|
Список работ Д. Б. Эльконина, опубликованные за рубежом
1. Unele problème ale psichologiei insusşirii citit—scrisului//Analele Romino— Sovietice. 1957. № 12.
2. Ceruntarea psihologica a insuşirii cunstintelor in şcoala elementara//Analele Romino—Sovietice. 1962. № 1.
3. The Psychology of Mastering the Elements of Reading//Educational Psychology in the USSR. London, 1963.
4. Kodomo no shinrigaku.— Tokyo, 1964. To же.— 1971.
5. Gyermeklélektan. Budapest, 1964.
6. Untersuchungen zur Verbesserung des Unterstufenunterrichts//Pädagogik, 1964. № 12.
7. Psihologija predskolkog deteta// (под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина), Beograd, 1965.
8. Problèmes du développment psichique de l'enfant//Recherches psychologique en URSS. Moskou, 1966.
9. Zur Psychologie des Vorschulalters. Berlin, 1967.
10. The Problem of Instruction and Development in the Works of L. S. Vygotsky// Soviet Psychology. 1967. Vol. V, № 3.
11. Problèmes de méthodologie et méthodes pour l'etudes du développment psychologique de l'enfant//Enfance. 1967. № 2.
12.Niektóre wyniki badafi roswoju psychiczniego dzieci v wieku przedskolnym// Materialy do nauczania psychologii. Seria 11. Tom 3.
13.Some Results of the Study of the Psychological Development of PreschoolAge Children//A Handbook of Contemporary Soviet Psychology. N. Y.; London, 1969.
14.Psychologie für Kindergärtnerinnen. Berlin, 1969 (совместно с А. В. Запорожцем).
То же,— 1971. То же.— 1973. То же.— 1975.
15. Psychologie der Persönlichkeit und Tätigkeit des Vorschulkindes//под ред.
A. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. Berlin, 1971.
16.Le problème de périodisation du développement psychique chez l'enfant// Recherches Internationales. 1972. № 71—72.
17.Toward the Problem of Stages of the Mental Development of the Child// Soviet Psychology. 1972. Vol. X. № 3.
18.Zum Problem des Periodisierung der psychischen Entwicklung in Kindesalter// Psychologische Probleme der Entwicklung sozialistischer Persönlichkeiten. Berlin, 1972.
19. Elector es ismeretszerzes. Budapest, 1972 (под ред. Д. Б. Эльконина,
B. В. Давыдова).
20.The Psychology of Preschool Children//(под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина). Cambridge, Mass., XXIII, 1973.
21.The Psychology of Reading.— Comparative Reading. N. Y., 1973.
22. Gesellschaftliche Bedingungen und individuelle Entwicklung//Pädagogik. Berlin, 1978.
23. Arten der Tätigkeit und individuelle psychische Entwicklung. Ibid.
24. Hauptetappen der psychischen Entwicklung. Ibid. (Совместно с A. Kos- sakowski.)
То же.— 1987.
25.Psychologie des Spiels. Köln, 1980.
26.Psychologie des Spiels. Berlin, 1980.
27.Psyhologia jocului. Bucuresti, 1980.
28.Psicologia del juego. Madrid, 1980.
29.Psihologja dečje igre. Beograd, 1981.
30.La psichologia del giuocco. Roma, 1981.
31.Psychológia hry. Bratislava, 1983.
32.A gyermeki jâték pszichológiája. Budapest, 1983.
33.Psychologia zabawy. Warszawa, 1984.
34.Psychology of Play. N. Y., London, 1984.
35.Психология на играта. София, 1984.
36.The Child's Right to Education and the Development of Knowledge of Child Psychology//Prospects. 1979. Vol. IX. № 2.
37.Предисловие к кн.: Виготски Л. С. Мислене и реч//Избрани психологически изследования/София, 1983.
Именной указатель
Абрамович Р.Я. 125, 127, 128
Авдеева H.H. 518
Адлер А. 328
Айдарова Л.И. 41
Аксарина H.M. 96, 285
Амонашвили Ш. А. 383
Ананьев Б.Г. 143, 176, 187, 214
Аркин Е. А. 34
Басов М. Я. 29, 433, 454
Бахорский Е. 504
Белоус В. П. 355, 362, 363
Берцфаи Л. В. 484
Бехтерев В. М. 411, 412
Бине А. 30, 285, 289, 290, 298, 305, 506
Блонский П. П. 8, 40, 61, 62, 178—182, 185—188, 190—192, 445, 454
Богуславская 3. М. 325
Божович Л. И. 6, 45, 69, 214, 226, 261, 330, 409, 424, 433, 455, 461
Бойтендайк Ф. Ж. 311, 328
Бородай Ю. М. 287
Болдуин А. 36
Бронфенбреннер Ю. 6
Брунер Дж. 6, 111, 112, 199, 319, 462
Бугрименко Е. А. 22, 355, 363, 384
Буземан Э. 290
Бюлер К. 36, 48, 319, 373, 425, 439, 441, 473
Бюлер Ш. 284, 290, 460
Валлон А. 73, 290, 298, 455
Вартанян А. У. 105, 383
Вахтеров В. П. 201
Векслер Д. 290, 305, 506
Венев И. Д. 80
Венгер Л. А. 80
Вертгеймер М. 421
Вертч Ж. 6
Вольцис (Вазина) К. Я. 354
Всеволодский-Гернгросс В. 316—318
Вундт В. 312, 314
Выгодская Г. Л. 351, 352
Выготский Л. С. 5—10, 12, 15, 20, 21, 27, 28, 31, 33, 36, 38, 39, 41, 54, 61, 62, 64, 71, 72, 79, 83, 103, 149—152, 178, 184—199, 259, 265, 277, 279, 289, 290, 292, 295, 307, 319, 320, 337, 353, 356, 383, 408—480, 482, 486, 489, 498, 501, 503—505, 507, 512, 514—516, 518—521
Гальперин П. Я. 6, 36, 42, 54, 68, 79, 83, 84, 134, 135, 198, 217, 301, 451, 462, 465, 498, 505, 507, 509, 518, 519
Гальтон Ф. 439
Гвоздев А. Н. 370, 371, 374, 378
Гегель Г. В. Ф. 225, 226
Гезелл А. 30, 37, 260, 439—443, 506
Геккель Э. 35
Гелассер У. М. 312
Геннекен Э. 413
Гербарт И. Ф. 201
Гетцер Г. 284, 337
Гиневская Т. О. 153
Гиппенрейтер Ю. Б. 465
Годовикова Д. Б. 343
Голубева А. Н. 145, 159, 160, 175
Горбачева В. А. 169, 170, 175
Горбов Ф. Д. 515
Горецкий В. Г. 386
Гуревич К. М. 156, 160, 487
Гуссерль Э. 421, 422
Давыдов В. В. 21, 31, 40, 85, 104, 105, 211, 305, 448, 451
Данюшевский И. И. 417
Дарвин Ч. 29, 35, 184, 466
Декарт Р. 417
Денисова М. П. 29, 125—127, 133, 284, 329, 454
Джекобсон А. 462
Джемс У. 412
Дильтей В. 422
Дистервег А. 183
Достоевский Ф. М. 514
Драгунова Т. В. 19, 31, 73, 263
Дьюи Дж. 319
Елагина М. Г. 139, 140
Жедек С. П. 22
Жинкин Н. И. 392, 396
Жуковская Р. И. 324
Журова Л. Е. 22, 383, 397, 403
Заззо Р. 298
Зак А. 105
Занков Л. В, 41, 108, 187
Запорожец А. В. 6, 10, 63, 79, 153, 163, 363, 409, 424, 433, 465, 504, 508, 510, 518
Захарова А. В. 105
Зиндер Л. Р. 385
Зинченко В. П. 21
Зинченко П. И. 63
Зубченко А. А. 383
Ибрагимова Р. Н. 165, 175
Ийрасек 301
Ильенков Э. В. 29
Инельдер Б. 307, 462
Истомина 3. М. 153
Каверина Е. К. 367
Каптерев П. Ф. 201
Келлер В. 48, 131, 425
Киви Л. 383
Колларитс Ж. 311
Коменский Я. А. 102, 183
Компере Г. 321
Конникова Т. Е. 433
Коос Г. 291
Корнилов К. Н. 412, 422
Королева Н. В. 325
Косвен М. О, 33
Костюк Г. С. 462
Котелова Ю. В. 430, 446
Коул М. 6
Коффка К. 421, 434, 439, 451
Креч Д. 462
Кро О. 290, 460
Ларин А. П. 153
Леви-Брюль Ш. 27
Левин К. 48, 490
Левина Р. Е. 409, 424, 433
Лейтес Н. С. 261
Леонтьев А. Н. 6, 8—12, 26, 27, 31, 63, 71, 79, 103, 146, 152, 153, 214, 293, 322, 330, 409, 412, 424, 428, 433, 464, 465, 468, 507, 520, 521
Лернер И. Я. 101, 102
Лингард И. 562
Липситт Л. 462
Лисина М. И. 46, 70, 96, 130, 139, 457, 458
Луков Г. Д. 338—341, 519, 520
Лурия А. Р. 6, 10, 63, 79, 153, 163, 363, 409, 424, 433, 465, 504, 508, 510, 518
Лысенко Н. И. 166
Мануйленко 3. В. 153, 167—169, 363
Маркова А. К. 31, 41, 105
Маркова Т. А. 325
Маркс К. 8, 110, 269, 279, 314, 320, 418, 423, 426, 427, 473, 493
Маршак С. Я. 234
Матюшина H. M. 157, 158, 160
Махмутова М. И. 42
Мейман Э. 186
Менчинская Н. А. 462
Мерлин В. С. 300
Меттер Е. 383
Мещеряков А. И. 504
Миклухо-Маклай H. H. 34, 445
Михайленко Н. Я. 354
Михайлов Ф. Т. 515
Монтессори А. М. 201
Морозова Н. Г. 153, 214, 424, 409
Мюллер И. 35
Мюссен П. 312
Неверович Я. 3. 153, 161, 162, 354
Невуева Л. Ю. 383
Недев Г. 383
Недоспасова В. А. 54, 355, 358, 359, 502, 505, 511
Некрасов Н. А. 226
Новоселова С. Л. 96, 354
Обухова Л. Ф. 42, 54, 68, 83, 84
Овчинникова О. В. 465
Оджемен Р. 462
Оуэн Р. 110
Охлопкова M. E. 383
Павлов И. П. 36, 78, 373, 411, 426, 485
Пашковская Е. И. 430, 446
Петерс В. 439
Пиаже Ж. 38, 54, 58, 64, 65, 70, 83—85, 91, 132, 147—150, 173, 186, 197—199, 230, 254, 290, 299, 306, 307, 318, 336, 352, 353, 358, 434, 439, 451, 455, 462, 482—484, 486, 491, 505, 511, 512, 519
Плеханов Г. В. 314
Покровский Е. А. 311
Поливанова М. А. 383
Пономарев Я. А. 105
Попова М. И. 375, 376
Порембская Л. А. 144
Прейер В. 321
Пузырей А. А. 21, 29
Равен Дж. 291
Репкин В. В. 22, 305, 384
Розенгард-Пупко Г. Л. 379, 380
Розенцвейг М. 462
Роршах Г. 288, 299
Россолимо Г. И. 289
Рубинштейн С. Л. 63
Рузская А. Г. 81
Руссо Ж.-Ж. 183
Савельева Т. М. 105
Сахаров Л. С. 54, 430, 446
Северцев А. Н. 514
Селли Дж. 319, 321
Сеченов И. М. 417
Сикорский А. И. 319
Славина Л. С. 68, 153, 162, 214, 261, 330—335, 368, 409, 424
Слоним А. Д. 462
Смирнов А. А. 63
Соколова Н. Д. 354
Соловьева О. И. 164
Сорокина А. И. 171
Сохин Ф. А. 374
Спенсер Г. 312—314
Спиноз.а Б. 416, 417, 423
Талызина Н. Ф. 462
Теплов В. М. 330
Толстой Л. Н. 271, 387, 514
Торндайк Э. 36, 38, 434, 451
Тулмин Ст. 21
Усова А. П. 312, 355, 356
Ушинский К. Д. 183, 192, 196, 201, 209, 237, 238, 252, 253, 319, 324, 374, 395, 401, 493
Фаусек Ю. И. 373, 397
Фейербах Б. 421, 472
Фигурин Н. Л. 29, 30, 125—127, 133, 284, 329, 454
Филиппова Е. А. 355, 359, 511
Фирсов Л. 133
Фрадкина Ф. И. 68, 71, 322
Фрейд 3. 58, 65, 328, 421, 514, 517
Фридман Л. М. 105
Фонарев А. М. 96
Хелд Р. 462
Хинчин А. Я. 185
Холл С. 35
Цацковский М. 383
Циванюк Н. А. 163
Цукерман Г. А. 22, 384
Челпанов Г. И. 412, 413
Чуковский К. И. 373, 374
Шарден Т. де 484
Шарова Р. 383
Шаталов В. Ф. 511
Швачкин Н. X. 377
Шекспир У. 410, 413
Шиллер Ф. 312, 313
Шимина А. Н. 105
Шиф Ж. И. 39, 433
Шмальгаузен И. И. 514
Шпрангер Э. 425
Штерн В. 36, 48, 319, 327, 328, 421
Щелованов В. М. 29, 30, 46, 95, 96, 144, 294, 454
Щерба Л. В. 391
Эбли Г. 462
Эйнштейн А. 245
Эльконин Д. Б. 5, 6—24, 31, 40, 73, 85, 105, 131, 135, 141, 153, 216, 277, 384, 409, 433, 455, 508—510
Энгельс Ф. 110, 269, 279, 320, 426, 473
Юдович Ф. Я. 380, 382
Яковлев Н. Ф. 391
Предметный указатель
Ведущая деятельность
—непосредственно-эмоциональное общение как ведущая в младенческом возрасте 46, 59, 69, 70, 75, 95, 133, 457 (см. также Младенческий возраст)
— предметно-манипулятивная (предметно-орудийная) как ведущая в раннем возрасте 47—59, 68, 70, 71, 75, 131 — 143, 154, 513 (см. также Ранний возраст)
— игровая как ведущая в дошкольном возрасте 14, 51—54, 57, 59, 71, 72, 75, 97, 148—150, 152, 155 (см. также Ролевая игра)
— учебная как ведущая в младшем школьном возрасте 16, 55, 56, 59, 72, 75, 214, 215, 219, 227, 228, 493 (см. также Учебная деятельность)
— интимно-личностное общение как ведущая в подростковом возрасте 18, 59, 72—75, 275—277, 281 (см. также Подростковый возраст)
— учебно-профессиональная как ведущая в юношеском возрасте 59, 75
Воспитательная система для детей раннего и дошкольного возраста 95, 99
Готовность к школьному обучению 20, 98, 226
Детская психология
— история возникновения и связь с другими отраслями психологии 27
— теории 28, 29, 35—37
— методы наблюдение 29
тестирование 30 (см. также Психодиагностика)
стратегия срезов 30, 31, 54, 79, 440, 441, 469
лонгитюдные исследования 31
экспериментально-генетическая стратегия (страгетия экспериментального генезиса психических способностей) 31, 41, 79, 464, 465 (см. также Наследие Л. С. Выготского)
генетико-моделирующий метод (формирующий эксперимент) 15, 19, 41, 54, 79, 215
сочетание различных методов изучения 15, 31
Детский центр 508, 510
Детство
— животных 26
— историческое развитие детства человека 8, 26, 32—35, 57, 61
— и развитие орудий труда 34, 35
— детская, генетическая и педагогическая психология 26, 27 (см, также Детская психология)
— понятие зрелости и взрослости 33
— теории (см. Психическое развитие, Детская психология)
— и теория «несовпадения точек созревания» 33, 498
— и игра 34, 35 (см. также Ролевая игра, Игра)
Дошкольный возраст
— социальная ситуация развития 51
— и игра (см. Ролевая игра, Игра)
— и развитие личности ребенка
взгляды Л. С. Выготского 150— 152
взгляды Ж. Пиаже 147—150
взгляды А. Н. Леонтьева 152—154
роль отношений со взрослыми 155, 156
личностный тип поведения 154—155
соподчинение мотивов 55, 133,156—160
появление новых мотивов 160—162
— формирование этических истанций 55, 98, 151, 154, 163—167
— развитие произвольности поведения 55, 153—155, 167—170
— формирование первых представлений о мире 171 —174
— развитие самосознания предпосылки 174—175 возникновение личного сознания 169
самооценка, ее содержание 55, 160, 175—177
открытие своих переживаний детьми 176, 177
Игра
— историческое происхождение игры 65, 67, 69, 97
—определение 317
— теории игры и их критика 36, 312—314, 328, 329
— возникновение игры в филогенезе 51
— и искусство 13, 312—315, 317, 321
— и спорт 317
— и труд 13, 34—35, 492, 493
— и детство 34, 35, 57, 317
— виды игр 316, 317
— и фантазия и воображение 320, 328, 331—335
— и ее развитие в дошкольном возрасте (см. Ролевая игра)
Интериоризация 31, 83
Кризисы развития
— кризис новорожденности 44—46
— кризис 1 года 47, 458
— кризис 3 лет 50, 96, 145—147, 154, 460, 461
— кризис 7 лет 55, 461
— кризис 11 —12 лет 56, 264
Младенческий возраст
— социальная ситуация развития 133, 457
— непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность в младенческом возрасте 46, 59 69, 70, 75, 95, 133, 457
комплекс оживления 70, 133
и дефицит общения 96
и развитие вербальных форм общения 71
— развитие зрительно-двигательных координации
хватание, повторные и цепные действия 125—129
влияние новизны 127—129
предметные действия 129
роль общения 125, 126, 129
— новообразование возраста 457
— Младший школьный возраст
— мотивация учения 244, 503, 506
— учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте 16, 55, 56, 59, 72, 75, 214, 215, 219, 227, 228, 493 (см. также Учебная деятельность)
— интеллектуальные возможности и развитие мышления 178—182, 184— 200, 208, 252—259
— основы обучения 182—188, 192— 213, 221—223, 252—257
— произвольность основных психических процессов 56, 219
— новообразование 56
Мышление
— генетические стадии умственного развития по Ж. Пиаже 70, 197, 198, 511
— П. П. Блонский о развитии мышления в школьном возрасте 40, 178—181, 185—187, 190—192
— Л. С. Выготский о развитии мышления в школьном возрасте 187—200
— и развитие межфункциональных связей 188—189, 255—256
— и тип учения 198
— и интериоризация 83
— и его развитие в дошкольном возрасте 14, 53, 54, 230, 231 (см. также Ролевая игра)
— новообразование в умственном развитии 56, 214
— и развитие аффективно-потреб-ностной сферы 64, 65
Наследие Л. С. Выготского
— научная биография 409—435, 478
— Л. С. Выготский как методолог психологии 436—440, 448, 477
— вопросы психологии искусства искусство как общественная техника чувств 413—416, 479, 480
метод объективного анализа 415, 478, 479
— проблема кризиса в психологии 413, 420—423, 438
— проблема сознания 411, 412, 418—420, 429, 480 (см. также Смыс-
ловое и системное строение сознания) гипотеза о происхождении и природе сознания 419—420
— проблема исторического происхождения и развития высших психических функций
культурно-историческая теория (теория инструментальных форм поведения) 416, 424—466, 467, 473
методологические основы исследования 447
гипотеза (закон) формирования высших психических функций 21, 416, 425, 426, 428, 429, 462, 473, 474, 480
экспериментально-генетический метод 426—430, 437, 463—468, 474, 477
знаковая операция как единица психологического анализа 427, 429, 517
смысловое и системное строение сознания 28, 292, 431—435, 443, 448, 449, 453, 459, 471—475, 507
— проблемы детской (возрастной) психологии
движущие силы, источник и условия психического развития 439, 450, 451, 467, 468 (см. также Обучение и умственное развитие)
критика теоретических концепций развития 439—443, 449, 466—467
обучение и развитие, диагностика возрастного развития 38, 39, 63, 72, 178, 200, 219, 252—257, 417, 434, 450—453, 462—471, 477, 512
периодизация детства 63, 259, 435, 444, 453—462
детская игра 452
исследование образования понятий 39, 40, 103, 104, 192— 198, 430—433, 435, 446, 449, 465, 469—471, 475, 477
развитие подростка 444—448, 453
Обучение
— и созревание мозга 78
— как всеобщая форма развития детей 21, 39, 72, 224 (см. также Обучение и умственное развитие)
— и умственное развитие 37—42, 63, 72, 83—93, 178—241, 252—257, 275, 295, 302, 417, 434, 447, 450— 453, 46.2—471, 496, 512
— и развитие восприятия у детей 79—83
— систематическое школьное обучение, его особенности 228—233
— отличие школьного обучения от обучения дошкольников 225—227
— формы и способы обучения 224
— развивающее обучение 205, 253— 259, 452
— новое содержание обучения 195, 223, 257—259
— экспериментальные программы обучения (русский язык и математика) 86—93
— грамоте (см. Чтение, Письмо)
— и тип учения 198
— и производительный труд 109— 119
— и проблемное обучение 42
Память
— развитие в школьном возрасте 181
Периодизация психического развития в детстве
— историчность периодов детства 57, 444, 445, 488, 514, 516, 517
— классификация периодов детства 43
— возраст, его показатели 42
— типы периодов детства стабильные 11, 43, 62, 454—462, 515
критические 11, 12, 43, 45, 59, 62, 75, 454—456, 488, 489, 498, 502, 503, 515, 518
— возрастные периоды (см. Кризисы развития, Младенческий возраст, Ранний возраст, Дошкольный возраст, Младший школьный возраст, Подростковый возраст)
— педагогическая периодизация 61
— основополагающие отношения человек — вещь/человек — человек 58, 65—67, 131, 495
ребенок и общество/ребенок в обществе 9, 10, 67, 254, 495
ребенок — общественный взрослый/ребенок—общественный предмет 10, 59, 69, 74
воспроизводство и моделирование отношений 69
и смена периодов детства 59
— закон (гипотеза) периодичности 11, 59, 75—77
— эпохи, периоды, фазы, стадии 11, 61, 75, 76
— и деятельность 12, 59, 69—74 (см. также Ведущая деятельность)
Письмо 17, 18, 337, 451—452
Подростковый возраст
— методы изучения 260—264
— сравнительно-клинический (со-
циально-индивидуальный) метод 260—262, 276, 277
— и кризис
— и половое созревание 72, 73, 264, 271
— и социальная ситуация развития 265
— место учения' в жизни детей 266—268
— интимно-личностное общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте 18, 59, 72—75, 275— 277, 281
— взрослость, определение 269
— объективная готовность ребенка к жизни в обществе взрослых 269
— чувство взрослости как субъективная готовность ребенка к жизни в обществе взрослых
его показатели 270
его содержание 269—273, 280
и морально-этический «кодекс» 280
как особая форма самосознания 279—281
— виды взрослости 269—270
— тенденция к взрослости 272
— эталон взрослости
— условия развития взрослости 273—275
— пути формирования взрослости 275—276
— и отрицание взрослости 499
— новообразования возраста 259, 278—281
Психическое развитие
— теории 28, 29, 32, 35—38, 64— 65, 79 (см. также Наследие Л. С. Выготского)
— понятия развития и роста 27—28
— источники, движущие силы и условия развития 9, 10, 57 (см. также Наследие Л. С. Выготского)
— внутренние противоречия 59, 114, 515 516
— и мозг 78, 96, 484, 487, 488
— и присвоение (овладение) 8, 79
— и усвоение 29, 149, 213, 214, 467, 468, 471, 515
— и обучение 9, 16, 21, 78—93 (см. также Обучение и умственное развитие)
гипотеза Л. С. Выготского о ведущем значении обучения для развития 39, 72, 195, 255
точки зрения на взаимосвязь обучения и развития 252-255
— и периодизации 11 {см. также Периодизация психического развития в детстве)
— игра 13 (см. также Игра, Ролевая игра)
— и ведущая деятельность 59, 63, 69—76, 152, 513—514 (см. также Ведущая деятельность)
— и психодиагностика (см. Психодиагностика)
— и системное и смысловое строение сознания (см. Наследие Л. С. Выготского)
— и развитие межфункциональных связей и отношений 188—189, 255, 256, 446, 447
— и интериоризация 31, 83
— и развитие восприятия 79—83
— и развитие личности 64—69
— и умственное развитие (см. Обучение и умственное развитие) Психодиагностика
— диагноз, прогноз, коррекция 285, 286, 291, 293, 295, 297, 307
— отбор
особо одаренных 285, 288—291, 510
неуспевающих 297
— контроль за ходом психического развития детей 20, 284, 285, 289, 290—292, 303, 510
— тесты способностей теории способностей 286 объект диагностики в тестах 285, 298
конкретные тестовые системы (тесты)
тест Бине 30, 285, 289—291
тест Векслера 290, 291
тест Пиаже 299
тест Заззо 298
тест Ийрасека 301
профиль Россолимо 289
матрица Равена 291
методика Кооса 291
— личностные тесты проективные, методики 288, 299
— задачи психолого-педагогической диагностики 294, 300
— сравнительно-диагностическое ис-ледование 306
— основы построения диагностической системы 304—307
— основы диагностики в различные пириоды детства 304—305
—психодиагностика в различных областях психологии
— факторныи и кореляционный анализы 298—299
551 —диагностическая схема развития детей первых трех лет жизни 284
Ранний возраст
— предметно-манипулятивная деятельность как ведущая в раннем возрасте
развитие предметных действий 48—50, 68, 131 — 143, 154, 513
орудийные операции, действия 48, 49, 134, 135
образ и образец действия 138—139, 140, 154
роль взрослых 138—144
— развитие речи (см. Речь)
— возникновение ролевой игры 144, 162
— развитие самостоятельности 50, 144—146
—новообразования возраста 144, 458, 460
Речь
— развитие понимания речи 50, 366—368, 377
— развитие активной речи причины задержки и переход к активной речи 50, 368, 369
овладение звуковой стороной языка 373—383
— письменная и устная 17, 18 (см. также Письмо, Чтение)
— автономная 47, 50
— и развитие восприятия в раннем возрасте 379, 380
— и ее значение для общего психического развития 380—383
Ролевая игра
— подходы к изучению 318—323, 329
— определение ролевой игры, ее психологический смысл 13, 34—35, 51, 66, 71, 72, 356, 491
— как особая форма усвоения 485, 486
игровая роль как единица ролевой игры 51, 322, 323, 327, 330, 331
функция 333
содержание 324—327
и воображаемая ситуация 329— 335
и децентрация 491
— ее сюжет и содержание 327—330, 486
— смысл и символика в игре 52
— и проблема символизма 53, 150, 335—354, 484, 517, 519, 521—522
— мотивы 162, 329
— планы отношений детей в игре 52, 323
— и формирование детского коллектива 356, 357
— и игрушки 13, 336, 337
— и интеллектуальные развитие изживание детского эгоцентризма, децентрация 14, 53, 54, 147—150, 357—364, 482, 483, 491, 497, 502, 505
условно-динамическая позиция 54, 359—363
— и развитие произвольного поведения 53, 168
— и развитие действий контроля и самоконтроля 363—364, 486
— в практике дошкольного воспитания 355—357
— и личность 520
Символизм в игре
— игровое употребление предметов (игровое замещение) 52, 53, 335, 338—354, 490
— игровое переименование
у детей с нормальным зрением и слухом 338—354
у глухих детей 351—352
методика двойного переименования предметов в игре 338, 339, 341—342, 519—520
— знак, символ 14, 54, 336, 337, 417, 519, 521—522
Учебная деятельность
— ее структура (компоненты) учебно-познавательные мотивы 16, 56, 246, 503, 506
учебная задача 16, 56, 216—218, 220, 247
учебное действие (учебная операция) 16, 56, 217—220, 248—250
действие контроля 16, 56, 219, 220, 250
действие оценки 16, 56, 220, 251
— ее содержание и продукт 246
— ее формирование 106, 215, 242— 251
— и школьное образование 39, 40, 105, 106, 200—210
— и новая технология обучения 105, 196, 210—213, 216, 223
— и усвоение научных понятий 39— 40, 257—259
— и произвольность основных психических процессов 56, 219
— и мотивы учения 244, 246, 503, 506
Чтение
— определение 386—388
предметное содержание действия читающего 388
как перестройка управления устной речью 389
как сложное интеллектуальное действие 391
— фонема, звук, буква 14, 22, 23, 232, 284, 390—391
— методы обучения чтению 22, 384, 388—391
— и механизм упреждения 392—394, 405
— этапы обучения чтению 395—406
Школьное образование
— и количественный подход к детскому развитию 99, 102—103, 184
— в дореволюционной России 182— 184, 203, 221
— и дидактика принципы 183, 202, 212
дидактическая теория начального обучения и ее критика 183—185, 192, 195, 200, 201—210
— и педагогическая технология (технология обучения) 101 —103, 184, 185
— стратегия перестройки 23—24, 99—107, 121
— новая технология обучения 23, 104—108, 196, 210—213
— и школа будущего 493—494, 508, 511
— в начальных классах
задачи на современном этапе 23, 223
введение ребенка в школьную жизнь 233—238
домашние задания 237—241
оценка, отметка 237, 241—242
— и место внешкольных форм жизни детей 119
Содержание
Научные достижения Д. Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии . ..... 5
Раздел I Природа детства и его периодизация .... 25
Введение в детскую психологию.............................................. 26
К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте 60
Связь обучения и психического развития детей ..................... ..... 78
Размышления о перестройке советской системы образования 94
Раздел II Психическое развитие в детском возрасте 122
Развитие движений, действий и общения ребенка со взрослыми на первом году
жизни .......................................................................................... 123
Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве 130
Развитие личности ребенка-дошкольника.............................. 142
Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения 177
О теории начального обучения ................................................ 199
О структуре учебной деятельности ......................................... 212
Психология обучения младшего школьника.......................... 220
Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков 258
Некоторые особенности подростков-пятиклассников (анализ материалов) .... 263
Раздел III Проблемы психодиагностики . 281
К проблемам контроля возрастной динамики психического развития детей . . . 282
Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи 294
Некоторые вопросы диагностики психического развития детей 301
Раздел IV Проблемы психологии игры 306
Развернутая форма игровой деятельности детей ................... 307
Развитие игры в дошкольном возрасте........ '........................... . 326
Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте 351
Раздел V Развитие речи и обучение чтению .... 362
Развитие речи в раннем детстве.............................................. 363
Как учить детей читать ........................................................... 380
Раздел VI Научное творчество Л. С. Выготского ... 405
Очерк научного творчества Л. С. Выготского.......................... 406
Концепция Л. С. Выготского о психическом развитии человека 434
Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского 460
Л. С. Выготский сегодня......................................................... 469
Об источниках неклассической психологии ........................ ... 475
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|