|
Другие гормональные эффекты у людей
В литературе приводятся данные о мн. др. воздействиях Г. на поведение человека. В исслед. лиц мужского пола, по аналогии с исслед. самцов животных, обнаруживается важное различие между мотивацией, желанием или либидо, с одной стороны, и способностью (capacity)или исполнением (performance) — с другой. Так, у самцов крысы эстрадиолбензоат (форма эстрогена) не облегчает исполнения в том виде, как оно определяется по рефлексам полового члена, измеряемым с помощью аппарата тестирования рефлексов «ex-copula», но вызывает нек-рую фасилитацию копуляторного поведения, проявляемого при наличии самки, что связано с мотивационными эффектами. Аналогично, мужчины с удаленными или недоразвитыми половыми железами демонстрируют хорошую эрекцию на стимулы, но практически не обнаруживают спонтанных эрекций в течение суток. Т. о., кастрация снижает либидо. С приближением к старости, напротив, желание сохраняется, а способность снижается. Когда-то кастрация использовалась как способ принудительного лечения половых насильников, но ее результаты не оправдывают применение этой операции.
На протяжении XVII и XVIII вв. кастраты — мужчины, к-рым удаляли половые железы до наступления пубертата с целью сохранить их высокий голос, — играли важную роль в оперном иск-ве. Однако эта операция влекла за собой мн. психол. и физиолог. отклонения, включ. ненормальные жировые отложения, ненормально длинные руки и ноги и, возможно, нарушения психосексуальной ориентации.
В др. исслед. обнаружено, что мужчины, победившие в парном теннисном матче, имели более высокий уровень тестостерона, чем проигравшие мужчины. Такие различия не были выявлены при сравнении мужчин, выигравших и проигравших в лотерею. Врачи, получившие мед. степени, показали повышение уровня тестостерона неск. дней спустя. В еще одном исслед. было установлено повышение уровня тестостерона непосредственно перед соревнованиями, а спортсмены с более высоким уровнем тестостерона, как правило, выступали лучше. После соревнований уровень тестостерона у победителей был выше, чем у проигравших. Есть нек-рые основания для признания связи между андрогенами и ориентированным на доминирование поведением, к-рое может использоваться в таких ситуациях.
Исслед. гормональных эффектов у женщин всегда оказывались в центре острых дискуссий в силу возможных следствий для решения гендерных проблем. Опубликовано множество статей об изменении настроения, выполнения когнитивных тестов, сенсорной чувствительности, сексуальной активности, беглости речи и точных движений рук в различных фазах менструального цикла. Несмотря на множество отрицательных рез-тов, свидетельствующих об отсутствии различий, насчитывается достаточное число исслед. с положительными рез-тами, чтобы говорить о том, что нек-рые из этих эффектов действительно существуют.
Еще большие споры вызывают исслед., проверяющие гипотезу о гормональном смещении половой ориентации, включ. гомосексуальность. Их результаты не позволяют сделать окончательные выводы, хотя и ясно, что если в этой области все же существует значимый эндокринный эффект, то он встроен в сложную сеть динамических взаимодействий генетических, гормональных, средовых и соц. факторов.
Г. играют центральную роль в интеграции и контроле поведения у самых разных биолог. видов в широком спектре ситуаций. Однако они играют таковую роль только в качестве составной части очень сложных интерактивных систем, и потому следует избегать упрощенческих интерпретаций гормональных эффектов.
См. также Приобретенные побуждения, Развитие в подростковом и юношеском возрасте, Надпочечники, Родительское поведение животных, Биологические ритмы, Этология, Полезависимость, Наследуемость, Социобиология, Соматопсихика
Д. А. Дьюсбери
Готовность к обучению в школе (school readiness)
Понятие готовности к обучению в школе (школьной готовности) применимо к учению на протяжении всех школьных лет, хотя его обычно используют в отношении начальных классов, от подготовительного до третьего. Школьную готовность можно определить как способность ребенка успешно отвечать когнитивным, соц., физ. и эмоциональным ожиданиям, связанным с посещением школы.
Готовность к школе определяется на основе оценки уровня развития детей в таких сферах, как понимание на слух, зрительное восприятие и тонкие моторные умения; активный и пассивный словарный запас; эмпирические знания. Принято считать, что готовность в этих различных сферах составляет необходимый фундамент, на к-ром строятся др., более сложные учеб. умения. Большинство школьных округов включают консультации для дошкольников (preschool clinics), в к-рых многопрофильный персонал оценивает готовность детей к обучению в школе.
Дети, к-рые в полной мере отвечают школьным ожиданиям, успешно продвигаются к более сложным учеб. занятиям. Дети, не удовлетворяющие этим показателям успешного функционирования, зачастую считаются неспособными, и у них могут развиться соотв. отрицательные и пораженческие аттитюды в отношении учения в целом и школьного обучения в частности.
По данным исслед., до 20% школьников начальных классов оказываются неготовыми к освоению соотв. учеб. программ. Наиболее распространенным решением в таком случае в течение первых лет обучения в школе является решение оставить ребенка в том же классе на второй год или, в случае подготовительного обучения, рекомендовать родителям отложить поступление их ребенка в школу на год. Помимо повторного обучения или отсрочки поступления школьные системы пытались приспособиться к детям с разными уровнями школьной готовности за счет обеспечения дифференцированных учеб. программ, распределяя по ним учеников в соответствии с оценкой их готовности.
См. также Обучение в раннем детстве
А. Томас
Графология (graphology)
Г. практикует оценку личности и/или характера на основе образца почерка человека. Нек-рые графологи используют аналитический подход, при к-ром предполагается, что индикаторами специфических черт личности пишущего являются отдельные фрагменты почерка. Др. графологи утверждают, что личностные характеристики пишущего связаны лишь с паттернами отдельных фрагментов почерка. Хотя установлено, что почерк человека зависит от физиолог. изменений, вызванных болезнью, алкоголем и др. психоактивными веществами, а тж от возраста, совр. исследования не находят связи между чертами личности человека и отдельными фрагментами либо паттернами фрагментов почерка.
Хотя большинство ученых и считают Г. псевдонаукой, нек-рые американские фирмы регулярно пользуются услугами графологов при отборе персонала.
См. также Оценка личности, Проективные методики
Л. Келли
Грех (sin)
Г. — это одно из группы понятий, к-рые относятся к нарушению законов. Действия, нарушающие законы, установленные людьми, наз. преступлениями, правонарушениями или судебнонаказуемыми проступками. Грехами наз. действия, нарушающие закон Божий. Предполагается, что переживание чувства вины возникают вследствие нарушений либо челов. законов, либо закона Божия.
В иудейско-христианской традиции понятие «первородного» греха представляет собой объяснительный концепт для несовершенства, свойственного всем людям. Существует т. н. Г. по закону Божиему, совершенный по свободной воле личности. Эти нарушения подразделяются по степени серьезности на две группы: смертные и простительные грехи. Значение понятия Г. для психологии определяется гл. обр. той ролью, к-рую оно играет в понимании личной вины.
См. также Свобода воли, Религия и психология
М. Рейдер
Групповая динамика (group dynamics)
Важная роль групп давно признавалась исследователями об-ва, однако изучение их как отдельной проблемной области началось лишь в 1930—1940-х г.г. Три источника — соц. значение, практ. использование и научное понимание — составили общий фундамент Г. д.; они же внесли свой вклад в ту раздробленность интересов в данной области, к-рый характерен для нее и сегодня.
История вопроса
Формирование и само назв. — Г. д. — связаны с именем Курта Левина. Левин использовал в психологии личности геометрические модели в отношении таких соц. понятий, как границы, специализация, направление и планирование, с целью объяснения поведения личности (топологическая психология). Эта теория оказалась применимой и к интерпретации групп. поведения; напр., она смогла дать различным субполям чел. соотв. интерпретацию ролей и статусов, а тж рассмотреть границы между ними — и их прочность — как препятствия для соц. мобильности.
Эта теорет. модель нашла выражение в серии экспериментов, к-рые проводились уже на группах. Сюда входили как собственные эксперименты Левина — в частности, проведенные совместно с Липпитом исслед. авторитарной и демократической групп. атмосферы, так и эксперименты Мэйо и Ротлизбергера с группами фабричных рабочих; исслед. Шерифом групп. конфликтов и выработки групп. стандартов в условиях летних лагерей; социометрическое изучение Морено совместного проживания групп. Эти ранние исслед. продемонстрировали различные методики и возможные места для проведения групп. экспериментов. Кроме того, они могли проводиться как в лабораторных условиях, так и в условиях реальной жизни или как полевые эксперименты.
Вопрос о практ. значении изучения групп связан с тем соц. контекстом, в к-ром возникло понятие Г. д.: с возросшей мобильностью и ослаблением сложившейся соц. структуры в рез-те Великой депрессии и Второй мировой войны. В общественном сознании сложилось и получило распространение представление о благотворном воздействии группы; такое представление отразилось на отношении к самому изучению групп, придав ему некую долю мессианского привкуса. Этот интерес привел к определенному раздвоению смысла словосочетания «Г. д.» — это и наука о группах, и некая идея ценности групп. Все эти тенденции нашли выражение в разраб. теории Г. д. Теор. и практ. работы Левина по этой теме опубликованы в двух сборниках: «Теория поля в социальных науках» и «Разрешение социальных конфликтов».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|