Из опыта совместной работы учителя - логопеда, врача, инструктора по физической культуре, родителей МДОУ№84.
Творческая гостиная
Тема:
«Научись правильно дышать, малыш!».
Выполнила учитель- логопед
Краснова О.С.
МДОУ № 84.
Астрахань 2008г.
Научись правильно дышать, малыш!
Цели:
- Познакомить участников с инновационными приемами и методами, современными разработками в области правильного дыхания, с целью применения этих методик на практике;
- Передать свой опыт родителям и детям.
План.
- формирование физиологического речевого дыхания;
- Кинезеология и дыхание;
- Дыхание и точечный массаж БАТ;
- Использование гимнастики М. Стрельниковой при нарушениях речи детей;
- Уникальный метод БОС - обратной связи;
- Дыхание и страна эмоций;
- Связь дыхания с нетрадиционными приемами и методами лечебной педагогики ( аромотерапии, мелотерапии, фитотерапии);
- Дыхание и звукопроизношение.
Оборудование: 6 ароматических коробочек Киндер-сюрприз, игровые карточки, картинки- иллюстрации.
«Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно, только надо твердо знать как здоровым можно стать. В мире нет рецепта лучше – будь со спортом неразлучен, проживешь ты все сто лет - вот какой простой секрет!».
Логопед: Сегодня мы встречаемся в творческой гостиной. И речь будет идти о здоровье наших детей, потому что мы заинтересованы в том, чтобы наши воспитанники росли крепкими, здоровыми детьми, но к сожалению по данным научного центра здоровья РАМН в настоящее время отмечается нарушение психо - физического здоровья детского населения.
80 % детей рождаются с недостатками развития и только 15% - это здоровые дети. Растет количество детей с речевой патологией, которые нуждаются в коррекции. Климатические условия нашего края неблагоприятно сказываются на дыхательной, сердечно – сосудистой, эндокринной системах. Все эти процессы приводят к кислородному голоданию, нарушению газообмена в тканях детского организма.
Роль дыхания ( физиологического и речевого) огромна! Физиологическое дыхание- выполняет функцию газообмена, а речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков голоса.
Речь является основной составляющей общего здоровья человека. В последнее время нашими коллегами разработано огромное число инновационных приемов и методов, применяемых для детей дошкольников.
Речь и ее несовершенство у дошкольников выражается в том, что у них очень слабый вдох и выдох, мы говорим на выдохе и чем длиннее выдыхаемая воздушная струя, тем длиннее фраза. Дети говорят тихо, едва слышно, до 2-х лет не умеют говорить шепотом, не умеют экономно расходовать воздух на всю фразу. Иногда выдоха хватает только на 1-0 слово, остальная фраза договаривается не внятно или проглатывается, иногда ребенок старается торопливо произнести фразу без перерыва на вдохе с захлебыванием или с толчкообразным выдохом. Слабый выдох или неправильно направленная воздушная струя приводит к искажению звуков. В связи с этим формирование речевого дыхания у дошкольников является задачей для всех сотрудников детского сада, необходимо учить дышать детей через нос. Привычка дышать через рот очень сказывается на организме, приводя к различным заболеваниям щитовидной железы, гортани, всей дыхательной системы. Носовое дыхание благоприятно сказывается на кровеносной системе, сосудах головного мозга, что улучшает умственное и психическое развитие детей. Дыхание предохраняет мозг, включает рефлекторное расширение сосудов и увеличение мозгового кровотока. Есть такая наука- кинезиология- о развитии головного мозга через движение, в которой немаловажную роль играет дыхание, эта наука существует 200 лет, кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Клеопатра, которая своей молодостью и красотой обязана кинезиологии. Единство мозга складывается из деятельности 2-х полушарий, тесно связанных между собой межполушарными связями, развитие их является основой интеллекта, межполушарное взаимодействие можно развивать при помощи кинезиологических упражнении (учитывая функции левое -математическое, правое - гуманитарное).
Выполняются кинезилогические упражнения на координацию дыхания.
« Горячая монетка».
I. Глубокий вдох – во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди, ладони вверх. Задержать дыхание 4-6 сек. Сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» на ладошке).
Медленный выдох – выдыхая рисовать перед собой обеими руками одновременно два квадрата из одной точки, один слева, другой справа.
II. Упражнение « Кулак, ребро – ладонь» - развитие межполушарных связей.
3 – положения руки на плоскости стола, сменяющих друг друга.
1- ладонь сжата в кулак, 2- ладонь - ребром, 3 – расширенная ладонь на плоскости стола.
Сначала ребенок делает эти упражнения вместе с педагогом 8-10 раз.
Затем сам сначала левой, правой и обеими руками.
III. Упражнение «Певец» - на координацию дыхания.
- Глубокий вдох, руки медленно через стороны вверх, задержка дыхания 2- сек.,
Выдох с открытым сильным звуком ААА-ООО. Всем известна парадоксальная гимнастика М.Стрельниковой. Она способствует увеличению объема вдоха и выдоха, почему парадоксальная, потому что вдох делается при движении сжимающем грудную клетку, вдох активный носом, пассивный выдох с сжимание грудной клетки 8 раз. Благодаря компьютерным технологиям был разработан уникальный метод БОС - биологической обратной связи, автор ее В. Сметанкин. Этот метод создан для регуляции речевого дыхания, а обратная связь является основой законного метода. Это компьютерная программа, где посредством анимационных сюжетов делается доступной информация для детей, ребенок очень быстро овладевает диафрагмальным дыханием. Методика предполагает не только обучение дыханию животом, но и контроль за гармонией дыхания и сердца, а сочетание методики БОС с общепринятыми традиционными вариативными играми превращает эту процедуру в занимательную игру, что способствует новообразованиям дошкольной педагогики. Ведь в древних писаниях говориться: « Физическая мощь человека зависит не только от питания, сколько от правильного дыхания, управляя дыханием – мы управляем всем », чтобы научиться диафрагмальному дыханию необходимо подготовить носовой аппарат, для этого широко применяется точечный массаж.
« Нам носы нужны не для красы»- Воздействуя на точки БАТ – поглаживанием, растиранием, пощипыванием мы расслабляем мышцы, успокаиваем нервы, напряжение, снимаем болезненность. Дети обучаются самомассажу.
Врач: Комплекс самомассажа БАТ, способность нормализации носового дыхания.
1. Поглаживание носа, от кончика к переносице. Сделать вдох, на выдохе постучать по ноздрям.
2. Постучать по крыльям носа;
3. Погладить нос и его придаточные пазухи;
4. Сделать курносый нос, потряхивая кончики носа указательными пальцами 5-2 точки возле крыльев носа.
Логопед:
Для детей самомассаж в стихотворной форме.
Руки растираем и разогреваем,
И лицо и носик теплом ладошек согреваем,
Грабельки сгребают все плохие мысли
Носик растираем вверх-вниз – 2 раза
Ушки растираем вверх – вниз – 2 раза
А теперь еще раз погладим носик и щечки
Щечки разминаем, чтобы надувались
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.
Расслабление мышц артикулярного аппарата
1- одиночная точка под носом;
2- точка под губой;
3- две парные точки в углах рта;
4- круговая мышца рта.
После массажа приступаем к дыхательным упражнениям.
С 2-х лет – обучение пению на вдохе 2-3 гласных.
С 3-х лет – 3-4 гласных на выдохе с мимикой, жестами, звукоподражанием.
С 4-х лет - диафрагмальное дыхание здесь на выдохе пословицы, загадки.
Игра (выполняют все участники):
Мы сейчас все дружно хлопнем,
Мы сейчас все дружно хлопнем,
Вправо, влево наклонились вдох, выдох
И в зверюшек превратились.
Задание: Раздаются карточки.
Показать мимикой, жестами звукоподражанием – отгадки на загадки. Прочитать на выдохе.
- Что за зверь зимой холодной ходит по лесу голодный? (волк);
- Все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит? (дятел);
- Шубка, иголки, свернется – он колкий? (еж);
- Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал (медведь);
- Гок, гок - пятачок, сзади – розовый крючок ( поросенок);
- Окраской сероватая, повадкой вороватая, крикунья хриповатая, известная персона это (ворона).
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Привез Пров Егору во двор дров.
Шел Егор через двор, видит вырос мухомор.
Стихи на выдохе, когда закончится воздух стукнуть мячом о пол.
I. II.
Жили в долине Нила У реки росла рябина
Три больших крокодила А река текла- рябила
Первый - только большой Посередине глубина
Второй- с прекрасной душой Там гуляла рыбина
А третий – ну просто милый Эта рыба – рыбий царь
Но все их зовут крокодилы. Называется пескарь.
С 4- х летнего возраста - обучение диафрагмальному дыханию.
1- упражнение лежа, сидя, стоя.
- Лежа на спине, игрушка кладется на живот, вдох – живот поднимается с игрушкой, выдох- опускается.
Сочетание БОС с традиционными вариативными играми.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|