Сделай Сам Свою Работу на 5

Финансовое и техническое обеспечение





 

В рамках финансового обеспечения избирательной кампании решаются следующие задачи:

– аккумуляция средств для ведения избирательной кампании;

– бухгалтерия;

– обслуживание официального счета кампании;

– отслеживание соответствия затрат на кампанию действую­щему законодательству;

– разработка финансового графика кампании;

– составление финансовых отчетов.

Принципиальные вопросы ресурсного обеспечения избира­тельных кампаний, в том числе ее финансирования, рассмотрены нами в п. 1.4. В данном параграфе мы обсудим организацион­ную сторону вопроса, в особенности – конфликты в избиратель­ных штабах, возникающие в результате применения той или иной схемы фи­нан­сирования. Последняя тема особенно актуальна, по­скольку указанные конфликты являются одной из основных причин раз­вала из­би­рательных кампаний.

Сбор средств для проведения избирательной кампании (фонд­райзинг) должен осуществляться на дальних подступах к выбо­рам. Оптимальным вариантом является аккумуляция множест­ва мел­ких пожертвований. Таким способом, помимо финансово­го обес­печения кампании, достигается еще две цели. Во-первых, кандидат становится политически независимым от крупных спон­соров. Во-вторых, каждый жертвователь – это гарантированный сторонник кандидата, который обязательно проголосует за него на выборах. В этом смысле фондрайзинг сам является предвыборным проектом (глава 6) ­способствующим формирова­нию и уси­ле­нию положительного образа кандидата (партии).



К сожалению, в России описанная практика (которая весьма широко распространена на Западе) практически отсутствует. Однако по мере становления гражданского общества в стране тра­диционный фондрайзинг, несомненно, будет развиваться; а пар­тии и кандидаты, которые опередят в этом своих конкурентов, по­лучат довольно значительное преимущество.

В настоящее время российские кампании финансируются круп­ными спонсорами. При этом средства обеспечивает либо сам кандидат и его близкие друзья (внутреннее финансирование), ли­бо предприниматели и организации, которые по тем или иным причинам решили сделать ставку на данного кандидата или пар­тию (внешнее финансирование). Каждая из этих схем страдает определенными недостатками, которые могут поставить под угро­зу победу на выборах.



Внутренне финансирование, несомненно, более предпочти­тельно по сравнению с внешним. Если при этом кандидат прово­дит кампанию с опорой на собственную команду, то проблем практически не возникает. Трудности могут начаться, когда кан­дидат приглашает команду со стороны. В этом случае кандидат, исходя из вполне понятного желания оптимизировать свои за­траты, обычно назначает для контроля расходов финансового дирек­тора кампании (руководителя финансового направления) из свое­го ближайшего окружения.

В принципе, при найме внешней команды финансовый кон­троль необходим. Однако, если по каким-либо причинам руково­дитель кампании и финансовый директор придерживаются раз­ных подходов к построению кампании и испытывают взаимное недоверие, это с высокой вероятностью приведет к конфликтам внутри штаба. Самое меньшее, что может здесь случиться – за­тягивание в принятии необходимых решений из-за бесконечных согласований и уточнения смет. Еще боле опасно, когда финансо­вый директор начинает предлагать своих подрядчиков, потому что они якобы проделают ту же работу дешевле; или же, исходя из со­ображений экономии, пытается корректировать состав меро­приятий кампании. По сути, это означает перехват управления кампанией со стороны руководителя финансового направления.

Описанный конфликт является типичным, и он хорошо зна­ком всем политтехнологам, имеющим достаточный опыт работы в штабах. Он ведет не только к бессмысленной поте­ре времени (что само по себе недопустимо), но в конечном итоге может полностью развалить работу и привести к поражению.



Менеджеру кампании, попавшему в ситуацию конфликта с финансовым директором, мы рекомендуем немедленно обо­зна­чить этот конфликт перед кандидатом и потребовать жестко­го раз­граничения сферы полномочий и ответственности. Что касает­ся кандидата, то ему следует устранять подобные трения в зароды­ше. Избирательная кампания – это не тот случай, ког­да полезно ис­поль­зовать аппаратную систему сдержек и про­ти­вовесов в ущерб эффективности собственной избирательной машины.

При внешнем финансировании конфликты возникают, когда спонсор не уверен, что кандидат достаточно компетентен, чтобы организовать успешную избирательную кампанию или же опаса­ется, что кандидат впустую растратит предоставленные ему сред­ства. В этом случае спонсор ставит своего финансового руково­дителя кампании, и описанная выше конфликтная ситуация мо­жет воспроизвестись в худшем варианте.

Правда, следует отметить, что довольно часто сомнения внеш­него спонсора в компетентности кандидата имеют под собой опре­деленную почву. Поэтому в последнее время получила рас­про­стра­нение схема финансирования путем связанного кредита: спонсор не предоставляет средства кандидату непосредственно, а назначает своего менеджера кампании (а иногда и весь штаб) и оплачивает его работу напрямую.

С управленческой точки зрения схема финансирования через связанный кредит – наихудший вариант, поскольку она размы­вает ответственность за результат кампании между кандидатом, спонсором и менеджером (который в этом случае фактически подчиняется не кандидату, а спонсору). Возникает что-то вроде пресловутой задачи трех тел, которая, как хорошо известно физикам, в общем случае не имеет аналитического решения. Конечно, и такая схема может сработать, если все три перечисленные ин­станции придерживаются единого взгляда на построение избира­тельной кампании. Однако она крайне неустойчива, и при возник­новении в ней серьезных разногласий кампания с высокой ве­роятностью будет развалена.

 

Остальные задачи и особенности финансового обеспечения избирательной кампании достаточно очевидны и не требуют спе­циальных комментариев.

Несколько слов о финансовом графике кампании. Он строит­ся на основе её план-графика и определяет время поступления средств. Как правило, средства должны поступать за два-три дня до начала соответствующего мероприятия. Исключением являют­ся затраты на ТВ-рекламу. Здесь действует правило: чем рань­ше – тем лучше. Заблаговременная оплата эфиров – единствен­ный способ гарантировать их наличие в условиях массированной кам­пании и жесткой конкуренции за эфирное время. Если пос­туп­ление средств задержится, вполне может случиться, что все эфир­ное время окажется раскупленным конкурентами.

Техническое обеспечениеизбирательной кампании выделяют в самостоятельное направление, чтобы максимально разгрузить ведущих сотрудников штаба от решения чисто хозяйственных вопросов. В ведении руководителя этого направления (управляю­щего делами штаба) находятся помещения, мебель, оргтехника, связь, транспорт, канцелярские принадлежности как централь­ного, так и территориальных штабов. В техническое обеспечение кампании входят и такие службы, как секретариат, канцелярия и экспедиция штаба, а также служба безопасности.

Одновременно с обеспечением работы штабов техническая служба обычно отвеча­ет также за техническую сторону органи­зации массовых меро­прия­тий.

 

 

 
 

 


4. УПРАВЛЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КАМПАНИЯМИ

 

 

Согласно предложенному в п. 3.2. разбиению кампании на функциональные направления, вопросы управления и проектирования относятся к тактике избирательных кампаний. Однако, ввиду особой важности именно этого направления для менеджеров кампаний, мы посвящаем этому материалу самостоятельную главу, главным содержанием которой является обсуж­дение пошагового алгоритма разработки проекта кампании: ее стратегии, тактики и план-графика. Содержание настоящей главы можно рассматривать как своего рода «сборку» предыдущих материалов книги, посвящённых вопросам избирательных технологий.

 

В рамках проектирования и управления избирательной кампа­нии решаются следующие задачи:

- Создание, развитие и поддержание работы структуры управления кампанией;

- разработка, утверждение и необходимые корректировки стратегии и тактики избирательной кампании;

- разработка, утверждение и необходимые уточнения план-графикаизбирательной кампании;

- контроль исполнения графика кампании;

- руководство графиком кандидата (лидеров партийного списка);

- разработка и реализация специальных проектов (спецпроектов) избирательной кампании.

Обсуждение перечисленных задач мы начнем с формирования структуры управления кампанией. Далее мы подробно рассмотрим порядок проектирования избирательной кампании, а в заключение обсудим методы ускоренного проектирования кампании.

Рассмотрение (там, где это не оговорено специально) будет вестись применительно к крупным и средним по масштабу кампаниям: выборы мэров крупных городов, выборы в региональные законодательные собрания и т.д.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.