своей карьере неслыханного до тех пор рекорда: четырежды лауреат премии Деминга в различных номинациях — в 1951, 1953, 1960 и 1984 гг. В 1989 г. он был одним из редких людей, получивших орден Лиловой ленты (Purple Band) от Министерства технологии и промышленности за вклад в развитие качества и нормирование продукции японской промышленности (более 1000 опубликованных статей и 30 книг). Из международных наград к высшим относится Rockwell Medal международного Института технологии, которой он награжден в 1984 г.

Кроме того, по всему миру создан ряд организаций, которые профессионально занимаются развитием и практическим применением его методов, а некоторые объединения носили или носят его имя (например, UK Taguchi Club в Лондоне.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.