Сделай Сам Свою Работу на 5

Очерк научного творчества л. С. Выготского

Вступительная статья к болгарскому изданию некоторых работ Л. С. Выготского (Виготски Л. С. Мислене и реч. София, 1983); название дано редакторами трудов Д. Б. Эльконина.

Д. Б. Эльконин неоднократно публиковал статьи, посвященные психологическим взглядам Л. С. Выготского; в сжатом виде они представлены в публикуемой статье. При описании жизненного пути Л. С. Выготского дается глубокий анализ основных его работ («Психология искусства», «Исторический смысл психологического кризиса», «История развития высших психических функций», «Мышление и речь» и др.) и подробно раскрывается их вклад в становление методологических основ советской психологии, культурно-исторической теории психического развития человека, в детскую и педагогическую психологию и дефектологию.


Концепция л. С. Выготского о психическом развитии человека

Послесловие к тому 4 Собр. соч. Л. С. Выготского (М., 1984); название дано редакторами трудов Д. Б. Эльконина. В работе развернуто раскрывается подход Л. С. Выготского к движущим силам и условиям психического развития человека, к периодизации этого развития, к своеобразным особенностям его отдельных Периодов. Вместе с тем убедительно показано непреходящее значение концепции Л. С. Выготского для современной психологии.

Д. Б. Эльконин выявил сущность стратегии теоретических работ Л. С. Выготского — стремление к единству генетического, функционального и структурного анализа сознания. Соответствующая концепция была тесно связана с нуждами народного образования. В этой концепции был сформулирован основной закон психического развития — все функции сознания человека первоначально имеют внешнюю форму социальных отношений людей и лишь затем в процессе интериоризации становятся функциями индивидуального сознания.

Л. С. Выготский, как и некоторые другие советские психологи, подошел к идее о связи детства с историей общества, об историческом происхождении периодов детства, выделив при этом два существенно разных типа этих периодов (стабильные и критические периоды). Л. С. Выготскому принадлежит мысль о том, что психическое развитие осуществляется в процессе обучения человека, а в самом обучении должна найти воплощение логика исторического развития той или иной системы способностей.



Некоторые положения концепции Л. С. Выготского нуждаются в современном развернутом экспериментальном обосновании.

Проблема обучения и развития в трудах л. С. Выготского

Статья опубликована в ж. «Вопросы психологии», 1966, № 6, к семидесятилетию Л. С. Выготского. В 1960-е гг. Д. Б. Эльконин со своим научно-исследовательским коллективом интенсивно изучал проблему связи психического развития детей с их обучением и стремился найти теоретические основы своих исследований в работах Л. С. Выготского.

В статье показано, что подход Л. С. Выготского к данной проблеме был неотрывен от его теории исторического развития психических функций, согласно которой их корни нужно искать не внутри, а вне человека. Эта теория отвергала представления о психическом развитии как детерминированным изнутри — процесс развития осуществляется через усвоение человеком исторически сформировавшейся культуры. Усвоение и развитие — единый процесс. Л. С. Выготский, его ученики и последователи разработали оригинальный экспериментально-генетический метод исследования этого процесса (метод восстановления генезиса и развития какой-либо психической функции в специально созданных условиях обучения).

Л.С. Выготский сегодня

Текст опубликован в ротапринтном сборнике «Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология» (М., 1981) как материал к симпозиуму, посвященному его 85-летию. В последние годы своей жизни Д. Б. Эльконин активно изучал историю концепции Л. С. Выготского (см. выше), ее связь с проблемами современной психологии. В этом тексте он высказал положение, что центральная проблема Л. С. Выготского — генезис, функции и структура сознания человека в ее конкретном психологическом содержании. Л. С. Выготский поставил эту проблему и начал ее разрабатывать, но ее решение требует усилий современных исследователей. Основной закон психического развития человека (развитие от интер к интра), сформулированный Л. С. Выготским,— основа неклассической психологии сознания.

Об источниках неклассической психологии

Текст доклада, сделанного на Ученом совете НИИ дефектологии АПН СССР в мае 1984 г.; название дано редакторами трудов Д. Б. Эльконина. Ученый совет был посвящен 50-летию смерти Л. С. Выготского. В докладе Д. Б. Эльконин вновь


высказывает положение о том, что основной закон психического развития, сформулированный Л. С. Выготским,— начало неклассической психологии (см. выше). Изучение источников этого закона показало, что они тесно связаны с ранними работами Л. С. Выготского, оформленными затем в его книге «Психология искусства» (написана в 1920 г., но впервые издана в 1965 г.). В этом последнем научном выступлении Д. Б. Эльконин поставил вопросы, имеющие большое методологическое и теоретическое значение для современной психологии.

Выдержки из научных дневников (1965—1983)

Д. Б. Эльконин долгие годы писал научные дневники, в которых излагал свои мысли и соображения, касающиеся многих проблем общей, возрастной, педагогической психологии и дефектологии. Составитель и редакторы его трудов подготовили выдержки из дневников определенного периода, связанные в основном с общими проблемами психического развития детей, над которыми Д. Б. Эльконин особенно интенсивно размышлял в этот период. Многие идеи дневников находили воплощение в различных его публикациях, но в своем первозданном виде они имеют особое научное значение.

На протяжении почти двадцати лет мысль Д. Б. Эльконина билась над разрешением основополагающих для него проблем детской психологии: какими внутренними психологическими переходами связаны отношения «ребенок — общественный взрослый», «ребенок — общественный предмет», какую роль в реализации этих переходов выполняют совокупные действия ребенка и взрослого, а также различные знаковые системы, какие противоречия возникают в этих действиях в разные периоды жизни ребенка и как они определяют характер его жизни в эти периоды и т. д. В своих дневниках Д. Б. Эльконин нашел определенное решение некоторых этих проблем, что стало основой создаваемой им новой социально-психологической теории (см.: А. Л. Венгер, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин, 1988).


Литература

Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 3, 23, 42.

О реформе общеобразовательной школы: Сборник документов и материалов. М., 1984.

Абрамович Р. Я. Развитие предметных действий у ребенка на первом году жизни: Канд. дис. Л., 1946.

Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.

Александровская М. А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста: Канд. дис. М., 1955.

Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания//Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 18.

Ананьев Б. Г. Формирование одаренности//Склонности и одаренность. М., 1962.

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 2. М., 1980.

Аркин Е. А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1936.

Аркин Е. А. Дошкольный возраст. М., 1948.

Базанов А. Г. Вогульские дети//Советский Север. 1934. № 3.

Базанов А. Г., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем "Севере. Л., 1939.

Басов М. Я. Общие основы педологии. М.; Л., 1928.

Басов М. Я. Что значит наблюдать за поведением детского коллектива//Педагог и исследовательская работа над детьми. М.; Л., 1925.

Басов М. Я. Методика психологических наблюдений, над детьми. М.; Л., 1926.

Белоус В. П. К изучению освоения дошкольниками отношений порядка. Сообщения I, II//Новые исследования в психологии. 1978. № 1, 2.

Бернштейн С. Н. Вопросы обучения произношению. Л., 1937.

Берцфаи Л. В. Формирование умения в ситуации решения конкретно-практических и учебных задач//Вопросы психологии. 1986. № 6.

Блонский П. П. Очерк научной психологии. М., 1921.

Блонский П. П. Возрастная педология. М.; Л., 1930.

Блонский П. П. Педология. М., 1934.

Блонский П. П. Развитие мышления школьника. М., 1935.

Блонский П. П. Избранные психологические произведения. М., 1964.

Бограз-Тан Н. Г. Чукчи. Ч. 1. Л., 1934.

Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. М., 1957.


Божович Л. И,, Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников//Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36.

Болдуин Д. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Ч. 2. М., 1912.

Бородай Ю. М. К вопросу о социально-психологических аспектах происхождения первобытной общины//Принципы историзма в познании социальных явлений. М., 1972.

Брайант А. Т. Зулуский народ до прихода европейцев. М., 1953.

Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1962.

Бугрименко Е. А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте: Сообщение I, II / /Новые исследования в психологии. 1978. № 1(18); № 2(19).

Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.

Бюлер Ш.., Гетцер Г. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. М., 1935.

Вазина К. Я. Целеустремленность у дошкольников в игровой деятельности// Вопросы психологии. 1978. № 5.

Вайан Дж. История ацтеков. М., 1949.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина//Вопросы психологии. 1988. № 3.

Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном возрас-те//Формирование восприятия у дошкольников. М., 1968.

Возрастные возможности усвоения знаний/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966.

Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967.

Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1924.

Вопросы генетической рефлексологии и педологии младенчества/Под ред. Н. М. Щелованова. Т. 1. Л., 1929.

Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.

Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях/Под ред. H. M. Щелованова, Н. М. Аксариной. М., 1955.

Вундт В. Этика. СПб., 1887.

Выгодская Г. Л. Особенности сюжетно-ролевых игр глухих детей//Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1926.

Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка//Педология. 1928. № 1.

Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.; Л., 1930.

Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе общения. М., 1935.

Выготский Л. С. Предыстория письменной речи//Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л., 1935.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

Выготский Л. С. Игра и. ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии. 1966, № 6.

Выготский Л. С. Развитие.высших психических функций. М., 1960.

Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982.

Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983.

Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984.

Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 6. М„ 1984.

Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1986.

Гальперин П. Я. Психологическое различие орудий человека и вспомогательных средств у животных и его значение: Канд. дис. Харьков, 1936.


Гальперин П. Я. Опыт изучения формирования умственных действий//Доклады на совещании по вопросам психологии (3—8 июля 1953 г.). М., 1954.

Гальперин П. Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965 (на правах рукописи).

Гальперин. П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий//Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.

Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах у человека//Вопросы психологии. 1976. № 1.

Гальперин П. Я. Функционные различия между орудием и средством//Хресто-матия по возрастной и педагогической психологии. 1. Работы советских авторов периода 1918—1945 гг. М., 1980.

Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.

Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М., 1948.

Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Ч. I, II. М., 1949.

Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. III. M., 1956.

Гезелл А. Педология раннего возраста. М.; Л., 1932.

Главный ваятель личности — труд//Коммунист. 1983. № 9.

Голубева А. Н. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста: Канд. дис. М., 1955.

Горбачева В. А. К'освоению правил поведения детьми дошкольного возраста// Известия АПН РСФСР. 1945. Вып. 1.

Горбачева В. А. К вопросу о формировании оценки и самооценки у детей// Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 18.

Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Поиски нужно продолжить// Советская педагогика. 1972. № 2.

Гуревич К- М. Развитие волевых действий у детей младшего дошкольного возраста: Канд. дис. М., 1940.

Давыдов В. В. Анализ строения счета как предпосылка построения программы по арифметике//Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962.

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1988.

Давыдов В. В., Маркова А. К-, Эльконин Д. Б. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста//Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.

Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников// Вопросы психологии. 1981. № 6.

Давыдов В. В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1981.

Давыдов В. В. Значение творчества Л. С. Выготского для современной психологии/Советская педагогика. 1982. № 6.

Давыдов В. В., Зинченко В. П. Вклад В. С. Выготского в развитие психологической науки//Советская педагогика. 1986. № 11.

Детцова А. В. Развитие осознания звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста. М., 1953.-

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/ Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1981.

Драгунова Т. В. Психологический анализ оценки поступков подростками// Вопросы психологии личности школьника. М., 1961.

Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953.

Елагина М. Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества со взрослыми у детей раннего возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1977а.

Елагина М. Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте//Вопросы психологии. 19776. № 2.

Ендовицкая Т. В. Роль слова в выполнении простых действий детьми дошкольного возраста//Известия АПН РСФСР. 1954. Вып. 64.


Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1955. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 1978.

Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.

Занкое Л. В. О начальном образовании. М., 1963.

Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения//Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. М., 1949.

Запорожец А. В. Изменение взаимоотношения двух сигнальных систем в процессе развития ребенка-дошкольника//Доклады на совещании по вопросам психологии (3—8 июля 1953 г.). М., 1954.

Запорожец А. В. Избранные психол. произведения: В 2 т. М., 1986.

Захарова А. В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1955.

Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников. М., 1976.

Зиндер Л. Ф. Вопросы фонетики. Л., 1948.

Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII века (1771 —1772). М., 1947.

Ибрагимова Р. Н. Первые зачатки чувства долга у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1952.

Игры народов СССР: Сборник материалов, составленный В. Н. Всеволодским-Гернроссом и др. М.; Л., 1933.

Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., 1974.

Истомина Э. М. Влияние словесного образца и наглядного материала на развитие речи у ребенка-дошкольника. М., 1950.

Каверина Е. К. О развитии речи у детей первых двух лет жизни. М., 1956.

Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи ребенком дошкольного воз-раста//Вопросы психологии. 1955. № 4.

Кислюк Г. А. Образование двигательных навыков у детей дошкольного возраста при наглядном показе и при словесной инструкции: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1953.

Компере Габриэль. Умственное и нравственное развитие ребенка. М., 1912.

Королева Н. В. Роль игры в формировании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста//Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. М., 1957.

Косвен М. О. Осколок первобытного человечества. М., 1927.

Косвен М. О. Переход от матриархата к патриархату//Труды Института этнографии им. Миклухо-Маклая. Т. XIV. М., 1951.

Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1953.

Красногорский Н. И. К физиологии становления детской речи. ЖВНД им. И. П. Павлова. Т. II. Вып. 4. 1952.

Крашенников С. П. Описание земли Камчатки (путешествия 1737—1741 гг.). М., 1949.

Ларин А. П. О сущности и причинах детского упрямства: Канд. дис. М., 1953.

Леви-Брюль А. Первобытное мышление. М., 1930.

Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей. М., 1940.

Левингстон Д. Путешествия по Южной Африке. М., 1947.

Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.

Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры//Советская педагогика. 1944. № 8, 9.

Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте: Проблемы развития психики. М., 1959.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М.; Л., 1931.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.

Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.


Леушина A. M. Развитие связной речи у дошкольника//Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1946. Т. XXXV.

Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. Автореф. дис. ... док. психол. наук. М., 1974а.

Лисина М. И. Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взрослыми//Развитие общения у дошкольников. М., 19746.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Луков Г. Д. Об осознании ребенком речи в процессе игры: Канд. дис, Л., 1937.

Лурия А. Р. Материалы по генезису письма у ребенка//Вопросы марксистской педагогики. М., 1929.

Лурия А. Р. О патологии грамматических операций//Известия АПН РСФСР, 1946. Вып. 3.

Лурия А. Р., Юдович Ф. Я- Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956.

Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук//Вопросы философии. 1977. № 9.

Люблинская А. А. Причинное мышление у ребенка в действии//Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 17.

Лысенко Н. И. Источники возникновения и развития чувства симпатии у детей раннего возраста: Канд. дис. М., 1952.

Мануйленко 3. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного воз-раста//Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.

Маркова Т. А. Влияние советской детской литературы на творческие игры// Творческие игры в детском саду. М., 1951.

Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974.

Маркова А. К. Психология обучения подростка. М., 1975.

Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

Матюшина H. M. Борьба мотивов у детей дошкольного возраста: Канд. дис. М., 1945.

Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., 1975.

Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. М., 1948.

Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений. Т. III. Ч. 1. М., 1951.

Михайленко Н. Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1975.

Михайленко И. Я. Психолого-педагогическая характеристика сюжетно-ролевой игры и формирование ее на этапах раннего и младшего школьного возраста// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1978.

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М., 1989.

Морозова Н. Г. Развитие отношения детей дошкольного возраста к словесному заданию//Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.

Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981.

Неверович Я. 3. Овладение предметными движениями в преддошкольном и дошкольном возрасте//Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.

Неверович Я. 3. Мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста// Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 64.

Недоспасова В. А. О некоторых особенностях перехода от игровой деятельности к учебной//Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976.

Недоспасова В. А, Роль позиции в развитии логического мышления//Разви-тие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985.

Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. Новосибирск, 1941.

Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте в связи с формированием опосредованной деятельности//Умственное воспитание детей раннего возраста. М., 1968.

Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей//Дошкольное воспитание. 1983. № 10.

Оберталлер П. М. Материалы о хантыйских куклах//Советская этнография. 1935. № 3.


Обучение и его влияние на развитие психики дошкольника/Под ред. М. И. Лисиной. М., 1974.

Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.

Обучение и развитие/Под ред. Л. В. Занкова. М., 1975.

Павлов И. П. Сочинения. Т. III. M., 1949.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М-, 1932.

Пиаже Ж. Проблемы генетической психологии//Вопросы психологии. 1955: № 3.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. Т. V. М., 1958.

Проект концепции среднего образования//Учительская газета. 1988, 23 авг.

Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1887.

Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967.

Порембская Л. А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста//Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1956. Т. 126.

Попова М. И. К вопросу об овладении грамматическими элементами языка детьми преддошкольного возраста (овладение согласованием в роде) : Канд. дис. М., 1956.

Проблемы дошкольной игры/Под ред. Н, Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М., 1987.

Прейер В. Духовное развитие в первом детстве. СПБ., 1894.

Прейер В. Душа ребенка. М., 1912.

Проблемы современной психологии. Л., Î926.

Психологические возможности младших школьников в усвоении математики/ Под ред. В. В. Давыдова. М., 1969.

Психологические проблемы учебной деятельности школьника/Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977.

Психологическое изучение детей в школе-интернате/Под ред. Л. Й. Божович. М„ 1960.

Психология обучения и воспитания: Вопросы формирующего эксперимента/ Под ред. В. В. Давыдова, А. К. Марковой. М., 1978.

Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М., 1986.

Развитие общения у дошкольников/Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1972.

Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности/Под ред. В. В. Давыдова. М., 1983.

Рейнсон-Правдин А. Н. Игра и игрушка народов Обского Севера: Канд. дис. М„ 1948.

Рейнсон-Правдин А. Н. Игра и игрушка народов Обского Севера.//Советская этнография. 1949. № 3.

Репкин В. В. О понятии учебной деятельности//Вестник Харьковского университета. 1976. № 132.

Репкин В. В. Структура учебной деятельности//Вестиик Харьковского университета. 1977. № 143.

Репкин В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном воз-расте//Вестник Харьковского университета. 1978. N° 171.

Ржевкин С. Н. Слух и речь в свете современных физических исследований. М., 1951.

Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем детстве. М., 1948.

Рубинштейн С. Л. К психологии речи//Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1941. Т. XXXV.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

Рубцова Е. С. Материалы по языку и фольклору эскимосов. М., 1954.

Рузская А. Г. Развитие восприятия формы в дошкольном возрасте//Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. М., 1966.

Савельева Т. М. Психологические вопросы овладения русским языком. Минск, 1983.

Сахаров Л. С. О методике исследования понятий//Психология, 1930. Т. III.


Селли Дж. Очерки психологии детства. М., 1901.

Сеченов И. М. Избранные произведения. Т. 1. М., 1952.

Славина Л. С. Понимание детьми раннего возраста устного рассказа: Канд. дис. М., 1944.

Славина Л. С. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрас-те//Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.

Славина С. Л. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958.

Соколова Н. Д. Особенности руководства игрой умственно отсталых детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1973.

Сохин Ф. А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка: Канд. дис. М., 1955.

Сохин Ф. А. Некоторые вопросы овладения грамматическим строением языка в свете физиологического учения Павлова//Советская педагогика. 1956. № 7. Спенсер Г. Основания психологии. СПб., 1897.

Старцев Г. Самоеды. Л., 1930.

Стебницкий С. Н. Коряцкие дети//Советский Север. 1930. № 4.

Стебницкий С. Н. У коряков на Камчатке. М., 1931.

Соловьева О. И. Восприятие русской волшебной сказки детьми старшего дошкольного возраста: Канд. дис. М., 1946.

Сорокина А. И. Мотивы вопросов ребенка дошкольного возраста//Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1947. Т. 56.

Тулмин Ст. Моцарт в психологии//Вопросы психологии. 1981. № 10.

Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/Под ред. А. В. Запорожца. М., 1976.

Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 6. М.; Л., 1949; Т. 8. М.; Л., 1950.

Фаусек Ю. И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори. М., 1922.

Фигурин Н. Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения ребенка от рождения до одного года//Вопросы генетической рефлексологии и педологии младенчества. Сборник первый. М.; Л., 1929.

Филиппова Е. В. О психологических механизмах перехода к операциональной стадии развития интеллекта у детей дошкольного возраста//Вопросы психологии. 1976. № 3.

Филиппова Е. В. Формирование логических операций у шестилетних детей// Вопросы психологии. 1986. № 2.

Философско-психологические проблемы развития образования/Под ред. В. В. Давыдова. М., 1981.

Фирсов Л. Тимур и Бой//Наука и жизнь. 1977а. № 6.

Фирсов Л. Гамма и Сильва: две «педагогические системы»//Наука и жизнь. 19776. № Ю.

Фирсов Л. Этот предметный мир//Наука и жизнь. 1978. № 1.

Формирование учебной деятельности школьников/Под ред. В. В. Давыдова, Й. Ломпшера, А. К. Марковой. М., 1982.

Фрадкина Ф. И. Психология игры в раннем детстве: Канд. дис. М., 1946.

Фрадкина Ф. И. Возникновение речи у ребенка//Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1955. Т. XII.

Фридман Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М., 1977.

Харузин H. H. Русские лопари//Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. X. СПб., 1890.

Хинчин А. Я. Педагогические статьи. М., 1963.

Циванюк Я. А. Особенности понимания сказки у детей от трех до пяти лет: Канд. дис. М., 1953.

Чуковский К. И. От двух до пяти. М., 1955.

Швачкин Н. X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве// Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 13.

Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека: Статьи об эстетике. М.; Л. 1935.


Шимина А. Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. М., 1981.

Шиф Ж. И. Развитие житейских и научных понятий. М., 1935.

Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Пг., 1922.

Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

Эйнштейн А. Творческая автобиография//Эйнштейн и современная физика. М., 1956.

Яковлев Н. Ф. Математическая формула построения алфавита//Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

Вrипеr I. Nature and Uses of lmmaturity//American Psychologist. 1972. August.

Buytendijk F. J. J. Wesen und Sinn des Spiels. Berlin, 1933.

Carty Mc D. Language Development of Children//Manual of Child Psychology/ Ed. L. Carmichael, 1954.

Gallusser U. M. A First Survey of Research on the Play of Children bellow the Age of Nine Years. Copyright. London (гектографическое издание, год не указан).

Но Ngoc Dai. Tam ly hos day nos. Nansi, 1983.

Inhelder В., Sinchlair H., Bovet M. Learning and the Development of Cognition. Cambridge, 1974.

Katz D., Katz R. Gespräche mit Kindern. Berlin, 1928.

Kollarits 1. Quelques considérations sur la biologie et la psychologie du jeu. Archives de Psychologie. Geneve. 1940. T. XXVII.

Lompscher J. Ausbildung der Lerntätigkeit durch Aufsteigen vom Abstrakten zum Konkreten. Pedagogische Vorsehung. 1978. H. 4. S. 3—15.

Lompscher J. Bedingungen und Potenzen der Lerntätigkeit//Pedagogik. 1980, 4. Beiheft. S. 7—18.

Manual of Child Psychology/Paul H. Mussen (ed.). Third ed. N. Y., 1972.

Mead M. Growing up in New Guinea. London, 1931.

Piaget J. La représentation du mond chez l'enfant. P., 1926.

Plaget J. La causalité physique chez l'enfant. P., 1927.

Piaget J. La formation du symbol chez l'enfant. Neuchâtel, 1945.

Play, its Role in Development and Evolution/Ed. J. S. Bruner, A. Jolly, K. Sylva. London, 1976.

Stern W., Stern G. Die Kinderspräche. Berlin, 1928.

Volz W. Im Dämmer der Rumba. Sumatras Urwald und Urmensch. 3 Auflage, 1925.

Zur Psychologie der Lerntätigkeit. (Hrsg. Lompscher). Berlin, 1977.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.