Тема 20. Доиндустриальная экономика.
Азиатский способ производства и античное рабовладение. Феодальная система хозяйства. Западноевропейский феодализм. Сельское хозяйство Западной Европы. Средневековый город. Экономические причины и последствия Великих географических открытий. Экономическое развитие Киевской Руси. Особенности феодального хозяйства России. Мануфактурный период развития. Идеи Ордин-Нащокина, И.Т. Посошкова. Реформы Петра 1. Роль техники в развитии человечества.
Тема 21. История индустриальной экономики и научно-технического прогресса.
Развитие науки и техники в Европе и мире, предпосылки становления новой модели хозяйственного развития. Первоначальное накопление капитала в Западной Европе. Переход от феодального к капиталистическому хозяйству. Промышленный переворот в Англии. Развитие капитализма в Германии, Франции, США. Развитие капитализма в России. Реформы Александра И. Американский и Прусский пути развития капитализма в сельском хозяйстве. Мировая экономика и техника в период перехода к империализму. Особенности американского и японского империализма. Экономика России в период империализма (1900-1917).
Тема 22. Становление регулируемого капитализма.
Проблема прямого и косвенного регулирования (Н.Д. Кондратьев, Дж. М. Кейнс). Эволюция государственного регулирования на Западе. Новый курс Ф. Рузвельта. План экономики Дж. Мэя. История развития менеджмента, новых технологий и поколений техники.
Экономическое развитие США. Промышленные корпорации и финансовые группы. Особенности промышленного развития Англии. Монополии и государственное регулирование. Особенности корпораций и финансового капитала Франции. Экономическое развитие Германии. Тоталитарная модель регулируемого капитализма. Экономическое чудо “ФРГ” и его причины. Опыт социального регулирования в развитых странах мира.
Тема 23. Экономика России в конце XIX - начале XX века.
Капиталистическое развитие России. Сравнение с буржуазными преобразованиями в Англии, Германии, Франции. Дискуссии о роли общины в аграрной эволюции России. Реформы С.Ю. Витте и ГТ.А. Столыпина. Региональная дифференциация аграрной экономики России. Особенности империализма в России. Промышленные монополии. Банки и финансовые группы. Промышленный подъем в 1910- 1913 гг. Экономика и техника России в годы I мировой войны.
Тема 24. Экономика СССР.
Хозяйство советского государства в период гражданской войны. Развитие хозяйства на путях новой экономической политики. Торговля и финансы. Успехи НЭПа и причины его свертывания. Социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Успехи и трудности в создании социалистической экономики. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. Развитие народного хозяйства в послевоенный период. Реформы Н.Хрущева, А.Косыгина. Причины экономических трудностей, застоя в социально-экономической сфере. Развитие информационных систем и технологий. Распад СССР и его экономической системы. Переходная экономика России в 1992-2006 гг.
Тема 25. Постиндустриальное (информационное) общество: проблемы и перспективы.
Интернационализация хозяйственной деятельности и экономическая интеграция. Экономические проблемы США, лидера мировой экономики. Проблемы и перспективы развития экономики Европы. Латинская Америка, формирование индустриального общества. Состояние и перспективы экономики стран азиатско-тихоокеанского региона. Тенденции развития мировой экономики в XXI веке. Проблемы информационного общества, развития технологий и техники.
ПЛАН КОЛЛОКВИУМОВ
Тема 6. Научные традиции и науч- ные революции Типы науч- ной рациональности.
План занятия:
Цель занятия: Познание функций философии науки, основных смыслов науки, её роли в современной цивилизации.
Основные положения темы занятия:
1. Основные концепции современной философии науки.
2. Наука в культуре современной цивилизации.
3. Научные традиции и научные революции.
Вопросы для обсуждения:
1. Место и роль традиций в науке.
2. Научные революции как перестройка оснований науки.
3. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.
4. Глобальные революции и типы научной рациональности.
5. Типы научной рационализации: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
Темы рефератов:
1. Проблема типологии научных революций
2. Прогностическая роль философского знания
Тема 9. Объект, субъект и предмет Социально-гуманитарного познания.
План занятия:
Цель занятия: Познание особенностей общества и человека их коммуникаций и духовной жизни, а также научной картины мира, научного сообщества.
Основные положения темы занятия:
1. Конвертация естественно научного и социально-гуманитарного знания.
2. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания.
3. Индивидуальный и коллективный субъекты познания, их формы существования.
Вопросы для обсуждения:
1. Специфика социально гуманитарного познания.
2. Проблема отличия науки о природе и науке об обществе.
3. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания на современном этапе развития науки.
4. Научное общество как субъект познания.
Темы рефератов:
1. Гуманизация и гуманитаризаия современного естествознания.
2. Математика и компьютерное моделирование в социально-гуманитарных науках.
Тема 18а. Современные философские проблемы экономики
Цель занятия:Познания методов исследования экономики, их эволюции, функций современной экономической методологии.
Основные положения темы занятия:
1.Экономика как объект методологической рефлексии
2.Методология экономической науки.
3.Современные направления развития экономической методологии
4.Методологические установки современного теоретического менеджмента.
Вопросы для обсуждения:
1.Эволюция метода экономической науки.
2. Современные тенденции в развитии экономической методологи.
3. Методологические основы теорий менеджмента.
Тема 18б. Основные философии техники и технических наук.
Цели занятия:Познание основных направлений современной философии техники и путей преодоления кризиса техногенной цивилизации.
Основные положения темы занятия:
1. Специфика философского осмысления техники.
2. Предметы философии техники, её основные формы и задачи.
3. Основные этапы и фазы технической деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1.Философия техники как особый вид рефлексии.
2. Роль принципа деятельности в осмыслении науки.
3. Методология и история технических наук.
Тема 22. Становление регулируемого капитализма
Цель занятия:изучить опыт прямого, косвенного, государственного регулирования экономики, историю развития менеджмента, новых технологий и поколений техники
Основные положения темы занятия:
1.Эволюция государственного регулирования на Западе.
2.Тоталитарная модель регулируемой экономики.
3.Опыт социального регулирования в развитых странах мира.
Вопросы для обсуждения:
1. Н.Д.Кондратьев, Дж.М.Кейнс о проблемах прямого и косвенного регулирования экономики.
2. Эволюция государственного регулирования в развитых странах Европы.
3. Опыт социального регулирования в развитых странах мира.
Темы рефератов:
1. Монополии и государственное регулирование.
2. Экономическое чудо” ФРГ и его причины.
Тема 25. Постиндустриальное и информативное общество: проблемы и перспективы
Цель занятия:Изучить проблемы постиндустриального (Информационного) общества, тенденции развития мировой экономики в XXI веке, а также информационной техники и технологии.
Основные положения занятия:
1. Глобальные проблемы и процессы в развитии экономики и техники в XXI веке.
2. Особенности развития экономики стран по регионам.
Вопросы для обсуждения:
1. Интернационализация хозяйственной деятельности и экономическая интеграция.
2. Экономические проблемы США.
3. Проблемы развития экономики Европы.
4. Тенденции развития мировой экономики в XXI веке.
Темы рефератов:
1. Место России в мире хозяйственных связей.
2. Проблемы переходной экономики РФ.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ПОДГОТОВКЕ
Темы рефератов
1. Герменевтика и экономическая методология: история и современность.
2. История национального предпринимательства в России.
3. История реформ в России в XiV - XX вв.
4. Концепция человека в современной экономической теории: история и современность.
5. Экономическая наука России об особенностях хозяйственного управления (авторы и проблемы на выбор).
6. Экономическая наука о роли государства в развитии национального хозяйства (по периодам и персонам).
7. Основные идеи отечественных экономико-управленческих концепций XIX в.
8. Основные направления современных западных концепций трансформации плановых систем в рыночные.
9. Основы национального хозяйства России (XVI-XVH вв.).
10. Особенности развития национальной экономики в России.
11. Постпозитивистская философия и методология экономикоуправленческой теории.
12. Проблемы экономического роста в России.
13. Развитие институционального направления в экономической мысли Германии.
14. Развитие неоавстрийской экономико-управленческой школы хозяйственного управления.
15. Развитие теоретических основ западной экономической мысли (авторы и проблемы на выбор).
16. Развитие теории благосостояния в современной экономической мысли.
17. Развитие теории экономической динамики.
18. Развитие теории управления экономикой России XIX-XX вв.
19. Современные зарубежные оценки советского опыта управления экономикой.
20. Социокультурные основы русского предпринимательства: история и современность.
21. Социокультурные основы формирования национальной экономики в России.
22. Сравнительный анализ экономических теорий развития современной России.
23. Формирование идей национального хозяйства в работах российских ученых XVI-XX вв. {авторы и проблемы на выбор).
24. >рия и со* :сии.
ш теории:
гёственно-
гии нацио-
шенческих
концепций
[I вв.). России.
1КОНОМИКО-
юмической кой школы юмической экономиче-
CIX-XX вв. ыта управ-
иательства:
шьной эко-
шития со-
| Эволюция банковской системы в мировом хозяйстве.
25. Основные экономико-управленческие идеи кембриджской (А.Маршалл, А. Пигу), лозаннской (Л.Вальрас, В.Парето), американской (Дж.Б.Кларк) и австрийской (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем- Баверк) школ.
26. Роль кембриджской, лозаннской, американской и австрийской школ в генезисе неоклассики.
27. Связь неоклассической теории с “законом рынков” Ж.Б.Сэя.
28. Великая депрессия 1930х гг. и кризис неоклассики.
29. Теоретические источники кейнсианства.
30. Концепции А.Маршалла и К.Викселля и их современная оценка.
31. Учение М.Вебера и В.Ойкена об их “идеальных” и “реальных” типах хозяйства.
32. Влияние институционализма на “Новый курс” Ф.Рузвельта.
33. Исторические условия “неоклассического возрождения”.
34. Роль неоавстрийской (Л. Мизес, Ф. Хайек) и лондонской (Л. Роббинс) школ в развитии современной прикладной экономической науки.
35. Французская неоклассическая школа и ее особенности.
36. Вирджинская школа. Работы Д. Бьюкенена, Г. Таллока.
37. Развитие идей Л. Мизеса и Ф. Хайека в современной австрийской неоклассике.
38. Особенности социал-демократических экономических программ во Франции, Германии, Швеции.
39. Модели социального регулирования во второй половине XX века.
40. Планирование в России и эволюция государственного регулирования на Западе.
41. История бухгалтерского учёта в России.
42. Становление и развитие информационных технологий в России (по отраслям).
43. Развитие НТП в России и его влияние на качество техники, технологий (по отраслям).
Требования к подготовке рефератов
Реферат должен быть посвящен историко-философскиким проблемам избранного аспирантом научного направления исследования, объемом не менее 30 страниц. Структура реферата состоит из введения, 2-3глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении дается краткая характеристика актуальности, научной разработанности проблемы, задач, целей исследования, её практической значимости. Содержание глав должно быть логически гибким, доказательным, грамотным изложением вопросов реферата. В заключении должны быть сделаны выводы, отвечающие на цели и задачи поставленный во введении. По тексту или постранично должны быть сноски на источники, используемые автором. Список литературы должен соответствовать библиографическому ГОСТУ. Окончательно оформленный реферат должен быть подписан научным руководителем м представлеы аспирантом на кафедру ГСД не позднее 1 апреля первого года обучения при положительной оценки представленного реферата аспирант допускается к сдаче экзамена кандидатского минимума.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ
Самостоятельную работу аспирантов по изучению истории и философии науки необходимо нацелить на углубленное изучение научной и философской литературы, взглядов выдающихся философов и открытий отечественных и зарубежных ученых.
Способами и средствами достижения цели и решения задач изучения дисциплины являются:
- оптимальное сочетание учебных занятий и самостоятельной работы;
- создание на занятиях обстановки творчества, инициативы, обеспечение высокой активности обучаемых;
-обеспечение текущего и итогового контроля усвоения учебного материала;
- максимальное использование учебно-методической базы вуза.
На изучение дисциплины отводится 70 часов учебного времени.
Объем времени на самостоятельную работу аспирантов
Виды самостоятельной работы
| Очная форма обучения
| Заочная форма обучения
| зачетных единиц
| академических часов
| зачетных единиц
| академических часов
| Всего часов на самостоятельную работу
| 0.5
|
| 0.5
|
| Самостоятельное изучение трудов классиков
| 0.16
|
| 0.16
|
| Коллоквиум
| 0.16
|
| 0.16
|
| Рефераты
| 0.18
|
| 0.18
|
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение:
1. Изучение трудов классиков философии науки, экономики, техники О.Конта Дж.Милля, Г.Спенсера, К.Поппера, Т.Куна, Н.Лакатоса, П.Фейерабенда, Ф.Бэкона, Н.Ньютона, Г,Гегеля, Э.Гуссерля, М.М.Бахтина, М.Вебера, Э.Торфлера, Н.Д.Кондратьва, Дж.М.Кейнса.
2. Подготовка к коллоквиумам.
3. Разработка рефератов по дисциплине специализации (историко-философский аспект).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|