Сделай Сам Свою Работу на 5

В гостях у Дедушки Мороза





(Сказка)

Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой Дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.

— Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла. Помо­жешь мне. Приготовь мне постель, да перину хорошенько взбей.

Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать снежок, а под ним — зелёная травка.

— Зачем ты, дедушка, зелёную травку под снежной периной
держишь? — спросила Маша.

— Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит травку.
Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная перина
растает. Травка вырастет, и будет славная рожь.

Тут Маша и проснулась.

Зимняя тишина

Зима не всегда злая с её морозами и снежными метелями Бывают и хорошие деньки. Замечательно, когда падает сне­жок в тихую погоду. Несутся, слегка кружатся снежинки в воздухе. Ложатся на землю, на крыши домов... Тишина. Даже снежок не скрипит под подошвами прохожих. Прислушаешься и услышишь, как шуршат, шелестят снежинки. Подставишь ладошку — серебристые снежинки сразу тают.

Упражнение.Выучить наизусть стихотворение.

Осеннее утро



Жёлтый клён глядится в озеро, Просыпаясь на заре. За ночь землю подморозило, Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится, Веткой сломанной прижат, На его озябшей кожице Капли светлые дрожат.

(О. Высотская)

 

Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Тяжёлая ноша

Купила лиса пуд зерна у медведя. Несёт домой, и что-то ей ноша лёгкой кажется.

«Обманул меня медведь, — думает лиса, — насыпал зерна меньше пуда. Вернуться свешать? Скажут — отсыпала зерно».

Пошла лиса дальше, а ноша ей тяжелее кажется. «Зря я косолапого оговорила: зерна, может, и больше пуда».

Шагает лиса, и уже невмоготу нести мешок. Сбросила ме­шок и думает: «Тут не меньше как полтора пуда. Эх, Миша, Миша, если всем так вешать будешь — проторгуешься!...»

(По И.Ракитину)

Про бабусю и лису

(Сказка)

Шла бабуся. Несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось ли­се поживиться. Лиса вперёд забежала. Легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно, пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала вперёд. Лежит на дороге. Бабусю ждёт. Бабуся думает: «Ну и дела!» И дальше пошла.



Шла она, шла. Глядит — опять на дороге лиса лежит. Ба­буся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не при­снится. Заберу-ка я всех. Да сошью доху на пушистом лисьем меху!»

Оставила бабуся гуся на дороге. И пошла собирать лисиц. Возвратилась ни с чем бабуся — ни лисы, ни гуся!

Как ёжик шубу менял

В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.

Ёжик спрашивает зайца:

— Ты где шубу сменял?

— Вот там, у старого дрозда.

— А мне нельзя сменять свою шубу?

— Я не знаю, сходи попроси.
Пошёл ёжик к дрозду и говорит:

— Я тоже хочу в белой шубе ходить.

— Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю.
Снимай свои иголки.

Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая.

И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. По­пытался убежать от лисы — бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, побли­зости его нора оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит.

Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы — и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду.

— Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!

С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её. Она, не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь — сам не рад будешь!



(А. Суконцев)

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ


Нормальная установка при произнесении звука.

1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке звука щ, прижаты к верхним корен­ным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на нёбо. Мышцы языка напряжены.

2. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены.

3. Зубы сомкнуты либо сближены.

4. Выдыхаемый воздух выходит посредине языка
в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесён­
ной ко рту, ощущается теплая длительная струя воз-
духа, выходящая с некоторым напряжением.

5. Звук щ глухой, мягкий.

К постановке звука щ можно приступать лишь после постановки звука ш. Вначале необходимо оп­робовать постановку звука по подражанию. Если уп­ражнения по подражанию не дают эффекта, надо переходить к выполнению приводимых ниже упраж­нений. В случае плохого произношения звука щ не­обходимо добиться его постановки. Звук щ произносится так же, как звук ш, только более уд-линенно и напряженно вследствие сильного давления на нёбо.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение. Открыть рот. Присосать весь язык к небу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка полнят к передней части нёба (у альвеол). Это уп­ражнение ребенок выполняет с помощью логопеда,


который подкладывает ему под язык свой палец в го­ризонтальном положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части.

Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук ш. Будет слышаться звук щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируются логопедом за счет давления паль­цем.

Необходимо добиться долгого звучания. Для боль­шей убедительности при произнесении звука логопед произносит звук щ вместе с ребенком.

Примечание. Какие могут быть ошибки при по­становке звука щ?

1. При выдыхании (когда произносится звук ш)
кончик языка отходит от альвеол. Образуется боль­шая щель, через которую проходит воздух. Вместо
звука щ слышится звук ш или просто глухой свист.
При правильном выполнении упражнения кончик
языка служит как бы щитком, не пропускающим ча­стично воздух. Воздух прорывается через более уз­
кую щель, чем при произнесении звука ш.

2. Язык не должен ускользать из-под пальца.
Кончик языка лежит у альвеол. Если же кончик язы­ка ускользает из-под пальца и продвигается в глубь
рта (за альвеолы), то звук щ не слышен, либо слы­шен неясно.

Упражнение без помощи логопеда. Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребенок.

Упражнение в произнесении звука без помощи пальца. Если это упражнение не получается, допу­скается произнесение слогов и слов с подкладывани­ем пальца.


 

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Щ В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение.Произносить (читать) слоги.

ОБРАЗЕЦ: ЩА, ЩУ, ЩЁ, ЩИ, ЩЕ.

ща—щу—щё ща—щи—ще щу—щи—ще щё—щи—ще ща—щу—щи ща—щё—ще

Упражнение.Произносить (читать) слоги.

Если слова произносятся с подкладыванием под язык пальца, то на слогах без звука щ палец вынимается. После закрепления произношения слова произносятся без подкладывания пальца.

С ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: щ – у-ка, пи-щ – ать, та-щ – и.

ща

Обещать, пищать, угощать, вращать, трещать, прощать, поме­щать, обращать, дощатый, возвращать, восхищать.

щу

Ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, трещу, щука, щупать.

щё

Ещё, щёки, щётка, щёлкать, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый.

Щи, ще

Щи, щит, лещи, плащи, пищит, трещит, защита, щель, щеп­ка, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение.

Без ударения на слоге.

ОБРАЗЕЦ: ве-щ – и, пло-щ – адь.

Ща, щу

Гуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащут, блещут,

плещут, на ощупь.

щи

Вещи, ящик, овощи, клещи, общий, тащит, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гу­дящий, дымящий, дрожащий.

Упражнение.Произносить (читать) обратные слоги.

ОБРАЗЕЦ: ащ—, ощ—, ущ—, ыщ—, ящ,

ющ—, ищ—, ещ—.


ащ—ощ—ущ—ыщ ящ—ющ—ищ—ещ ащ—ящ—ащ

ощ—ещ—ощ

Упражнение.Произносить (читать) слова.


ыщ—ущ—ощ—ащ ещ—ищ—ющ—ящ ущ—ющ—ущ ыщ—ищ—ыщ


ОБРАЗЕЦ: ве щь —, това-ри щ —.

Лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник.

Упражнение.Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение.Произносить (читать) слова.

ОБРАЗЕЦ:Вова поймал лещ – а. Щ - и варят из овощ – ей. Миша надел пла – щ – . Волк хи – щ – ный зверь.

 

Дети ищут грибы. Петя надел плащ. Щенку дали хрящ. На помощь Ване пришёл товарищ. Луна освещает рощу. В озере лещи. Угощай товарища. В роще щеглы. Во дворе пищит ще­нок. Волки рыщут, пищу ищут. В роще аист крыльями полощет. У меня пропал челнок, утащил его щенок. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут. Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище!

Загадка

Серый, зубастый, по полям рыщет, телят, ягнят ищет.

(Волк)

Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.



пищит, просит пищи.



В дождь


нужная вещь.



— хищная рыба.


 

 

Упражнение.Составить предложение по картинкам.

Упражнение.Произносить (читать) текст.

Под одним плащом

Ваня ждал, когда дождь перестанет. Но мелкий дождик не прекращался. У Вани не было плаща. К нему подошел его товарищ Митя. У него плащ.

— Давай накинем плащ и пойдем вместе, — сказал Митя.
Товарищи вышли. Они быстро шли по дощатому тротуару.

Ваня дошёл до своего дома, попрощался с Митей и поблаго­дарил за помощь.

Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать тексты

Храбрые щенята

Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щенки на небо. Видят щенки жёлтый блестящий полукруг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. А полукруг стал кругом. Ис­пугались щенки.

— Давай лаять, — говорит один щенок.

— Давай, — согласился другой щенок.
Залаяли щенки. А круг поднимается ещё выше.

— Испугался! — радуется первый щенок.

— Убегает! — говорит другой щенок.
Весело лают щенки.

(По М. Петрову)

Щеглята

Прилетели в рощу краснощёкие щеглы. Свили гнездо, и у них появились щеглята. Полез Витя на дерево поглядеть на щеглят. Щеглов-родителей не было. Но щеглята не подпусти Витю. Ещё летать не умели, по веткам удирали от Вити. Два щеглёнка упали. Одного Витя поймал. Пищит щеглёнок щиплет Вите руку. Посадил Витя дрожащего щеглёнка на ветку. А щеглёнок замер, и не видать его. Не догадается хищник, что это щеглёнок. Так щеглята спасаются.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ — С Упражнение.Произносить (читать) слоги.

ща—ся щу—су щё—сё щи—си

ся—ща сю—щу сё—щё си—щи

ащ—ась ощ(ощь)—ось ящ—ясь

ющ—юсь ищ—ись ещ(ещь)—есь

ась—ащ ось—ощ(ощь) ясь—ящ

юсь—ющ ись—ищ есь—ещ(ещь)

Упражнение.Произносить (читать) слова.

С прямыми слогами.

Щёки, щётка, мощёный, щука, угощу, щи, щит, щель, щепка. ищейка, щавель, трещина, щипать, щегол, щенок, щетина, посёлок, гусёнок, сито, кисель, сети, семья, сила, Сеня, сено. семена, осень, сеять, Сима, косилка, носилки, лисята, поросята.

С обратными слогами.

Лещ, вещь, овощ, плащ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, навесь, авось, злюсь, карась, брысь, брось, колосья.

3. Слова со звукамищ, с.

Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носише, освещать, сгущенный, щурился, блестящий, настоящий, освещение, восхищение, светящийся.

 

 

Упражнение.Составить предложения по картинкам.


Упражнение.Произносить (читать) предложения.

У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусё­нок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка. Повесь эту вещь в шкаф. В пру­ду лещи и караси. Возле села роща. В роще осины. На оси­нах щеглы. Овощи созревают летом и осенью.

Упражнение.Произносить (читать) тексты.

Щенок такой тщедушный был! Его я щами всё кормил, От злющей стужи защищал, Щенок от радости пищал, Ещё бы! Он счастливым рос. Теперь мой щен не щен, а пёс — Настоящий!

(А. Барто)

Рыбалка

Дядя Семён и мой товарищ Вася взяли меня удить рыбу в пруду. Дядя Семён поймал леща и карася. Лещ и карась жирнущие. Я чищу леща и карася. Вася носит для костра сухие ветки, ищет щепки. Дядя Семён ещё удит.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.