Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологическая природа учительского труда





До сих пор мы занимались психологией педагогического про­цесса с точки зрения воспитанника и ученика. Мы старались выяс­нить те законы и влияния, которым подчинено воспитание, поскольку оно зависит от ребенка. Психологические пружины вос­питательного процесса, поскольку они заложены в психике ребенка, составляли предмет всех рассуждений. Аналогично обстоит дело и в большинстве современных курсов педагогической психологии.

Однако такое учение крайне неполно и односторонне. Чтобы охватить полностью процесс воспитания и представить в психологи­ческом освещении все важнейшие стороны его протекания, необхо­димо учесть и психологию учительского труда и показать, каким законам он подлежит. Это не задача настоящей заключительной и краткой главы, скорее, это могло бы найти себе место только в пол­ном и развернутом курсе педагогической психологии, который составляет дело будущего.

Наука не дошла еще до тех данных и открытий, которые позво­лили бы ей найти ключи к психологии учителя. Скорее, мы распола­гаем только отрывочными сведениями, только фрагментарными замечаниями, не приведенными еще в систему, да некоторыми попытками чисто практического свойства, связанными с психотех­ническим подбором учителей. Надо заметить, что и в области психо­техники выработка психограммы учителя представляет гораздо большие трудности, чем в остальных профессиях.



В зависимости от этого мы должны признать, что сейчас едва ли можем в педагогической психологии написать научную главу о труде учителя. Однако самые общие соображения по этому вопросу намечаются уже сейчас, и без них была бы неполна настоящая кни­га. Поэтому приходится дать в заключение место этим основным соображениям в целях законченности и замкнутости проблемы.

Надо сказать, что всякая теория воспитания предъявляет свои собственные требования к учителю. Для педагогики Руссо учи­тель — только сторож и охранитель ребенка от порчи и дурных вли­яний. Для Толстого это должен быть непременно добродетельный человек, который своим личным примером заражал бы ребенка. Для аскетической педагогики воспитатель — тот, кто умеет испол-




нять заповеди: «Ломай волю твоего ребенка, чтобы он не погиб». B"'i «Домострое» требуются опять новые качества от воспитателя,! когда предписывается: «Казни сына своего от юности его, и покоит j тя на старость твою, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия ,■ младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет, ты; бо, бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти». Для Гаюи j учитель — это гипнотизер, и хорошим учителем будет тот, кто<| похож на гипнотизера, человек, умеющий внушать и подчинять себе j чужую волю. Для Песталоцци и Фребеля воспитатель — детский! садовник. Для Блонского воспитатель — инженер от антропотехни-j ки, или педотехники, техник человеководства, которое существует наряду с растениеводством и животноводством как однородная ними наука.

Многие сравнивали работу преподавателя с работой художника и| вопросы индивидуального творчества ставили во главу угла. Наоборо*| другие, как Коменский, утверждали, что «надо желать, чтобы мет человеческого образования был механическим, т. е. он должен предписывать столь определенно, чтобы все, чему учатся, чем зав ются, не могло не иметь успеха». Он же называл обучение дидактичев кой машиной. Такого же взгляда придерживался Песталоцци.

Таким образом, мы видим, что каждое отдельное представлек о педагогическом процессе связывается с особым взглядом на роду учительского труда. Поэтому понятно, что новая точка зрея которая выдвигается сейчас в педагогике и пытается создать нову систему воспитания, непосредственно вызывает и новую систем педагогической психологии, т. е. оправдывающей ее научной дис плины. А новая система педагогической психологии, т. е. нов* взгляд на природу воспитательного процесса, пытающийся об нить все решительно его стороны и элементы из единой мыс само собой разумеется, приводит к новому пониманию учительскоГ труда.



Мы уже указывали в одной из первых глав, что учитель вые пает в роли простого источника знаний, справочной книги или елс варя, учебника или демонстратора, — одним словом, вспомогат ного средства и орудия воспитания. Легко заметить, что именно : сторона учительского труда, как показано выше, составляла в прея ней школе 9/10 содержания всей работы учителя. Ныне эта роль i больше сходит на нет и всячески замещается активной энергией; ника, который везде и всюду должен сам искать и добывать знаи даже тогда, когда он получает их от учителя, а не проглатыва готовую пищу, которую учитель подает ему.

Мы уже расстались с тем предрассудком, будто учитель дола воспитывать. Мы так же далеки от этого взгляда, как и от тог согласно которому человек должен сам на себе таскать тяжести, этом смысле глубоко права Э. Кей, когда говорит, что настоя тайна воспитания заключается в том, чтобы не воспитывать. П( цесс развития подчинен таким же железным законам необхор сти, как и все остальное в природе. Следовательно, у родителей.'


воспитателей «нет ни права, ни власти предписывать свои законы этому новому существу, как нет у них права и власти для того, чтобы предписывать законы движению небесных тел» (1905, с. 131).

Ученик воспитывается сам. Лекция, преподносимая учителем в готовом виде, может многому научить, но воспитывает она только умение и желание, ничего не делая и не проверяя, пользоваться всем из чужих рук. Для нынешнего воспитания не так важно научить известному количеству знания, как воспитать умение приобретать эти знания и пользоваться ими. А это достигается только (как и все в жизни) в процессе работы.

На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему пред­стоит сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором. Там, где он выступает в роли простого насоса, накачивающего учеников знани­ями, он с успехом может быть заменен учебником, словарем, кар­той, экскурсией. Когда учитель читает лекцию или объясняет урок, он только отчасти выступает в роли учителя: именно в той, в кото­рой устанавливает отношение ребенка к воздействующим на него элементам среды. Там же, где он просто излагает готовое, он пере­стает быть учителем.

Величайшая опасность, связанная с учительской психологией, заключается в том, что в личности учителя начинает преобладать вторая сторона. Учитель начинает себя чувствовать в роли орудия воспитания, в роли граммофона, не имеющего своего голоса и поющего то, что подсказывает пластинка. Надо сказать, что всякая учительская профессия накладывает неизгладимые типические черты на своего носителя и создает жалкие фигуры, выступающие в роли апостолов ходячей истины. Недаром учитель, эта живая про­пись, всегда казался юмористической фигурой, предметом шутки и насмешки и всегда бывал комическим персонажем, начиная от древ­них комедий и до современных рассказов. Чеховский «человек в футляре» или его герой, который говорил вечно, что «Волга впа­дает в Каспийское море, а лошадь ест овес и сено», потому и ужасен, что представляет собой резкий образец полной безличности, окон­чательно исчезнувшего чувства и мысли.

То, что Волга впадает в Каспийское море, есть чрезвычайно важный научный факт огромного воспитательного значения, и смешное заключается не в нем. Смешное заключается в том, что этот факт сделался футляром вокруг человека, что он съел целую жизнь, человек за фактом перестал существовать вовсе. Истина не очень умная вещь, если ее глашатаи по большей части глупы, гово­рится в одной старой комедии о таком футлярном учителе.

То, что здесь подано в карикатурном виде, в сущности говоря, представляет собой постоянную черту учителя до тех пор, пока он превращается в орудие воспитания. Чрезвычайно любопытно то, что такие же учительские типы зарисованы Чеховым и среди про­фессоров, которые тридцать лет читают эстетику, ничего в ней не понимают и глубоко убеждены, что важен не Шекспир, а примеча-


ния к нему. Суть дела вовсе не в малом количестве знаний, ограни-! ченностях кругозора и незначительности самих фактов, не в том, 1 что человек всегда мелко плавает и мало знает, а, скорее, в том, что ) само превращение человека в воспитательную машину по психоло-' гической своей природе чрезвычайно его углубляет.

Таким образом, основное требование к учителю в новых уело j виях — полнейший отказ от футляра и развитие всех сторон, kotoy| рые дышат активностью и жизнью. Во всяком учительском трур прежнего типа непременно образовывались некоторая затхлость и| несвежесть, как в непроточной и застойной воде. И этому не помо| гало обычное учение о священной миссии учителя, о сознании своих идеальных целей.

Психологи требовали от учителя воспитательского воодушевлен! ния, которым определялась в их глазах личность учителя. Речь i о внутренней теплоте учителя. «Учитель, не чувствующий кра и святости своего призвания, поступивший в школу не потому, сердце его исполнено желания учить молодежь, а только для тог чтобы иметь работу и добывать себе средства к существованию, • такой учитель приносит вред ученикам и еще больший вред само» себе», — считает Мюнстерберг, наиболее ясно выражая взгляд. От учителя требовалось вдохновение, и таким воодушевле нием учитель должен был питать ученика (1910, с. 333).

«Об учителе, сидящем за своим столом, можно точно так же, i о священнике на кафедре, сказать, что, не имея веры в сердце, осужден. ...Когда же души коснется вдохновение, тогда все ста вится живым и одухотворяющим... Для этого не требуется иска ния перспективы, нет нужды говорить о неправильных глагола так, как будто они — центр всего умственного мира. Всякая может оставаться на принадлежащем ей месте и может истолковь ваться таким образом, чтобы важность знания, взятого в целок чувствовалась в каждой мельчайшей части. ...Учитель, конеч интересуется данным частным материалом потому, что сознает < многообразное отношение к другим, более обширным проблек Действительный интерес учителя относится к тому, чего он может показать ученику, но что в его собственном уме сл> общим фоном для излагаемых элементов. .. .Интерес ученика поглв щается потому, что его интерес к воодушевленному учителю пе носится на безразличный сам по себе преподаваемый материа (там же, с. 333—334).

Эти слова сказаны Мюнстербергом, одним из основателей пс техники, и он не нашел ничего лучшего, чем воодушевленная вера I ценность человеческих идеалов, для того чтобы на ней обоснов работу учителя. Истина в этом взгляде смешана с ложью. Он пра когда, говоря психологическим языком, требует от учителя извес ного врожденного эмоционального темперамента. Тот, кто не гор и не холоден, а только тепел, никогда не сумеет быть хорошим; телем. Он прав также тогда, когда указывает на опасность того,' учительский труд все больше и больше передается в руки же»


«Если воспитание мальчиков в те годы, когда развиваются их муж­ские черты, находится главным образом в руках женщин, отсюда не может не возникать опасность для лучших интересов общества» (там же, с. 337).

Верно и то, что благодаря экономическому соотношению сил учительская профессия сделалась местом, куда стекается все непри­способленное, неудачливое, потерпевшее крушение на всех жиз­ненных поприщах. Школа — та пристань, в которую жизнь отводит поломанные корабли. Поэтому для учительской профессии соз­дается естественный отбор слабого, негодного и калеченого челове­ческого материала. Это символично, что когда-то в учителя шли отставные солдаты. Отставные солдаты жизни и теперь еще запол­няют на 3/4 учительские ряды. «Это ужасно, — писал один из педа­гогов, — что среди учителей так много старых дев обоего пола и, вообще, всевозможного рода неудачников. Как можно доверять жизнь детей тому, кому не удалась его собственная жизнь?» Ведь надо сказать прямо, что в учителя может идти далеко не всякий, но только наиболее годный.

Со всем этим совпадает и нынешняя точка зрения. Далее она сов­падает и с тем, что учитель должен много знать. Он должен владеть предметом, который он преподает. «Учитель должен черпать из обильного источника. Недостаточно, чтобы он знал то, чтб, согласно его требованиям, должны знать ученики, и чтобы он вече­ром наспех подготовлял ответы на те вопросы, которые, может быть, будут ему поставлены на следующее утро. Только тот может сообщать сведения в интересной форме, кто мог бы давать в сто раз больше, чем ему действительно приходится давать.

Когда учитель объясняет какое-нибудь простое стихотворение, огромная разница получается в зависимости от того, знаком он со всей литературой или нет; его урок природоведения может ограни­чиваться в классе одними лишь элементами, и все же эти элементы требуют, чтобы перед его глазами были открыты широкие перспек­тивы современной науки» (там же, с. 338).

Это можно сравнить с процессом ходьбы, когда мы можем уве­ренно ступать только в том случае, если нам видно вперед на тысячу шагов, а не только для ближайшего шага. И этот пример прекрасно поясняет нам ту роль, которую приходится отвести в нынешней педагогике специальным знаниям. Ведь для реального шага, для того чтобы поместить нашу ногу, нужно чрезвычайно узкое про­странство. Для чего же нужна широкая и открытая дорога? Она нужна не столько ноге, сколько глазу, чтобы направлять, регулиро­вать движение ноги. Так точно и учителю, с которого снимают обя­занности преподавателя, надо знать гораздо более чем прежде. В конце концов, для того чтобы преподавать, можно знать чрезвы­чайно мало, но только отчетливо и ясно. Для того чтобы направлять собственные знания ученика, необходимо знать гораздо больше.

Ученик до сих пор всегда стоял на плечах учителя. Он смотрел на все его глазами и судил его умом. Пора поставить ученика на соб-


ственные ноги, заставить его ходить и падать, терпеть боль от уши. бов и выбирать направление. И то, что верно относительно ходь­бы — ей можно научиться только на собственных ногах и на соб» ственных падениях, — одинаково приложимо ко всем сторонам вое* питания.

Существует расхождение между старой и новой педагогикой в учении об идеалистическом воодушевлении учителя. Глубоко верно то, что говорит Мюнстерберг относительно связи каждого частного! факта с общей ценностью всего предмета и что переживание ценном сти должно быть сообщено ученику даже при изучении неправиль^ ных глаголов. Ошибка заключается только в определении среде при помощи которых психологи надеялись добиться желаемого! успеха.

Залог успеха они видели в том вдохновении, которое заражае учителя, в том интересе, который возникает у ученика к воодушев ленному учителю. Вот это представляет собой величайшее психолс гическое заблуждение. Во-первых, воодушевление — психолог чески столь редкий и трудно регулируемый процесс, что строить i нем одном какое-нибудь жизненное дело невозможно. Получае либо ложное воодушевление, тот образ ложного пафоса, когда уч тель говорит о неправильных глаголах так, как будто они дейс тельно центр мира. Иными словами, незаражающее воодушевл* ние, как у актера, который искренне переживает и плачет нас ящими слезами, но вызывает у зрителя смех. Сколько раз воодушев ленный учитель бывает в таком положении.

Всякий из нас помнит и другой благородный тип учителя — Дс Кихота, идеалиста, который бесконечно восхищался стилем Л* или очертаниями Мадагаскара на величайшую потеху своих уче* ков.

Дело вовсе не в том, чтобы учитель был воодушевлен. Ведь ег воодушевление не всегда доходит до ученика. Дело скорее в чтобы заставить учеников восхищаться тем же самым. Еще xj бывало тогда, когда воодушевление не удавалось и, как у холодно! актера, у учителя появлялся деланный, риторический пафос, кс рый нашел великолепное выражение в слоге некоторых нас учебников старого времени, когда история или география изла лась в превыспреннем стиле, для того чтобы задеть чувство а воображение ученика. Но даже тогда, когда воодушевление дохв дило до сознания учеников, оно всегда бывало направлено не адресу и превращалось в обожание учителя, принимавшее глубок антипедагогические формы.

Нигде болезнь нашей прежней педагогики не вырисовывалась^ такой особенной ясностью, как именно в тех случаях, когда вмес открытой войны между учеником и учителем возникали дружес* отношения. Это обоготворение любимого учителя, принимавши форму обожания, представляет на деле серьезную психологичес* проблему, напоминающую то, что в психоанализе называется пер несением. Под этим именем психоаналитики разумеют то особеннс


ложное отношение, которое возникает между невротиком и леча­щим его врачом, когда на личности врача сосредоточивается болез­ненный невротический интерес, когда с ним связываются интересы, питающие невроз, и когда эта личность образует средостение между окружающей средой и внутренним мирком больного.

Таким образом, задача заключается, скорее, в том, чтобы выз­вать у ученика собственное воодушевление, а не предписывать учи­телю, как это делалось в циркулярах, кажется, прусского министер­ства, — приходить в восторг, излагая отечественную историю.

Вдохновение сродни шарлатанству, а воодушевление — авантю­ризму. Век вдохновения проходит даже в поэзии, этом вековечном убежище темной силы. Едва ли хоть один американский фабрикант доверил бы управление своей фабрикой вдохновению директора и командование кораблем — воодушевлению капитана. Он всегда предпочитает опытного инженера и ученого моряка. Пора и педаго­гике переходить на этот путь и подыскивать людей, которые бы точно знали законы и технику того, какими путями создается в дет­ской душе собственное воодушевление.

Таким образом, точное знание законов воспитания — вот что раньше всего требуется от учителя. В этом смысле применимо выражение Мюнстерберга, что должно существовать много типов учителей и все же истинный учитель всегда одинаков. Это тот учи­тель, который строит свою воспитательную работу не на вдохнове­нии, а на научном знании. Наука есть вернейший путь к овладению жизнью.

В будущем всякий учитель должен будет строить свою работу на психологии, и научная педагогика сделается точной наукой, осно­ванной на психологии. Научная педагогика должна основываться, говорит Блонский, на научной, т. е. биосоциальной, педагогической психологии. Таким образом, на место знахаря мы получим ученого.

Итак, первое требование, которое мы предъявляем к учителю, заключается в том, чтобы он был научно образованным профессио­налом и истинным учителем раньше, чем математиком, словесни­ком и т. д. Только точные знания, точный расчет и трезвая мысль могут сделаться истинными орудиями педагога. В этом смысле пер­вобытный идеал педагога-няньки, который требовал от него тепло­ты, нежности и заботы, совсем не отвечает нашим вкусам. Напро­тив, для психолога прежняя школа осуждена уже по одному тому, что она сделала самую профессию педагога бездарной. Она свела воспитательный процесс к таким однообразным и ничтожным функ­циям, что глубочайшим образом систематически развращала педа­гога.

И это не психологический парадокс, что отметки и карцер, экза­мены и надзор развращали больше педагога, чем ученика. Гимназия оказывала больше воспитательного действия на учителей, чем на Учеников. Психолог мог составить не одну интересную страницу, если бы занялся психологией учителя прежнего времени. В свете психоанализа мы можем прямо сказать, что организованная в преж-


нем виде педагогическая система была местом для воспитания вс©*-| возможных анормальностей учителя и в полном смысле этого слова создавала учительский невроз. В этом смысле герой Сологуба, Пере донов, не представляет собой какой-либо нелепой или чудо­вищной выдумки.

Ныне с возрастающей всякий день сложностью задач, стоящих) перед учителем, количество требуемых приемов стало так бесконе- i чно разнообразно и настолько осложнилось, что, если учителе! хочет быть научно образованным педагогом, он должен усвоить] чрезвычайно много.

Прежде только требовалось знать свой предмет, программу уметь прикрикнуть на класс в трудном случае. Ныне педагогикуj делается настоящим сложным искусством, возникающим на на> ной основе. Таким образом, от учителя требуется повышенное зг ние предмета и техники своего дела.

Кроме этого, метод преподавания требует от учителя той само активности, того самого коллективизма, которыми должен бьи проникнут дух школы. Учитель должен жить в школьном колле! тиве как его неотъемлемая часть, и в этом смысле отношения теля и ученика могут достигнуть такой силы, прозрачности и вые ты, что они не найдут ничего равного себе во всей социальк шкале человеческих отношений.

Но это составляет только одну половину дела. Другая за* чается в том, что учитель должен отвечать и противоположне требованию. Он должен быть учителем до конца, и вместе с тем ] только учителем или, вернее, чем-то еще, помимо учителя. Как эт ни странно звучит, учительство как профессия представляет из i с психологической точки зрения ложный факт. И несомненно, ои исчезнет в близком будущем. Это, конечно, не означает отказа того, что сказано выше о необычайной сложности специальв познаний учителя. И хотя несомненно, учитель будущего не препс даватель, а инженер, моряк, агитатор, актер, рабочий, журнал ученый, судья, врач и т. д., однако это не означает, что } будущего будет дилетантом в педагогике. Речь идет только о что в самой природе воспитательного процесса, в психологиче сущности его, заключено требование возможно более тесного такта и близкого общения с жизнью.

В конце концов воспитывает только жизнь, и чем шире буд врываться жизнь в школу, тем динамичнее и полнокровнее став воспитательный процесс. Величайшим грехом школы было то, она замыкалась и отгораживалась высоким забором от жизни. Вс питание так же немыслимо вне жизни, как горение без кислор или дыхание в безвоздушном пространстве. Поэтому воспитат ная работа педагога должна быть непременно связана с его творче кой, общественной и жизненной работой.

Только тот, кто обладает творческой жилкой в жизни, моя претендовать на творчество в педагогике. Вот почему в будущв педагог станет деятельным участником жизни. В области ли reof


тической науки, труда или общественно-практической деятельно­сти — он всегда через предмет своего преподавания будет связывать школу с жизнью. Таким образом педагогическая работа непременно будет соединена с широкой общественной работой ученого или политика, экономиста или художника.

В городе будущего, наверное, не будет ни одного дома, на кото­ром красовалась бы вывеска «школа», потому что школа, означа­ющая в точном смысле слова «досуг» и выделившая особых людей и особое здание для «досужных» занятий, вся целиком пойдет в труд и в жизнь и будет на фабрике, и будет на площади, и будет в музее, и будет в больнице, и будет на кладбище.

«В каждом классном помещении, — говорит Мюнстерберг, — есть окна, настоящий учитель будет смотреть из-за своего стола в широкий мир, на людские тревоги, на радости и обязанности жизни» (1910, с. 334). И в школе будущего эти окна будут растворены широ­чайшим образом, и учитель будет не только смотреть, но и активно участвовать в «обязанностях жизни». То, что создавало затхлость и мертвечину в нашей школе, происходило за счет и по причине того, что окна в широкий мир были в ней наглухо закрыты, и прежде всего закрыты в душе самого учителя.

Многим представляется, что в новой системе педагогики учи­телю отводится ничтожная роль, что это педагогика без педагога и школа без учителя. Думать, что учителю в будущей школе нечего будет делать, равносильно представлению, что роль человека при машинном производстве уменьшилась или свелась на нет. Легко может показаться, что в новой школе учитель превратится в меха­нический манекен. На самом деле роль его безмерно возрастет, она потребует от него высшего экзамена на жизнь, для того чтобы он мог превратить воспитание в творчество жизни.

Жизнь как творчество

До сих пор, к сожалению, существует убеждение, что воспита­тельный процесс, поскольку он выражается отношением между учи­телем и учеником, в самом главном исчерпывается подражанием. Даже в новых системах марксистской педагогики говорится подчас, что рефлекс подражания — основа воспитания (А. Залкинд). «Вос­питатель должен соблазнять, увлекать воспитываемый организм заманчивым содержанием собственного примера, иначе все попытки привести в движение рефлекторный и психический аппа­рат воспитанника будут бесплодны» (1930, с. 155).

Все это существенно неверно. По мере того как в свете научных знаний трансформируется сам педагогический процесс, меняется и представление относительно основы и природы воспитания. Прежде всего, расширяется само понятие воспитания. Речь идет не просто о воспитании, но о «переплавке человека», по выражению Троцкого. А эта переплавка, как неоднократно указывалось, нуждается пре-


жде всего в максимальном использовании прирожденного мате­риала поведения.

Ни одна из реакций ребенка не должна пропадать даром. Джемс
говорит: «Поэтому считайтесь всегда с прирожденными реакциями,
даже тогда, когда вы хотите уничтожить их связь с известными
предметами, чтобы заменить ее связью иного рода и сделать послед­
нюю обычной для ребенка. Дурные поступки служат для учителя^
такой же хорошей точкой отправления, как и хорошие, часто даже
лучшей, чем хорошие, как ни парадоксально это, пожалуй, звучит»)
(1905, с. 60). ;{

Таким образом, творческий характер педагогического процессе!
проступает со всей ясностью. Отсюда делается понятной творческая!
природа воспитательного процесса, направленная не на просто©!
культивирование природных данных, но на создание «надприроя
ной» — «сверхприродной» человеческой жизни. щ

В этом смысле нынешняя педагогика коренным образом расход!
дится с той теорией естественного воспитания, которая видит идеаду
позади. Для Толстого и для Руссо ребенок представляет из себ«|
идеал гармонии, и все дальнейшее воспитание только портит его/'
Для научной психологии ребенок раскрывается как трагическащ;
проблема в ужасающей диспропорциональности и дисгармонично-;
■ сти своего развития. Не говоря о биогенетическом параллелизме!"
можно все же сказать, что новорожденный ребенок есть сгустоц,;
прежнего опыта, голая биология и что за несколько лет своего раз*)
вития он действительно должен проделать весь тот путь, который^
проделало человечество от обезьяны до аэроплана. ^

Вся разница в том, что путь этот проделывается ребенком нар
собственных ногах и вовсе не параллельно путям истории. Однако»»
если принять во внимание всю огромность пути, станет понятно, что;
ребенку предстоит вступить в жестокую борьбу с миром, и в это^}|
борьбе воспитатель должен сказать решающее слово. Вот когда y,j
нас возникает представление о преподавании как о войне. «Психоло-J
гия, — говорит Джемс, — и всякая основанная на ней общая науч» '
ная педагогика очень напоминают военную науку — стратегию.
Здесь, как и там, основные принципы в высшей степени просты Я...,,
определенны... так что можно представить, будто те, кто их вполне!
усвоил, одерживают как на поле сражения, так и в классной комнате а
постоянные победы. Но как в одном, так и в другом случае прихо*|
дится принимать во внимание еще другую, не поддающуюся вычи^
слению величину. Дух вашего неприятеля-ученика с таким же усер*н
днем пытается парализовать ваши усилия, с каким дух вражеского!
военачальника стремится разрушить планы ученого генерала» (та**;|
же, с. 7—8). '■!

Таким образом, педагогика раскрывается со стороны борьбы. I «Добрых 3/4 современных общественных установок в связи с хаоти- | ческой структурой капиталистического человечества представляют собой систему социофобий, т. е. ловкого уклонения организма от полноценных общественных действий. Поэтому воспитание в орга-


низме твердой общественной равнодействующей в подавляющей своей части является ожесточенной то скрытой, то явной борьбой между воспитателем и воспитанником. Поэтому социогогика (педа­гогика, психотерапия) не должна и не может быть аполитичной. Истинный социолог, т. е. воспитатель, а не граммофон, — всегда политик. Воспитание общественных рефлексов является воспита­нием общественной линии поведения организма, т.е. воспитание не может не быть политическим. Педагогика (социогогика) никогда и не была аполитичной, так как, работая над психикой и обществен­ными рефлексами, она всегда прививала, вольно или невольно, ту или иную общественную, т. е. политическую, линию в соответствии с руководившими ею интересами господствовавшего общественного класса» (А. Б. Залкинд, 1930, с. 155, 157—158).

Поэтому никогда еще рамки воспитания не раздвигались так широко, как сейчас, когда революция предпринимает перевоспита­ние всего человечества и создает в самой жизни явное направление для воспитания. Надо иметь в виду, что социогогика организма сво­дится к вызыванию последовательных и глубоких изменений во всей его общественно-рефлекторной установке, т. е. и во всех рефлексах без исключения, так как все они пронизаны общественными эле­ментами. Воспитание взглядов, чувствований, знаний, влечений — лишь частичное и неправильное выражение одной общей мысли о воспитании организма в целом, во всех его функциях, особенно в социальной их части, так как воспитание определенных знаний, чув­ствований и т. д. одновременно является воспитанием определен­ного социального типа дыхания, пищеварения и пр. Взгляды, чув­ства ни теоретически, ни практически не отделимы от «биологичес­ких моментов» (там же, с. 153—154).

Прибавим к этому, что и такие функции организма, как рост, форма образования костей и пр., тоже зависят в большой мере от общественного воспитания. Таким образом, воспитание разверты­вается как широчайшая в мире проблема — проблема жизни как творчества.

В этом смысле прав А. Залкинд, когда сближает процесс художе­ственного творчества со всяким другим психическим актом.

«Основные элементы процесса художественного творения ничем, кроме количественной напряженности, не отличаются от любого другого, самого простого психического акта. Всякий толчок в душевном аппарате человека, мельчайший сдвиг в цепи мыслей, чувствований и т. д. есть акт общественного приспособления лично­сти, проявление общественной ее борьбы за самосохранение. Лишь состояние общественного неудобства вызывает изменение в душев­ном аппарате. Абсолютное благополучие погрузило бы его в глубо­кий сон. Источник всякого движения души, от ничтожнейшей мысли и до гениального открытия, один и тот же» (там же, с. 195). Высказанная мысль, написанная картина, занотированная соната рождаются из состояния неудобства их авторов и стремятся путем перевоспитания изменить в сторону наибольшего их удобства. Чем


больше напряженности в неудобстве и в то же время сложнее душе* ный механизм человека, тем естественнее и непреодолимее дела ются его педагогические порывы, тем с большей энергией киваются они вовне.

«Творец всегда из породы недовольных». Вот почему воспк,», никогда не может ограничиться одним рассудком. «Для подоба зацепок и сотрясений необходимо внутреннее сродство между восгш» тателем и воспитанником, нужна близость их в чувствах, в понятиях^ Воспитание — процесс взаимного непрерывного приспособлен обоих лагерей, где наиболее активной, исходно действующей i ной являются то руководитель, то руководимые.

Педагогический процесс — это действенная обществе! жизнь, это смена встречных боевых переживаний, это напряже» борьба, в которой учитель в лучшем случае олицетворяет cov небольшую часть класса (зачастую он и совсем одинок). Все се личные элементы, весь опыт чувствований и мыслей, помимо вол, он непрерывно использует в атмосфере напряженной общественна борьбы, называемой внутренне-педагогической работой. Цепь efc личных неудовлетворений, неудобств, стремлений приспособиться^ вытекающих отсюда педагогических откровений, воспитательск уроков — это все та же цепь художественного творчества, котор) мы только что обрисовали. Педагог-воспитатель не может не 6i художником. Чистый объективизм педагога — гиль. Рассудочк воспитатель никого не воспитает» (там же, с. 196—198).

Для всякого ясно, что, чем сильнее неудобство, которое да первоначальный толчок для движения души, тем сильнее само , жение, воспитание и творчество всегда трагичны, потому что ии дят всегда из «неудобства» и неблагополучия, из дисгармонии. Bi логия не знает телеологии. Мир развивается нецелесообраз* Именно потому детство является естественной порой воспитак что это пора величайшего трагизма, дисгармонии и несоот ствования организма и среды. Музыка воспитания возникает из M. сонанса, который она стремится разрешить. Чем мы становил», старше, чем приспособленнее и удобнее начинаем себя чувствова1 в жизни, тем меньше остается в нас творческого духа и тем тр) поддаемся мы воспитанию.

Вся та педагогика, которая обсахаривала «золотую пору без.
тежного детства» и подслащивала воспитательный процесс розоь.
водой, стоит не на нашем пути. Мы знаем, что величайшим двигат
л ем воспитания является трагизм детства, как голод и жажда i
ются вдохновителями борьбы за существование. Поэтому восг«..
ние должно быть направлено к тому, чтобы не затушевывать и
замазывать суровые черты истинного «неудобства» детства, но вс_
можно резче и чаще сталкивать ребенка с этим неудобством Ч
заставлять его побеждать. i

Жизнь раскрывается как система творчества, постоянног напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и ния новых форм поведения. Таким образом, каждая мысль,


движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому.

Жизнь станет творчеством только тогда, когда она окончательно освободится от искажающих и уродующих ее общественных форм. Вопросы воспитания будут решены тогда, когда будут решены вопросы жизни.

Жизнь человека сделается непрерывным творчеством, одним эстетическим обрядом, который будет возникать не из стремления к удовлетворению отдельных мелких потребностей, но из сознатель­ного и светлого творческого порыва. Еда и сон, любовь и игра, труд и политика, каждое чувство и каждая мысль сделаются предметом творчества. То, что сейчас совершается в узких областях искусства, впоследствии пронижет всю жизнь, и жизнь сделается творческим трудом.

Для воспитателя откроются бесконечные возможности творче­ства жизни в ее бесконечном многообразии. Не в узких пределах личного дела и личной жизни он станет истинным творцом будуще­го. Тогда педагогика, как творчество жизни, займет первое место. «Наряду с техникой, — говорит Троцкий, — педагогика — в широ­ком смысле психофизического формирования новых поколений — станет царицей общественной мысли. Педагогические системы будут сплачивать вокруг себя могущественные партии. Социально-воспитательные опыты и соревнования разных методов получат размах, о котором ныне нельзя и помышлять.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.