Сделай Сам Свою Работу на 5

Схема 3. Структуры личности





Уровни   Функциональная структура   Основная структура   Системная структура  
Социально-психологический   Установки   Познавательная сфера   Способности  
Психолого-педагогический Мотивы   Волевая сфера   Характер  
Психологический   Потребности   Эмоциональная сфера   Темперамент  

 

 

Это, конечно, не означает, что каждый уровень не является предметом изучения только психологии, наоборот, это свидетельствует о сложности структурного изучения личности и рассмотрения каждого отдельного элемента самыми различными отраслями знаний о человеке.

Например, собственно психологический уровень изучается дифференциальной психологией, психолого-педагогический уровень — педагогической психологией, социально-психологический уровень — социальной психологией.

Все эти три уровня можно рассматривать и по вертикали, т. е. по отдельным взаимосвязанным подструктурным элементам личности.

Основная, или стержневая, подструктура личности раскрывает механизмы функционирования трех основных сфер: эмоциональной, волевой, интеллектуальной.



Если эта подструктура личности традиционна и достаточно глубоко изучена общей психологией, то системная подструктура личности, включающая в себя такие элементы, как темперамент, характер, способности, была выделена лишь в течение нескольких последних десятилетий в связи с запросами педагогической практики.

Данная подструктура отражает в интегрированной форме результат развития основной подструктуры личности, что позволяет выделить типическое в постоянно развивающейся личности.

Другая подструктура, показывающая внешнюю поведенческую сторону личности, называется функциональной, так как отражает динамику готовности человека функционировать в единстве и обособлении всех системно-структурных элементов [114].

Созданию такого структурно-системного представления о личности способствовало учение В. С. Мерлина о том, что под структурой мы понимаем взаимную связь и организацию свойств человека [75].

В предлагаемом нами структурно-системном подходе к характеристике личности мы видим, как каждый элемент подструктуры отражает ряд свойств личности, которые становятся ступенькой в объяснении функционирования каждого следующего элемента и в целом всей личности. Однако связь между каждым уровнем не простая, а диалектически взаимозависимая.



Эту связь необходимо рассматривать в виде спирали диалектического развития. Так, например, потребности как главные побудители активной деятельности личности зависят от степени развитости эмоциональной сферы человека, его активности, которая может быть типизирована через понятие темперамента личности. Темперамент не прямо взаимосвязан с характером, но он отражается в характере посредством скорости мотивирования удовлетворения необходимых изначальных потребностей и поэтому в борьбе мотивов начинает воздействовать на волевую сферу личности.

Борьба мотивов и выделение на ее базе волевых качеств, проявляющихся в деятельности, формируют определенную систему личностных отношений, составляющих основные виды социальной направленности личности, с помощью которых удовлетворяются потребности.

Так социальная направленность с показателями развития волевой сферы личности образует ее характер. Теперь можно видеть тесную взаимосвязь характера с темпераментом, который является отнюдь не последним условием в его проявлении. Характер как темперамент зависит от физиологических особенностей человека и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают отпечатки на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете, черты темпераметра и характера образуют практически неразрывный сплав, обусловливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности [75].



Вероятно, поэтому А. Г. Ковалев выделяет в единую структуру следующие компоненты: способности, темперамент, характер [51].

Если дальше продолжить анализ динамической спирали функционирования элементов системы по подструктурам и уровням, то обнаружится, что характер является в свою очередь важнейшим системным элементом личности, т. к. предопределяет становление положительных или отрицательных установок личности. Сформировавшиеся у личности установки способствуют новообразованию такого качества, как активность, которая не является структурным компонентом личности. Понятие «симптомокомплексов» В. С. Мерлина помогает разобраться в характеристике структурных образований личности.

Установки личности являются важным структурным компонентом, направляющим всю деятельность интеллектуальной сферы человека, и этим самым образуют с ней новое качество, никогда не существующее в структуре личности, такое, как целеполагание, или целенаправленность.

Целенаправленная деятельность есть результат определенного развития интеллектуальной сферы личности и ее установки, которые создают условия для проявления самых разнообразных человеческих способностей.

Таким образом, предложенную нами структуру личности можно рассматривать как на каждом отдельном уровне по горизонтали, где элементы тесно взаимосвязаны между собой, (эмоциональная сфера, темперамент, потребности), так и по вертикали, где каждый подструктурный элемент является ступенькой для понимания генезиса его развития, т. е. образования таких целостных подструктур как эмоции, воля, интеллект; темперамент, характер, способности, потребности, мотивы, установки.

Каждую из этих подструктурможно было бы назвать соответственно:

1. Основная, стержневая подструктура, на которую нанизывается многообразие свойств, выраженных через подструктурные компоненты.

2. Системная подструктура, которая сводит отдельные психологические и личностные качества к определенным типическим свойствам личности на каждом из уровней.

3. Динамическая функциональная подструктура, которая является связующим звеном между двумя вышеотмеченными подструктурами, с одной стороны, и открывает целостную структуру личности, с другой; создает условия для понимания ее внутреннего содержания и формы представления этого содержания. Поэтому функциональная подструктура личности имеет принципиальное значение для понимания человека как открытой и закрытой систем.

С помощью данной подструктуры мы понимаем личность как открытую функционирующую систему, которая взаимодействует с миром и им детерминируется.

Как отмечает Е. В. Шорохова [114], благодаря противоречивому сочетанию в человеке свойств открытой и закрытой систем, его сознание является одновременно и субъективным отражением объективной реальности и внутренним миром личности.

Чтобы познать личность, необходимо изучать социально-поведенческую сторону ее деятельности. Поэтому вся методика изучения личности школьника строится на деятельном подходе, учете главных типических характеристик личности. Полученная структура личности позволяет дать краткую характеристику личности школьника.

Для педагогов важно достаточно хорошо знать системную структуру и функциональные подструктуры личности. Знание системной структуры личности необходимо для того, чтобы четко себе представлять объект воспитания, так как зная темперамент, характер, способности, физические качества учащегося, можно выработать индивидуальную, групповую и коллективную программы педагогических воздействий с целью нормального формирования личности. Зная функциональную подструктуру личности ученика, педагог может контролировать и оперативно управлять ходом процесса воспитания, так как по потребностям учащихся можно судить об иерархии ценностных ориентации, по мотивационному компоненту судить о социальной направленности учащихся.

Однако для педагогической деятельности важно не только знание личности, но и определение путей ее формирования. Наиболее эффективными видами деятельности, позволяющими диагностировать основные личностные параметры, а также формировать личность учащегося, являются физкультурно-игровая, учебная и трудовая деятельности.

Таким образом, построение структуры личности в практических интересах педагогики возможно и необходимо. В соответствии с предложенной структурой личности учитель должен изучать ребенка. Знание состояния способностей учащегося помогает учителю построить направленную систему организации учебного процесса. Знание характера школьника даст возможность учителю организовать процесс воспитания, а при необходимости и перевоспитания отдельных учащихся. Информация об индивидуально-типологических особенностях школьника (темперамента) позволит учителю выбрать наиболее тактичные формы взаимоотношений с учащимися в процессе учебной деятельности.

Вся эта информация в целом даст возможность учителю планировать учебно-воспитательный процесс не от желаемых нормативных требований, а прежде всего от реального состояния и возможностей учащихся, т. е. от того достигнутого уровня, на котором находится ученик. Такой путь позволит гуманизировать учебно-воспитательный процесс, а оценочные критерии успехов учащихся в том или ином виде деятельности использовать как стимулирующий фактор.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.