Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРЕДЫСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ КАЧЕСТВА





МАЛАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАЧЕСТВА

 

III ЧАСТЬ

 

 

СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ КАЧЕСТВА

 

 

Загреб-2001

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Работа над III частью «Малой энциклопедии качества» под названием «Современная история качества» по сравнению с двумя первыми книгами потребовала слишком много времени. Сначала я подумал: поскольку информация сейчас общедоступна, библиотек много, а Интернет открывает такие возможности, о которых мы совсем недавно не могли и мечтать, написать ее будет не так уж трудно.

Однако сработало старое правило: слишком много информации часто подстать полному её отсутствию. Обилие данных следовало просмотреть, выстроить и классифицировать, да еще некоторые данные (особенно цифровые) настолько не соответствовали друг другу, что просто невероятно. Например, д-р Эдвард Деминг умер между 1989 и 1991 годами, а д-р Арманд Фейгенбаум родился между 1915 и 1922 годами (а по некоторым данным и вообще не родился — как, например, в рекламе его собственной фирмы на Интернете). Поток этой сбивающей с толку информации удалось в какой-то мере обуздать (по крайней мере я на это искренне надеюсь) уточнением с помощью Интернета и употреблением солидных источников. Но мучения, вместо того, чтобы на этом закончиться, только начались!



Есть известное правило Мэрфи: каждая проблема таит в себе другую, не менее серьезную проблему, только и ждущую, чтобы вы ее открыли. В литературе, посвященной классикам современной теории качества (речь идет о второй половине 20-го века), это проявилось в особо острой форме: некоторые писатели в восторге от отдельных авторов — своих кумиров, тогда как другие относятся к ним критически. Нет ничего более неудобного, когда речь идет о чьих-либо открытиях или праве первенства. Мне понадобилось почти два года, чтобы удостовериться (обратившись к источникам), что знаменитый PDCA круг Деминга еще до 1938 года открыл его учитель Вальтер Шухарт — только тогда это еще называлось циклом Шухарта.

Или, например, если вы установите, что две легендарные личности (по службе хорошие друзья — Эдвард Деминг и Джозеф Джуран) кое-как еще терпели друг друга, а по отношению к другим, особенно новым представителям независимых школ (чтобы не сказать: кланов) проявляли гораздо меньше терпимости. Так, ныне известного Филиппа Кросби они провозгласили «производителем теплого воздуха», или, выражаясь более элегантно, «продавцом тумана». В такой ситуации следует быть особо осторожным, работая над книгой, так как объективно всегда существует возможность использования некорректных или даже полностью искаженных данных. Но это неизбежный риск, и я заранее прошу прощения, если это произойдет, и поэтому прошу читателей проявить снисходительность и сообщить мне свои замечания. И все же я надеюсь, что мне удалось выделить главное, а также то, в чем не расходятся и о чем не спорят разные стороны. Кроме того, основной моей целью было историческое развитие теории и практики качества, и поэтому я старался быть беспристрастным и объективным. Читателю судить о том, так ли это.



Ненад Иняц, Загреб, март 2001.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Древняя латинская пословица «Historia est magistra vitae» (история —учитель жизни) не только верна, но и является базисом любого серьезного научного мышления.

Никто в этом мире не родил сам себя (кроме мифической богини Афины) — со всеми знаниями и развитым умом. Бесчисленные поколения и целый ряд известных и безвестных тружеников вложили свою жизнь и труд, чтобы нынешние поколения имели то, что они имеют. Многое «само собой разумеющееся» получило право гражданства лишь после ряда лет самоотверженного труда, любви к истине и самоотречения влюбленных в свое дело людей. Джордано Бруно был не единственным, кто видел новые широкие горизонты и кто дорого заплатил за это — даже ценою собственной жизни.



История качества не является исключением, более того (раз уж речь идет о профессии), в этой сфере в долгой истории человеческого рода чаще, чем в другой деятельности, отсутствие качества имело драматические последствия.

К сожалению, в этой книге такие примеры не приводятся. Цель ее — дать краткую историю современного качества, начавшуюся в конце 19-го столетия, пережившую полный расцвет во время и после Второй мировой войны. Точнее говоря, речь идет о второй половине двадцатого столетия. Без сомнения, только таким образом можно увидеть то, что подразумевается ныне под понятием качества и немного заглянуть в будущее.

Я не могу представить себе современного врача, не знающего клятву Гиппократа, или змею Эскулапа, или, что еще хуже, никогда не слышавшего о Пастере, Кохе или Бантинге. Так же обстоит дело и с физиком, ничего не слышавшем об Архимеде, Галилее, Ньютоне, Тесле, Марии Кюри или Эйнштейне. И в других профессиях то же самое. И не только это: общая элементарная культура так называемого «среднего» или «обычного» человека подразумевает знание имен великих людей, чья деятельность относится к культурному наследию человеческой цивилизации.

Качество как научная дисциплина ничем не отличается от остальных отраслей научных знаний. Недостаток ее по сравнению с другими дисциплинами состоит в том, что в своем современном виде она очень молода и поэтому часто совершенно не известна широкой общественности. Но если кто-либо когда-либо действительно желает профессионально заниматься качеством, незнание его истории не только недопустимо и дерзко, но и несерьезно.

На этом месте я бы хотел остановиться и подчеркнуть для читателя несколько важных моментов и размышлений, связанных с появлением этой книги и процессом ее написания:

- Выбор лиц, событий и процессов в книге, лежащей перед вами, является зеркалом знаний и способа мышления самого автора книги. Читателю должно быть ясно, что, конечно же, здесь не упомянуты десятки и сотни заслуженных первопроходцев качества, добившихся высоких результатов и проложивших путь новым поколениям исследователей (за счет сведений о ныне известных, ставших символами своей эпохи). Вероятно, некоторые важные факты и события окажутся на втором плане, а кое-что непреднамеренно будет неправильно интерпретировано. Однако, если можно будет проследить за тонкой красной нитью, которая привела к современному состоянию в теории и практике качества, книга достигла своей цели. Потому что только так можно увидеть пути развития, методы, инструменты и достигнутые вершины. И что важнее всего, может быть, этот краткий исторический очерк сделает возможным ясное представление о будущем и подвигнет читателя к собственной деятельности и вкладу в развитие этой новой важной сферы жизнедеятельности человека.

- Огромное количество драгоценных исторических сведений исчезло с течением времени, или они не считались важными, и потому не публиковались, а то и сознательно замалчивались. Просто нельзя себе представить. что развитие качества происходило лишь в одной части света, исключительно в культуре Запада и Японии. Нигде не упоминаются возможные достижения в этой сфере в Индии, Китае, странах Южной Америки, бывшем Советском Союзе... Так же невероятно, что там не было людей и идей, которые бы внесли свой вклад в теорию и практику качества. Уже заканчивая работу над книгой, благодаря случаю я ознакомился с некоторыми исследованиями о качестве в Советском Союзе. Причиной было все, что угодно, только не политика и идеология. А именно, меня интересовало, каким образом Советский Союз десятилетиями сохранял равновесие со всем Западными миром в технике и технологии, а в отдельные периоды был далеко впереди - и все это при отсутствии совершенного качества? Достаточно вспомнить освоение космоса во времена Никиты Хрущева, чтобы понять, что по крайней мере теория и практика надежности как часть общего понятия качества была если не первой в мире, то по крайней мере среди первых. Результаты в этой области (вопреки многочисленным проблемам) были таковы, что о них надо писать отдельную историю:

- Например, современные типы организации системы качества, так называемый «Lean Management», своеобразные кружки качества и т.д. - все это можно встретить в своем специфическом, а кое-где идеальном виде, разработанное до деталей и успешно применяемое на практике в организации колонии им. Максима Горького для малолетних беспризорников с 1921 до 1927 года. Достаточно внимательно прочитать «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко, чтобы убедиться, что некоторые элементы качества организации существовали за сорок лет до того, как были снова «открыты».

- Сейчас у всех на устах так называемое «Деловое совершенство» (англ. «Business Excellence»), в котором говорится об эффективной организации процесса посредством управления проектом. В истории много и детально пишут о грандиозных битвах Второй мировой войны, но нигде не упоминают людей и их методы, с помощью которых в 1941 году в Советском Союзе (в разгар войны и наступления немцев на всех фронтах) за три месяца на голые целинные пространства, удаленные на 3000 километров, эвакуированы 2593 огромных завода. При этом с помощью 1,5 миллионов вагонов переброшено более 10 миллионов людей. Еще более невероятно звучит то, что производство в большинстве цехов началось менее чем через месяц после этого.

- Шигео Шинго, японский организатор научного подхода к качеству и рационализации производства, наверняка никогда не слышал о методе Э.П. Агаркова, который в 1944 году настолько усовершенствовал производство танков Т-34, что конвейер практически работал без сбоев - при уменьшении числа работающих более чем на 500 человек! Или, еще менее известен ему был А.В. Красников. В первом квартале 1945 года с помощью его метода производительность в отдельных цехах возросла даже от 1,7 раза до 2,8 раза! Проблема усугубляется тем, что и сегодня об этих людях и их методах мало кто слышал и в самой России.

- Успехи Советов в освоении космоса в конце пятидесятых и начале шестидесятых годов в основной своей части базируются на программах качества и испытания надежности под руководством Сергея Королева - о них очень мало известно или ничего не известно. А если к этому добавить великолепную школу теоретической надежности профессора Ушакова, становится ясно, каким образом на Западе и в этой области многое гораздо позже снова «изобреталось».

Исключение составляет лишь так называемая «Русская школа», которая все же пробилась на Запад, и там получил право гражданства единственно знаменитый ТРИЗ метод (Теория решения изобретательских задач» или англ. «Theory of inventive Problem Solving» или «Теория инвентивного решения проблем») профессора Г. С. Альтшуллера и его сотрудников. В настоящее время ТРИЗ настолько развился, что во всем мире существуют многочисленные институты, в которых метод этот является основой их деятельности. В то же время ТРИЗ с 1946 года до настоящего времени успешно применяется в целом ряде практических решений широкого спектра всевозможных производственных, интеллектуальных проблем, а также проблем обслуживания.

- Как это ни странно, очень ограниченным (по крайней мере для меня) оказался доступ к историческим данным о возникновении первых Западных норм (и людях, с ними связанных) в сфере качества: МIL норм американской армии, норм НАТО, канадских и британских норм...

- В конце концов было трудно решиться не включить ряд известных японских и западных специалистов высокого класса в предлагаемый очерк истории качества, так как они (возможно, напрасно и ошибочно) не вписывались в концепцию книги, лежащей перед Вами:

- японцев Масааки Имаи и Таичи Оно,

- американцев Франка М. Грина и Петера Р.Шолтеса,

- европейцев Ганса Дитера Сегецци и Вальтера Масинга.

- Конечно же, необходимо (но, к сожалению, невозможно было свести все в одно место) осветить подходы к качеству в ряде других менее развитых государств и при этом не забыть отдельных ученых, институты и группы, которые внесли свой вклад в развитие качества в рамках своих возможностей и в своей деятельности. Многочисленные великолепные идеи, теоретические размышления и даже отдельные практические решения остались неизвестными и не развивались из-за отсутствия денег, понимания или необходимых общественных условий. Но тут ничего не поделаешь, хоть это и несправедливо. Остается надеяться, что быстрый обмен научной информацией в мировом масштабе поможет людям из менее богатых и развитых стран равноправно включаться в будущую историю качества, и не только качества.

Лишь посредством изучения исторического развития можно понять возникновение науки, техники и технологии качества. В то же время существенно уменьшается вероятность изобретения велосипеда. Речь не идет здесь о полезном элементе общей культуры - в теории и практике качества все имеет свой вес и свое практическое значение как для отдельного человека, так и для организации, в которой он работает. Но дело и на этом не кончается: качество ныне в глобальном мировом масштабе при все более острой и жестокой конкуренции стало решающим фактором выживания, имея серьезные перспективы развития. Не существует вида деятельности, не связанной с качеством тем или иным образом, нет ни одной организации, которая не жила бы за счет качества, и не может быть гуманной общественной системы без качества.

Качество является основным элементом и целью любого живого существа, не говоря уж о человеке и человеческой цивилизации. Поэтому книга эта посвящается не только специалистам по качеству, но и тем, кто хочет поднять свой культурный уровень, с надеждой, что они найдут в ней что-либо полезное, что им поможет в жизни и труде.

Ненад Иняц

 

 

ПРЕДЫСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ КАЧЕСТВА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.