Сделай Сам Свою Работу на 5

Долг и ответственность как фактор совместной деятельности





Одной из проблем, изучаемых деонтологией, является обоснова­ние места долга и ответственности в человеческом бытии, их роли как необходимых предпосылок человеческого существования.

Человек — существо деятельностное, поэтому деятельность — одна из сущностных характеристик человека и важнейшая категория наук о человеке.

Деятельностьпредставляет собой процесс, в ходе которого че­ловек творчески преобразует природу, тем самым делая себя дея­тельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей деятельности. Деятельность человека всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных обще­ственных отношений. Она имеет общественный характер и опреде­ляется общественными условиями жизни. Закономерный характер деятельности людей определяет закономерный характер развития всех сфер общественной жизни. Деятельность носит конкретно-исторический характер, представляя собой способ существования данной социальной реальности.

Деятельность — система многоаспектных и многоплановых пред­метных взаимодействий индивида с предметной действительностью, в широком смысле — с окружающим миром, в результате чего и осуществляется производство и воспроизводство субъектом матери­альных и духовных ценностей. Как общенаучная категория «деятель­ность» входит в понятийно-категориальный аппарат многих научных дисциплин.



В философии «деятельность» — важнейшая категория, обозна­чающая специфически-человеческий способ отношения к миру: «предметная деятельность». Процесс деятельности человек соотносит как со своими потребностями и целями, так и с природой и особен­ностями предмета деятельности, делая его мерой и сущностью своей активности. При этом человек не просто взаимодействует с природой, а постепенно включает ее в состав своей материальной и духовной культуры. В процессе деятельности человек создает новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык. Поэтому, изменяя внешний мир, человек изменяет и самого себя.

Деятельность представляет собой функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. В структуре человеческой деятельности выделяются: субъект деятельности (человек), объект (предмет труда), средства деятельности (орудия труда) и среда, в ко­торой деятельность осуществляется (жизненный мир человека). При характеристике уровня развития общества, человека, достижений в тех или иных сферах профессиональной деятельности, как правило, именно они принимаются во внимание в первую очередь. В общей структуре системы деятельности можно выделить такие функциональ­ные блоки, как мотивы, цели, программы, информационные основы, решения, подсистема профессионально значимых качеств.



Мотивация деятельности оказывает большое влияние на ее непо­средственные результаты. Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности, соответствуя ей. В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сфе­рой человека, лежит развитие системы деятельностей. В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности человека, каждый из которых, как правило, является сложным, так как включает в себя элементы различных видов деятельности. Усложнение потребностей человека и общества, повышение их требований к качественным и количественным характеристикам результата деятельности потен­цирует процесс формирования профессиональных видов деятель­ности.

Все, что окружает современного человека, создано в результате совместной деятельности людей. Люди объединяют свои усилия в совместной деятельности для того, чтобы как можно полнее удов­летворить свои потребности. Целесообразная деятельность человека соединяет в единый процесс взаимодействие общества и природы, общественные отношения и производство материальных и духов­ных благ. При этом потребности и интересы людей характеризуют совместную деятельность членов общества. Реальной причиной со­циальных действий, событий, свершений, стоящей за непосредствен­ными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т.д. — уча­ствующих в этих действиях индивидов, социальных групп, сообществ, является социальный интерес, т.е. форма, в которой индивид (группа, общество) непосредственно осознает свое реальное положение и свои потребности, выражающиеся в свою очередь в форме целей, которые ставит себе индивид (группа, общество). Одновременно целью взаимодействия является сам человек. Можно сказать, что от­ношения людей в обществе — это отношение взаимодействия целей, а не отношение средств к целям.



Как известно, генетически первым типом деятельности стала со­вместная деятельность людей. Она играет огромную роль в жизне­деятельности человека и общества, поскольку в ее процессе произво­дятся, воспроизводятся и совершенствуются не только материальные ценности, но и человек, его образ жизни, общественные отношения и все общество. Наконец, в процессе деятельности человек формирует определенный тип ментальное™, способ мышления и чувствования, вытекающий из самого характера деятельности. Таким образом, дея­тельность решает задачи и материального, и духовною производства и воспроизводства. Совместная деятельность, направленная на дости­жение общезначимых целей, способствует сплочению ее участников, формирует в них чувство коллективизма, взаимной ответственности, товарищества, взаимоподдержки и взаимовыручки. Совместная дея­тельность делает возможным и естественным, а порой и желательным совместное потребление произведенного продукта.

Однако совместная деятельность оказалась бы не только бес­смысленной, но и невозможной в принципе, если бы каждый из ее участников, исходя из соображений собственной выгоды, или пред­почтений, или, наконец, настроения, выполнял бы лишь ту часть деятельности, которую ему хочется выполнить, или вообще уклонялся бы от совместной деятельности без объективных причин. Можно предположить, что такая деятельность была бы заранее обречена на неудачу, поскольку отдельные ее стадии, операции, процедуры и т.п. элементы оказались бы невыполненными индивидами, которым это было предложено (поручено) выполнить. В отсутствие чувства долга и ответственности каждый из формальных участников совместной дея­тельности руководствовался бы только собственными эгоистически­ми соображениями. Отдав предпочтение собственным ситуативным интересам и склонностям, такие индивиды свели бы на нет усилия других участников деятельности, беспечно относясь к собственной роли в общем деле. Если же при этом индивиды, не участвующие в совместной деятельности или участвующие в ней в качестве дезорга­низующего начала, стремились бы принять участие в распределении и главное — потреблении полученного конечного продукта, одним из реальных результатов такой «совместной деятельности» мог бы стать конфликт, в итоге которого коллектив или сообщество, созданные для совместной деятельности, распались бы.

Далее, можно предположить, что неудачный опыт этой совмест­ной деятельности привел бы к закономерному выводу, что участие в деятельности индивидов, чьи решения и действия непредсказуемы, нежелательно, поскольку интересы сообщества, выраженные в не­обходимости осуществления совместной деятельности, для них не имеют никакой ценности. Понятие долга для них имеет абстрактный характер и, во всяком случае, по их мнению, не имеет отношения к ним лично. Это приводит к выводу, что в отсутствие долженство­вания гарантированного положительного результата деятельности человек может добиться, полагаясь только на самого себя. Это означает, что всю деятельность, связанную с жизнеобеспечением самого себя, человек обречен выполнять самостоятельно, полагаясь только на самого себя. В связи с этим становятся невозможными специализация и кооперация в деятельности, что, в свою очередь, приводит к снижению уровня производительности труда, развалу производства, снижению уровня удовлетворения потребностей человека, деградации человека и общества. Можно обоснованно предположить, что и в архаический период истории человека дол­женствование наличествовало в отношениях, в противном случае феномен совместной деятельности не смог бы зародиться и эволю­ционировать, потенцируя развитие деятельности вообще, появление деятельности профессиональной. Закономерен вывод: в отсутствие долженствования и ответственности совместная деятельность людей невозможна.

Чувство долга и ответственности заставляет человека действовать, преодолевая не только трудности, которые неизбежны в деятельности, но и самого себя, свою слабость, неуверенность, отсутствие желания. Осознавая свой долг и ответственность перед непосредственными участниками процесса деятельности, коллективом, обществом за результаты не только своих личных действий, но и совместной дея­тельности, личность делает все от нее зависящее ради положитель­ного конечного результата. Таким образом, долг и ответственность являются одним из действенных средств повышения эффективности деятельности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.