Сделай Сам Свою Работу на 5

Оценка эффективности и текущее состояние





Г.-т. в ее наилучшем варианте обеспечивает подъем жизненных сил и энергии за счет фокуса на прямом контакте и экспрессивности, сосредоточения на чувствах и телесном опыте при минимуме теоретизирования и интерпретаций. Критики, однако, указывали на то, что этот подход может быть антирациональным, чрезмерно опирающимся на технические приемы, открыто конфронтационным и ориентированным лишь на хорошо мотивированных и готовых к ведению диалога клиентов. В связи с тем что приемы Г.-т. могут способствовать высвобождению сильного аффекта, Ирма Ли Шеферд выражала озабоченность относительно адекватности их применения к больным с острыми расстройствами и низким контролем импульсов. Имеется общее согласие в том, что отрицательные последствия можно предупредить, если лечение проводится психологически зрелым, хорошо обученным терапевтом, имеющим основательные теорет. познания в области основ Г.-т. и достаточный опыт работы с определенными категориями пациентов.

См. также Гештальт-психология, Психотерапия, Методики психотерапии

Т. Гласс

 

Гиперактивность (hyperactivity)

 

Термин «Г.» используется для количественной и качественной характеристики особенностей двигательного поведения или подвижности, неспецифического симптома при различных мед. и поведенческих расстройствах и часто встречаемого синдрома детской психопатологии, впервые идентифицированного более 100 лет назад. При наличии такой широты понимания неудивительно, что ведутся споры относительно правильного использования этого термина, а тж ряда синонимически используемых смежных терминов и концепций.



«Уровень активности» является одной из категорий темперамента — конституционально обусловленных качеств реагирования, проявляющихся в зримой и постоянной форме с момента рождения (а возможно, и до него). Как таковой, параметр уровня активности характеризует индивидуальные различия между людьми, имеющие существенное значение для их развития и адапт. Как статистическая или клиническая крайность, Г. имеет особое значение для проблем, возникающих в ходе развития и адапт. Если активность не является оптимальной или если она не соответствует ожиданиям соц. окружения, высокий уровень активности, или Г., может идентифицироваться или рассматриваться в качестве поведенческой проблемы или симптома.



Несмотря на частое употребление термина в этом смысле, Г. в действительности не представляет собой синдрома в техническом смысле слова. Отдельные стили поведения и сочетания факторов не образуют единообразного комплекса, нет тж убедительных доказательств наличия общей этиологии — оба эти аспекта являются непременными характеристиками понятия «синдром». С одной стороны, Г. как симптом является частью др. синдромов, с др. стороны вполне вероятно, что сегодняшний синдром Г. когда-нибудь будет разделен на отдельные различные синдромы.

Распространенность синдрома оценивается на данный момент в рамках от 0,01 до 3%, хотя были сообщения о верхнем уровне в 11%. Мальчики заболевают намного чаще девочек, соотношение здесь ориентировочно равно 10:1. Различия в данных о распространенности вызваны несходством критериев и проблемами надежности диагностики. Недавние исслед. показали, что расстройство появляется в дошкольном возрасте; есть данные о возможности обнаружения синдрома Г. на поздних сроках беременности. После подросткового возраста расстройство диагностируется по таким стойким симптомам, как нарушение внимания и импульсивность.

Этиология расстройства остается неясной, клинические и эмпирические обоснования есть у различных гипотез. Определенное признание получили гипотезы генетического, органического, психол. и средового происхождения. Авторы психол. гипотез указывают на определенные стили воспитания и обучения детей. К факторам окружающей среды относятся такие токсины, как свинец, радиация, связанная с бытовым люминесцентным освещением, пищевые добавки и эффект, производимый на плод курением и алкоголизацией матери. Наиболее вероятной представляется многофакторность этиологии.



Диагностика и лечение расстройства столь же разнообразны, сколь и гипотезы о его происхождении. Нейропсихологические, психол. и психопедагогические подходы обычно идентифицируют расстройство в концептуальных рамках каждого из них. В клиническом обследовании применяются разнообразные электроэнцефалографические, телеметрические и электрофизиологические методы, более близко ориентированные на такие параметры расстройства, как концентрация внимания и активация ЦНС. Всестороннее мультидисциплинарное обследование представляется в особенности желательным при диагностике ГРДВ.

Психофармакологическое лечение такими стимуляторами, как метилфенидат или декстроамфетамин, является наиболее распространенным, эффективным, но все же спорным подходом. В соответствии с прежним понятием о множественности синдромов лекарственное лечение в нек-рых случаях оказывается весьма успешным. В целом признается, что изолированная фармакотерапия даже у этих детей может не оказаться достаточной для воздействия или на первичные расстройства, или на вторичные реакции ребенка и значимых др. Поэтому консультирование, руководство, модификация поведения и психопедагогические вмешательства должны рассматриваться в качестве необходимых вспомогательных средств в дополнение к лекарственной терапии.

См. также Органические синдромы, Школьная адаптация

Д. Л. Вертлиб

 

Гипертония (hypertension)

 

Г. — расстройство, поражающее сердечно-сосудистую систему, обычно известное как высокое кровяное давление, представляет собой большую угрозу для здоровья. Она проявляется постоянным повышением диастолического и в особенности систолического давления крови без обнаруживаемой патологии кровеносных сосудов или сердца. Г. является главной причиной болезней, инвалидности и смерти взрослого населения США, обнаруживаемой примерно у 25—30 млн людей. Помимо этого она является наиболее значимым фактором риска появления атеросклероза, заболеваний печени, сердечной недостаточности, инфаркта и инсульта.

Давление крови имеет единый континуум без четкого разделения на нормальное и повышенное. Кроме того, цифры давления, вызывающие озабоченность врача, различаются в зависимости от возраста, пола и условий жизни пациента. В целом продолжительность жизни у взрослых прогрессивно снижается по мере того, как давление крови начинает постоянно превышать 100 мм ртутного столба при систоле и/или 60 мм при диастоле. Диагноз гипертонии обычно ставится, когда давление равно или превышает 160/95 мм ртутного столба. Г. устанавливается на основании непрямых замеров с помощью сфигмоманометра. Стратегия лечения зависит от этиологии болезни. О Г. говорят как о первичной, или эссенциальной, в случаях, когда причина ее неизвестна, и о вторичной, когда она является рез-том предшествующего действия определенных факторов, напр. дисфункции определенных эндокринных органов, коарктации аорты, беременности или приема пероральных противозачаточных препаратов. Хотя вторичная Г. и может устраняться хирургическим или медикаментозным путем, она представляет собой относительно небольшой процент всех случаев артериальной гипертензии.

В отличие от низкой заболеваемости вторичной Г. примерно у 80% лиц с повышенным давлением крови не обнаруживается определенной причины заболевания. Хотя этот тип Г. и не имеет специфической этиологии, уже давно признается, что эмоциональные факторы, стресс и напряженный образ жизни способствуют повышению кровяного давления. В этой связи много исследовательских усилий было направлено на поиск эффективной поведенческой терапии.

Лечение состоит из различных комбинаций гипотензивных препаратов, прогрессивной мышечной релаксации, медитации, упражнений по системе йоги, аутогенной тренировки, релаксации с помощью биологической обратной связи и контроля кровяного давления с использованием аппаратуры биологической обратной связи.

См. также Биологическая обратная связь, Медитация, Мышечная релаксация, Стресс

У. У. Венрих

 

Гипноз (hypnosis)

 

Трудно дать удовлетворительное определение Г. Большинство авторов согласны с тем, что Г. происходит а) в контексте специфических отношений между гипнотизируемым и гипнотизером, в ходе к-рых б) внушенные искажения когниций, восприятия, памяти и аффекта могут восприниматься в) нек-рыми индивидуумами. Споры о природе Г. зависят от того, какой из этих трех аспектов находится в центре теории и исследований. Т. о., Г. характеризуется способностью субъекта временно воспринимать как реальность внушенные искажения восприятия, когниций и аффекта.

Краткая история

Начало совр. истории Г. связано с именем Франца Антона Месмера, к-рый, как и другие до и после него, пытался применить открытия, сделанные в физике — в данном случае принципы магнетизма, — к лечению психич. расстройств. Неск. изобретательных экспериментов, проведенных королевской комиссией под руководством Бенджамина Франклина, опровергли теорию Месмера о животном магнетизме. Случаи излечения объявили следствием «лишь воображения».

Термин «Г.» (от греческого «hypnos» — сон) впервые предложил Джеймс Брэд в 1852 г. Жан Шарко считал Г. проявлением истерии. З. Фрейд находился под влиянием Шарко; его наблюдения, вместе с Брейером, знаменитого случая реагирования под Г., привели к развитию концепции о неосознаваемой мотивации. Ипполит Бернгейм видел в Г. проявление внушаемости — т. зр., продвинутая в первом крупном научном исслед. Г., проведенном Кларком Халлом.

Измерение гипноза

Разработан ряд стандартизованных шкал для оценки реакции на внушения, выбранные на основе консенсуса экспертов, что сделало возможным эмпирическое исслед. гипнотических состояний. Шкалы основаны преим. на объективных оценках поведенческих реакций на внушения, градуированных по степени трудности и отражающих широкую гамму субъективных ощущений, возникающих под действием внушения во время Г. У примерно 30% здоровых лиц и стационарных психич. больных отмечается высокий уровень гипнабельности, в то время как у 10—25% способность входить в состояние Г. весьма ограниченна.

Характеристики гипноза

Методологическая сложность совр. научных исслед. Г. значительна, поэтому они имеют значение для общей теории психологии.

Изучение Г. много дало для оценки разнообразных феноменов: субъективных переживаний, словесных отчетов, границ продуктивности человека, внимания и сознания, влияния социально-психологических факторов на психол. эксперимент и клинические приложения.

Уникальной характеристикой, обычно отсутствующей у неспособных впадать в состояние Г. лиц, к-рых попросили притвориться загипнотизированными, является трансовая логика, или способность переносить логические несоответствия. Напр., загипнотизированному индивидууму внушают, что его друг Джо сидит слева от него на стуле, в то время как тот в действительности сидит справа от него. Загипнотизированный индивидуум будет реалистическим образом разговаривать со своей «галлюцинацией». Если экспериментатор обратит его внимание на то, где на самом деле находится реальный Джо, он спокойно будет продолжать поддерживать двойственность реального и «галлюцинаторного» восприятия. Если его спросят, он легко сможет определить, что из того, что он видит, является галлюцинацией — спокойно продолжая воспринимать ее. При отсутствии истинного состояния Г. индивидуум будет отрицать существование реального Джо или «галлюцинация» исчезнет. На одном уровне человек знает, что реальность существует, но на др. уровне от нее можно отказаться, без усилий погрузившись в мир фантазии. Хотя искаженный и вымышленный материал может быть важным для терапии, было бы ошибкой использовать Г. для целей судебно-психиатрической экспертизы, поскольку сообщения загипнотизированного индивидуума необязательно правдивы. В состоянии Г. люди могут лгать так же легко, как и в бодрствующем состоянии. Г. может играть важную роль в контроле болевого синдрома. Гипнотическое обезболивание лучше всего может быть понято как два разных процесса: а) прямой эффект Г. на модуляцию боли — на сенсорном, физиолог. или первичном уровне (нек-рые недавние данные свидетельствуют о том, что эндорфины здесь не участвуют в отличие от др. методов обезболивания, включая акупунктуру); б) плацебо-эффект, наблюдаемый благодаря специфическому контексту, в к-ром происходит Г., вне зависимости от уровня гипнабельности индивидуума.

Эти характеристики Г., при к-ром гипнотизированный субъект настроен на множественные когнитивные пути и способен с легкостью искажать реальность, продолжая осознавать ее наличие на др. уровнях сознания — вместе с высокой стабильностью действия гипноза, даже в течение неск. лет, — привели мн. исследователей к мысли, что у нек-рых людей есть склонность к погружению в Г. Типичный гипнабельный индивидуум способен полностью погружаться во внушаемый материал (т. е. погружаться в мир воображения или эмпатически отождествлять себя с персонажем в пьесе или фильме) и испытывать его эмоции. Он, как маленький, общается с товарищами по играм.

Гипнабельные субъекты способны произвольно манипулировать памятью. Хорошо гипнотизируемые субъекты имеют прекрасную память, в особенности на события, происшедшие много лет назад. Гипнабельный субъект быстро засыпает ночью и имеет комплекс др. характеристик, вместе определяющих индивидуально специфичный параметр «контроля сознания», или базисное индивидуальное отличие в когнитивной гибкости. Этот параметр гибкости означает, что гипнабельный индивидуум имеет преимущество при лечении расстройств привычек и специфических симптомов. Гипнабельность является достоверным прогностическим фактором избавления от психич. заболеваний и способности отказаться от симптомов.

Клинический гипноз

Г. все шире используется в качестве вспомогательной терапевтической модальности, что связано с принятием возможности его использования и улучшением учреждений для практ. подготовки специалистов. Г. — это технический прием, а не наука или лечение. Он должен быть частью специализированных навыков профессионала в той области, в к-рой он компетентен. Как и при любом вспомогательном методе, иск-во врача — знать, что лечить, когда не лечить, возможные побочные эффекты и осложнения — определяет безопасность использования и эффективность технического приема.

Клинические приложения

Г. использовался в лечении разнообразных мед., психол. и поведенческих проблем. Тщательные исслед. эффективности обычно не предоставляют сенсационных результатов. Г. более эффективен при состояниях, имеющих известную этиологию, и относительно менее эффективен там, где затрагиваются вопросы психодинамики или контроля поведения. Точно тж Г. не поддаются расстройства привычек, в особенности те, к-рые легко частично подкрепляются (напр., нарушения пищевого поведения и избыточный вес). Однако Г. в особенности полезен в тех случаях контроля привычки, когда, чем бы это ни было обусловлено, пациент готов отказаться от симптома, но нуждается в легитимации этого и иногда в эффектном вмешательстве для оправдания изменения.

Г. полезен тж, если у пациента есть ресурсы для развития определенного самоконтроля и когнитивного влияния на свои симптомы.

Г. — полезное вспомогательное средство в поведенческих вмешательствах, в особенности потому, что фантазия и когнитивные искажения могут легко вызываться для содействия поведенческим и когнитивным методам терапии.

Клиническое применение Г. как специализированного технического приема далеко опережает наше понимание природы гипнотических феноменов. Роль социально-психологических переменных и взаимодействия гипнотизера и гипнотизируемого затрудняет изучение собственно гипнотического процесса.

См. также Гипноз как инструмент исследования, Гипнотерапия, Подпороговое восприятие, Терапия внушением

Ф. Эванс

 

Гипноз животных (animal hypnosis)

 

Если у вас есть свободное время и кролик, попытайтесь проделать следующий эксперимент. Бережно поднимите животное и положите его на спину на плоскую поверхность. Через неск. секунд и передняя и задняя части его туловища расслабятся, дыхание станет ровным, и он останется в таком положении в течение примерно еще 5 мин, после того, как вы его отпустите. Кролик тж останется неподвижным, если вы поместите его в положения, показанные на рис. 1. Такое поведение наз. Г. ж. Назв. восходит еще к тому времени, когда считали, что неподвижное животное находилось в состоянии, сходном с гипнозом чел., — мнение, подкреплявшееся продолжительностью времени, в течение к-рого животное оставалось неподвижным, и причудливостью его позы. Термин «Г. ж.» нравился отнюдь не всем ученым: шел непрерывный поиск лучшего назв. Такое поведение называли тж месмеризмом, притворной смертью, тонической неподвижностью, пароксизмальным торможением, акинезом, рефлексом Тотстелла (Totstell reflex), рефлексом неподвижности, каталепсией, катаплексией, неподвижностью, вызванной ограничением, и т. д.

 

Рис. 1. Позы кролика голландской породы, с помощью к-рых можно продемонстрировать Г. ж.

a — нормальное положение, б — на животе, в — на боку, г — на спине (Источник: К. P. Flannigan and I. Q. Whishaw, 1977. Публикуется с согласия авторов)

 

Ч. Дарвин первым предположил, что гипноз, или «имитация смерти», служит защитой от хищников. После тщательной доработки эта идея превратилась в теорию, утверждающую, что ответные реакции жертвы изменяются в зависимости от расстояния до хищника. Если хищник находится далеко, то жертва может убежать; если хищник ближе, то жертва может замереть в неподвижности, чтобы остаться незамеченной; если хищник очень близко, то жертва может лежать неподвижно, чтобы избежать нападения. Эта теория получает растущую поддержку.

Очень мало известно о том, как функционирует НС во время Г. ж. Первое предположение на эту тему было выдвинуто русским физиологом И. П. Павловым, к-рый утверждал, что загипнотизированные животные находятся в состоянии сна. Рез-ты многочисленных исслед. электрической активности головного мозга ясно показывают, что у загипнотизированных животных она не отличается от таковой у животных, находящихся в обычном бодрствующем состоянии. Это открытие в сочетании с натуралистическими наблюдениями, демонстрирующими, что загипнотизированные животные настороженно ожидают возможности вырваться на свободу, и более строгими исследованиями, показывающими, что загипнотизированные животные могут распознавать объекты, — убедительный аргумент, опровергающий идею о том, что гипноз — это сон.

Помимо интереса к пониманию этого феномена самого по себе мн. люди предполагают, что информ., полученная о Г. ж., м. б. полезной для понимания мн. патологических состояний чел. Среди них следует упомянуть кататонию, или восковую неподвижность, присущую нек-рым шизофреникам; каталепсию, связанную с болезнью Паркинсона; и паралич, наз. нарколепсией, к-рый иногда поражает людей при пробуждении от сна. Полагают тж, что эти исслед. могут пролить свет на то, каким образом ужас мешает людям защищаться или проявлять инициативу в ситуациях боя или когда им угрожает к.-л. нападение. Наконец, существует мнение, что понимание феномена неподвижности поможет выяснить природу нек-рых челов. заболеваний, характеризующихся чрезмерной активностью, таких как мания или гиперактивность детей. Независимо от того, удастся или нет достичь намеченных целей, понимание такого явления, как Г. ж., даст ключ к дальнейшему пониманию того, каким образом животные (и люди) способны оставаться неподвижными во множестве др. ситуаций, когда неподвижность имеет приспособительное значение.

См. также Гипноз

Я. К. Уишоу

 

Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)

 

Традиционно научные исслед. с использованием Г. имели целью изучение природы гипнотических феноменов, измерение индивидуальных различий в восприимчивости к Г. и клиническое применение Г. в таких областях, как психотер., симптоматическое лечение и снятие болевого синдрома, сопровождающего тяжелые заболевания. В середине 50-х гг. Г. стал систематически использоваться с др. целью — как инструмент для научных исслед. психол. процессов в таких областях, как эмоции, эксперим. психопатология, психодинамика, память, мотивация и восприятие.

Манипулирование эмоциями использовалось неск. способами. Одним из наиболее старых и распространенных способов яв-ся прямое внушение в состоянии Г. того, что человек после пробуждения будет чувствовать себя счастливым, грустным, сердитым или огорченным, с амнезией на факт гипнотической инструкции. Второй прием заключается в передаче под Г. ложных воспоминаний, наз. парамнезиями (напр., того, что гипнотизируемый индивидуум украл деньги из бумажника друга), создавая тем самым эмоционально заряженный конфликт. Др. процедура заключается в том, что человека в состоянии Г. просят рассказать о личном опыте, связанном с определенными эмоциями, напр. тревогой или удовольствием. Наиболее значимый эпизод для каждого аффективного состояния затем «переживается повторно», эмоция в последующем теряет связь с вызвавшей ее ситуацией и затем к разным степеням выраженности «свободно плавающей» эмоции подбирается постгипнотический сигнал, на к-рый человек реагирует в бодрствующем состоянии, ничего не помня о гипнотическом программировании.

Хотя в большинстве гипнотических исслед. памяти целью было разъяснение природы постгипнотической амнезии с использованием концепций когн. психол., нек-рые исследователи использовали приемы Г. для изучения нормальных мнемических процессов. Напр., было установлено, что содержание, запечатленное в характерном ментальном контексте, созданном в состоянии Г., может быть восстановлено как в кратковременной, так и в долговременной памяти. Др. направлением исслед. является использование кратких экскурсов в состояние глубокого Г. в качестве способа исслед. уровня фиксации в памяти, или «реверберации» стимульного материала в интервале между его начальной регистрацией и последующим воспроизведением. Кроме того, было показано, что сообщение в период консолидации материала в памяти гипнотически запрограммированных состояний когнитивной активации разной степени выраженности — от максимального бодрствования и сосредоточения до субступорозного состояния — тж оказывает систематическое влияние на сохранение в памяти.

В сфере восприятия с помощью Г. исследовались зрительные галлюцинации негативного содержания — процесс, при к-ром стимулы, имеющиеся в зрительном поле, не получают доступа к сознательному восприятию. Кроме того, техника Г. использовалась как инструмент для создания аналогов реакций истерической конверсии. Обширная работа Э. Р. Хилгарда и сотрудников, посвященная гипнотической анальгезии, считающейся негативной галлюцинацией сознательной болевой перцепции, привела к формулированию теории разделенного сознания. Эта линия исслед. имеет прямое отношение к центральным вопросам когн. психол. (напр., параллельная или последовательная обработка информации).

Тренинг в состоянии Г. может быть использован для модификации таких переменных, как «свободно плавающая» тревога, в ее чистую форму с последующим систематическим снижением ее интенсивности. Наступление и снятие этих состояний может регулироваться с большей точностью. Эффекты усталости и монотонности могут быть минимизированы с помощью гипнотического внушения. Мощные взаимосвязи эмоций определенного типа и интенсивности с вербальными стимулами могут т. о. формироваться с большей скоростью, чем к.-л. иными способами. Далее, сложные состояния можно разложить на отдельные компоненты для эксперим. анализа (напр., отделение когнитивного аспекта активации от соматического). Поскольку гипнотически запрограммированные параметры обычно активируются в бодрствующем состоянии с помощью постгипнотических сигналов с амнезией на предшествовавший тренинг, снижается возможность искажения эксперим. данных спонтанным сознательным мышлением. Испытуемые получают специальную инструкцию в состоянии Г. не фиксироваться на своем состоянии при сознательном выполнении запрограммированного поведения. Напротив, отчеты по завершении эксперимента, проведенного с использованием Г., когда амнезия уже не применяется, часто дают ценную и недоступную иными способами информацию об исследовавшейся деятельности в бодрствующем состоянии.

Эти преимущества Г. как исследовательского инструмента имеют и ограничения, о к-рых следует упомянуть. Одной из очевидных проблем является сознательный обман, когда испытуемый лишь притворяется, что выполняет инструкции, полученные под Г. Более коварное препятствие заключается в том, что гипнабельные индивидуумы гораздо более чувствительны по сравнению с др. людьми к заданным характеристикам обстановки проведения эксперимента.

Др. ограничение вытекает из того, что к исслед. с помощью Г. привлекаются, из соображений экономии времени, лица, отобранные на основании высоких показателей по стандартным тестам восприимчивости к Г. Это заставляет серьезно задуматься о том, насколько экспериментатор вправе распространять полученные рез-ты на всю популяцию в целом. Еще одним недостатком исслед. с использованием Г. является обычно малый размер эксперим. групп. Др. стороной аргумента является то, что гипнабельный индивидуум — это идеальный «препарат» для эксперим. анализа, а тж и то, что статистическая обработка данных, полученных на одном испытуемом, в отличие от сравнения данных, полученных на разных испытуемых, представляет собой наиболее мощный способ выделения в чистом виде эксперим. эффектов.

См. также Методология (научных) исследований

Дж. Блюм

 

Гипнотерапия (hypnotherapy)

 

Г. — это не только лечение с помощью гипноза, это любая форма психотер., в рамках к-рой используются состояния измененного сознания, называемые гипнотическим трансом. Г. включает тж ряд специфических суггестивных и аналитических приемов, обычно не используемых, когда пациенты находятся в полностью сознательном, негипнотическом состоянии.

История.Лечение болезней с помощью внушений, сообщаемых больным, находящимся в состоянии транса, практиковалось, вероятно, на всем протяжении истории человечества. Однако первым современным гипнотерапевтом принято считать Антона Месмера.

В сороковые годы XIX века Джеймс Эсдейл провел в Индии свыше тысячи хирургических операций, используя гипноз как единственное средство обезболивания. Джон Эллиотсон и Джеймс Брэд в Англии использовали гипноз в лечении различных заболеваний. Во Франции появились эксперим. работы о терапевтической ценности гипноза, авторами к-рых были А. А. Льебо, Ипполит Бернгейм и Ж.-М. Шарко. Их идеи вдохновили Зигмунда Фрейда.

Во время Первой мировой войны Г. применялась Георгом Зиммелем в Германии и Дж. Хэдфилдом в Англии для лечения военных неврозов, а во время Второй мировой войны Джон Уоткинс продвинул этот подход дальше в лечении боевого шока. Милтон Эриксон разработал комплексные подходы в использовании гипнотической суггестии для лечения различных расстройств.

Показания для Г.Широкий спектр расстройств доступен гипнотерапевтическому воздействию. Хирурги и анестезиологи часто находят его полезным для контроля болевого синдрома, расслабления тревожного больного, снятия послеоперационной депрессии и контролирования тошноты. Больные в состоянии гипноза более охотно переносят неприятные диагностические процедуры — бронхоскопию, гастроскопию и ректороманоскопию.

Кожные заболевания в особенности поддаются эмоциональному и суггестивному воздействию; гипноз с успехом использовался в лечении бородавок и нейродерматита. Суггестивные или гипноаналитические процедуры часто дают хорошие результаты при лечении таких сексуальных расстройств, как импотенция и фригидность. Невротические и психосоматические заболевания с успехом лечатся Г. Акушеры находят гипноз полезным для снятия болевого синдрома и тревоги при беременности и для снятия стресса при родах. Поскольку пик внушаемости приходится на возраст 10—12 лет, педиатры и детские психологи находят множество показаний для использования гипноза.

Во многих клинических работах сообщается об успехах Г. в лечении таких расстройств, как энурез, кусание ногтей, заикание, курение, булимия и ожирение. Комбинация гипноза с методами поведенческой терапии дает более высокий результат, чем изолированное применение модификации поведения или суггестии.

Такие расстройства личности, как социопатия и наркотическая или алкогольная аддикции обычно считаются не поддающимися гипнотическому лечению. Гипноз в особенности показан при лечении амнезии и расстройства множественной личности. Однако, он редко используется при лечении психозов, хотя некоторые практики сообщают об успехах Г. этих состояний.

В целом можно сказать, что любое состояние, доступное психотер. воздействию, может лечиться с использованием Г. у гипнабельных пациентов. Гипнабельность может быть определена клинически и с помощью стандартизованных тестов. Чем слабее интеграция личности и чем мощнее насильственные бессознательные тенденции пациента, тем большие сензитивность и мастерство требуются гипнотерапевту. Неосторожное гипнотическое вторжение «в глубины» личности таких пациентов может дать начало неадаптивному или психотическому поведению и привести к ухудшению состояния пациента.

Методики гипнотерапии.Фактической терапии обычно предшествует «индукция» и некоторый тип «углубления» транса. Состояния гипнотического «транса» лежат на континууме, простирающемся от гипноидного мышечного расслабления до «глубоких» состояний вовлеченности. Хотя многие пациенты дают благоприятные реакции на внушения находясь в состоянии легкого гипноза, обычно считается, что для достижения наилучших результатов лечения перед его началом следует вызвать у пациента как можно более глубокое гипнотическое состояние. Существует множество методик гипнотической индукции, однако большинство из них включают формулы внушения мышечного расслабления, приемы монотонной стимуляции, вовлечение в фантазирование, активацию бессознательных мотивов и инициирование регрессивного поведения.

Искусство гипнотерапевта заключается в умении формулировать внушения в соответствии с мотивационными потребностями пациента (как сознательными, и так и бессознательными). Внушения могут быть простыми и прямыми или носить сложный характер. Кроме того, они могут быть рассчитаны на немедленный эффект или на постепенное улучшение в постгипнотическом состоянии.

Комплексные методики гипнотерапии (гипноанализ).Иногда для изменения состояния пациента оказывается недостаточно поддерживающих и директивных методов суггестивной Г. Бессознательные конфликты продолжают содействовать сохранению симптома, и потому необходимо применение методов более глубокого воздействия на личность. В этих случаях практики обращаются к гипноаналитическим процедурам.

Интервью, проведенное с находящимся в гипнотическом состоянии субъектом, обычно богаче деталями, чем интервью, полученное в состоянии бодрствования. Различия между тем, что сообщается иод гипнозом (когда снижена критичность), и тем, что говорится открыто, могут быть крайне важными. Однако исследователи расходятся в оценках того, насколько полными и точными могут быть воспоминания, касающиеся того периода жизни (часто раннего), к к-рому пациент был возвращен в гипнотическом состоянии.

Регрессия пациента к травматическим эпизодам в прошлой жизни вызывает оживление эмоциональных переживаний (абреакций), заставляя испытывать их до наступления момента физ. и эмоционального опустошения.

Под гипнозом пациенты часто сообщают о сновидениях, по-видимому, забываемых в сознательном состоянии. Кроме того, они дают более детализированные описания сновидений, о к-рых мало что могут вспомнить в обычном состоянии сознания.

Сновидения могут вызываться под гипнозом. Такой субъективный опыт согласуется с выводами Джозефин Хилгард о том, что восприимчивость к гипнозу (hypnotizability)значимо связана с способностью фантазировать (ability to fantasize).

Диссоциация может специально использоваться для создания «защиты разоблачения» (revealing defense), т. е. для установления дистанции между неприемлемым импульсом и открытой реакцией. Если мы хотим, чтобы индивидуум достиг истинного инсайта и изменения поведения, то такие приемы должны сопровождаться «проработкой» (working through)и интеграцией эго, как это происходит в др. видах аналитической терапии. Те же самые реакции переноса (трансфера), к-рые характерны для др. видов аналитической терапии, возникают и в ходе гипноанализа, зачастую раньше и в более сильной форме, поэтому гипноаналитик должен быть подготовлен к конструктивному разрешению этих проблем.

Гипноаналитическая терапия эго-состояний — это новый терапевтический подход, основанный на выводе о континуальной природе диссоциации. Состояния эго представляют собой скрытые паттерны поведения и опыта, к-рые под гипнозом начинают проявлять себя как отдельные идентичности личности или несознаваемые множественные личности. Однако внутренний конфликт между ними может вызывать тревогу, невротические симптомы или неадаптивные поведенческие реакции.

Под гипнозом терапевт активизирует каждое эго-состояние по отдельности и изучает его истоки, потребности, чувства и отношения с др. подобными состояниями и с целой личностью. В этом случае терапевт прибегает к своего рода внутренней дипломатии, напоминающей стратегии групповой или семейной терапии, за исключением того, что «семья» эго-состояний существует внутри одного чел.

Гипнотерапия не заменяет собой никакие др. виды психотер., однако благодаря своей способности придавать силу внушениям, создавать или аннулировать диссоциации, инициировать фантазии, стимулировать воспоминания и вызывать повторное переживание прошлого опыта, она предоставляет терапевтам (психоаналитической, поведенческой, когнитивной или гуманистической ориентации) возможность проявить больше гибкости в достижении целей лечения.

Гипноз в судебной практике.У юристов и психологов периодически возрастает интерес к использованию гипноза в целях прорыва амнезии и улучшения воспоминаний свидетелей. Вследствие реальной возможности извлечения ложных воспоминаний, Орн предложил меры безопасности, нацеленные на минимизацию контаминации. Значительную озабоченность вызывает также вопрос о том, следует ли доверить проведение такого гипноза только имеющему определенную квалификацию персоналу (врачам и психологам) или можно разрешить его применение следователям полиции.

См. также Гипноз, Гипноз как инструмент исследования

Дж. Уоткинс

 

Гипнотическая (внушенная) регрессия возрастов (hypnotic age regression)

 

Сообщение о Г. р. в. — восстановлении в состоянии гипноза ранее приобретенных, но в последующем забытых или угашенных реакций, эмоций и/или воспоминаний было впервые опубликовано Робертом фон Краффт-Эбингом в 1889 г.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.