Сделай Сам Свою Работу на 5

Астраханский Институт повышения квалификации и переподготовки





Астраханский Институт повышения квалификации и переподготовки

Программа:

Организация логопедической работы в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждении.

Автор- составитель

Краснова Ольга Сергеевна

учитель-логопед

МДОУ №84.

 

Астрахань 2008г.

Программа

Организации логопедической работы в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения.

Пояснительная записка.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989г) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развитии детей» (1995г), каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды, в которой протекает жизнь ребенка, охрану здоровья, воспитание, развитие и образование детей, а также помощь тем, кто в ней нуждается. Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознания себя в этом мире, развития познавательных способностей. А.Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического формирования будущей личности. Называя первые 7 лет периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками: Членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности, поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни. Актуальность разработки содержания форм и методов логопедической работы в условиях логопункта диктует время.



Данная программа – итог многолетнего опыта работы учителя-логопеда муниципального дошкольного образовательного учреждения, структура которого позволяет осуществлять логопедическую помощь детям дошкольного старшего и подготовительного возраста, что дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной и письменной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.



В основе создания этой программы - проекты программы Министерства Образования РФ по коррекции письменной и устной речи, научно-методические рекомендации, инструктивные письма. Основной целью этой программы является развитие свободной, творческой, активной личности. Огромное значение придается индивидуальной работе с ребенком по устранению речевого дефекта. Реализация этой программы дает возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов, разработок в области воспитания правильного дыхания, использованием различных видов массажа и самомассажа. Неоценимо значение развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развития речи дошкольников. Программа не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму, но основная ее задача – развитие двигательных, познавательных, эстетических способностей дошкольников. Она реализуется через развитие:

1. двигательной области коры головного мозга;

2. речевой области коры головного мозга;

3. мышления, памяти, внимания, сосредоточенности зрительного и слухового восприятия;

4. формирования навыков учебной деятельности( умении слушать, понимать, выполнять словесные установки, инструкции, умении действовать в стандартных и нестандартных ситуациях).



Человек будущего должен быть созидательной личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом, т.к. дошкольное учреждение, в котором я работаю имеет приоритетное эстетическое обучение и воспитания дошкольников, то эта программа предусматривает и задачи художественно-эстетического развития. Активное использование в коррекционной работе с детьми продуктивных вводов деятельности ( рисование карандашом, фломастером, красками, пальчиками, ладошками, лепке, различных видов аппликации) способствует не только эстетическому развитию, но и умственному, речевому развитию, позволяет сократить сроки работы над дефектными звуками. В старшем дошкольном возрасте с перестройкой умственной деятельности ребенка расширяется двигательный опыт, поэтому широко используются различные виды деятельности, где речь сочетается с движениями, развиваются крупные мышцы туловища и конечности, для этого разработаны занятия, где дети рисуют пальцами ног. Нельзя сказать, что картинки ножной работы поражали зрителей особым художественным мастерством, но перед детьми стоит другая задача- активизировать стопу и пальцы ног, заставить их выполнять тонкие и сложные движения. Те, кто пробовал рисовать ногами, запоминают буквы раз и навсегда.

Игры и упражнения, предлагаемые мною на занятиях, дают возможность детям не испытывать усталости и не снижает интерес к занятиям в целом. Занятия продуманны, полезны для развития мелких и точных движений рук, т.к. от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) постоянно поступают импульсы в головной мозг, стимулируя ЦНС и способствуя ее развитию. Рисование, лепка, аппликация, работа с крупами, фасолью, пуговицами в конце занятия и на отдельных занятиях снимает напряжение, дает ребенку возможность расслабиться. В основе программы стоит «педагогика ненасилия». Изучив программу по художественному воспитанию, обучению и развитию детей 2-7 лет Лыковой И.Л. «Цветные ладошки», я использую некоторые приемы и методы в своей программе, что позволяет обогатить эстетический и художественный опыт детей-логопатов.

Программа представляет собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя- логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, врача, психолога, инструктора по физ.воспитанию, педагогов по ИЗОдеятельностии развитию речи, родителей и ребенка, имеющего речевые нарушения.

Это способ взаимодействия ребенка с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели всего педагогического коллектива с детьми-логопатами. Вся эта деятельность дает почву для плодотворной творческой и поисковой деятельности всего коллектива.

Программа построена в соответствии с принципами:

 

  1. Концентрическим - это означает, что ознакомление детей с определенной областью знаний от этапа к этапу усложняются, между разделами программы существуют тесные межпредметные связи;
  2. Принцип единства диагностики коррекции развития неразрывности речевого и психологического развития ребенка. Определяет тесную связь формирования и функционирования речевой деятельности со всей психикой ребенка, а именно состоянием эмоционально- волевой сферы, восприятием, памятью, мышлением, воображением. Коррекционное обучение предполагает развитие всех речевых компонентов, в работе это реализуется параллельным воздействием на словарь, фонематику, грамматический строй, так чтобы речь возможно быстрее становилась коммуникативным средством общения.
  3. Дидактические принципы:

- принцип последовательности и системности в воспитании и развитии детей, в логике (от простого к сложному, от близкого к далекому, от хорошоизвестного к неизвестному);

- принцип индивидуализации и гуманизма.

4. Специфические принципы:

- принцип культурного обогащения содержания деятельности детей в соответствии с особенностями познавательного развития детей 5- 7 лет

- принцип взаимосвязи в логопедической деятельности с продуктивными видами деятельности;

- принцип интеграции различных видов деятельности с изобразительным искусством и художественной деятельностью;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности, воспитание думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего человека;

- принцип обогащения сенсорного и сенсомоторного чувственного опыта.

 

Цели программы:

  1. Своевременная диагностика и профилактика речевых нарушений дошкольников.
  2. Разработка и применение современных, инновационных методик в работе с логопатами по коррекции нарушений речи;
  3. Организация педагогического процесса ,основанного на взаимодействии учителя – логопеда с воспитателями, муз, руководителем. Физ.работником, психологом, родителями и ребёнком имеющим речевое нарушение. Структура и особенности программы.

Вся логопедическая работа осуществляется в 3 –х направлениях: 1-диагностическое; 2-коррекционное ; 3-профиллактическое; Оригинальность программы состоит в использовании современных инновационных технологий:

- элементы игротерапии,

- элементы сказкотерапии,

- элементы музыкотерапии,

-элементы изотерапии,

- элементы песочной терапии,

- элементы здоровьесберегающей терапии,

- эпементы психотерапии,и т.д.

Содержание программы:

I. Диагностическое – направление с целью построения системы индивидуальной коррекционной работы и осуществления дифференциального подхода к детям-логопатам. Комплектования логопедических групп на основе общности структуры дефекта Отслеживание динамики развития всех компонентов речи на конец учебного года определения уровня готовности ребёнка к школе и оценка эффективности коррекционного воздействия .

Проводится с 1 -15 сентября –8 часов. С 15-30 мая –8часов .

Диагностика включает :

1. мониторинг речевых нарушений старших дошкольников;

2. методика обследования речи на начало года;

3. диагностика речевого развития на конец года .(с.м. приложение)

Форма проведения - индивидуальная.

 

II. Коррекционное направление.

Проводится учителем –логопедом на логопедических занятиях и кружке в рамках разработанных методик::

1. система индивидуально – подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения - (дислалия ,стёртая дизартрия); 150 ч.

2. индивидуально – подгрупповая работа по преодолению заикания:- 60ч.

3. система логопедической работы по формированию графо – моторных навыков у дошкольников(программа)- 62 ч.

4. система логопедической работы с детьми Н.В.О.Н.Р и Ф.Ф.Н.Р.-71 ч.

 

Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия. Методы: словесные, наглядные, практические, самостоятельные и под руководством логопеда.. Методические рекомендации:

1 –Коррекционное обучение проводится по основным направлениям :

- развитие слухового внимания ;

- развитие сенсомоторных навыков;

- формирование кинестической основы артикуляторных движений;

- развитие мимической мускулатуры ;

- развитие психических процессов( памяти,внимания ,мышления, восприятия;)

- развитие игровой деятельности.; Требования к проведению занятий : - добровольное участие детей; - продолжительность занятий -30-35 минут . - учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом ,релаксацией ,физкульт .минутками. - регулярность занятий по коррекции звукопроизношения –4-5 раз в неделю, остальные занятия -2 раза в неделю . - соблюдение санитарно-гигиенических норм. Все занятия ориентированы на психологическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребности в эмоциональном общении. Педагогические требования распространяются на все индивид. и групповые занятия. Логопедическая программа спланирована в тесном контакте с «программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой, М..А.,ГербовойТ. С.2005 г . Где основным фундаментом реализации педагогических целей можно назвать речевое развитие ребёнка .

Вся работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в несколько этапов: I. Подготовка ребёнка к длительной и кропотливой работе. Задачи: вызвать интерес к логопедическим занятиям ;

1- развитие слухового внимания ,памяти ,фонематического восприятия

2- формирование и развитие артикуляционной моторики для постановки звуков;

3- овладение пальчиковой гимнастикой ;

4- укрепление физ.здоровья (применение методов лечебной педагогики ,массажа ,самомассажа,)

II. Формирование произносительных умений и навыков .

задачи : 1- устранение дефектного произношения ; 2-умение дифференцировать звуки , сходные артикуляционно и акустически ; 3- формирование умений и навыков пользования исправленной ,фонетически чистой , лексически развитой , грамматически правильной речью . Виды коррекционной работы на данном этапе :

а ) постановка звуков в последовательности-

- свистящие- с,з,сь, зь.

- - шипящие –ш.

- сонор –л .

- шипящие –ж .

- сонор – р –рь .

- шипящие –ч, щ.

Способ постановки смешанный .

б) автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях.

в) дифференциация звуков ;

г) автоматизация звуков в спонтанной речи ; III. .Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. IV. Систематические упражнения на развитие внимания , памяти ,мышления на отработанном в произношении материале . V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков . Логопедическая работа с заикающимися детьми построена в форме интересной игры с опорой на картинки ,игрушки ,предметы ,рифмовки ,движения. В процессе игры у ребёнка вырабатываются качества и навыки ,необходимые для преодоления заикания .Игра ,основанная на положительных эмоциях ,помогает ребёнку выработать алгоритм бессудорожной речи .Система игровых занятий рассчитана на учебный год и имеет многофункциональный характер. Задачи: -коррекция речи и личности ; - развитие чувства темпа и ритма;

-активизация внимания и памяти ;

- развитие речедвигательной координации;

-развитие мелкой моторики;

-формирование грамотной связной речи ;

- восстановление коммуникативной функции речи.

Занятия носят индивидуально –подгрупповой характер ,в течении 25-30 минут На первых занятиях используются облегченные формы речи :сопряженная ( взрослый произносит фразы вместе с ребёнком ) и отраженная (ребёнок повторяет текст вслед за взрослым ).Затем вносится вопросно –ответная форма речи .Во втором полугодии дети самостоятельно разговаривают. Все логопедические занятия по преодолению заикания включают в себя обязательные упражнения на релаксацию рук, ног, корпуса, шеи, лица, артикуляционного аппарата, дыхательную гимнастику, различные виды упражнений, подвижные игры, игры с геометрическими фигурами, имеющими огромное значение в логопедической практике с заикающимися детьми. Занятия «Умные пальчики» планируются 2-3 раза в неделю по усмотрению логопеда в каникулы проводятся чаще .Для систематической работы по формированию графо – моторных навыков у детей с Н.П.О.З,Н.В.О.Н.Р и Ф.Ф.Н.Р. разработана программа « Умные пальчики « Использование в коррекционной работе продуктивных видов деятельности способствует не только речевому развитию ребёнка но и эстетическому и умственному, где создаются благоприятные условия для свободного и самостоятельного экспериментирования с художественным материалом .Основная задача –развитие двигательных навыков детей . ..лы проводятся чаще .Для систематической работы по формированию Занятия с детьми имеющими фонетико –фонематическое недоразвитие и невыраженное общее недоразвитие речи представлено в системе работы по формированию лексико –грамматических категорий и связной речи .Расчитаны на два учебных года в старшей и подготовительной группах ..Фронтальные логопедические занятия рассчитаны по периодам . Старшая группа.

1 период –(сентябрь ,октябрь ,ноябрь )- 12 ч.

2 период –( декабрь ,январь ,февраль ,март )-14ч

3 период –(апрель ,май .)-9 ч.

Подготовительная группа

1. период –(сентябрь ,октябрт)- 16 ч

2. период –(ноябрь ,декабрь ,январь ,февраль )-33ч

3. период –(март ,апрель ,май )-33 ч.

Основные требования к логопедическим занятиям полностью распространяются на все фронтальные и подгрупповые занятия по Ф.Ф.Н.Р. и Н.В.О.Н.Р.

-цель и тема занятия пронизывает все его этапы ,все виды работ .

-максимальная насыщенность изучаемым звуком ;

-сочетание учебных и игровых форм ;

-наглядность в зависимости от возраста и темы ;

-постоянный звуко –слоговой анализ и синтез .

- повседневное закрепление навыков письма ичтения ;

-развитие связной речи по наростающей сложности

-насыщаемость использования дефектных звуков. 3 Профилактическое направление – охватывает работу логопеда через организацию проф .работы с педагогами д.сада и родителями . Работа осуществляется в течение всего учебного года . Формы работы педсоветы ,творческие гостиные , семинары практикумы ,круглые столы в рамках разработанных методик .(с.м.приложение.) Сотрудничество с родителями осуществляется через : - родительские собрания ; - индивидуальные и групповые консультации; - занятия в школе «Домашний логопед» Уже к концу учебного года дети должны уметь : -правильно произносить все гласные и согласные звуки в слогах ,словах и спонтанной речи . - различать гласные и согласные звуки ,подбирать слова на заданные зуки ; - дифференцировать согласные звуки по глухости ,звонкости ,твёрдости и мягкости . - уметь выделять звук из слов ; - уметь проводить фонематический анализ слов ; - правильно согласовывать числительные и прилагательные с существительными;

- отбирать для высказывания слова в рамках словарного запаса соответствующие возрасту ;

- строить грамматически правильные высказывания;

- понимать предметно – содержательную сторону высказывания;

- работать в коллективе ,свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

 

Должны знать:

- знать и печатать буквы русского алфавита ;

- знать и свободно общаться на все изучаемые лексические темы (времена года ,овощи ,фрукты ,животные ,насекомые ,транспорт и т.д.)

- художественные и литературные произведения, изучаемые в рамках программы по развитию речи ;

- названия и авторов картин;

- события, происходящие в окружающей жизни;

- знать и свободно пересказывать стихи, рассказы пословицы поговорки ,загадки.и т. д. Программа очень мобильна и с учетом современных технологий ежегодно пополняется новыми методическими разработками .Программе сопутствует собирание, накопление, изготовление и систематизация наглядного и дидактического материала .

 

Учебно-методический план индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения.

 

№п/п Тема занятий. Часы. Формы работы.
Сентябрь.
I-II. Обследование. Сбор анамнестических данных.
III. Подготовка к постановке звука С. Индивидуальная.
1. Звук и буква А. Групповая.
2. Звук и буква У. Групповая.
3. «Умные пальчики» Занятия №1,2. Групповая.
IV. Постановка к постановке звука С. Индивидуальная.
1. Звук и буква И. Групповая.
2. Звук и буква П, Пь, буква П. Групповая.
3. «Умные пальчики».Занятие №3,4. Групповая.
Октябрь.
I. Постановка звука С. Подгрупповая - индивидуальная.
1. Звук и буква Т. Групповая.
2. Звуки Т-П. Групповая.
3. «Умные пальчики».Занятие № 5,6,7. Групповая.
II. Постановка звука С. Индивидуальная, подгрупповая.
1. Звуки К-Кь, буква К. Групповая.
2. «Умные пальчики».Занятие №7.8. Групповая.
III. Звук и буква С. Индивидуальная, подгрупповая.
1. Автоматизация в слогах СА. Групповая.
2. Автоматизация С в слогах СА,СЫ. Групповая.
3.. «Умные пальчики» № 9,10. Групповая.
IV. Постановка и автоматизация звука С. Индивидуальная, подгрупповая.
1. Автоматизация С в слогах и словах. Групповая.
2. Автоматизация С в слогах и словах. Групповая.
3. Звук Ль. Групповая.
3. «Умные пальчики»№ 11. Групповая.
Ноябрь.
I. Постановка и автоматизация звука Сь. Подгрупповая, индивидуальная.
1. Звук Сь в слогах. Групповая.
2. Звук Сь в словах. Групповая.
2. «Умные пальчики» №12, 13, 14.. Групповая.
II. Постановка и автоматизация звука Ц. Индивидуальная, подгрупповая.
1. Звук Ц в слогах. Групповая.
2. Звук Ц в словах. Групповая.
3. Дифференциация звуков С-Ц. Групповая.
4. «Умные пальчики»№ 15,16. Групповая.
III. Постановка и автоматизация звука З по подражанию. Индивидуальная, подгрупповая.
1. Звук З в слогах. Групповая.
2. Звук З в словах. Групповая.
3. Дифференциация С-З. Групповая.
3. «Умные пальчики» № 17,18.. Групповая.
IV. Постановка и автоматизация звука Зь. Подгрупповая, индивидуальная.
1. Звук Зь в слогах. Групповая.
2. Звук Зь в словах. Групповая.
3. Дифференциация звуков Сь-Зь. Групповая.
4. «Умные пальчики» № 19. Групповая.
Декабрь.
I. Постановка и автоматизация звуков Ш, Л. Индивидуальная, подгрупповая.
1. Звук Ш в слогах. Групповая.
2. Звук Ш в словах. Групповая.
3. «Умные пальчики» № 20,21,22.. Групповая.
II. Автоматизация звука Ш. Индивидуальная, подгрупповая.
1. Звук Ш в слогах. Групповая.
2. Звук Ш в словах. Групповая.
3. Звук Ш в предложении. Групповая.
4. «Умные пальчики» № 23. Групповая.
III Автоматизация звука Ш в предложениях. Индивидуальная, подгрупповая.
Дифференциация С-Ш в словах. Групповая.
Дифференциация С-Ш в предложениях. Групповая.
«Умные пальчики» № 24,25.. Групповая.
IV. Постановка и автоматизация звука Л. Индивидуальная, подгрупповая.
Звук Л в слогах. Групповая.
Звук Л в словах. Групповая.
3. Дифференциация Л, Ш. Групповая.
3. «Умные пальчики» № 26. Групповая.
Январь.
III. Постановка и автоматизация звука Ж. Индивидуальная, подгрупповая.
1. Звук Ж в слогах. Групповая.
Звук Ж в словах. Групповая.
3. «Умные пальчики» № 27,25. Групповая.
IV. Постановка и автоматизация звука Ж. Индивидуальная, подгрупповая.
Дифференциация звуков Ж-Ш. Групповая.
Дифференциация звуков Ж-З. Групповая.
Автоматизация звука Ж в предложениях. Групповая.
4. «Умные пальчики» № 26. Групповая.
Февраль.
I. Постановка и автоматизация звука Р. Индивидуальная, подгрупповая.
1. Автоматизация звука Р в слогах. Групповая.
2. Автоматизация звука Р в словах. Групповая.
3. «Умные пальчики» № 27,28. Групповая.
II. Постановка и автоматизация звука Р. Индивидуальная, подгрупповая.
1. Автоматизация Р в словах . Групповая.
2. Автоматизация Р в предложениях. Групповая.
3. «Умные пальчики» № 29,30. Групповая.
III. Постановка и автоматизация звука Рь. Индивидуальная, подгрупповая.
1. Автоматизация Рь в слогах. Групповая.
2. Автоматизация Рь в словах. Групповая.
3. Дифференциация звуковР-Рь. Индивидуальная.
4. «Умные пальчики» № 31,32. Групповая.
IV. Автоматизация звука Рь в предложениях . Индивидуальная, подгрупповая.
1. Дифференциация звуков Р-Рь в предложениях. Групповая.
2. Дифференциация звуковР-Л в предложениях.. Групповая.
3. «Умные пальчики» № 33,34. Групповая.
Март.
I. Постановка и автоматизация звука Ч. Индивидуальная, подгрупповая.
1. Автоматизация звука Ч в слогах и словах. Групповая.
2. Дифференциация звука Ч-Сь. Групповая.
3. «Умные пальчики» № 35,36. Групповая.
II. Постановка и автоматизация звука Щ. Индивидуальная, подгрупповая.
1. Автоматизация Щ в слогах, словах и предложениях. Групповая.
2. «Умные пальчики» № 37,38,39. Групповая.
III. Постановка и автоматизация звука Щ. Индивидуальная, подгрупповая.
1. Дифференциация звуков Ч, Щ. Групповая.
2. Дифференциация звуков Щ-С. Групповая.
3. «Умные пальчики» № 40,41. Групповая.
IV. Дифференциация звука Щ с другими звуками. Групповая.
1. Дифференциация звуков Ш-Щ. Групповая.
2. Дифференциация звуков Ч-Щ-Сь-Ть. Групповая.
2. «Умные пальчики» № 42,43. Групповая.
Апрель.
Закрепление правильного произношения в стихах русских поэтов.
I.   Групповая.
1. Стихи русских поэтов. В.А.Жуковский «Жаворонок», И.С. Никитин «Полюбуйся, весна наступила». Групповая.
  «Умные пальчики» № 44,45. Групповая.
II. С.Я. Маршак «Апрель», А.А. Фет «Весна», И.А. Бунин «Все темней и кудрявей», А.А.Блок «На лугу». Групповая.
  «Умные пальчики» № 46,47. Групповая.
III. Закрепление произношения свистящих, шипящих, соноров в стихотворении С.Есенина «Черемуха». Групповая.
  «Умные пальчики» № 48,49. Групповая.
IV. Закрепление правильного произношения Р-Рь в стихотворении Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза». Групповая.
  «Умные пальчики» № 50,51. Групповая.
Май.
Закрепление правильного произношения в сказках и рассказах
I. На материале сказок А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане». Групповая.
  «Умные пальчики» № 52,53. Групповая.
II. Закрепление правильного произношения в русских народных сказках.  
1. «Лиса и журавль», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», Ш.Перо «Красная шапочка». Групповая.
2. «Умные пальчики» № 54,55. Групповая.
III. Г.Х. Андерсон «Дюймовочка» ,М.Пришвин «Еж», «Журка», Л.Толстой «Лев и собачка», м.Горький «Воробьишка». Групповая.
  «Умные пальчики» № 56,57. Групповая.
IV. «Умные пальчики» № 58,59,60. Групповая.
Обследование речи детей на конец года.

 


Учебно-методический план индивидуально-подгрупповых занятий по преодолению заикания.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.