Значение ценностей в социально - гуманитарном познании.
И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности социальных и гуманитарных наук. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социальногуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.
Тема №11. Жизнь как категория социально-гуманитарных наук.
Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественно-научных методов, причинных схем. Познание и «переживание» жизни — основное содержание художественных произведений, История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).
Тема №12. Социальное пространство и социальное время.
Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа».
Тема №13. Объяснение, понимание и предвидение в социально - гуманитарных науках.
Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. По нимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к гер- невтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социальногуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии.
Тема №14. Истина и сомнение в социально-гуманитарном
Познании.
Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. «Встроенность» субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (J1. Витгенштейн). Вера и верования — обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, «образцов» и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины — традиция, укорененная в европейской философии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).
Тема №15. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.
Натуралистическая исследовательская программа. Антинатура- листическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической, технической и юридической науках, психологии, филологии.
РАЗДЕЛ 2А. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ.
Тема №16. Экономика как объект методологической рефлексии.
Структура и эволюция научного экономического знания. Модели экономической науки. Экономика: наука и реальность. Картины экономической реальности. Кейнсианский вектор. Неоклассический вектор. Институциональные альтернативы. Эволюция философских взглядов. Информационная экономика.
Тема №17. Эволюция метода экономической науки.
Модели позитивизма. Классический подход. Историческая школа и Карл Маркс. Влияние позитивизма на экономическую теорию. Переход от методов к методологии экономической деятельности. Экономика и этика. Этика экономики. Экономика этики. Ценностные установки в экономике. Ценность как экономический феномен. Экономическая наука и национальная школа.
Тема №18. Современные тенденции в развитии экономической методологии.
Постпозитивистские и постмодернистские интерпретации экономических знаний. Эпистомологические фильтры в экономическом познании. Функции современной экономической методологии. Мар- жинализм и альтернативные школы. Кейнсианская революция и эволюция кейнсианства.
Тема №19. Методологические основы теории менеджмента.
Способы анализа менеджмента. Философские основания формирования теории менеджмента. Свобода и ответственность. Методологические установки классического менеджмента. Применение гуманитарно - научного подхода в менеджменте. Методологические установки современного теоретического менеджмента.
РАЗДЕЛ 2Б. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК.
Тема №16. Философия техники как особенный вид рефлексии над техникой и раздел философского знания.
Специфика философского осмысления техники. Предмет философии техники, ее основные формы и задачи. История формирования философии техники. Основные направления современной философии техники. Культурологический подход к изучению генезиса техники, образцы техники в истории культуры. Пути преодоления кризиса техногенной цивилизации, техника и окружающая среда, техносфера и биосфера.
Тема №17. Роль принципа деятельности в осмыслении техники.
Философский принцип деятельности и его значения для понимания техники. Роль орудий в истории развития человечества. Философия техники как теория технической деятельности.
Выделение макро - и микроструктур деятельности при исследовании человеко - машинных систем. Объектная структура технической деятельности. Организационная структура технической деятельности. Основные этапы и фазы технической деятельности.
Тема №18. Методология и история технических наук.
Особенности теоретико-методологического синтеза знаний в технических науках. Основные этапы формирования технической теории. Роль инженерной практики в становлении технических наук. Различия современных и классических научно-технических дисциплин.
Усиление теоретического изменения техники и развития нового пути математизации науки за счет применения информационных и компьютерных технологий. Роль методологии социальногуманитарных дисциплин в современной технике и технической науке.
Тема №19. Социальная оценка техники как «прикладная» философия техники.
Проблема комплексной оценки и прогнозирования последствий техники. Системный анализ как историческая предпосылка и инструменты оценки техники. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Культуркри- тика техники, критика технократии. Новое понимание НТП в концепции устойчивого развития.
РАЗДЕЛ №3. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ И ТЕХНИКИ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|