|
Долг и ответственность как фактор совместной деятельности
Одной из проблем, изучаемых деонтологией, является обоснование места долга и ответственности в человеческом бытии, их роли как необходимых предпосылок человеческого существования.
Человек — существо деятельностное, поэтому деятельность — одна из сущностных характеристик человека и важнейшая категория наук о человеке.
Деятельностьпредставляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, тем самым делая себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей деятельности. Деятельность человека всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Она имеет общественный характер и определяется общественными условиями жизни. Закономерный характер деятельности людей определяет закономерный характер развития всех сфер общественной жизни. Деятельность носит конкретно-исторический характер, представляя собой способ существования данной социальной реальности.
Деятельность — система многоаспектных и многоплановых предметных взаимодействий индивида с предметной действительностью, в широком смысле — с окружающим миром, в результате чего и осуществляется производство и воспроизводство субъектом материальных и духовных ценностей. Как общенаучная категория «деятельность» входит в понятийно-категориальный аппарат многих научных дисциплин.
В философии «деятельность» — важнейшая категория, обозначающая специфически-человеческий способ отношения к миру: «предметная деятельность». Процесс деятельности человек соотносит как со своими потребностями и целями, так и с природой и особенностями предмета деятельности, делая его мерой и сущностью своей активности. При этом человек не просто взаимодействует с природой, а постепенно включает ее в состав своей материальной и духовной культуры. В процессе деятельности человек создает новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык. Поэтому, изменяя внешний мир, человек изменяет и самого себя.
Деятельность представляет собой функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. В структуре человеческой деятельности выделяются: субъект деятельности (человек), объект (предмет труда), средства деятельности (орудия труда) и среда, в которой деятельность осуществляется (жизненный мир человека). При характеристике уровня развития общества, человека, достижений в тех или иных сферах профессиональной деятельности, как правило, именно они принимаются во внимание в первую очередь. В общей структуре системы деятельности можно выделить такие функциональные блоки, как мотивы, цели, программы, информационные основы, решения, подсистема профессионально значимых качеств.
Мотивация деятельности оказывает большое влияние на ее непосредственные результаты. Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности, соответствуя ей. В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей. В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности человека, каждый из которых, как правило, является сложным, так как включает в себя элементы различных видов деятельности. Усложнение потребностей человека и общества, повышение их требований к качественным и количественным характеристикам результата деятельности потенцирует процесс формирования профессиональных видов деятельности.
Все, что окружает современного человека, создано в результате совместной деятельности людей. Люди объединяют свои усилия в совместной деятельности для того, чтобы как можно полнее удовлетворить свои потребности. Целесообразная деятельность человека соединяет в единый процесс взаимодействие общества и природы, общественные отношения и производство материальных и духовных благ. При этом потребности и интересы людей характеризуют совместную деятельность членов общества. Реальной причиной социальных действий, событий, свершений, стоящей за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т.д. — участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, сообществ, является социальный интерес, т.е. форма, в которой индивид (группа, общество) непосредственно осознает свое реальное положение и свои потребности, выражающиеся в свою очередь в форме целей, которые ставит себе индивид (группа, общество). Одновременно целью взаимодействия является сам человек. Можно сказать, что отношения людей в обществе — это отношение взаимодействия целей, а не отношение средств к целям.
Как известно, генетически первым типом деятельности стала совместная деятельность людей. Она играет огромную роль в жизнедеятельности человека и общества, поскольку в ее процессе производятся, воспроизводятся и совершенствуются не только материальные ценности, но и человек, его образ жизни, общественные отношения и все общество. Наконец, в процессе деятельности человек формирует определенный тип ментальное™, способ мышления и чувствования, вытекающий из самого характера деятельности. Таким образом, деятельность решает задачи и материального, и духовною производства и воспроизводства. Совместная деятельность, направленная на достижение общезначимых целей, способствует сплочению ее участников, формирует в них чувство коллективизма, взаимной ответственности, товарищества, взаимоподдержки и взаимовыручки. Совместная деятельность делает возможным и естественным, а порой и желательным совместное потребление произведенного продукта.
Однако совместная деятельность оказалась бы не только бессмысленной, но и невозможной в принципе, если бы каждый из ее участников, исходя из соображений собственной выгоды, или предпочтений, или, наконец, настроения, выполнял бы лишь ту часть деятельности, которую ему хочется выполнить, или вообще уклонялся бы от совместной деятельности без объективных причин. Можно предположить, что такая деятельность была бы заранее обречена на неудачу, поскольку отдельные ее стадии, операции, процедуры и т.п. элементы оказались бы невыполненными индивидами, которым это было предложено (поручено) выполнить. В отсутствие чувства долга и ответственности каждый из формальных участников совместной деятельности руководствовался бы только собственными эгоистическими соображениями. Отдав предпочтение собственным ситуативным интересам и склонностям, такие индивиды свели бы на нет усилия других участников деятельности, беспечно относясь к собственной роли в общем деле. Если же при этом индивиды, не участвующие в совместной деятельности или участвующие в ней в качестве дезорганизующего начала, стремились бы принять участие в распределении и главное — потреблении полученного конечного продукта, одним из реальных результатов такой «совместной деятельности» мог бы стать конфликт, в итоге которого коллектив или сообщество, созданные для совместной деятельности, распались бы.
Далее, можно предположить, что неудачный опыт этой совместной деятельности привел бы к закономерному выводу, что участие в деятельности индивидов, чьи решения и действия непредсказуемы, нежелательно, поскольку интересы сообщества, выраженные в необходимости осуществления совместной деятельности, для них не имеют никакой ценности. Понятие долга для них имеет абстрактный характер и, во всяком случае, по их мнению, не имеет отношения к ним лично. Это приводит к выводу, что в отсутствие долженствования гарантированного положительного результата деятельности человек может добиться, полагаясь только на самого себя. Это означает, что всю деятельность, связанную с жизнеобеспечением самого себя, человек обречен выполнять самостоятельно, полагаясь только на самого себя. В связи с этим становятся невозможными специализация и кооперация в деятельности, что, в свою очередь, приводит к снижению уровня производительности труда, развалу производства, снижению уровня удовлетворения потребностей человека, деградации человека и общества. Можно обоснованно предположить, что и в архаический период истории человека долженствование наличествовало в отношениях, в противном случае феномен совместной деятельности не смог бы зародиться и эволюционировать, потенцируя развитие деятельности вообще, появление деятельности профессиональной. Закономерен вывод: в отсутствие долженствования и ответственности совместная деятельность людей невозможна.
Чувство долга и ответственности заставляет человека действовать, преодолевая не только трудности, которые неизбежны в деятельности, но и самого себя, свою слабость, неуверенность, отсутствие желания. Осознавая свой долг и ответственность перед непосредственными участниками процесса деятельности, коллективом, обществом за результаты не только своих личных действий, но и совместной деятельности, личность делает все от нее зависящее ради положительного конечного результата. Таким образом, долг и ответственность являются одним из действенных средств повышения эффективности деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|