Мониторинг нарушений речи дошкольников.
1- Нарушены все основные группы звуков. Не дифференцирует звуки ( Различает на слух и при произношении). Часто нарушена просодика речи.
2- Возможно правильное произношение, но отмечается неразборчивость, страдают определенные группы звуков.
3- Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность в определенных фонетических группах. Звуки не дифференцирует.
4- Нарушение звукопроизношения одной группы звуков. Звуки дифференцирует. Способен регулировать темп речи и речевое дыхание.
5- Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать звуки. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.
Фонематическое слуховосприятие.
1- Не различает на слух фонемы в своей и чужой речи, причем из разных фонетических групп.
2- Не слышит звуки в слове, затрудняется выделять их из состава слова и определять их последовательность.
3- Не достаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции. Допускает ошибки при проведении звукового анализа.
4- Затрудняется в различении и анализе только нарушенных произношением слов. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно.
5- Все фонетические процессы в норме.
Слоговая структура.
1. Слоговая структура грубо нарушена. Наблюдается сокращение числа слогов.
2. Наблюдается множество ошибок при передаче звуконаполняемости слов любой слоговой структуры, а именно перестановки и замена звуков и слогов, повторение слогов, добавление лишних.
3. Допускает ошибки при передачи звуконаполняемости слов сложной слоговой структуры.
4. Незначительные ошибки произношения слов (смазанность) в виду сложной слоговой структуры.
5. Слоговая структура в норме.
Лексика.
1. Для обобщения пользуется главным образом лепетными словами, звукоподражанием.
Пассивный словарь значительно превышает активный. В речи преобладают односложные, двусложные слова.
2. Кроме лепета и звукоподражания есть искаженные общеупотребительные слова. Называет предметы и действия, некоторые признаки, пользуется простыми предложениями в элементарных значениях.
3. Недостаточное развитие активного словаря, владеет малообобщающими понятиями, в речи нет антонимами, синонимами. Заменяет слова, близкие по ситуациям и внешним признакам.
4. Называет обобщающие понятия, определяет и называет местоположения предметов.
Допускает ошибки при назывании профессий. Недостаточно полно называет признаки предметов. Использует в речи антонимы, допускает ошибки при употреблении синонимов.
5. Лексика в норме.
Грамматический строй речи.
1. Не различает грамматические формы.
2. Смешивает падежные формы. Употребляет числа и рода глаголов при изменении по числам. Предлоги отсутствуют.
3. Затрудняется в образовании глаголов при помощи суффиксов.
Много ошибок при употреблении приставочных глаголов. Наблюдается аграмматизм при образовании существительных р.п. множ.числа. Характерные ошибки в употреблении предлогов.
4. Наблюдаются незначительные ошибки при согласовании в предложении существительных с числительными и при образовании форм .множ. числа прилагательных. Составляет простые и сложные предложения.
5. Развитие грамматического строя речи в норме.
Связная речь.
- Ребенок не может составить рассказ. Затрудняется отвечать на вопросы, если отвечает, то односложно.
- Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассмотрении предметов и картин.
Повторяет за взрослым рассказ из 3-х предложений только при помощи наводящих вопросов.
- Составляет небольшой рассказ по содержанию сюжетной картины самостоятельно. Речь логична, но не последовательна, носит схематичный характер. Предложения односложные.
- Составляет небольшой рассказ по сюжетной картине или о предмете самостоятельно. Речь логична и последовательна. Допускает незначительные лексико-грамматические ошибки при построении предложений.
- Самостоятельно составляет рассказ о предмете или по картинке. Серия сюжетных картинок. Рассказ носит творческий характер.
Оценочные баллы:
1- очень низкий;
2- низкий;
3- средний;
4- выше среднего;
5- норма.
Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стертая дизартрия).
Логопедическое обследование.
- Психологические особенности ребенка:
Контактность______________________________________________________________
Особенности поведения_____________________________________________________
- Состояние слуховой функции:
Слуховое внимание_________________________________________________________
Восприятие речи___________________________________________________________
- Состояние зрительного восприятия, пространственного раксиса________________________________________________________________
- Состояние моторной сферы
- Общая моторика:
Естественные движения_____________________________________________________
Выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)___________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ручная моторика:
Кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)___________________________________________________________________
Кинетическая основа движений пальцев______________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Артикуляционная моторика:
Движения нижней челюсти___________________________________________________
Движения губ______________________________________________________________
Движения языка____________________________________________________________
Движения мягкого неба______________________________________________________
Работа мышц лицевой мускулатуры____________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата________________________________________________________________
- Состояние звукопроизношения_____________________________________________
- Состояние дыхательной и голосовой функции:
Тип физиологического дыхания_______________________________________________
Объем, продолжительность, плавность речевого выдоха__________________________
Характеристика голоса______________________________________________________
Направление голосовыдыхательной струи при речи_____________________________
- Состояние просодических компонентов речи:
Темп_____________________________________________________________________
Ритм_____________________________________________________________________
Паузация_________________________________________________________________
Интонация________________________________________________________________
- Состояние фонематических функций:
а) Способность к фонематическому анализу:
выделение ударного гласного в начале слова__________________________________
выделение звука из слова___________________________________________________
определение первого, последнего звука в слове________________________________
способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез:____________________________________________________
определение последовательности и количества звуков в слове____________________________________________________________________
составление слова из последовательно названных звуков________________________
б) Дифференциация звуков:
слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении____________________________________________________________
слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении____________________________________________________________
слухо-произносительная дифференциация звуков______________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Состояние лексики_______________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________11. Состояние грамматического строя речи. Особенности связной речи:
Словообразование__________________________________________________________
Связная речь_______________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
- Группа нарушения речи по симптомологической ( психологическо-педагогической) классификации (ФНР, НПОЗ, ФФНР).
- вид нарушения речи по клинико- педагогической классификации (механическая или функциональная ( моторная, сенсорная, смешанная) дислалия; стертая дизартрия; органическая или функциональная, открытая или закрытая ринолалия.
Методика обследования ребенка с ОНР , НВОНР (от 4 до 7 лет).
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
Дата рождения, возраст_________________________________________________________
Национальность (отметить, если есть документ)____________________________________
Домашний адрес_______________________________________________________________
Из какого д/с поступил__________________________________________________________
Дата поступления в речевую группу______________________________________________
Решение медико-педагогической комиссии от_____________________________________
Протокол№_____________________Принят на срок________________________________
Заключение медико-педагогической комиссии_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты__________________Логопед_________________________
Решением РМПК от ____________________________________________________________
выпускается с ________________________________________________________речью
в_________________________________________________________(вид школы, д/сада)
Ответственный за выпуск_______________________________________________________
Члены РМПК__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез.
Мать________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Отец________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Наследственные заболевания___________________________________________________
Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболевании до рождения ребенка____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников________________________________________________________________
От которой по счету беременности ребенок________________________________________
Протекание беременности (токсикоз – 1- я половина, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)____________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)________________________________________________________________
Стимуляция( механическая, химическая, электростимуляция)____________________________________________________________
Когда закричал ребенок_________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия( белая, синяя)___________________________________________
Резус-фактор ( отрицательный, положительный, совместимый)________________________
Вес и рост при рождении________________________________________________________
Вскармливание:
Когда принесли кормить______________________________________________________
Как взял грудь_______________________________________________________________
Как сосал___________________________________________________________________
Наблюдались ли срыгивания, поперхивания_____________________________________
Грудное вскармливание до____________________________________________________
Когда выписались из роддома_________________________________________________
Если задержались, то почему__________________________________________________
Раннее развитие.
Когда стал держать голову____________________________________( в норме с 1,5 мес)
Когда стал сидеть____________________________________________( в норме с 6 мес)
Когда стал ходить ___________________________________________( в норме с 11-12 мес)
Когда появились первые зубы _________________________________( в норме с 6-8 мес)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|