Сделай Сам Свою Работу на 5

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА.





Лекционный материал.

ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА.

Для дифференцированного подхода к ребенку выделяют несколько периодов детского возраста.

В настоящее время используется несколько видоизмененная условная периодизация, предложенная Н. П. Гундобиным (1906 г.), согласно этой схеме выделяют 2 этапа и 6 периодов в развитии ребенка от зачатия до наступления половой и социальной зрелости.

I. Внутриутробный этап — антенатальный период (от зачатия до рождения, т. е. до 38—42-й недели беременности):

а) эмбриональная фаза (от зачатия до 12-й недели беременности);

б) плацентарная = фетальная фаза (с 12-й недели до рождения).

II. Интранатальный этап — период родов.

11І. Внеутробный этап — постнатальный период (с момента рождения):

1. Период новорожденности =» неонатальный период (от рождения до 28 дней):

а) ранний неонатальный период (от рождения до 7 дней);

б) поздний неонатальный период (от 7-го до 28-го дня).

2. Период грудного возраста = младенчества (с 28 дней до 12 месяцев).

3. Преддошколъный период — старший ясельный возраст (от 1 года до 3 лет).

4. Дошкольный период (от 3 до 7 лет).

5. Младший школьный период = препубертатный (от 7 до 11 лет).



6. Старший школьный период = пубертатный — период полового созревания (с 11 до 17—18 лет).

Принято особо выделять так называемый перинаталъный период (от 28-й недели беременности до 7-го дня жизни ребенка), поскольку риск наступления гибели плода (ребенка) особенно велик и, следовательно, этот период времени требует особого внимания медиков.

Данная периодизация, конечно, условна, так как между периодами нельзя провестп четкую границу. Однако в основу классификации положены определяющие особенности каждого возрастного периода. Дадим краткую характеристику периодов детского возраста.

Внутриутробный этап.

Длительность этого этапа составляет 280 дней или +2 недели.

Эмбриональная фаза — включает первые 12 недель беременности.

Эта стадия характеризуется закладкой и формированием внешних частей тела и внутренних органов и является наиболее ответственным периодом, поскольку определяет дальнейшее течение беременности и развитие ребенка.

Воздействие любого неблагоприятного фактора на плод в этом периоде может привести либо к самопроизвольному аборту, либо к порокам развития — эмбриопатиям.



Плацентарная фаза = фетальная — включает период с 12-й недели до конца беременности. В этой фазе условно выделяют:

а) ранний фетальный период (от 12-й до 28-й недели);

б) поздний фетальный период (от 28-й недели до родов).

Плацентарная фаза характеризуется образованием плаценты, интенсивными процессами созревания и дифференцировки органов и тканей, дальнейшим увеличением размеров плода.

Воздействие неблагоприятных факторов в этот период может привести к:

—- дисплазии (аномалии развития) органов и тканей;

— гипоплазии (недоразвитию) органов и тканей;

— преждевременным родам;

— внутриутробным заболеваниям плода.

Интранатальный этап.

Период родов начинается с момента родовой деятельностн и заканчивается в момент перевязки пуповины. Но так заканчивается период родов для ребенка. Для женщины он завершается после отделения плаценты.

Благополучное течение родов обусловливает рождение здорового ребенка. В современных условиях довольно часто встречаются различные нарушения и патологии родового периода, например, родовые травмы, слабость родовой деятельности, короткая пуповина, обвитие пуповины, раннее излитие околоплодных вод и т. д. Все эти акушерские проблемы могут привести к тяжелой патологии новорожденного: внутричерепные травмы, внутриутробное инфицирование, асфиксия (удушье) и т. д.

Внеутробный этап.

Этот этап начинается с момента перевязки пуповнны и первого вдоха новорожденного.



Период новорожденности – неонатальный период. Длится до 28-го дня жизнн (до одного месяца).

Основная особенность — это процессы адаптации организма ребенка к условиям внеутробной жизни. В период новорожденности начинается легочное дыхание, включается малый круг кровообращения, закрываются овальное окно между предсердшши и боталлов проток между аортой в легочной артерией, заселяется микрофлорой пищеварительная система, оерестраивается система кроветворения и т. д.

Ясно, что в этих условиях организм функционирует в состоянии неустойчивого равновесия, а это значит, что новорожденный ребенок особенно уязвим для воздействия неблагоприятных факторов.

Период грудного возраста = период младенчества. Длится от одного до 12 месяцев.

Основная особенность — высокий уровень обменных процесеов, быстрые темпы нарастания фазических показателей, интенсивное нервно-психическое развитие.

Особое значение в этом возрасте имеет грудное вскармливание, ибо «искусственное вскармливание — катастрофа для ребенка» (Н. П. Шабалов).

В этом периоде ребенок защищен иммунитетом, полученвым от матери, и защитными факторами женского молока от инфекционных заболеваний. Этому также способствует ограниченность контактов ребенка с посторонними лицами.

Значителъно чаще встречаются заболевания, связанные с неправильной организацией ухода и вскармливания: рахит, гипотрофия, диатезы и т. д.

Преддошкольный возраст = старший ясельный возраст. Это детн в возрасте от 1 года до 3 лет. Основиая особенность — становление второй сигнальной системы, психяческое и социальное развитие, формирование характера ребенка. Дети получают большую движений, чем ранъше, так как они умеют ходнть, способны выполнять многообразные движения. Все помогает ребенку удовлетворять свое любопытство и активно изучать мир.

В этом возрасте пассивный иммунитет, полученный от матерн, исчезает, грудное вдкармливание заканчивается, а приобретенньй иммунитет ребенка еще очень слаб. С другой стороны, значительно увеличиваются и расширяются контакты малыша. В результате сочетания названных факторов длл детей 1—3 лет характерны частые заболевания детскими инфекциями, особенно респираторно-вирусными.

Вторая группа заболеваний, которая дает пик в этом возрасте, — детский травматизм: ожоги, отравления, электротравмы, инородные тела и т. д. Данный факт предъявляет особые требования к воспитанию ребенка, организации его игр, прогулок. Основные требования к родителям — постоянный контроль и организация атравматической обстановки.

Дошкольный возраст — период от 3 до 7 лет. Этот период характеризуется быстрым увеличением роста ребенка и, как следствие, изменением пропорцнй тела. У ребенка интенсивно развивается интеллект, осознается свое социальное «Я» и половая принадлежность. В этот период продолжается дифференцировка органов, развиваются моторные навыки и равновесие (катание на велосипеде, коньках, танцы).

Основная особенность — появление потребности общаться со сверстниками, жить в коллективе. Поэтому педиатры рекомендуют в этом возрасте отдать ребенка в детский сад, что в свою очередь затем облегчит адаптацию ребенка в школе.

Для дошкольного возраста характерно снижение острой инфекционной заболеваемости, но чаще встречаются капельные детские инфекции — корь, краснуха, ветряная оспа, эпидемический паротит. Остается высоким уровень травматязма, в том числе переломы. Возможно начало хронических заболеваний.

Младший школьный период = препубертатный = отрочество. Это дети в возрасте 7—11 лет. Период характеризуется стабильностью, завершением дифференцировки тканей и органов и совершенствованием функциональных возможностей ребенка.

У детей развивается интеллект, совершенствуется мелкая моторика, формируются привычки и характер.

Особые этапы — поступление в школу и первый год обучения. Резкое увеличение физических и умственных нагрузок предъявляет особые требования к организации режима дня и питания ребенка.

В этот период обращаемость к врачу минимальная, основеая причина — травмы. Однако возможна хронизация имевшихся патологических процессов и развитие сколиоза.

Старший школъный возраст = пубертатный - период полового созревания. Это дети в возрасте 11—18 лет (у мальчиков анатомически период полового созревания заканчивается к 20—22 годам).

Основная особенность — фундаментальная перестройка эндокринной системы, развитие вторичных половых признаков. Вследствие нестабальности функций организма, подростки характеризуются повышенной возбудимостью, раздражительностью, перепадами настроения и, как следствие, трудностью общения с окружающими, конфликтностью.

Для подростков характерны функциональные заболевания (вегетативный дисбаланс) — юношеская гипертония, вегетососудистая дистония, дискинезия желчевыводящих цутей и т. д. Вследствие интенсивной работы эндокринной системы, могут проявиться ранее скрытые заболевания желез внутренней секреции.

Таким образом, можно выделить следующие критические периоды детства:

1. Эмбриональная фаза, когда происходит закладка всех органов и систем.

2. Период новорожденности, когда происходит адаптация ребенка к внеутробной жнзни.

3. Пубертатный пернод, когда происходит эндокринная перестройка и наступает нейро-вегетативная дисфункция.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА.

Как и взрослый, ребенок обладает целым рядом потребностей, адекватное удовлетворение которых обеспечивает гармоничное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Универсалъные потребности, выделенные А. Маслоу, в полной мере присущи ребенку в любом периоде детства. Однако способы удовлетворевия их с возрастом ребенка меняются, поскольку меняются качество и выраженность самих потребностей.

Особенностью детского возраста является невозможность полного самостоятельного удовлетворения своих потребностей. Чем младше ребенок, тем больше он зависит от матери и других членов семьи и тем больше нуждается в посторонней помощи. Следовательно, функция среднего медработника состоит в том, чтобы помочь матери, отцу ребенка и другим близким в адекватном удовлетворении потребностей ребенка, в процессе его воспитания. В этом случае медик выступает и как педагог, обучающий родителей теории и практике ухода за малышом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.