|
Долг и ответственность социального работника перед клиентом
Основное содержание долга социального работника перед клиентом заключается в содействии достижению клиентом благополучия, наиболее полной самореализации его личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями и возможностями клиента, и за выполнение этих требований социальный работник несет моральную и профессиональную ответственность.
Долг социального работника перед клиентом — отношение к нему как к ценности и организация деятельности, направленной на реализацию этой ценности. Основными требованиями профессионального долга социального работника в отношении клиента являются уважение его как личности. Выявление, поддержка и содействие развитию его наиболее значимых положительных качеств, объективная оценка его способностей и возможностей, разумная требовательность к ним являются важными составляющими долга специалиста. Установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения и уважения со стороны социального окружения — долг социального работника перед клиентом.
Клиент обращается в социальную службу за получением необходимой ему для разрешения трудной жизненной ситуации помощи. К сожалению, далеко не всегда его представления об объемах и содержании необходимой помощи соответствуют объективным возможностям социальной службы. Далеко не всегда клиент, впервые обращающийся к социальному работнику, точно знает, какую именно помощь он может получить в социальной службе. Не всегда клиент даже себе самому может точно объяснить основное содержание и особенно — причины трудной жизненной ситуации. В этом случае долг социального работника состоит в том, чтобы выявить сущность и причины трудной жизненной ситуации, тактично и исчерпывающе объяснить их клиенту, разъяснить его права на получение помощи в соответствии с действующим законодательством.
Особо следует подчеркнуть такое требование долга, как изучение внутреннего, духовного мира клиента. Внутренняя, духовная жизнь человека принадлежит только ему самому, является его неотъемлемой собственностью. Приступая к профессиональной деятельности, знакомясь с клиентом и его проблемами, решая (или способствуя решению) этих проблем, социальный работник неизбежно вторгается в личную жизнь индивида, соприкасается с его духовным миром. Поскольку одной из целей социальной работы является способствовать полному раскрытию потенциала личности, ее самореализации, обретению ею самой себя, социальный работник обязан знать внутренний мир своего клиента, умело и деликатно на него влиять.
Однако поскольку духовный мир человека — наиболее тонкая, деликатная часть его «я», грубое, бесцеремонное вторжение в него может привести к необратимым негативным последствиям. Внимательное, доброжелательное и чуткое отношение к мыслям, идеям, интересам клиента, его эмоциям и переживаниям, его социальным связям и отношениям на основе уважения личности поможет социальному работнику выполнить этот его профессиональный долг по отношению к клиенту. И разумеется, недопустимым является использование информации о клиенте в личных корыстных целях.
При этом социальный работник всегда должен исходить из того, что каждый человек есть ответственная, сознательная личность, стремящаяся к независимости и автономности. Это значит, что его клиент, несмотря на то что он обратился за помощью, признав собственную несостоятельность в решении некоторых вопросов, в значительной мере отвечает сам за себя. В соответствии с этическими принципами клиент, будучи субъектом собственной жизнедеятельности, вправе принимать решения о своей собственной судьбе, а значит, он должен нести за них ответственность.
В этом требовании видна вся сложность взаимоотношений социального работника и его клиента, долга специалиста перед клиентом: специалист профессионально подготовлен к своей деятельности, он обладает знаниями, умениями, навыками, опытом, имеет соответствующие полномочия и доступ к формальным и неформальным ресурсам. Клиент, напротив, оказался в трудной жизненной ситуации потому, что знаний, умений, навыков, опыта в решении определенного рода проблем у него недостаточно. Явное профессиональное превосходство социального работника над клиентом в решении такого рода проблем не может служить основанием для ощущения и тем более демонстрации морального превосходства и унижения клиента. Его профессиональный долг — проявить уважение к клиенту и оказать ему необходимую помощь, используя все свои возможности и ресурсы, в том числе неформальные.
Клиент не обладает знаниями и навыками в решении проблем, по поводу которых он обратился в социальную службу, его полномочия и ресурсы ограничены. Более того, попытавшись ранее самостоятельно решить свои проблемы и потерпев неудачу, он мог разувериться в собственных силах. Казалось бы, он не должен принимать решения и нести за него ответственность. Однако это неверно.
Задача социального работника в такой ситуации состоит в том, чтобы обеспечить возможность ответственного принятия клиентом решения, а значит, предоставить ему всю необходимую информацию о возможных способах решения проблемы, последствиях возможных решений, ресурсных затратах, преимуществах и недостатках каждого из возможных решений и т.п., поддержать его морально, заставить поверить в свои силы. Задача социального работника заключается также в том, чтобы обосновать возможность решения проблем, по поводу которых обратился клиент, самим клиентом с помощью социального работника.
Заставить человека поверить в себя, создать у него оптимистический настрой, возродить веру в положительный исход совместной деятельности, добиться активного субъектного участия в ней — долг социального работника перед клиентом. В этом случае он вправе ожидать, что клиент, принимающий решение о своей судьбе, разделит со специалистом и ответственность за все, в том числе негативные, последствия. Таким образом, долг социального работника проявить заботу о благе клиента и ответственность за него не противоречит ответственности клиента за самого себя.
Значительную роль в социальной работе играют отношения, складывающиеся между еоциалыiым работником и социальным окружением клиента — его родными и близкими, друзьями и соседями, сослуживцами. Социальное окружение клиента довольно постоянно; трудно, а порой и невозможно бывает отказаться от общения с членами семьи, другими родственниками, друзьями, соседями. Специалист должен учитывать это обстоятельство, особенно в том случае если его взаимодействие с клиентом носит временный характер. Опытный специалист всегда видит в социальном окружении своего клиента не только объект профессионального воздействия, но и своего союзника в решении проблем клиента, т.е. субъект социальной работы, поскольку близкие, как правило, объективно заинтересованы в улучшении условий жизнедеятельности своего родственника, друга, соседа. Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, учет его мнения и привлечение его к сотрудничеству на благо клиента, создание атмосферы полного доверия и взаимопонимания — профессиональный долг социального работника.
Его долг заключается порой и в том, чтобы изменить негативное отношение клиента к своему окружению, которое он мог оценивать как враждебное или, по крайней мере, безразличное, на позитивное, помочь увидеть и оценить в окружающих людях их достоинства, а также адекватно оценить возможную меру их участия в решении его проблем. Аналогичным образом, социальный работник должен сделать попытку изменить негативное отношение к своему клиенту членов его семьи и друзей, что зачастую может привести к частичному или даже исчерпывающему решению других проблем клиента. Недопустимыми являются попытки формирования субъективно негативного отношения клиента к членам его социального окружения, особенно если это делается для того, чтобы подчеркнуть позитивную роль самого специалиста в судьбе клиента.
Для плодотворного сотрудничества специалист должен объективно оценивать возможности социального окружения клиента, степень его сплоченности, готовности включиться в совместную деятельность, мнение окружающих по поводу обстоятельств и личности клиента и отношение к нему, а также, что немаловажно, степень индивидуализма и эгоизма членов окружения (в том числе и их группового эгоизма). Социальный работник обязан постоянно искать средства для обеспечения возможности участия и повышения заинтересованности социального окружения в решении проблем клиента, выполнения отдельных этапов и стадий общей работы, формировать коллективное мнение в пользу своего клиента. Создание крепкого, творчески работающего неформального коллектива, объединенного единством целей и задач — объективная потребность сотрудничества с социальным окружением клиента. Такой неформальный творческий коллектив, созданный усилиями социального работника с учетом мнения клиента, обладает большим творческим потенциалом не только в процессе непосредственной социальной работы, но и в последующий период, когда профессиональные услуги социального работника уже не будут нужны.
Вместе с тем социальный работник должен представлять те трудности, которые могут встретиться в его работе с социальным окружением клиента. Не следует забывать, что для некоторых членов окружения деятельность по оказанию помощи клиенту не является с формальной точки зрения должной и неизбежной: она для них лишь возможная сфера приложения сил. Кроме того, окружение клиента, видя в социальном работнике представителя официального института, обязанного на основании действующего законодательства выполнять свои функции в отношении клиента, может сознательно устраниться от совместной деятельности, рассчитывая на достаточность усилий специалиста и его официальный статус. К сожалению, это отнюдь не редкий случай.
Для специалиста недопустимо делать родным и близким клиента упреки в невмешательстве в судьбу клиента, равнодушии, делать категоричные, скоропшштельные заключения. В интересах социального работника доказать окружению клиента объективную необходимость и полезность участия в решении проблем клиента, преодолеть возникшее противоречие взглядов и мнений и отчуждение людей друг от друга. Пробудить в людях чувство моральной ответственности за благополучие близкого, возбудить их интерес к совместным действиям, тактично разъяснить их роли в отношении клиента, согласовать интересы с целью организации плодотворного сотрудничества в интересах клиента — долг социального работника. На этой основе социальный работник может добиться добровольного посильного участия членов окружения клиента в совместной деятельности и содействовать укреплению позитивных родственных и дружеских связей, которые в дальнейшем могут стать достаточным условием относительно благополучной жизни бывшего клиента социального работника.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|