Сделай Сам Свою Работу на 5

Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата (партии).





 

Эта задача во многом утратила свою актуальность после разре­шения регистрации кандидатов через залог. Теперь практически все кандидаты или партии, опасающиеся применения против них административного ресурса, пользуются залогом, поскольку снятие кандидата за «неправильные» подписи – один из излюбленных приемов власти против неугодных. Достаточно часто регистрируются через залог и приближенные к власти партии и кандидаты, не желающие утруждать себя хлопотным сбором подписей.

Однако до 1999г. сбор под­писей справедливо считался одним из главных мероприя­тий изби­рательной кампании. Он и продолжает оставаться таким для кам­паний, где залог не предусмотрен законом, или когда кан­дидат не обладает средствами, чтобы внести залог. Но и в тех слу­чаях, когда регистрация через залог возможна, мы не рекоменду­ем отказываться от сбора подписей.

Дело в том, что в ходе сбора подписей обычно реализуются два ком­плекса задач. Первый очевиден: регистрация кандидата и все, что связано с этой процедурой. Однако наряду с этим сбор подпи­сей является важным этапом избирательной кампании, на кото­ром необходимо решить ряд проблем: прежде всего обеспечить узна­вае­мость кандидата и завершить формирование ко­ман­ды агитаторов для проведения кампании. Указанные задачи наи­бо­лее удобно решать именно посредством сбора подписей и в хо­де него. И самое главное: сбор подписей – это идеальный метод «зацепки» избирателей на ранних стадиях кампании.



При этом требование собрать как можно быстрее нуж­ное количество подписей и одновременно обеспечить решение других стартовых задач кампании находятся в определенном проти­воречии. Методы, реализующие наиболее скоростной сбор подписей, лишь в минимальной степени позволяют накачать ко­манду агитаторов, обеспечить информационное присутствие кандидата в округе и найти потенциальных сторонников. И наоборот, методы, дающие наибольшую отдачу в плане агитации, оказываются самыми трудоемкими в плане быстрейшего обеспечения сбора подписей в поддержку кандидата. Поэтому количество собранных подписей и скорость их сбора часто имеет самое отдаленное отношение к количеству голосов, которые кандидат (партия) получит на выборах.



Сбор подписей проще всего обеспечить с помощью так назы­ваемых базовых организаций: государственных, производствен­ных, коммерческих и общественных структур, активно поддер­живающих кандидата. Поэтому так легко и быстро собирают под­писи кандидаты от власти, для которых базовой организацией является администрация округа. Не испытывают особых проблем и кандидаты, опирающиеся на развитые производственные и об­щественные структуры. При этом реальный авторитет и попу­лярность указанных структур у избирателей не имеет никакого значения: важно лишь иметь развитый аппарат и как можно боль­ше формально числящихся членов. Ограничения, которые накла­дывает закон на использование служебного положения при сборе подписей, обычно легко обходятся. И нервничать по этому поводу не стоит: как правило, сбор подписей через базовые организации абсолютно ничего не добавляет кандидату в плане популярности и формирования команды.

На наш взгляд, введение регистрации через залог делает сбор подписей при помощи базовых организаций практически бес­смысленным. Единственное, что можно тут выжать – обеспечить соответствующий информационный повод: кандидат такой-то собрал подписи быстрее всех (больше всех), что якобы говорит о его необыкновенно высокой популярности.

Достаточно легко и быстро собираются подписи кандидатами, выдвинутыми хорошо структурированными политическими пар­тиями. В этом случае бывает достаточно пройти по членам партии, её зафиксированным сторонникам и их знакомым. Помимо не­посредственного обеспечения сбора подписей, такое мероприятие сыг­ра­ет мобилизующую роль на раннем этапе избирательной кам­пании. К сожалению, работа с избирателями в этом случае не выходит за пределы круга уже известных сторонников кандидата, боль­шин­ство из которых готовы голосовать за него и безо всякого сбо­ра под­писей.



Если нет возможности полностью обеспечить сбор подписей за счет своих политических сторонников, приходится обходить квартиры избирателей. В этом случае кандидат фактически вы­нужден проводить ограниченную кампанию «от двери к двери» со всеми ее трудностями. Но при этом проявляются и все преиму­щества такой кампании: интенсивная агитация за кандидата, появление новых сторонников и активистов, разогрев и обучение команды агитаторов и т.д. Сбор подписей в форме обхода квартир можно рас­сматривать как глубокую разведку округа накануне основной агитационной кампании. Исходя из сказанного, мы реко­мен­дуем задействовать его, даже если у кандидата имеется воз­мож­ность обеспечить подписи и более легкими способами. Если же кандидат собирается в конечном итоге регистрироваться через залог, то сбор подписей методом «от двери к двери», как дающий наибольшую агитационную отдачу, выходит на первый план.

Наименее эффективен, в плане скорости, сбор подписей на улице. Однако если проводить его в форме массовых мероприятий, например, в фор­ме пикетов, то независимо от количества собранных таким обра­зом подписей они (мероприятия) усилят узнаваемость кандидата, обеспечат эффект его присутствия в округе, дадут информаци­онные поводы для рекламы кандидата и привлекут активистов. Здесь сбор подписей уже явно направлен не на регистрацию, но имеет исключительно агитационную ценность.

Сбор подписей дает хороший повод не только для пикетной кампании, но и для других методов рекламы кандидата. В частности, при дефиците узнаваемости канди­дата целесообразно провести адресную рассылку от имени груп­пы его поддержки с просьбой отдать за него подписи. Понятно, что много подписей такое мероприятие не принесет, зато прорыв узнаваемости будет обеспечен.

 

Несколько практических рекомендаций организаторам кампании, не имеющим достаточного опыта сбора подписей.

Если команда кандидата всерьез намерена обеспечить требуе­мое количество подписей, следует иметь в виду, что процедура их сбора всегда оказывается гораздо труднее, чем это представляется вначале. Типичная картина: центральный штаб выдал указание территориальным, территориальные штабы – бригадирам и агитаторам, союзники из разных организаций сообщили, что они соберут подписи в два счета. Далее, по командной цепочке в штаб идет самая радостная информация (завтра подписи будут гото­вы) – и вдруг в последнюю неделю выясняется, что подписей раза в три меньше, чем необходимо.

Чтобы не попасть в эту типичную ловушку, мы рекомендуем иметь ежедневный план сбора подписей и требовать от исполни­телей постоянной отчетности. При этом подпись следует считать «собранной», только если она находится в правильно оформ­ленном подписном листе, который, в свою очередь, лежит в цент­раль­ном штабе кампании. В общем, центру следует с первых же дней сбо­ра подписей развить максимальное давление на нижестоящие инстан­ции. Это поможет избежать лихорадки и истерики в последние дни сбо­ра подписей.

И последнее.

В российских кампаниях в подав­ляющем большинстве случаев агитаторы собирают подписи за вознаграждение. В результате сущим бичом стали «рисованные» (т.е. попросту сфальсифицированные) подписи. Поэтому с самого начала необходимо предусмотреть четкую систему контроля, вплоть до выборочной проверки подписей с выездом к избирате­лям. И с самого начала следует убедительно продемонстрировать сборщикам, что эта система контроля работает.

Подробное описание программы «сбор подписей», включая весь набор методов контроля, читатель может найти в [2].

2. Распространение агитационных материалов.

В избирательных кампаниях ис­поль­зуется три мето­да распространения агитационных материалов:

безадресная (сплошная) рассылка:распространение по почтовым ящи­кам;

расклейка и развешивание;

непосредственное распространение: раздача материалов избирателям (осуществляется в основном в ходе встреч с канди­датом и массовых мероприятий кампании).

Безадресная рассылка рассмотрена нами в п. 3.4.6. Напомним, что безадресная рассылка – это, как правило, поддерживающее мероприятие; ее главная цель – обеспечить тотальность кампании.

 

Расклейка листовок и плакатов в первую очередь необходима для обозначения и поддержания эффекта присутствия кандидата в округе. Поэтому ее желательно не размазывать равномерно на протяжении агитационной кампании, а проводить массированны­ми волнами (три-четыре волны по ходу кампании; последняя – как можно ближе ко дню голосования). У избирателей должно пе­риодически создаваться впечатление, что округ буквально зава­лен агитационными материалами кандидата. Той же цели служит известный способ расклейки, когда несколько экземпляров одно­го и того же плаката (листовки) вывешиваются рядом.

Метод расклейки волнами частично компенсирует зачистку листовок и плакатов кандидата со стороны конкурентов.

Нормы тиражей листовок и плакатов для расклейки приведены в п. 3.3.7. Напомним их:

- один плакат (каждого типа) на 50-100 избирателей;

- одна листовка (каждого типа) на 5-10 избирателей.

В качестве ударного мероприятия листовочной волны практикуется так называемая «уклейка»: одномоментная заклейка округа листовками по норме один - три экземпляра на каждого избирателя. Мероприятие обоюдоострое: оно создает впечатление о необыкновенной мощи команды кандидата, но одновременно с этим вызывает вполне понятное озлобление избирателей. Поэтому «уклейку» обычно проводят, когда кандидату (партии) необходимо в кратчайший срок преодолеть барьер узнаваемости или вписаться в сюжет кампании, и когда никакие другие, более «медленные» методы, уже не срабатывают. Если же узнаваемость кандидата уже обеспечена и положительный образ его сформирован, то «уклейка» пойдет ему скорее в минус.

 

Непосредственная раздача агитационных материалов не явля­ется самостоятельным мероприятием. Ее следует рассматривать как составной элемент встреч с кандидатом, митингов, пикетов и других массовых мероприятий кампании. Постоянно действую­щими точками раздачи агитационных материалов служат общест­венные приемные кандидата.

 

3. Общественные приемные.

Общественные приемные фактически представляют собой стационарные точки агитации за кандидата. Их главное назна­чение – выявление новых активистов избирательной кампании кандидата и их интеграция в команду агитаторов. Работа общественных приемных должна строиться прежде всего исходя из этой цели.

Приемные открываются при территориальных штабах кан­дидата, но это (в идеале) должно быть отдельное от штаба помещение. Боль­шинство посетителей приемных – это, как правило, избиратели, которые надеются, что кандидат поможет им решить те или иные проблемы, а то и просто неадекватные люди. Если принимать их непосредственно в помещении штаба, можно парализовать всю работу. Кроме того, это чревато утечкой конфиденциальной ин­формации о деятельности штаба. Наконец, довольно часто штаб­ные помещения располагаются на охраняемой территории, и в этом случае приемную желательно открыть где-нибудь в другом месте. Избиратели не должны испытывать никаких затруднений при доступе в приёмные.

При центральном штабе кампании действует центральная общественная приемная.

Как правило, общественная приемная – это сравнительно небольшое помещение, оформленное соответствующим образом: плакаты и листовки кандидата на стенах, шкафы с агитационными материалами и т.д. Телефон обязателен. В принципе желательно иметь два телефонных номера: один для приема звонков избира­телей, другой – для внутренней связи.

Заведующий приемной – довольно важное лицо в из­би­ра­тельной кампании. Само собой, это должен быть человек с креп­кими нервами, способный часами вести беседы с избирателями на самые неожиданные темы и сохранять при этом неизмен­ное спо­койствие и доброжелательность. Но главное – заведую­щий при­емной должен чуять потенциальных активистов, что на­зы­вается, за версту и уметь сразу же включить их в работу по про­ведению кампании кандидата. Качество работы заведующего приемной определяется именно количеством активных «шты­ков», которых он смог привлечь. Естественно, помимо глав­ной задачи, общест­венная приемная служит и для непосредствен­ной агитации изби­рателей за кандидата; но эта ее функция име­ет подчиненный ха­рактер: много избирателей через приемные не сагитируешь.

Как правило, опытный заведующий легко находит себе по­мощников из числа тех же активистов.

Сеть приемных должна быть развернута накануне проведения ос­новных мероприятий кампании. Опаздывать здесь нельзя; ина­че будет потеряна первая волна потенциальных активистов, кото­рая обо­значается сразу же после начала интенсивной работы в округе.

Как уже отмечалось, адреса и телефоны общественных прием­ных должны быть указаны во всех агитационных материалах кампании.

И еще об одной функции общественных приемных. Они слу­жат определенным показателем качества проведения вашей кам­пании. В принципе опытный технолог может сде­лать весьма близкие к реальности выводы относительно хода кампании, понаблюдав час-другой за работой общественных при­емных. Если звонков и посетителей мало, а заведующий прием­ной явно скучает – значит кампания находится под угрозой про­вала и ее необходимо срочно корректировать. Если же телефон звонит, не переставая, посетители идут потоком, а заведующий выглядит несколько затравленным и ошалевшим от непрерывного общения с избирателями – тогда все идет как надо.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.