Финансовое и техническое обеспечение
В рамках финансового обеспечения избирательной кампании решаются следующие задачи:
– аккумуляция средств для ведения избирательной кампании;
– бухгалтерия;
– обслуживание официального счета кампании;
– отслеживание соответствия затрат на кампанию действующему законодательству;
– разработка финансового графика кампании;
– составление финансовых отчетов.
Принципиальные вопросы ресурсного обеспечения избирательных кампаний, в том числе ее финансирования, рассмотрены нами в п. 1.4. В данном параграфе мы обсудим организационную сторону вопроса, в особенности – конфликты в избирательных штабах, возникающие в результате применения той или иной схемы финансирования. Последняя тема особенно актуальна, поскольку указанные конфликты являются одной из основных причин развала избирательных кампаний.
Сбор средств для проведения избирательной кампании (фондрайзинг) должен осуществляться на дальних подступах к выборам. Оптимальным вариантом является аккумуляция множества мелких пожертвований. Таким способом, помимо финансового обеспечения кампании, достигается еще две цели. Во-первых, кандидат становится политически независимым от крупных спонсоров. Во-вторых, каждый жертвователь – это гарантированный сторонник кандидата, который обязательно проголосует за него на выборах. В этом смысле фондрайзинг сам является предвыборным проектом (глава 6) способствующим формированию и усилению положительного образа кандидата (партии).
К сожалению, в России описанная практика (которая весьма широко распространена на Западе) практически отсутствует. Однако по мере становления гражданского общества в стране традиционный фондрайзинг, несомненно, будет развиваться; а партии и кандидаты, которые опередят в этом своих конкурентов, получат довольно значительное преимущество.
В настоящее время российские кампании финансируются крупными спонсорами. При этом средства обеспечивает либо сам кандидат и его близкие друзья (внутреннее финансирование), либо предприниматели и организации, которые по тем или иным причинам решили сделать ставку на данного кандидата или партию (внешнее финансирование). Каждая из этих схем страдает определенными недостатками, которые могут поставить под угрозу победу на выборах.
Внутренне финансирование, несомненно, более предпочтительно по сравнению с внешним. Если при этом кандидат проводит кампанию с опорой на собственную команду, то проблем практически не возникает. Трудности могут начаться, когда кандидат приглашает команду со стороны. В этом случае кандидат, исходя из вполне понятного желания оптимизировать свои затраты, обычно назначает для контроля расходов финансового директора кампании (руководителя финансового направления) из своего ближайшего окружения.
В принципе, при найме внешней команды финансовый контроль необходим. Однако, если по каким-либо причинам руководитель кампании и финансовый директор придерживаются разных подходов к построению кампании и испытывают взаимное недоверие, это с высокой вероятностью приведет к конфликтам внутри штаба. Самое меньшее, что может здесь случиться – затягивание в принятии необходимых решений из-за бесконечных согласований и уточнения смет. Еще боле опасно, когда финансовый директор начинает предлагать своих подрядчиков, потому что они якобы проделают ту же работу дешевле; или же, исходя из соображений экономии, пытается корректировать состав мероприятий кампании. По сути, это означает перехват управления кампанией со стороны руководителя финансового направления.
Описанный конфликт является типичным, и он хорошо знаком всем политтехнологам, имеющим достаточный опыт работы в штабах. Он ведет не только к бессмысленной потере времени (что само по себе недопустимо), но в конечном итоге может полностью развалить работу и привести к поражению.
Менеджеру кампании, попавшему в ситуацию конфликта с финансовым директором, мы рекомендуем немедленно обозначить этот конфликт перед кандидатом и потребовать жесткого разграничения сферы полномочий и ответственности. Что касается кандидата, то ему следует устранять подобные трения в зародыше. Избирательная кампания – это не тот случай, когда полезно использовать аппаратную систему сдержек и противовесов в ущерб эффективности собственной избирательной машины.
При внешнем финансировании конфликты возникают, когда спонсор не уверен, что кандидат достаточно компетентен, чтобы организовать успешную избирательную кампанию или же опасается, что кандидат впустую растратит предоставленные ему средства. В этом случае спонсор ставит своего финансового руководителя кампании, и описанная выше конфликтная ситуация может воспроизвестись в худшем варианте.
Правда, следует отметить, что довольно часто сомнения внешнего спонсора в компетентности кандидата имеют под собой определенную почву. Поэтому в последнее время получила распространение схема финансирования путем связанного кредита: спонсор не предоставляет средства кандидату непосредственно, а назначает своего менеджера кампании (а иногда и весь штаб) и оплачивает его работу напрямую.
С управленческой точки зрения схема финансирования через связанный кредит – наихудший вариант, поскольку она размывает ответственность за результат кампании между кандидатом, спонсором и менеджером (который в этом случае фактически подчиняется не кандидату, а спонсору). Возникает что-то вроде пресловутой задачи трех тел, которая, как хорошо известно физикам, в общем случае не имеет аналитического решения. Конечно, и такая схема может сработать, если все три перечисленные инстанции придерживаются единого взгляда на построение избирательной кампании. Однако она крайне неустойчива, и при возникновении в ней серьезных разногласий кампания с высокой вероятностью будет развалена.
Остальные задачи и особенности финансового обеспечения избирательной кампании достаточно очевидны и не требуют специальных комментариев.
Несколько слов о финансовом графике кампании. Он строится на основе её план-графика и определяет время поступления средств. Как правило, средства должны поступать за два-три дня до начала соответствующего мероприятия. Исключением являются затраты на ТВ-рекламу. Здесь действует правило: чем раньше – тем лучше. Заблаговременная оплата эфиров – единственный способ гарантировать их наличие в условиях массированной кампании и жесткой конкуренции за эфирное время. Если поступление средств задержится, вполне может случиться, что все эфирное время окажется раскупленным конкурентами.
Техническое обеспечениеизбирательной кампании выделяют в самостоятельное направление, чтобы максимально разгрузить ведущих сотрудников штаба от решения чисто хозяйственных вопросов. В ведении руководителя этого направления (управляющего делами штаба) находятся помещения, мебель, оргтехника, связь, транспорт, канцелярские принадлежности как центрального, так и территориальных штабов. В техническое обеспечение кампании входят и такие службы, как секретариат, канцелярия и экспедиция штаба, а также служба безопасности.
Одновременно с обеспечением работы штабов техническая служба обычно отвечает также за техническую сторону организации массовых мероприятий.
4. УПРАВЛЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КАМПАНИЯМИ
Согласно предложенному в п. 3.2. разбиению кампании на функциональные направления, вопросы управления и проектирования относятся к тактике избирательных кампаний. Однако, ввиду особой важности именно этого направления для менеджеров кампаний, мы посвящаем этому материалу самостоятельную главу, главным содержанием которой является обсуждение пошагового алгоритма разработки проекта кампании: ее стратегии, тактики и план-графика. Содержание настоящей главы можно рассматривать как своего рода «сборку» предыдущих материалов книги, посвящённых вопросам избирательных технологий.
В рамках проектирования и управления избирательной кампании решаются следующие задачи:
- Создание, развитие и поддержание работы структуры управления кампанией;
- разработка, утверждение и необходимые корректировки стратегии и тактики избирательной кампании;
- разработка, утверждение и необходимые уточнения план-графикаизбирательной кампании;
- контроль исполнения графика кампании;
- руководство графиком кандидата (лидеров партийного списка);
- разработка и реализация специальных проектов (спецпроектов) избирательной кампании.
Обсуждение перечисленных задач мы начнем с формирования структуры управления кампанией. Далее мы подробно рассмотрим порядок проектирования избирательной кампании, а в заключение обсудим методы ускоренного проектирования кампании.
Рассмотрение (там, где это не оговорено специально) будет вестись применительно к крупным и средним по масштабу кампаниям: выборы мэров крупных городов, выборы в региональные законодательные собрания и т.д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|