Сделай Сам Свою Работу на 5

За пределами психоаналитической теории





Гуманистические психологи подчеркивают фундаментальное отличие сил, лежащих в основе челов. побуждения, от лежащих в основе побуждения животных. Такого рода импульсы разными психологами по-разному назывались стремлением к превосходству (Адлер), целостностью или индивидуальностью (Юнг), самоактуализацией (Роджерс, Маслоу).

Одни теоретики постулируют существование единственной, универсальной силы (напр., Роджерс), тогда как др. рассматривают такое побуждение как один из мн. мотивов (напр., Маслоу). Большинство гуманистических психологов придерживаются идеи инстинктивного происхождения побуждений к самоактуализации, но нек-рые признают, что они могут приобретаться путем научения. Однако независимо от различий во взглядах, такие побуждения, как духовное совершенствование, эстетические импульсы, поиск истины или смысла, альтруизм и т. п. считаются уникальной особенностью челов. существ.

Идея самоактуализации подразумевает, что источники прогрессивного развития находятся внутри самого чел. Доминирующей жизненной тенденцией является обнаружение и реализация этих возможностей.



В. Франкл подвергал критике концепцию самоактуализации. По его мнению, в основе такого процесса в действительности лежит поиск смысла. Поведение обладает значимостью, смыслом, к-рый мы пытаемся нащупать. Самоактуализация — просто сопутствующая награда, к-рую мы можем при этом получить. Центральной характеристикой подлинно челов. стремления становится не самоактуализация, а самопреодоление.

Прогресс в направлении самопреодоления зависит от приобретения нами все большего контроля над своей жизнью. В жизни не существует ситуаций, в к-рых бы отсутствовал выбор между альтернативами, независимо от того, насколько безвыходным нам может казаться наше положение. Определение альтернатив является первым шагом на пути к свободе. Реализация выбора между ними — следующий шаг. Чем дальше реализуется процесс выбора в череде последовательных шагов, тем большим оказывается потенциальное продвижение к свободе. Ни один чел. никогда не сможет достичь абсолютной свободы, но всякий может стать более свободным.



В гуманистических теориях подчеркивается, что на протяжении жизненного пути интринсивные качества претерпевают постоянные изменения. По мнению К. Роджерса, наше «Я» выполняет роль фокуса, в отношении к-рого организуются и достигают согласованности наши восприятия. В процессе постепенной ассимиляции переживаний эта система приобретает все лучшую и лучшую интеграцию, двигаясь в направлении от системы исключительно личного оценивания к «процессу непрерывного оценивания с позиций организма как целого». Сходная тема прослеживается во взглядах Маслоу: самоактуализирующиеся люди достигают гармонично функционирующей иерархии мотивов, в к-рой не существует конфликта и где более высокие мотивы больше не блокируются требованиями мотивов более низкого порядка.

Эриксон рассматривал последовательные периоды в жизненном цикле как череду экзистенциальных по своему содержанию конфликтов. Переживания одной фазы оказывают влияние на переживания последующих стадий. Если какой-то конфликт не достигает успешного разрешения, чел. оказывается не в состоянии успешно справляться с последующими конфликтами.

Психол. здоровье отсюда представляется в виде прогрессирующей интеграции фундаментальных видов переживаний в более широкую систему. Здоровый чел., находящийся на определенном отрезке своего жизненного пути, разрешил экзистенциальные конфликты предыдущих стадий и, следовательно, способен к конструктивному разрешению фундаментальной проблемы текущей стадии.

Юнг тж рассматривал проблему прогрессирующей интеграции в развитии личности. По мнению Юнга, сфера бессознательного включает 2 области: личное и коллективное бессознательное. Первая насыщена большим количеством комплексов и конфликтов, находится под постоянным контролем репрессивной функции эго и формируется в рез-те событий, связанных со специфическими видами переживаний в ходе процесса социализации. Однако под этой областью кроются потенциальные переживания всех челов. существ, а именно архетипы: общие знаменатели челов. бытия.



Существуют 2 причины, по к-рым архетипы рассматриваются Юнгом как универсальные элементы челов. опыта и потому воспроизводящимися в каждом последующем поколении. Во-первых, все челов. существа неизменно обладают сходными переживаниями. Во-вторых, все мы обладаем крупным и сложно организованным мозгом, неотъемлемой функцией к-рого является идентификация, символическая интерпретация и манипуляция собственными переживаниями. В рез-те всякий раз, когда бы мы ни приступили к анализу своего опыта и ни попытались обрести новое понимание, мы сталкиваемся там с архетипами.

На пути постижения архетипов лежит область личного бессознательного. Прогрессу на пути движения к нашей челов. сущности препятствуют разнообразные защитные механизмы нашего эго. Такого рода «камни преткновения» и характеризуют невротика.

Цель челов. развития состоит в высвобождении возможностей коллективного бессознательного и ассимиляции их в «Я» — некоем мистическом центре в личности. «Я» представляет собой воплощение максимальной целостности или совершенства, к-рого может достичь к.-н. чел. Прогресс подразумевает под собой процесс индивидуализации, в ходе к-рого субъект начинает постигать различия между сознательным и бессознательным и осознавать как свою собственную индивидуальность, так и свою принадлежность челов. роду. При переносе этих открытий в область сознательного вскрываются все конфликтующие противоречия челов. бытия.

Из такого анализа вытекает взгляд на З. л. как на прогрессивное движение на пути согласования собственного личного опыта с универсальным челов. опытом. В рез-те субъект обретает способность думать, чувствовать и действовать в большей степени на челов., нежели на личном (эго-защитном), уровне.

Психологическое здоровье

Подводя итоги, можно сказать что психол. здоровье является в такой же степени вопросом структуры и динамики личности, как невроз или любой др. путь развития.

Сколь бы разными нам ни казались теории личности, все они так или иначе связаны с определенной комбинацией побуждения, регулирования, осмысления и стиля. В ходе анализа процесса индивидуального развития, свойств и взаимоотношений между этими функциями возникают определенные темы, к-рые выходят за рамки простого перечисления черт или привлечения отдельных поведенческих критериев типа «адаптированности», «устойчивости», «продуктивности» или «конформизма».

С т. зр. структуры З. л. можно рассматривать, скорее, как процесс непрерывных изменений, нежели как сложившуюся фиксированную систему. Как общий принцип, личностные структуры стремятся к обретению все большей гармонии, в к-рой побудительная, регулятивная, понятийная и стилистическая функции сливаются в единое целое.

См. также Стадии развития по Эриксону, Личность, Трансперсональная психология (I, II)

В. Винаке

 

Зеркальная Я-концепция (self-looking glass concept)

 

Понятие З. Я-к. принято связывать с именем Чарльза Хортона Кули, к-рый, в развитие дискуссии Уильяма Джемса о социальном Я, высказал предположение, что отраженное Я возникает тогда, когда человек строит свою самооценку на основе того как, по его мнению, он выглядят в глазах др. людей.

Метафора зеркала приписывается Кули, однако в действительности ее можно найти и в более ранней литературе, вплоть до работ Адама Смита. Эта метафора несет двойной смысл в формулировках Смита и Кули. В повседневной жизни люди могут видеть свои лица, фигуры и одежду в зеркале. Во взаимодействиях с другими необходимо представлять себе то, как мы выглядим в их глазах. Последние становятся своеобразным зеркалом и то, как они интерпретируют нас, отражается в их жестах, выражении лица и высказываниях.

Это представление о своем Я, к-рое включает самооценку, согласно Смиту и Кули имеет три осн. компонента — представление человека о том, как он выглядит в глазах другого; представление о суждениях этого другого по поводу его внешнего вида, и определенного рода самоощущение, напр. чувство гордости или стыда. Самоощущения появляются и изменяются в ходе этих приписываемых и воображаемых реакций каждого из взаимодействующих субъектов на реальные и воображаемые суждения другого об их социальных Я. Каждое взаимодействие заполняется многими Я, и в любой ситуации всегда присутствует больше лиц, чем реально существующих физ. тел. Сила формулировки Кули заключается в ее акценте на множественности определений, чувств и смыслов, возникающих в любой ситуации, где два человека вступают во взаимодействие.

Понятие З. Я-к. является основным для теории взаимодействия в рамках символического интеракционизма и остается центральным в совр. социально-психологических теорет. представлениях о социальном Я и эмоциях. Идея центральности Я и Я-процессов в изучении переживания и выражения эмоций играет важную роль в совр. нейропсихологических концепциях эмоций.

См. также Символическая интеракция

Н. К. Дензин

 

Злоупотребление психоактивными веществами (substance abuse)

 

З. п. в. вызывало много споров, начиная с древних времен. Давность дебатов по вопросу употребления марихуаны, напр., можно проследить вплоть до китайских документов, датированных за несколько столетий до н. э. В США озабоченность злоупотреблением алкоголем и другими психоактивными средствами существует с начала XIX в.

З. п. в. предполагает способ использования любого химического вещества для модификации настроения или поведения, который отличается от социально одобряемой практики лечения или отдыха.

Диагноз

В DSM-IV Американской психиатрической ассоциации приводятся 4 критерия диагноза ЗПВ: повторяемость злоупотребления; повторяемое употребление в состояниях, связанных с риском; периодические проблемы с правоохранительными органами вследствие З. п. в. и продолжающееся употребление, несмотря на вызываемые этим соц. проблемы.

Точный диагноз З. п. в. предполагает учет специфического для данного индивидуума комплекса проблем. Расстройства, вызванные З. п. в., могут носить постоянный, эпизодический и неспецифический характер или характеризоваться состоянием ремиссии. Кроме того, большинство психоактивных веществ могут вызывать разнообразные органические мозговые синдромы. Часто встречается множественное употребление психоактивных веществ. Наконец, проблемы, вызванные З. п. в., могут сосуществовать с др. психиатрическими расстройствами, напр., аффективными или расстройствами личности.

Лечение

Терапия расстройств, вызванных З. п. в., также как и их диагностика, должна быть индивидуальной. В большинстве случаев необходимыми оказываются несколько этапов вмешательства. Немедленное внимание к критическим ситуациям требует лечения острых состояний, как, напр., панических приступов или недостаточности питания. Задачи дезинтоксикации включают снижение потребления вещества с контролем симптомов отмены, проведением дополнительных лабораторных исслед. и клинического обследования. Следующим этапом лечения обычно является индивидуальное консультирование.

Соц. поддержка представляет собой решающий компонент на всех этапах вмешательства. Терапевтические сообщества (такие, как Синанон) и группы самопомощи (такие, как Анонимные Алкоголики) могут обеспечивать групповую поддержку и противоборство, а также служить долгосрочной программой лечения и поддержания функционирования в состоянии абстиненции. Вовлечение в такие программы семьи лица, злоупотребляющего психоактивными веществами, необходимо для оказания помощи и самому больному, и членам его семьи.

Профилактика

В большинстве случаев профилактика З. п. в. представляет собой третичную профилактику, или лечение имеющихся случаев и предотвращение рецидивов. Вторичная профилактика, или ранняя диагностика и направление на лечение, обычно происходят в клиниках кризисного вмешательства. Суишер подчеркивает необходимость повышения усилий по проведению первичной профилактики, или планированию соответствующих мероприятий до начала злоупотребления. Суишер считает, что наиболее успешные мероприятия первичной профилактики включают координацию деятельности различных общественных институтов, комбинирование информ. материалов с альтернативами использованию психоактивных средств, синтез и интеграцию имеющихся материалов в рамках уже проводимых общественных программ.

См. также Лечение алкоголизма, Героиновая наркомания, Курение

К. Ландау

 

Знаки и символы (signs and symbols)

 

Систематическое изучение знаков в попытке придумать единую науку известно как семиотика, и она появилась из таких дисциплин, как философия и лингвистика, равно как и из психологии. Эти термины имеют тж добавочное и более специализированное значение в мед. практике — семиотика является изучением симптомов. В этом случае в мед. диагнозах симптомы являются знаками, к-рые имеются в наличии для интерпретации.

Знак — это стимул, к-рый направляет организм к чему-либо большему, нежели он сам, в том смысле, что мы обычно говорим об ударе грома как о знаке дождя — гром обозначает дождь. Т. о., знаки, естественно, встречаются в окружающей среде или внутри организма (нейрофизиологическая передача), или могут быть придуманы в лабораторных экспериментах (вспыхивающая лампочка или звучащий гудок, означающие пищу).

Эти примеры знаков, изучаемых учеными-бихевиористами, являются довербальными и доречевыми. Тем не менее, именно изучение знаков как составной части челов. языка, исслед. слов как письменных и устных знаков породило науку семиотику. Семиотика предлагает представление о челов. существе как о животном, использующем знаки.

Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр рассматривал язык как звено между мыслью и звуком. С одной стороны, языку необходимы идеи, к-рые являются невербальными и чисто психол., а с др. стороны — осмысленные звуки, к-рые выражают идеи. Союз между идеей и выражением, между «означаемым» и «означающим» является скорее функцией, нежели предметом. Эта функция состоит в связи означающего с означаемым, и возникающую в итоге сущность Соссюр назвал лингвистическим знаком.

Важное различие между знаком и символом ясно выразил Уолкер Перси. «Знак — это нечто, что направляет наше внимание к чему-либо другому. Символ не направляет наше внимание к чему-либо др., как это делает знак. Он не направляет совсем. Он «подразумевает» что-то др.». Узнавание символического содержания было и остается важным в создании и понимании иск-ва, поэзии и музыки с XIX в., но до сих пор символизация недостаточно признана в наших попытках понимания языка чел.

А. Куальяно

 

Зрительное восприятие (visual perception)

 

З. в. является одним из системообразующих способов отношения к физ. окружению. Оно предполагает способность организма использовать световое излучение. В то же время оно включает вклад определенных органов чувств, помимо глаз. З. в. отчасти достигается вкладом вестибулярного аппарата, расположенного в ухе, проприоцептивных чувствительных механизмов ощущений в мышцах и сухожилиях и температурных рецепторов.

Предметы могут выглядеть как твердые или мягкие, шершавые или гладкие, горячие или холодные, и, тем не менее, в природе самого светового излучения нет ничего специфического для вызывания подобных впечатлений. Они возникают из того, что др. модальности чувств могут вызвать в сочетании с уже пережитыми на опыте свойствами, обычно рассматриваемыми как строго зрительные. Чтобы дать организму осн. сведения, благодаря к-рым зрение становится главным чувством, воспринимающий орган зрения (глаз) должен быть более сложным, чем к.-л. др.

Цвет и яркость являются дополнительными измерениями по отношению к положению, форме и движению, обнаруженными в З. в.

См. также Глаз, Зрение (теории зрения)

С. X. Бартли

 

Зрительные представления (visual imagery)

 

Качество З. п. легче всего характеризовать в субъективных терминах: большинство людей сообщает о тесном сходстве между субъективным опытом З. п. и опытом реального восприятия. Люди часто полагают, что они могут «считывать» информ. с внутреннего образа, почти так же, как они считывают информ. с реального изображения. Похоже тж, что внутренний образ отображает репрезентируемый объект как видимый на определенном расстоянии и в определенной перспективе, почти как картина. Др. способы репрезентации могут умалчивать о том, насколько далеко расположен объект или с какого угла зрения он виден. Но эти аспекты должны быть точно определены в картине — картина должна отображать объект видимым с точно определенной т. зр. Очевидно, что это верно и для З. п.

Эти субъективные качества позволяют предположить, что З. п. отображают мир почти так же, как и картины, и что мы рассматриваем З. п. с помощью процессов, родственных процессам зрительного восприятия. Однако психологи проявляют осторожность в отношении самоотчетов о субъективном опыте. Эти сообщения могут не быть истинными в буквальном смысле: откровенно говоря, внутри головного мозга нет никакого «глаза», как нет никаких картин и проекционного экрана для их показа в пространстве, ограниченном черепом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.