|
Развитие педагогического коллектива.
Управление школой невозможно без создания педагогического коллектива – группы людей, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.
Руководству школы необходимо ясно представлять себе модель педагогического коллектива, ведущие идеи, которые требуется осуществить, и с учетом этого подбирать кадры. Комплектование педагогического коллектива позволяет директору школы эффективнее использовать оптимизационную идею комплексного подхода к подбору кадров. Речь идет об оптимальном сочетании в будущем коллективе педагогов разных возрастов, разного пола, разных творческих способностей, темпераментов и т.п.
Оптимизировать управление школой, внедрить с успехом новое в учебно-воспитательный процесс, выступить с инициативой, организовать эксперимент можно только со стабильным коллективом учителей и воспитателей. Наиболее эффективный путь стабилизации кадров в школе – педагогическая профориентация лучших выпускников школы с тем, чтобы через несколько лет коллектив пополнился своими же в недавнем прошлом лучшими воспитанниками. Оптимизационный эффект экономии времени достигается за счет того, что выпускники быстро илегко входят в школьный коллектив, так как им уже хорошо известны наставники, традиции коллектива, сложившаяся система требований, микроклимат в школе. Таким коллективом легче управлять, сведены к минимуму непроизводительные управленческие затраты на ликвидацию противоречий, ошибок. Экономия времени обеспечивается и за счет планомерного осуществления преемственности в подходе и расстановке кадров.
От руководства школы в работе по формированию и развитию педагогического коллектива требуется четкое понимание основной цели: формирование коллектива единомышленников, не формальных соучастников, а объединенных общими принципами работы соответчиков за то, чтобы из стен школы выходили люди, хорошо подготовленные к выполнению гражданских функций в обществе.
Для периода становления педагогического коллектива характерны еще несложившиеся отношения и психологические связи между сотрудниками, отсутствие единства в коллективе. Поэтому первые усилия руководства школы должны быть направлены на обеспечение идейного (в педагогическом плане), интеллектуального, организационного, волевого – в целом психологического единства педагогов, что позволит установить взаимосвязи, взаимовлияние и взаимодействие, превращающие группу разных, вначале малознающих друг друга людей в коллектив. Большое значение при этом приобретает социально-педагогический климат, который представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения.
Единство педколлектива обеспечивается прежде всего задачами школы, а также выдвижением перед учителями определенных педагогических проблем, методических тем, над которыми коллектив будет работать в предстоящие годы. Очень важно, чтобы ведущие темы были выработаны сообща руководителем школы с членами формирующегося коллектива, ибо только в этом случае цели коллектива воспринимаются каждым его членом как личные цели.
Интеллектуальное единство обеспечивается организацией работы педагогов по овладению достижениями педагогической науки, постоянным стимулированием их самообразования, всемерным развитием диалектического мышления, приучением их к постоянному анализу текущей работы, ломкой сложившихся у некоторых стереотипов обыденного мышления, постепенным пробуждением интереса к исследовательской деятельности.
Организационное единство формируется рациональным распределением функций управления между всеми членами коллектива, построением целостной управляющей системы школы, созданием связующих зависимостей людей друг от друга в работе на основе четкого знания и выполнения ими своих функциональных, должностныхобязанностей, продуманным распределением общественных поручений в коллективе таким образом, чтобы каждый педагог мог реализовать прежде всего наиболее развитые, сильные стороны своей личности.
Волевое единство вырабатывается принятием коллективных решений, формированием единой педагогической позиции всех работников школы по наиболее сложным вопросам жизни коллектива, требованиями коллектива к каждому члену в выполнении принятых решений, созданием необходимого общественного мнения.
В целом психологическое единство коллектива, в том числе и эмоциональное, и мотивационное, обеспечивается систематической воспитательной работой руководства школы и самого педагогического коллектива, созданием благоприятного психологического климата в отношениях между учителями, развитием взаимопонимания, взаимопомощи, бережного отношения к каждому члену коллектива. Все это в совокупности создает соответствующее поле морально-интеллектуального напряжения, без которого невозможно функционирование группы людей как коллектива.
Очевидно, что сплочение педагогического коллектива школы нельзя осуществить на одних идеях: оно реализуется прежде всего в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и др.), в общении. Для руководителя школы чрезвычайно важно тактичное управление общением в интересах сплочения и развития коллектива, создание таких условий, чтобы ни один учитель не чувствовал себя одиноким среди своих коллег. Управленцу нельзя упускать из поля своего зрения характер межличностных отношений (симпатий, антипатий и др.), коммуникативных связей внутри групп, из которых коллектив неизбежно состоит или которые неизбежно образуются в нем в конкретной ситуации.
Организуя учебно-воспитательный процесс, руководство школы должно постоянно помнить: среди всех задач, которые решаются на педагогических советах, совещаниях, собраниях, учительских конференциях, не должна упускаться задача сплочения коллектива педагогов, ибо стихийное развитие жизни учителей рано или поздно ведет к их разобщению.
Целенаправленная работа по сплочению педколлектива школы происходит при условии постоянного изучения личности учителя, его сильных и слабых сторон, реальных профессиональных возможностей, уровня культуры и т.п.
Обязательным, непременным условием всей работы с коллективом учителей, условием, не имеющим альтернатив, является признание всеми членами коллектива примата ребенка в школе, во всей педагогической деятельности. Можно проводить различные мероприятия среди педагогов и для педагогов, но коллектив не создается, если в центре всей работы не стоит личность ребенка.
Поэтому среди тех форм, методов и средств, которые позволяютнаиболее эффективно и в короткие сроки сформировать педагогический коллектив, на первом месте стоит постоянное изучение личности учащегося (прежде всего наиболее сложного и педагогически запущенного). Заинтересованное изучение конкретного ребенка и последующая совместная работа по формированию его личности являются сильным сплачивающим учителей фактором.
Сплочению учителей в коллектив способствует проведение мероприятий, требующих общей ответственности. Очень важно, чтобы учителя в этих делах смогли реализовать свои возможности, творческие черты своей личности.
Особая роль в развитии коллектива принадлежит и организации помощи со стороны зрелых педагогов молодым специалистам. Очень важно, чтобы пара “шеф и подшефный” определялась не формально, не сверху, а чтобы люди пригляделись друг к другу, чтобы молодой специалист сам искал своего наставника, а наставник сам присматривал себе подшефного молодого коллегу.
Опыт многих школ показал огромную продуктивность для сплочения педагогического коллектива общих ценностей, традиций, ритуалов.
Очень важным фактором воспитания коллектива педагогов является разрешение различных коллизий, конфликтов, возникающих в работе (например, учительница отказывается прийти замещать заболевшего коллегу в свой методический день; педагог не согласен с решением о присуждении призового места классу своего коллеги и т.п.). Важно, чтобы разрешение подобных ситуаций было направлено не на разобщение, а на сплочение коллектива. Опыт показывает, что на определенном этапе развития коллектива руководителю школы иногда бывает целесообразно не вмешиваться в возникшее противоречие с целью активизировать саморегуляцию в коллективе.
Деликатный вопрос при решении задачи сплочения и развития коллектива педагогов – это аттестация и награждение учителей. Необходимо аттестацию проводить только публично, выдвигать на награждение, представлять к присвоению почетных званий только гласно и при поддержке коллектива. Это касается и лично самих руководителей.
Когда кадровая ситуация в школе стабильна, коллектив создан, руководители последовательно осуществляют комплекс мер по его сплочению. Одним из важнейших управленческих условий является требование ко всем руководителям учитывать особенности всех групп учителей. В любом педагогическом коллективе есть: мужчины и женщины, математики и словесники, естественники и гуманитарии, воспитанники той же школы и пришедшие из других коллективов, холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики; семейные и без семьи; из удавшихся, счастливых семей и с распавшимися семьями; замужние и матери-одиночки; имеющие своих детей и без них; скандальные и сдержанные, скептики и радикалы, консерваторы и реформаторы, романтики и прагматики и т.д. Оптимизационный подход в работе со всеми этими кадрами прежде всего предполагает учет особенностей каждого из названных типов людей. Рассмотрим особенности некоторых групп.
Учительская молодежь. Ее в школах сейчас немало. Особо следует подчеркнуть необходимость терпимого и терпеливого отношения современного демократического руководителя к ней. Действительно, молодые специалисты еще многого не умеют, но значительная часть их при всех объективных и субъективных неумениях, при наличии ошибок на первых порах все-таки является инициативной, творческой. Важно бережно, осторожно работать с ними, не загасить стремление к творчеству, к новому. Ведь очевиден тот факт, что придя в школу из вуза, многие инициативные, потенциально способные к творчеству молодые учителя через пять-семь лет работы от невнимания к себе, от борьбы с ретивыми руководителями, под бременем трудностей становления, совершенных ошибок, неудач, семейных, материальных, жилищно-бытовых затруднений (ведь именно в этот период возникает много жизненных проблем) утрачивают способность к творчеству, превращаются в заурядных, тусклых, неинтересных учителей.
Требует гибкого, терпеливого отношения к себе консервативно настроенная часть педколлектива. Быстро перестроиться, отказаться от годами сложившихся стереотипов, укоренившихся привычек, сломать себя удается не каждому пожилому педагогу. Проявляя настойчивость в своих справедливых требованиях работать по-новому, руководитель должен следить за тем, чтобы не допускать ударов по самолюбию, не забывать о всем полезном, созданном зрелым учителем, помнить, что именно эти учителя являются хранителями лучших школьных традиций, без которых немыслим коллектив школы.
Предъявляя новые требования, не следует забывать о вчерашних достижениях этих учителей, а наоборот – стараться всегда помнить о них, создавая тем самым благоприятные психологические условия для восприятия нового и возможной перестройки. Следует обеспечивать и специальную помощь каждому педагогу в целях его развития, расцвета его личности в коллективе своих коллег-единомышленников.
Среди морально-психологических условий, определяющих скорейшее становление коллектива школы, решающим остается личный пример руководителя школы как педагога-коллективиста. Создание коллектива единомышленников – результат оптимального управления и одновременно – залог оптимально организованного педагогического процесса. Педагогический коллектив, представляющий собой гармоничный ансамбль, где все являются друзьями, объединенными общей идеей, людьми, понимающими друг друга и детей, – идеал. В реальной жизни можно говорить лишь о большей или меньшей степени приближения к этому уровню, к которому, конечно, нужно стремиться руководителям школы. Всегда в коллективе можно найти людей, хотя иисповедующих в главном, принципиальном общие с руководителями ценности, но имеющих свое собственное мнение, не всегда совпадающее с мнением лидера педколлектива или какого-то органа управления.
Оппозиция. Нередко в педагогических коллективах встречается учитель или группа учителей, которые будучи взыскательными в работе к себе, даже в мелочи не прощают руководителям малейшей нечеткости, оплошности и уж тем более — ошибок, они всегда открыто высказывают свое критическое мнение. Речь идет не о склочниках и интриганах, а об учителях, которые преданы детям, являются патриотами школы, но в силу особенностей своего характера часто спорят с директором, подвергают сомнению не до конца продуманные инициативы руководителей (хотя впоследствии после доработки идеи могут стать ее активными участниками), требуют создания безупречных условий для полноценного учебно-воспитательного процесса и т.д. В такой группе, как правило, есть лидер, который может создавать трудности в работе: на всех педсоветах и собраниях он публично задает каверзные, неудобные, неприятные вопросы, требует гласности в решении деликатных проблем, возникающих в любом трудовом коллективе, критикует в школе всех и вся, но прежде всего администрацию. В его выступлениях могут быть и придирки, и максимализм. Нередко все это выражается в резкой форме, но всегда в высказываниях этих людей содержится честная, справедливая, праведная критическая мысль. Как быть с этой группой людей: притеснять их, стараться избавиться от них?
Опыт наиболее зрелых, авторитетных руководителей говорит об обратном. Во-первых, даже в крепко спаянных коллективах, характеризующихся полным психологическим единством его членов, ни в коей мере не исключается свободная конструктивная критика. Во-вторых, наличие так называемой оппозиции ставит руководителей в положение, когда их решения, действия должны быть всегда взвешенными, обоснованными, продуманными, по возможности неуязвимыми для критики. Руководитель всегда вынужден рефлексировать, анализировать свои решения с позиций своих постоянных оппонентов, тем самым совершенствовать свое управленческое мастерство. И, наконец, в-третьих, “неудобный” (в смысле своей критической активности) учитель почти всегда выражает точку зрения определенной группы педагогов, о чем не должен забывать директор школы.
Если в коллективе культивируется свобода слова и критики, если искореняется преследование за инакомыслие, то особых призывов к активному участию людей в обсуждении внутриколлективных вопросов не требуется. Коллективный ум, как известно, сильнее, поэтому управленческие решения, принятые коллегиально, с участием критически настроенных учителей, с большей вероятностью будут оптимальными, чем самоличные, келейные. Наличие здоровой оппозиции в коллективе вынуждает директора всегда быть на высоте своего положения, держать себя в хорошем творческом, активном состоянии, нередко уберегает от злоупотреблений и управленческих ошибок.
Конфликты в школе.
Социально-психологический конфликт – это резкое обострение противоречий, возникающих в сфере непосредственного общения людей. Наиболее часто встречаются в школе следующие группы конфликтов:
- возникающие из-за неадекватности информации;
- межличностные;
- вызванные спецификой управленческого труда.
Конечно же, межличностные конфликты могут быть вызваны и спецификой управленческого труда, и некачественной информацией, и другими причинами, т.е. конфликты одной группы могут быть причиной конфликтов других групп. Возникновение и развитие любого конфликта – явление многофакторное, и мы относим его к той или иной группе условно, по доминантному признаку, чтобы облегчить изложение этого важного материала.
Конфликты, возникающие из-за неадекватности информации, иногда еще называют коммуникационными. Коммуникация в процессе управления может определяться как процесс передачи эмоционального или интеллектуального содержания. Она предполагает двусторонний поток информации: получение информации и ответ на нее. Плохо, когда информации очень много и она поступает слишком быстро. В такой обстановке нередко и принимаются ошибочные решения, ведущие к конфликтам, сбоям, рассогласованиям в управлении.
Одним из путей предупреждения конфликта на почве неадекватности информации является внимательное отношение руководителя к тому, каким образом эта информация была получена, каковы были цели сбора, формы предъявления и обработки и, конечно, содержание.
Конфликт на основе противоречия между формой сбора информации о содержании учебно-воспитательного процесса и характером этого содержания довольно часто возникает у директоров, склонных к однообразным по форме и непродуманным по содержанию проверкам, не чувствующих всей сложности проблемы и прямолинейно трактующих зависимость: качество знаний учеников – качество работы учителя – качество работы завуча и т.п.
Информационный конфликт может возникнуть, на наш взгляд, при реализации любой управленческой функции из-за элементарного непонимания собеседника. Такое непонимание обусловлено уровнем грамотности человека, его общей культурой, различным толкованиемтех или иных распоряжений.
Межличностные конфликты – наиболее часто встречающийся вид управленческих конфликтов. Именно наличие или отсутствие таких конфликтов характеризует стиль взаимоотношения в педагогическом коллективе. Большой интерес представляют межличностные конфликты, вызванные разногласиями на принципиальной основе: из-за стремления реализовать в своей деятельности взаимоисключающие друг друга цели, из-за различных представлений по принципиальным вопросам обучения и воспитания учащихся, различных ценностных ориентаций в современной жизни.
К межличностным конфликтам относятся также конфликты, вызванные противоречием между авторитарным и демократическим стилями взаимоотношений. Не секрет, что среди опытных педагогов и руководителей гораздо больше распространен авторитарный стиль поведения и руководства. Зачастую это приводит к конфликтам с молодыми педагогами и учениками.
Искушение командовать, поучать, неуважительно относиться к мнению тех, кто от тебя зависит, а зачастую и элементарное неумение выслушать подчиненных – все эти проявления чванства, а то и просто невоспитанности, бестактности всегда ведут к конфликтным ситуациям.
Характерная ошибка – неумение сдержать гнев, раздражение, управлять своими эмоциями, прежде всего, негативными. Следует иметь в виду, что негативные эмоции легко передаются от учителя к ученику, от учителя к учителю (так называемый “эффект заражения”) и т.д.
Межличностные конфликты могут быть вызваны возрастными особенностями, различными индивидуальными психологическими проявлениями, а зачастую и низким уровнем воспитанности педагога.
Конфликты, вызванные спецификой управленческого труда, проявляются в области управленческих взаимоотношений (прежде всего, организационных). Мы отличаем эти отношения от межличностных, так как последние, хотя и охватывают все виды взаимодействия между людьми, но не позволяют увидеть специфику, вызванную особенностями взаимодействия руководителя и подчиненного.
Чаще всего возникают конфликты, связанные с неправильным определением прав и обязанностей членов педагогического коллектива. Самая распространенная причина таких конфликтов – невыполнение распоряжений администрации школы педагогами. На исполнительскую дисциплину может повлиять и общая загруженность педагога, и его усталость, накапливающаяся к концу года. Руководитель не должен упускать из вида и тот факт, что невыполнение задания может быть показателем возникшей напряженности в отношениях, которая предвещает конфликт. Для того чтобы предупредить возникновение конфликта на этой основе, необходимо, чтобы каждый член коллектива хорошо представлял круг своих служебных обязанностей, четче разграничивал обязанности должностные и общественные.
Оптимальное распределение функциональных обязанностей – один из путей предупреждения управленческих конфликтов организационного плана.
Руководителю школы необходимо помнить, что основной принцип менеджмента – настроенность на то, что на всех уровнях управления конфликты рассматриваются как проблемы, которые могут быть решены. Именно такой подход к конфликтным ситуациям, дополненный идеей плюрализма, соревновательности, исключающей ложно понятое единство, вызывающее антагонизм, непримиримость конфликтующих сторон, делает позицию руководителя конструктивной.
Установлено, что способ решения конфликта зависит от: 1) личностных особенностей; 2) значимости цели; 3) источника отрицательных эмоций. Облегчает поиск выхода из конфликта и покомпонентный анализ ситуации, когда вычленяются: личность (учитель и ученик), ее нравственная сфера; вид деятельности (трудовая, учебная, общественная), цели деятельности, средства, результаты, а также средства общения (семья, школа) и диктуемые ею ролевые ожидания.
Выделяют различные стратегии выхода из конфликта: агрессивного поведения, проявления гибкости, уклонения от столкновения, образования союзов, приспособления вплоть до сдачи позиций, смены целей.
Одним из важнейших показателей управленческой культуры является отношение руководителя к конфликтным ситуациям, которое выражается в трех следующих позициях:
- конфликтную ситуацию можно предупредить;
- можно ограничить воздействие конфликтной ситуации;
- постараться использовать конфликт в педагогических целях.
Однако в большинстве случаев вполне оправданным является стремление руководителя избежать конфликта, предупредить его возникновение. Этому может помочь умение прогнозировать конфликтную ситуацию, тесно связанное с необходимостью выделять управленческие противоречия. Исчерпанной, разрешенной конфликтную ситуацию можно считать только тогда, когда разрушено лежащее в ее основе противоречие.
Можно алгоритмизировать действия руководителя, пытающегося найти оптимальный способ разрешения конфликта:
- прогнозирование управленческого противоречия на том или ином участке работы;
- своевременное обнаружение возможного конфликта;
- анализ причин конфликта;
- попытка предупреждения или ограничения конфликта;
- конфликтное взаимодействие на основе выбранной в результате анализа ситуации стратегии поведения;
- разрешение конфликта.
Имея в виду группировку управленческих конфликтов, руководитель может с большей степенью уверенности прогнозировать источник возникновения конфликта. Это первый шаг на пути к оптимизации управленческого взаимодействия.
Если же конфликт уже возник, то опираясь на сделанный прогноз, необходимо попытаться оптимизировать ситуацию, т.е. вести дело с наименьшими потерями, а если удастся, то пытаться выиграть.
Безусловно, самый тяжелый момент в развитии конфликта – конфликтное взаимодействие. Именно на этом этапе чаще всего требуется содействие человека, который может помочь конфликтующим сторонам взглянуть на ситуацию как бы со стороны.
Выход из конфликта – завершающая стадия, именно на ней окончательно выясняется не только победа одной из противоборствующих сторон, но и какой эффект на моральный климат в коллективе окажет исход конфликтного взаимодействия. Именно на этом этапе руководитель может проявить свое умение выбирать различные варианты поведения в зависимости от своей моральной позиции, жизненного опыта, здравого смысла, наконец.
Однако нельзя разрешить конфликт, лишь односторонне определив истину, необходимо еще убедить конфликтующие стороны в справедливости принятого решения.
Именно на этапе выхода из конфликта от руководителя требуется умение тактично помочь конфликтующим сторонам признать свою неправоту – это всегда трудно любому из нас.
Проявив выдержку и такт, реализуя установку на положительное разрешение конфликтной сигуации в интересах всего коллектива, руководитель сумеет извлечь максимальную пользу из конфликта.
Образовательная среда.
Во взаимоотношениях общества и школы общество является первичным. Школа не двигает общество вперед, а лишь отражает тенденции, существующие в нем. Африканская пословица гласит: “Для того чтобы вырастить ребенка, необходимы усилия целой деревни”. Действительно, для того чтобы вырастить из ребенка полноправного и зрелого гражданина общества, недостаточно только семьи, школы или любого другого социального института, а необходимо создание образовательной среды, постоянно подчеркивающей важность обучения, обеспечивающей усвоение всесторонних знаний и навыков. Образовательная среда – это взаимодействие различных социальных институтов в целях обеспечения полноценного достижения целей обучения, воспитания и развития ребенка. Она помогает реализации всех функций обучения, усвоению всех элементов содержания образования.
Еще одним аргументом в пользу создания целостной образовательной среды является то, что только при активном участии общества и, прежде всего, родителей возможно сохранение и увеличение личностного, субъектного “разнообразия” человеческой популяции. Школа в большей или меньшей степени стремится к созданию единообразия в знаниях, личностных чертах, мнениях, установках, ценностях и др. В этом – одна из ее функций. Но единообразная популяция менее жизнеспособна и рано или поздно обречена на вымирание. Многообразие установок, систем ценностей, индивидуальных особенностей, создавамое каждой отдельной семьей в этих условиях, становится мощным противовесом, способствующим сохранению и развитию каждой нации и человечества в целом.
Образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:
· обеспечивать непрерывный процесс развития ребенка;
· восприниматься ребенком как целостная, неделимая на составные части;
· обладать взаимосвязанностью обучающих и воспитательных воздействий, осуществляющихся последовательно в рамках образовательной среды;
· отличаться четкостью и одинаковостью требований и образовательных ориентиров, которые выдвигают перед ребенком участники образовательной среды;
· обеспечивать ребенку положительный эмоциональный фон.
В образовательной среде, включающей школу и семью, вырабатывается автономия всех ее субъектов (ученика, учителя, родителя), развивается их самоопределяемая ответственность.
В настоящее время в США существует даже два отдельных термина: “schooling” – формальное обучение в школе и “education” – общее образование, получаемое с помощью всех социальных институтов, среди которых семья занимает одно из первых мест.
Возник новый подход к школе как к сообществу учащихся, в котором учатся все – и ученики, и учителя. Кроме того, в сообщество входят родители и ближайшее социальное окружение школы. Сформировалось понятие “школьное сообщество”, подразумевающее, что каждая школа имеет свое “лицо” и свою систему взаимоотношений, на формирование которых влияют особенности педагогического и ученического коллективов школы; стиль сложившегося между ними взаимодействия; особенности управления школой, социально-экономические факторы территории, на которой расположена школа, и ее отношения с различными организациями. Создавая определенную систему (как раз и обозначаемую термином “школьное сообщество”), все перечисленные факторы влияют на процессы обучения и воспитания в школе.
Выделяются следующие черты школьного сообщества:
· взрослые выступают в роли лидера и ведущего, а не инструктора;
· процесс обучения важнее, чем продукт обучения;
· преподавание основывается на развитии детей (с учетом их интересов, склонностей, способностей) и их ответственности в принятии решения;
· оценка прогресса детей происходит в процессе работы с ними и наблюдения за ними.
Для привлечения родителей к обучению детей и превращения их в помощников, поддерживающих интерес ребенка к учебе, разработан ряд принципов и практических методов: обучение родителей тому, какие общеучебные навыки лучше развивать у детей, как помогать им в учебе, как поддерживать свою роль родителя и др.; налаживание связей школы и семьи, включение родителей в работу школы и т.д.
В настоящее время в России существуют как минимум две тесно связанные тенденции во взаимодействии социальных институтов. Первая из них заключается в том, что школа не хочет нести единоличную ответственность за плоды своего труда, как это было 20-30 лет назад, а родители, со своей стороны, не желают быть для школы учениками, выполняющими задания учителей по воспитанию собственных детей. Другая состоит в смене авторитарного стиля взаимоотношений педагогов и родителей на демократический. Фактически речь идет о смене парадигмы отношений между двумя социальными институтами. На наших глазах зарождаются отношения партнерства и равноправной ответственности всех участников педагогического процесса.
В заключение необходимо еще раз подчеркнуть – в современных условиях одна школа не может обеспечить полноценное достижение целей обучения и воспитания. Иные социальные институты, в частности семья, должны найти свое место в этом сложном процессе, определяющем дальнейшее существование и прогресс нашего общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|