Анатомо-физиологические особенности органов и систем школьников.
Нервная система завершает свое развитие; сформированы нервные центры и периферическая нервная система, хорошо регулируются двигательные функции, в том числе — мелкая моторика.
Однако с 12 лет отмечается нарастающая неустойчивость нервных процессов, с преобладанием процессов возбуждения, что связаяо с начавшимся половым созреванием. В зтот период из-за быстрого роста мозга несколько ухудщается его кровоснабжение, что может проявляться функциональными неврологическими расстройствами (негативизм, раздражительность, грубость, плаксивость, депрессии, обмороки).
Осознание своего социального «Я» у большинства детей появляется к 7—8 годам. Следствием этого является стремление выйти за рамки детского игрового образа и участвовать во взрослой жизви, т. е. в реальной, серьезной деятельности. Поступление в школу ребенок воспринимает как рабогу, уравнивающую его со взрослыми, как шаг к самостоятельности.
В дальнейшем адаптация ребенка к школьной жизни протекает легче, если вместе с ним в преодолении трудностей участвуют родители, педагоги, психологи. Необходимо помнить, что в начальных классах у детей еще отмечается неустойчивость внимания, рассеянность, неспособность долго заниматься одним видом деятельности.
В старших классах основной опасностью является перегруженность информацией, ведущая к умственному переутомлению.
Кожа и ее придатки достигают полной анатомической и функциональной зрелости. Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а затем с 8 лет начинает интенсивно нарастать, максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка.
С 12—13 лет значительно увеличивается секреция потовых и сальных желез, появляются юношеские угри. С 13— 14 лет начинается функционирование апокриновых потовых желез, секрет которых имеет резкий запах. Эго предъявляет особые требования к гигиеве кожи у подростков.
В связи с половым созреванием появляется оволосение подмышечных впадин, лобка, а у мальчиков — лица.
Повышение секреции сальных желез часто приводит к юношеской себорее, которая проходит к 20—22 годам.
Костно-мышечная система характеризуется интенсивным ростом и развитием, отмечается формирование координации движений, развивается мелкая моторика.
Длина верхней половины туловища до 9 лет преобладает над нижней, с 9—10 лет наблюдается интенсивный рост нижних конечностей.
К 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника, а к 12—14 — поясничной и копчиковой.
С 7 лет начинается срастание костей таза, поэтому опасны тонкие высокие каблуки (для девочек), прыжки в высоту на твердую поверхность. Это может привести к деформации костей таза, а в будущем к проблемам во время беременности и родов.
Нарушение осанки при неправильном подборе мебели, неудобной позе во время занятий дома и в школе, часто приводят к патологическому искривленшо позвоночника — сколиозу.
В периоды 6—8 лет и 11—13 лет отмечается интенсивный рост черепных костей.
К 10—13 годам происходит окостенение запястий, а к 9—11 годам — фаланг пальцев (поэтому к этому возрасту ребенок уже должен уметь писать).
Происходит дальнейшая замена молочных зубов на постоянные и образование постоянного прикуса (28 зубов + 4 зуба «мудрости»).
К 12 годам костная ткань по составу становится идентична взрослой.
Интенсивно развиваются и укрепляются мышцы, связки, нарастает масса и сила мышц. Для нормального развития мышечной системы необходимы адекватные физические нагрузки.
При оценке моторного развития выделяют 3 группы детей:
1-я группа — зрелые дети (моторика развита соответственно возрасту);
2-я группа — дети с незначительным (начальным) отставанием в моторном развитии;
3-я группа — дети с существенным отставанием в моторном развитии.
Дыхателъная система продолжает развиваться и увеличиваться в размерах и к 8—10 годам становится практически такой же, как у взрослых.
Форма грудной клетки также приближается к форме взрослого, увеличивается масса и сила межреберных мышц.
Продолжается рост хрящей гортани, особенно у мальчиков 12—13 лет.
Тип дыхания: у девочек — грудной; у мальчиков — брюшной.
Частота дыхания с 7 до 11 лет — 20—25 в мин.; с 12 лет и старше — 16—20 в мин.
Дыхание ритмичное, ровное.
Сердечно-сосудистая система продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела.
К 12 годам завершается развитие эластической ткани сердца в формирование клапанного аппарата.
К 7 годам сердце приобретает форму взрослого.
Легочный ствол до 10 лет несколько шире аорты, с 10 до 12 лет их диаметр уравнивается, а после 12 лет аорта становится шире легочного ствола.
Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее частым:
— у детей с 7 до 11 лет — 80—90 в минуту;
— у детей с 12 лет и старше — 70—80 в минуту.
Артериальное давление у детей до 11 лет стабильное, составляет 100 + п, где п — число лет ребенка.
С началом полового созревания рост сосудов несколько отстает от роста тела и, как следствие, отмечаются дисфункции в виде болей в области сердца, приступов сердцебиения, жара в приливов к голове с покраснением кожи лица, периодических подъемов давления.
В среднем же у подростков: = 120 мм рт. ст. = 80 мм рт. ст.
Пищеварителъная система продолжает увеличиваться и совершенствоваться в функциональном отношении.
К 7—11 годам желудок приобретает форму взрослого; объем желудка увеличивается, к 7—10 годам составляет 1300 мл, к 12—13 годам — 1500 мл.
Становятся высокоактивными и зрелыми ферментные системы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания, стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта.
Мочевыделителъная система завершает свое развитие, становится анатомически и функционально зрелой.
Число мочеиспусканий составляет 6—8 раз в сутки, относительная плотность мочи 1008—1022, у детей старше 12 лет — 1015—1025.
Форма и расположение мочевого пузыря становятся такими же, как у взрослых. Объем одной порции мочи — 150— 200 мл. Объем суточной мочи определяется по формуле: 100х(п + 5), где п — число лет ребенка, начиная с 5 лет.
Размеры мочеиспускательного канала остаются несколько меньше, чем у взрослых до пубертатного периода, а затем постепенно увеличиваются в соответствии с ростом половых органов до взрослых размеров.
Эндокринная система требует особого внимания, так как с 12 лет наступает ее перестройка и развитие у ребенка вторичных половых признаков. До этого возраста железы внутренней секреции функционируют стабильно и изменяются не так значительно.
Эндокринная система (ЭДС) является главным регулятором роста и развития организма. Железы внутренней секреции, образующие ЭДС, обладают рядом общих особенностей:
1. Имеют очень незначительную массу.
2. Вырабатывают очень малые количества секретов-гормонов, которые оказывают множественный эффект.
3. Гормоны попадают из железистых клеток непосредственно в кровь благодаря густой сети капилляров и оказывают почти мгновенное действие на органы-мишени.
4. Регулируют свои функции по принципу «обратной связи».
Некоторые железы внутренней секреции (ЖВС) начинают функционировать уже в эмбриональном периоде. Существенное влияние на рост и развитие ребенка оказывают гормоны матери, которые он получает во внутриутробном периоде и с грудным молоком.
В различные периоды детства выявляется относительное преобладание функций одной определенной железы:
— с 6 мес. до 2,5 лет — щитовидной;
— с рождения до 10 лет — тимуса;
— с 6 до 7 лет — передней доли гипофиза;
— с 12 до 18 лет — половых желез.
Гипофиз— основная железа. Состоит из 3 долей: передней, средней и задней. Расположен в «турецком седле» в основании черепа.
В передней доле вырабатываются гормоны, регулирующие функции других ЖВС; адренокортикотропный, тиреотропный, гонадотропный и т. д.; а также соматотроп-ный гормон, влияющий на рост скелета, и ряд гормонов, регулирующих репродуктивные функции у девочек.
В промежуточной доле образуется меланоформный гормон, регулирующий пигментный обмен.
В задней доле образуются окситоцин, стимулирующий сократительные функции мышц матки и процесс лактации антидиуретический гормон, влияющий на артериальное давление.
Эпифиз — шишковидная железа, расположенная в среднем мозгу, вырабатывает гормоны:
— мелатонин, участвующий в пигментном обмене;
— гломерулокортикотропин, влияющий на углеводный и водный обмен;
— контргипоталамогипофизарный гормон, предупреждающий преждевременное половое созревание.
Щитовидная железа расположена на передней поверхности щитовидного хряща гортани. Ответственна за развитие центральной нервной системы, т. е. за умственное развитие. Участвует в обмене веществ посредством гормонов: тироксина, трийодтиронина и тиреокальцитонина.
Паращнтовидвые железы расположены на задних поверхностях боковых долей щитовидвой железы и представляют собой 4 овальных тельца. Вырабатывают паратгормон, который вместе с тиреокальцитонином регулирует уровень кальция в крови.
Вилочковая железа (тимус) — расположена в переднем средостении, имеет большие размеры. Максимальное развитие происходит до 2—5 лет, затем начинается медленная инволюция железы и к 18 годам она практически исчезает.
Вырабатывает гормоны, влияющие ва рост скелета, тормозящие преждевременное половое созревание, регулирующие углеводный и водно-солевой обмен.
Является центральным органом иммунитета, продуцируя Т-лимфоциты (освовные участники клеточного иммунитета).
Поджелудочная железа является железой двойной секреции:
— внешняя — выработка пищеварительных ферментов;
— внутренняя — выработка гормонов.
Внутренней секрецией обладает не вся железа, а только небольшие ее участки — островки Лангерганса. В них -клетки продуцируют инсулин, -клетки вырабатывают глюкагон, а также еще ряд гормонов.
Гормовы поджелудочной железы регулируют углеводный, белковый, жировой обмен.
Надпочечники— парные железы, расположенные над верхними полюсами почек. Состоят из коркового и мозгового вещества. В корковом веществе вырабатываются гормоны, регулирующие все виды обмена веществ, а также небольшие количества половых гормонов. Их называют кортикостероидами.
В мозговом веществе вырабатываются адреналин и норадреналин, влияющие на уровень артериального давления.
Половые железы являются парными железами двойной секреции.
Яичники— женские половые железы. Вырабатывают яйцеклетки и гормоны — прогестерон и эстроген. Эти гормоны участвуют во всех видах обмена веществ и определяют женский фенотип.
Яички— мужские половые железы. Вырабатывают сперматозоиды и гормон тестостерон. Этот гормон участвует во всех видах обмена веществ и определяет мужской фенотип.
Половое созревание.
Пол ребенка определяется следующими составляющими:
1. Комплексом половых хромосом.
2. Внутренними половыми органами.
3. Половыми железами (гонадами).
4. Наружными половыми органами (гениталиями).
5. Фенотипом (вторичными половыми признаками).
6. Психосексуальной ориентацией.
При недоразвитии или отсутствии одного из компонентов у ребенка определяется нарушение полового развития.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|