Сделай Сам Свою Работу на 5

В мороз береги щёки и нос





Вася и Сеня возвращались домой. Они были в роще. В роще каток. Ребята несли коньки, они устали. Был сильный мороз. Он щипал щёки и нос. Вася тёр щёки, а Сеня не тер. Он не ощущал, что щека у него замерзает. Вася увидел, что щека у товарища побелела.

— Три щёку, Сеня!

— У меня руки не двигаются, замёрзли, — говорит Сеня.
Вася стал тереть товарищу щёку варежкой. И щека покраснела.

Упражнение.Выучить наизусть стихотворение.

Целый день поёт щегол А Маша не боится

В клетке на окошке, Ни кошки, ни щегла.

Третий год ему пошёл, Щеглу дала напиться,

А он боится кошки. А кошку прогнала.

(А. Барто) Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать текст.

Щегол Фома

Приехал ко мне внук. Купил я ему клетку со щеглом. Понравился щегол внуку, и он назвал его Фомой. Давал bhyn Фоме подсолнух. Щегол щёлкал семечки, но скорлупа была твёрдой. Щегол сердился. Зато ему нравились семена репея. Кот Васька пытался поймать щегла. Но Фому защищала клетка. Потом Васька свыкся с Фомой. А щегол постепенно перестал обращать на него внимание. Мы любили слушать щебет щегла.

Летом внук выносил клетку в сад. На клетку садились дру­гие щеглы. Подбирали семена. И попадались в ловушку. Фо­ма сердился на щеглов-новосёлов. Внуку они тоже не нравились. Пели хуже. Он дарил щеглов товарищам.



Раз Фома едва не попался. Соседская кошка подкралась к клетке. Фома привык к Ваське. Потому не обращал внимания на кошку. Но другие щеглы всполошились. И кошка не ус­пела схватить Фому.

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ - Ш

Упражнение.Произносить (читать) слоги.


ща—ша ша—ща ащ—аш аш—ащ


щу—шу шу—щу ющ—юш юш—ющ


щи—ши ши—щи ещ—еш еш—ещ


ше—ще ще—ше


Упражнение.Произносить (читать) слова.

Ща—ша


гуща—туша чаща—чаша роща—пороша


пищать—лишать трещать—решать щавель—шалфей


помещать—помешать обещать—мешать навещать—вешать укрощать—украшать

Щё —шё

щёлк—шёлк щётка—шёрстка

щёки—шёпот лущёный—тушёный

мощёный—гашёный


пищу—пишу прощу—прошу


Щу—шу

угощу—укушу помещу—спешу

ЩИ — ШИ


щука—шубка


 


пищи—пиши трещи—реши


защита—зашита лещи—ерши


плащи—наши вещи—ваши


 


Ще — ше




щепка—шейка щебет—шелест
ищет—пишет пуще—тише

вращение—решение

Упражнение.Назвать предметы, изображённые на картинках.


 




 


 


 




 


Упражнение.Произносить (читать) предложения.

Суши мокрые вещи. Паша идёт в рощу. У Гриши щенок. У Даши болит щека. Саша щёлкает орехи. Щёки у Маши розовые. Сук под Мишей затрещал. Щи да каша — пища наша. Мы наловили лещей и ершей. Плащи вешают в шкаф. Хороша уха из щуки и ершей. Тётя Даша угощала Машу. Ты ведь обещал не мешать. На площади шумит народ. Мы рва­ли щавель и шалфей. Птичка верещала, думать мне мешала. Мы решили возвращаться. Шелестит листва, и щебечут пти­цы. В реке только ерши, а в озере только лещи. Ищешь. ищешь — не найдёшь, не разыщешь — так пойдешь. Под кувшинками в тиши ходят важные лещи.

 

 

Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.




У

Мне нужны

Вышел

шуба толстая.

из рощи на шоссе.

 

 


, поспеши их отдать.


не любит, чтобы её чесали по шерстке.

Упражнение.Произносить (читать) тексты.

В роще

Миша и Паша — хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними щенок. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Щенок бегал. Потом в рощу при­летела сорока. Она затрещала. Щенок испугался и запищал. Мише и Паше было смешно.

Ледоход

Шура и Маша пошли на реку. Они смотрели ледоход. Тре­щал лёд. Стоял страшный шум. Мощная сила ломала льдины. Почему-то маленький щенок побежал к реке. Шура кинулся

 

и оттащил щенка. Щенок пищал, но Шура его не слушал. Шура и Маша потащили щенка домой.



Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать текст.

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться.

Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно расто­пырил едва прораставшие крылышки.

Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки он не усидел на ветке...

Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищал­ся героизмом маленькой пташки.

(По И. С. Тургеневу)

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц


Постановку звука ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков сит.

Нормальная установка при произнесении звука ц.1. Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с небом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом. Кончик язы­ка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи.

2) Губы растянуты в улыбке.

3) Зубы при произнесении звука сомкнуты или
сближены. При произнесении гласного звука в пря­мых слогах зубы размыкаются.

4) Воздух выдыхается толчком в момент размы­кания языка с нёбом. На ладони, поднесённой ко
рту, ощущается холодный поток воздуха.

5) Звук ц твёрдый, глухой.

Звук ц образуется при слиянии звуков тис.

При произнесении звука ц выдыхаемая струя воз­духа является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука спридаёт аффрикате ц свистящий оттенок.

Однако хорошее произнесение звуков тис в от­дельности ещё не гарантирует постановку звука ц по подражанию.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для развития напора выдыхаемого воздухаПросунуть между зубами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межгубный твёрдый звук т.

Упражнения для языка.1) Открыть рот. Кончи­ком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (При произнесении изо­лированного нормального звука т кончик языка упи­рается в передние верхние зубы.) Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кон­чик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напряжены, растянуты в улыбке. Контроль ла­донью руки.

Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произне­сении звука ц.

Примечание. При произнесении звука, имитиру­ющего звук т, кончик языка упирается в верхние пе-


 

редние зубы (как при произнесении твёрдого звука т), и цель упражнения не достигается.

2) Открыть рот. Кончиком языка напряжённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным.

Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика


языка от нижних передних зубов. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук ц.

Примечание. В момент выдоха при неподвижном кончике языка зубы размыкаются, и поэтому слы­шится короткий звук с.

3) Повторить предыдущее упражнение без зажа­тия зубами боковых краёв языка.

Примечание. Иногда вместо звука ц слышится глухой слог цэ (или иногда ца), если per широко от­крыт.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение.Произносить (читать) слоги.

ОБРАЗЕЦ: А Ц, О Ц, У Ц, Ы Ц, Я Ц, Е Ц, И Ц,

ЕЦ.


ац—оц—уц—ыц яц—ёц—иц—ец ац—яц—оц—ёц ёц—оц—яц—ац

Упражнение.Произносить (читать) слова. 1. С ударением на слоге.


ыц—уц—оц—ац ец—иц—ёц—яц ыц—иц—уц—ец ец—уц—иц—ыц


ОБРАЗЕЦ: МАТ-РА – Ц, БО-Е – Ц.

Ац, ёц, иц, яц

Паяц, матрац, клёцки, шприц.

ец

Боец, отец, жнец, борец, гонец, конец, жилец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, образец, леденец, молодец, наконец, продавец.

 

Без ударения на слоге.

образец: коло-дец.

Заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, братец, беженец, ко­лодец, мизинец.

Упражнение.Назвать предметы, изображённые на картинках.






Упражнение.Произносить (читать) предложения.

образец: У Вовы ранец. Во дворе колодец.

Ваня поит овец. У Маши леденец. В кустах заяц. Вова — хороший пловец. Колодец глубокий. Мой дядя — кузнец. Вы­бей матрац. Возьми огурец. Продавец подал перец. Морозец румянит людей. Я порезал мизинец. Теперь там рубец. Зиме конец, прилетел скворец. Маленький братец суёт в рот палец.

Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.



У Нины

в кастрюлю

Клади


 

ОБГЛОДАЛ КОРУ.


Упражнение.Произносить (читать) текст.

Братец

У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Мама меня просит следить за Ваней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Может сунуть палец в рот собаке. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вырастет Ваня — будет моло­дец.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ПРЯМЫХ СЛОГАХ Упражнение.Произносить (читать) слоги.

образец: ца, цо, цы, це.

ца—цо—цы—це це—цы—цо—ца

цо—цы—це—ца цы—це—ца—цо

ца—це—цы—цо цо—це—цы—ца

Упражнение.Произносить (читать) слова. 1. С ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ:ЛИ-ЦО, ЖИЛЬ-ЦЫ.

Ца, цо

Овца, цапля, пыльца, мерцать, лицо, яйцо, кольцо, крыльцо, ружьецо, цокать, деревцо, пунцовый.

Цы, ци

Цып-цып, цыган, отцы, бойцы, жильцы, концы, пловцы, пев­цы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продав­цы, цирк, цифра, циркуль, цинковый.

це

Цех, цель, центр, цепкий, целый, оценка, рецепт, офицер, за­цепка.

Без ударения на слоге.

образец: зай-цы, мелъни-ца.

ца

Яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, граница, больница, пшеница, рукавица, курица, кольца, кашица, кожица, горница, пятница, умница, конница, кузница, луковица, пугови­ца, царапина.

Цы, ци

Овцы, зайцы, улицы, больницы, пальцы, луковицы, пуговицы, мельницы, ножницы, рукавицы, цыганка, цыплёнок, цинга, ци­линдр, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция.

Упражнение.Назвать предметы, изображённые на картинках.


 





 


 

 

Упражнение.Произносить (читать) предложения.

На цепи собака. На опушке заяц. В конце деревни кузница. У нашего дома акация. Мне нужна пуговица. Подай мне ножницы. Мы по улице бежим. Бойцы охраняют границы. У Вовы на пальце царапина. В колодце холодная водица. В мешке огурцы и луковицы. На улице морозец, бери рукавицы. Ходят по улице мокрые курицы. К колодцу пришли овцы. Зайцы обглодали деревцо. По улице едет конница. В цирке мы видели медведицу. Молочница цедила молоко. У восьмёр­ки два кольца без начала и конца.

Загадка

Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.(Ножницы)

Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.



Курица снесла



ковал кузнец.



Я потерял




с молоком.

На крыльце


 



Продавец принёс

 

Упражнение.Произносить (читать) тексты.

Посылали молодицу На улицу по водицу. А водица далека, А бадейка велика. Ты, девица, не ходи, Молодица, посиди.

На границе

Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами отец охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика.

Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать текст.

Цыплята

Вывела курица цыплят. Все они одинаковые, пушистые. Да­ла курица им имена. Цыплёнка, который родился первым, ку­рица назвала Цып. Цыплёнка, который родился вторым, курица назвала Цып-Цып. Цыплёнка, который родился треть­им, она назвала Цып-Цып-Цып.

Чем позже родился цыплёнок, тем длиннее у него было имя. Самое длинное имя было у десятого цыплёнка — Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып.

Когда цыплята получили имена, они стали ссориться. Цып­лёнок, имя которого было длиннее, ссорился со всеми, у кого имена были короче. Цып-Цып не здоровался с Цыпом. Цып-Цып-Цып задирал нос перед Цыпом и Цып-Цыпом. Са­мым гордым был десятый цыплёнок. Он носил самое длинное имя.

(По М. Петрову) 107

 

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц - С

Упражнение. Произносить (читать) слоги.


ца—са са—ца аца—аса аса—аца ац—ас яц—яс ос—оц ис—иц


цо—со со—цо ацо—асо асо—ацо оц—ос иц—ис ус—уц ес—ец


цу—су су—цу ацу—асу асу—ацу уц—ус ец—ес ыс-ыц


цы—сы сы—цы ацы—асы асы—ацы ыц—ыс ас—ац яс—яц


Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ц и с.

Спица, синица, лисица, сестрица, лестница, гусеница, сахар­ница, словцо, письмецо, песцы, скворцы, ресницы, сальце, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый.

Ца—са, цо — со, цу—су


овца—оса пыльца—полоса цапля—сабля


кольцо—колесо цокот—сокол


к лицу—лису

к кольцу—к колесу


Цы — сы


ЦЫП-ЦЫП—СЫПЬ-СЫПЬ

овцы—косы куцый—русый цыкать—сыпать


концы—носы ресницы—волосы умельцы—рельсы


Це—се


цель—кисель целый—серый


ценный—осенний цены—сено


цедить—сердить целина—седина


 

Упражнение.Назвать предметы, изображённые на картинках.


 




 


 


 




 


Упражнение.Произносить (читать) предложения.

Целый стакан. Сломанное деревцо. Пёстрая курица. Свежая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила са­харницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце и к нам в оконце. На акации сидела синица. Скворец принес гусеницу. Целый день сияло солнце. Сентябрь — осен­ний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светил в окно. В мае зацвели сирень и акация. Целый месяц дети были в лагере.

Загадка

На сосне дворец, во дворце певец, а зовут его ... (скворец).

Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.



Синица схватила


 


 



Бабушка вяжет


крадётся к зайцу.


Упражнение.Составить предложения по картинкам.




 


 


Упражнение.Произносить (читать) тексты.

Загадка

Привела я солнце На своё оконце, К потолку повесила Стало дома весело.

Наши друзья


(Лампа)


В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особен­но опасны гусеницы. Гусеницы поедают листья. Деревцо поги­бает. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы, дятлы и другие птицы. Синицы, снегири и дятлы живут у нас и зи­мой. Для скворцов ребята делают домики. Прилетают сквор-

 

цы, несут яйца, выводят птенцов. На полях скворцы истреб­ляют саранчу и других насекомых. Они спасают посевы. Бе­регите птиц.

Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать текст.

Лиса и цапля

(Сказка)

Позвала лисица цаплю в гости. Сварила кашицу и размаза­ла на блюдце. Поставила блюдце перед цаплей и говорит:

— Ешь, цапля, вкусная кашица!

Стукала, стукала цапля по блюдцу носом. Так и не поела кашицы. А лисица языком кашицу лизала и наелась. Обиде­лась цапля на лисицу.

Зовёт цапля к себе лисицу. Сварила кашицу в кувшине и говорит:

— Ешь, лисица, вкусная кашица!

Рыльце у лисицы не лезло в кувшин. Поэтому не могла лисица добраться до кашицы. А у цапли нос длинный, и она целый кувшин кашицы съела.

Поняла лисица, что за хитрость цапля отплатила хитростью.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц-Т Упражнение.Произносить (читать) слоги.

 

ца—тя цо—те цу—тю цы—ти це—те
тя—ца те—цо тю—цу ти—цы те—це
ац—ать оц—оть уц—уть яц—ять ец—еть
ать—ац оть—оц уть—уц ять—яц еть—ец

Упражнение.Произносить (читать) слова со звуками ци т.

Теплица, темница, таблица, столица, страница, сестрица, пят­ница, телятница, отцы, птенцы, танцы, центры, ситец, цокать, концерты, рецепты, проценты, цыплята, платьице, полотенце.

 

 

Упражнение.Произносить (читать) слова.

Цы (ци) — ти, це — те


цирк—тир

цыкать—тикать цыплята—тигрята медицина—Валентина


цепкий—терпкий ценный—тесный сцены—стены целлофан—телефон


 


борец—гореть боец—болеть жилец—жалеть


Ец —еть, яц —ять

глупец—глупеть кузнец—тускнеть молодец—молодеть


заяц—лаять месяц—десять паяц—паять


Упражнение.Назвать предметы, изображённые на картинках.


 





 


Упражнение.Произносить (читать) предложения.

Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице. У Тани тёмное платьице. Отец ездил в столицу. Митю поцарапал котёнок. Цыплята не умеют плавать. Котёнок лакает из блюдца. Катя поливает цветы. На акации поют птицы. Птицы выводятся из яиц. Те­лятница возится с телёнком. Котёнок гоняется за цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы сушатся на улице. Малиновым цветом цветут лепестки. Сестрица испортила в книге страницу. Нету месяца — темно, звёзды светятся в ок-

 

 

но. Зиме конец! Летит скворец и громко напевает. У плетня на улице встретились две курицы, курицы-наседки, добрые со­седки.

Загадки

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

(Морковь)

Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их?

(Трое)

В ярком платье модница — погулять охотница. От цветка к цветку порхает, утомится — отдыхает.

(Бабочка)

Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Ната вытирается



Во дворе

и



растут в теплице.


Упражнение.Произносить (читать) тексты.

БукваЦ


Букв немало мы узнали, Добрались до буквы ц.

Есть слова, где ц — в начале, Где—в средине, где в конце.


Цепь, цветок и цифра — тут Ц в начале все прочтут,

А в словах отец, боец

Ц мы пишем под конец.


 



 

 


 


Цапля ходит по болоту, Ждут в гнезде её птенцы. Цирк откроется в субботу, Уж приехали борцы.

В цех явились на работу Молодые кузнецы.


В каждой строчке — буква ц, Словно камушек в кольце.

И на каждой есть странице,

На границе и в столице.

И в цыплятах на крыльце Тоже есть две буквы ц.

(Л. Дьяконов)


Цыплята и утята

У курицы было десять цыплят, а у утки — пять утят. Цы­плята и утята вместе ходили по двору. Повела утка утят ку­паться. И цыплята за утятами. Поплыли утята, а цыплята не умеют плавать. Стали они жаловаться курице. А мать-курица показала, как можно купаться в пыли.

Одиннадцатый цыплёнок

Курица вывела десять цыплят и повела их гулять. А одно яйцо закатилось, и курица его не заметила. Одиннадцатый цыплёнок пробил скорлупу и вылез из яйца. Светило солнце, пели птицы. Но цыплёнку было грустно. Он был один и не знал, как его звать.

Цыплёнок пошёл во двор. Там он увидел котёнка. Но ко­тёнок не знал, как зовут цыплёнка.

Пошёл цыпленок дальше и увидел щенков. Но и они не знали, как зовут цыплёнка. Стало темно. Цыплёнок забрался в уголок и уснул.

Проснулся цыплёнок рано. Он хотел пить и есть. Вдруг кто-то пискнул. Перед цыплёнком стоял незнакомец, такой же пушистый.

— Ты кто? — спросил незнакомец.

Цыплёнок не успел ответить. Во двор выбежала целая ва­тага похожих на незнакомца комочков.

«Мы — цыплята!» — кричали они. И цыплёнок узнал своё имя.

(По М. Петрову)

 

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.