Нормальная установка при произнесении звука.
1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
3) Зубы сближены либо сомкнуты.
4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
5) Звук ч глухой и мягкий.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений.
Упражнение.Произнесение звука, имитирующие звук Т.
Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы
(но не в верхние зубы!). Зубы открыты на расстоянии ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты.
Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик
языка резко отскакивает от альвеол, а края языка
отходят от верхних коренных зубов. Слышится глу-
хой твёрдый звук, имитирующий звук т. То медленно, то быстро произносить этот имитирующий звук. Произнесение нормального звука тотличается от имитирующего тем, что кончик языка упирается в верхние передние зубы.
Во избежание ошибки голос не включать. На ладони руки ощущается тёплая струя воздуха, выходящая толчком.
Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.
2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных зубах.
Упражнение.Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук т.
1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно упражнение «цоканье» (см. раздел «Постановка звука р»).
Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребенка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться. Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол.
Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.
Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо звука ч слышится звук, имитирующий звук т; для исключения этого обучающий должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т.
2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.
3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены, губы выдвинуты вперёд и округлены.
Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения
СЛОГОВ СО ЗВУКОМ Ч.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ч В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.
ОБРАЗЕЦ: А — Ч, О — Ч, У— Ч, Ы — Ч, Я— Ч, Ё—Ч, Ю — Ч, И-Ч, Е—Ч.
ач—оч—уч юч—ич—еч оч—ум—юч ыч—еч—ач ич—уч—ёч
Упражнение. Произносить (читать) слова.
1. С ударением на слоге.
ыч—яч—еч ач—еч—яч уч—ёч—ич еч—юч—оч ич—яч—уч
ОБРАЗЕЦ: МЯ — Ч, КО — Ч -КА, ПРИВЫ – Ч – КА
ач
Врач, грач, плач, богач, калач, трубач, качка, прачка, удачно, задачник.
оч
Дочь, ночь, бочка, дочка, кочка, ночка, почка, прочный, квочка, молочный, замочки.
Уч, ыч
Луч, могуч, везуч, кучка, Жучка, ручка, внучка, лучше, привычка, кавычка.
Яч, юч
Мяч, горяч, ключ, колюч, горюч, линюч, брючки, колючки,
Ич, еч
Дичь, кличка, яичко, водичка, кирпич, коричневый, меч, лечь, печь, речь, беречь, печка, речка, гречка, овечка, колечко, уздечка, навечно.
Без ударения на слоге.
ОБРАЗЕЦ: БЫ – Ч-КИ, Я – Ч -МЕНЬ, НО-ВИ – Ч-КИ
Ач, уч
Бачки, значки, кабачки, башмачки, начни, облачко, жучки, пучки, паучки, каблучки, мучной, ручной, обруч.
Ыч, ич, яч
Бычки, дички, новички, Иванович, Петрович, Николаевич, Сергеевич, ячмень.
Упражнение.Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение.Произносить (читать) предложения.
образец: Затопили пе—чку. Потеряли клю—ч. У де-во—чки кала—ч.
Ванечка на речке. Верочка ловит бабочку. В огороде бочка. В саду тачка без ручки. Девочка уронила мяч. Мяч плывёт по речке. Снесла курочка яичко. Ниночка — опрятная девочка. В окошечко залетела бабочка. Белочка прыг на ёлочку. Ела Таня булочку, запивала молочком. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч. Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз. Испугалась Олечка и сидит тихонечко. Куда ни глянешь — одуванчики, как маленькие лампочки. Миновало лето, солнце из-за туч с ласковым приветом не бросает луч. Сосны-невелички, а на соснах птички. У Зины в коробочке жучки, паучки и разные букашечки. Лесная земляничка росточком невеличка.
Загадка
Рыльца — пятачками, хвостики — крючками.(Поросята)
Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
плавает уточка.
На кочке сидит
У Ванечки коричневая
пришел к больной девочке.
| Упражнение. Составить предложения по картинкам.
Упражнение. Произносить (читать) тексты.
Загадка
Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, Ниточка в реке.
(Удочка) Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.
Облачковое молочко
Было жарко. Трава и цветы пожелтели.
Хотите молочка? — спросил их лягушонок.
Хотим, — сказали цветочки и травка. — Но нам нужно не простое, а облачковое молочко. Взял лягушонок ведёрко и пошёл за молочком.
— Я дам тебе молочка,— сказала корова.
— Не нужно мне твоего молочка, — ответил лягушонок и ушёл.
На полянке он увидел козочку. Козочка сказала:
— Хочешь, я дам тебе молочка?
— Нет, — квакнул лягушонок и пошёл дальше. Он увидел облачко и попросил у него молочка. Облачко дало молочка.
Вернулся лягушонок и говорит:
— А я облачковое молочко принёс! Улыбнулась мама.
— Какое же это молочко? Это просто водичка. Кто её пить будет?
— Как кто? Цветочки и травка.
И лягушонок напоил их облачковым молочком.
(По Г. Цыферову) ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ч В ПРЯМЫХ СЛОГАХ
Упражнение.Произносить (читать) слоги. ОБРАЗЕЦ: ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЁ, ЧЕ.
ча—чо—чу чи—чё—чу
чо—чу—ча чё—чи—чу
чу—чи—че ча—чё—чи
чи—чо—чу чо—чу—чё
Упражнение.Произносить (читать) слова. 1. С ударением на слоге.
ОБРАЗЕЦ: ЧАЙ, КРИ – ЧУ, ПЕ – ЧЕН-КА
ча
Чай, чан, чайник, чайка, чашка, кочан, причал, кричал, качал, бахча, начал, мочалка, каланча.
Чо, че
Бачок, бычок, пучок, значок, крючок, плечо, кулачок, каблучок, бочонок, зайчонок, волчонок, галчонок, учёба, чёрный, бечевка, мочёный, печёный, печёнка, ночёвка, прочёл, пчёлка, копчёный.
чу
Чуб, чудо, хочу, кричу, уплачу, драчун, каучук, кольчуга, дочурка, молчу, кричу.
чи
Чин, чижик, учил, врачи, грачи, мячи, калачи, горячи, рычи, ричи, личинка, овчинка, волчица, горчица.
че
Чей, ручей, мячей, грачей, горячей, зачем, качели, леченье, еченье, вечерний, черви.
Без ударения на слоге.
О Б Р А 3 Е Ц :ку – ча, колю - чий
Ча, чу
Дача, куча, удача, добыча, задача, передача, чудак, чулок, чугун, чулан, чурбан, мальчуган, плачу, кончу, жемчуг.
чи
Зайчик, мальчик, пальчик, мячики, калачики, могучий, го-рючий, пахучий, гремучий, колючий, дремучий, выучил, вы-лечил, лётчик, кончик, пончик, волчий, заячий, огурчик,
голубчик.
Упражнение.Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение.Произносить (читать) предложения.
ОБРАЗЕЦ: Маль – чик-с-паль - чик. Из чу – лана вылез. На че—модане чехол.
Ученики учили уроки. Нину лечили врачи. У девочек мячи. У мальчугана черепаха. На дворе мычал бычок. У причала кричали чайки. Нынче утром шумной стаей прилетели к нам грачи. Мальчики у печи жуют калачи. Ёжик очень колючий. Грачи таскают личинки и червей. Черныш рычал на мальчика. На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу. Мальчики качались на качелях. Он кричал что есть мочи. Воробей чирикал: чик-чирик! В траве замолчал кузнечик. Ученик прочёл рассказ по учебнику.
Загадка
Чёрный, проворный, кричит: «Крак!», червякам враг.
(Грач) Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) тексты.
Упражнение.Составить предложения по картинкам.
Упражнение.Произносить (читать) тексты.
Кто чей?
— Чей ты, чей, лесной ручей?
— Ничей.
— Но откуда ж ты, ручей?
— Из ключей.
— Ну, а чьи же те ключи?
— Ничьи.
— Чья берёзка у ручья?
— Ничья.
Про бычка
Встретил ёжика бычок
И лизнул его в бочок.
И, лизнув его, бычок
Уколол свой язычок.
А колючий ёж смеётся:
— В рот не суй, что
попадётся!
Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик,
про такого пишут тут: он хороший мальчик.
(В. Маяковский)
Чижик
Поймал мальчик чижа. Посадил чижа в клетку. Мальчик кормит и поит чижика. Только не поёт чижик. Почему он не поёт, мальчик не знает.
— Чижик хочет на волю, — сказала мама мальчику. Открыл мальчик клетку. Вылетел чижик. Сел на дерево чижик и запел.
Веселые чижи
Жили в квартире
Сорок четыре,
Сорок четыре весёлых чижа:
Чиж-судомойка,
Чиж-поломойка,
Чиж-огородник,
Чиж-водовоз.
Чиж за кухарку,
Чиж за хозяйку,
Чиж на посылках,
Чиж-трубочист.
Печку топили,
Кашу варили,
Сорок четыре весёлых чижа:
Чиж с поварёшкой,
Чиж с кочерёжкой,
Чиж с коромыслом,
Чиж с решетом.
(С Маршак, Д. Хармс)
Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать текст.
Волчонок
Жили мать-волчиха и волчонок.. Ушла волчиха на охоту. А волчонка поймал человек.
Понёс человек волчонка в мешке домой. Дома он положил мешок с волчонком на пол.
Надоело волчонку лежать в мешке, и он вылез. А навстречу кот. Волчонок назад побежал. А мешок, как тряпочка лежит.
Побежал волчонок к человеку. Человек посадил волчонка в коробку. Там его не тронет кот. Ушёл человек, а дверь закрыл неплотно.
Вылез тихонечко волчонок. Подошёл и открыл дверь. Побегал волчонок по дороге, а там его уже волчиха ждёт. Образовался волчонок и помчался с ней в лес.
(По Е. Чарушину)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКА Ч В ПРЯМЫХ
И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ
Упражнение. Произносить (читать) предложения.
образец: В пе—чке чугунный котёл. Котёноче—к пъёт моло—чко.
Олечку вылечил врач. Леночка играет с мячом. Девочка вы-
учила урок. Мальчики бегут на речку. У мальчика коричневые
башмачки. Жучка зарычала в будочке. Телёнок пьёт водичку.
Грач нашёл червячка. Мальчик купил в булочной калач и
печенье. Дети ловят жучков, бабочек и кузнечиков.
Упражнение. Произносить (читать) текст.
Бычок в клевере
Идёт по клеверу бычок.
Его бочок, как кабачок,
Как барабан,
Его живот.
Он клевер целый день жуёт.
И вдруг
Несётся во весь дух
К бычку рассерженный
пастух.
Бочком из клевера бычок, Бочком бычок — И наутёк!
(Я. Райнис)
Почка
Зимой на дереве нет ни листочка. А приглядеться — на веточке почки. Ничем не примечательны почки. Чуть видны. Очень внимательно надо глядеть, чтобы их увидеть. Весной почку не узнать. Любая ветка до кончика усеяна крупными почками. Самое чудесное, когда почка раскрывается. Как будто была на замочке. Глядь — уже лопнула и выпустила листочки.
Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать текст.
Новый голосок
Три яичка лежали в гнезде чайки. Одно яичко шевелилось, словно хотело выскочить из гнезда. Это яичко стало хрустеть, и на одном кончике появилась дырочка. В дырочку, как в форточку, выглянул птичий нос. Незнакомый мир ворвался в яичко, где был птенчик. И чайчонок оробел. Но солнечные лучи были ласковы, а ветер чуть качал травку. Чайчонок упёрся, и яичко распалось. Очень напугался чайчонок и закричал: «Мама!»
Так в мире одной чайкой стало больше. Зазвучал новый голосок. Был он робок и тих. Но он звучал, и мать-чайка его слышала. Чайчонок встал и шагнул. Крылья матери-чайки накрыли его, как руки.
(По Н. Сладкову)
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-С Упражнение.Произносить (читать) слоги.
ча—са
| чу—су
| чо—со
| чи—сы
| че—се
| ча—ся
| чу—сю
| чо—сё
| чи—си
| се—че
| са—ча
| су—чу
| со—чо
| сы—чи
|
| ся—ча
| сю—чу
| тё—чо
| си—чи
|
| ач—ась
| оч—ось
| уч—усь
| яч—ясь
|
| юч—юсь
| ич—ись
| еч—есь
| ясь—яч
|
| юсь—юч
| ись—ич
| есь—еч
|
|
|
Упражнение.Произносить (читать) слова.
чайка—сайка чашка—Сашка овчарня—псарня
Ча—са, ча—ся
качал—писал причал—присядь
стучал—кусал кричал—плясал
бачок—басок пучок—кусок
Чо — со, чё — сё (со)
курчонок—гусёнок чёрный—сорный
печёнка—сосёнка копчёный—поросёнок
чу—су
вылечу—вынесу
хочу—несу точу—косу
чудак—судак лачуга—посуда
перчик—персик личинка—осинка точил—косил
Чи — си, че — се
обучил—укусил волчица—лисица очень—осень
чей—посей качели—сели кочерга—серьга
Ач — ас, оч — ось (ос)
плач—квас качка—каска
собачка—колбаска ночка—Моська
кочки—доски ночка—носки
Юч — юсь, яч — ясь, ич — ис, еч — ее
колюч—колюсь горяч—борясь печка—леска
линюч—ленюсь косички—сосиски речник—лесник
Упражнение.Произносить (читать) слова со звуками ч и с.
Учусь, верчусь, мучаюсь, качусь, лечусь, сычи, час, часто, часть, сачок, свеча, сучок, смельчак, причёска, скачки, вскачь, собачка, кусачки, сочный, сорочка, кусочки, спячка, спрячь, спичка, косичка, лисичка, свечка, словечко, саночки, сумочка, семечки, Сонечка, сибирячка, скамеечка.
Упражнение.Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение.Произносить (читать) предложения.
Ручка в сумочке. У девочки часики. У Сонечки косички. У мальчика сорочка и носочки. Это не бечёвка, а тесёмка. Соня очень любит осень. Пойдём на качели-карусели. Началась качка, закачалась мачта. Есть у Алёнки две косички — торчат, как ушки у лисички. Вот какие чудеса! Вася хнычет два часа. Волк ночью, думая попасть в овчарню, попал на псарню. Ходит мальчик невесёлый, — искусали злые пчёлы. Напал на нас мороз трескучий, кусачий-прекусачий, колючий-преколю-чий. Зайчишка-трусишка спрятался у пенёчка. Кукушка в новом чине уселась важно на осине.
Упражнение.Произносить (читать) тексты.
Загадка
Вчисто убранной светличке Дремлют сёстры-невелички. Эти сестры весь денёк Добывают огонёк.
(Коробок спичек)
Кто там бродит у реки? Это наши кулички. А чего они хотят? Накормить своих ребят. Где ребята?
Кулики
— На песочке.
— Сколько их?
— Сынок и дочка.
У сынка на горлышке Все промокли перышки,
Оттого что, не спросясь, Ходит только по песочку.
Сунул клювик прямо Дочка длинноносенькая,
в грязь. Дочка длиннохвостенькая.
— Ну, а дочка? Ходит дочка не спеша.
— Ну, а дочка Очень дочка хороша.
(Н. Дилакторская) Упражнение.Выучить наизусть стихотворение.
Лодочки
Из ореховых скорлупок
Вышло десять лёгких шлюпок...
Спичка с красным лоскутком —
Мачта посерёдочке.
И поплыли ручейком
Лодочки-лебёдочки.
Ручейки звенят-поют,
То и знай встречаются.
Наши лодочки плывут
На волнах качаются.
(Е. Благинина) Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать текст
Часы спешат
Разбудила мама Соню.
— Вставай, доченька, собирайся в школу.
Пока Соня собиралась, мама вскипятила чайник. Поставила на стол чашки вазочку с печеньем, нарезала калач. Налила в чашки горячий чай.
— Садись, дочка, пей чай. Соня пьёт чай. Мама тоже пьёт. Мама смотрит на часы и говорит:
— Соня, кончай пить чай. Пора идти.
— Мама, часы спешат.
— Нет, часы не спешат. Это ты пьёшь чай медленно.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Т Упражнение.Произносить (читать) слоги.
ча—та чо—то чи—ты
ча—тя чо—те чи—ти
та—ча—тя то—чо—те ту—чу—тю
ты—чи—ти те—че—те уч—уть
ач—ать оч—оть еч—еть
яч—ять ич—ить уть—уч
ать—ач оть—оч еть—еч
ять—яч ить—ич че—те
Упражнение.Произносить (читать) слова со звуками чи т.
Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубатый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка.
Упражнение.Произносить (читать) слова со звуками чи т.
Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.
Упражнение.Произносить (читать) слова.
Ча—тя
чашка—тяжкий качать—катят внучата—утята
чайка—лентяйка ворчат—вертят крольчата—котята
чавкать—тявкать мычат—мостят круча—крутят
Чо — те, че — те
бачок—потёк бочонок—утёнок зайчонок—котёнок
чёлка—телка прочёл—котёл чёрный—тёмный чёткий—тётка чёсаный—тёсаный
ночёвка—путёвка бечёвка—потёмки мочёный—метёный печёный—плетёный
Чу—тю, чи—ти
чук—тюк каучук—утюг чулан—тюльпан
чижик—тише плечи—плети зайчик—зонтик
мычит—летит точить—катить овчина—паутина
Че — те
зачем—затем качели—хотели леченье—плетень черно—темно вечер—ветер
чернеть—терпеть чернота—теснота черенок—теремок черноголовый—темноголовый черноволосый—темноволосый
калач—желать врач—брать
ачь— ать
трубач—срубать вскачь—искать
кумач—поймать поплачь—послать
оч (очь)—оть, уч—уть, яч (ячь)—ять
толочь—полоть луч—муть
тянуч—тянуть могуч—погнуть
мяч—мять впрячь—пять
ич (ичь)— ить, еч (ечь)— еть
печка—Петька речь—смотреть речка—редька
| беречь—белеть натечь—надеть напечь—запеть
| дичь—водить меч—иметь
печь—петь
лечь—клеть
Упражнение.Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение.Произносить (читать) предложения.
Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Мальчики катят тачку. В тачке кирпичи. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Мячик бьют, а он не плачет и только скачет. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, и утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек — четыре штучки.
Загадки
Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Чаш)
Он идет, волну сечет, из трубы зерно течёт. (Комбайн)
По дороге, по пути весело качу. А с конца меня прочти — нож я наточу. (Колесо — оселок)
Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло-
жения,
В
Во дворе чужая
залетела бабочка.
Катят
На почте есть
Упражнение.Составить предложения по картинкам.
Упражнение.Произносить (читать) тексты.
Загадки
Пять мальчиков, пять чуланчиков. Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.
Каждый мальчик в свой чуланчик.(Перчатка)
Из железа тучка, А у тучки — ручка. Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку. (Лейка)
Барсучиха-бабушка Испекла оладушков, Угостила двух внучат — Двух драчливых барсучат.
Были бы у ёлочки Ножки,
Побежала бы она По дорожке. Заплясала бы она Вместе с нами, Застучала бы она Каблучками.
А внучата не наелись, С рёвом блюдцами стучат. Ну-ка, сколько барсучат Ждут добавки И молчат?
(Т. Белозёров)
А у наших у ворот Чудо-дерево растет. Чудо-чудо-чудо-чудо Расчудесное! Не листочки на нём, Не цветочки на нём, А чулки да башмаки, Словно яблоки!
(К. Чуковский)
Упражнение.Выучить наизусть стихотворения.
Наша Таня
Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч!
(А. Барто)
Кто чего хочет
Хочет твой бумажный змей Взвиться в небо к тучам. Хочет жёлудь стать скорей Деревом могучим.
Хочет поле, хочет сад Солнечной погоды. Мирно, дружно жить хотят На земле народы.
(С.Погореловский)
Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать тексты.
Яичко
Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.
Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.
Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.
Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить.
(По Н. Сладкову)
Паучок
Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой — сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попадёт муха в паутину большая — наемся».
Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой — всю паутину разорвала и улетела.
Дёргается паутина — паучок думает: «Большая муха попалась».
Смотрит паучок — ни мухи, ни паутинки.
(Н. Дилакторская) 135
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|