Сделай Сам Свою Работу на 5

Значение ценностей в социально - гуманитарном познании.





И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравствен­ного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности социальных и гума­нитарных наук. Оценочные суждения в науке и необходимость «цен­ностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «ло­гики социальных наук» К. Поппера. Роль научной картины мира, сти­ля научного познания, философских категорий и принципов, пред­ставлений здравого смысла в исследовательском процессе социально­гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и про­стоты в социально-гуманитарном познании.

 

Тема №11. Жизнь как категория социально-гуманитарных наук.

Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Берг­сон, В. Дильтей, философская антропология). Ограниченность при­менения естественно-научных методов, причинных схем. Познание и «переживание» жизни — основное содержание художественных про­изведений, История — одна из форм проявления жизни, объектива­ция жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).



 

Тема №12. Социальное пространство и социальное время.

Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуще­ствления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий простран­ства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение по­нятия хронотопа как конкретного единства пространственно-времен­ных характеристик. Особенности «художественного хронотопа».

 

Тема №13. Объяснение, понимание и предвидение в социально - гуманитарных науках.

Объяснение и понимание как следствие коммуникативности нау­ки. Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. По­ нимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к гер- невтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Спе­цифика понимания: не может быть репрезентировано формулами ло­гических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально­гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказывани­ям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «историче­ской дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии.



 

Тема №14. Истина и сомнение в социально-гуманитарном

Познании.

Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. «Встроенность» субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (J1. Витгенштейн). Вера и верования — обязательные компоненты и ос­нования личностного знания, результат сенсорных процессов, соци­ального опыта, «образцов» и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины — традиция, укорененная в европейской философии. «Фило­софская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).



 

Тема №15. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

Натуралистическая исследовательская программа. Антинатура- листическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских про­грамм. Натуралистическая и антинатуралистическая исследователь­ские программы в социологии, исторической, экономической, техни­ческой и юридической науках, психологии, филологии.

 

 

РАЗДЕЛ 2А. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ.

 

Тема №16. Экономика как объект методологической рефлек­сии.

Структура и эволюция научного экономического знания. Модели экономической науки. Экономика: наука и реальность. Картины эко­номической реальности. Кейнсианский вектор. Неоклассический век­тор. Институциональные альтернативы. Эволюция философских взглядов. Информационная экономика.

 

Тема №17. Эволюция метода экономической науки.

Модели позитивизма. Классический подход. Историческая школа и Карл Маркс. Влияние позитивизма на экономическую теорию. Пе­реход от методов к методологии экономической деятельности. Эко­номика и этика. Этика экономики. Экономика этики. Ценностные ус­тановки в экономике. Ценность как экономический феномен. Эконо­мическая наука и национальная школа.

 

Тема №18. Современные тенденции в развитии экономиче­ской методологии.

Постпозитивистские и постмодернистские интерпретации эконо­мических знаний. Эпистомологические фильтры в экономическом познании. Функции современной экономической методологии. Мар- жинализм и альтернативные школы. Кейнсианская революция и эво­люция кейнсианства.

 

Тема №19. Методологические основы теории менеджмента.

Способы анализа менеджмента. Философские основания форми­рования теории менеджмента. Свобода и ответственность. Методоло­гические установки классического менеджмента. Применение гума­нитарно - научного подхода в менеджменте. Методологические уста­новки современного теоретического менеджмента.

 

 

РАЗДЕЛ 2Б. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК.

 

Тема №16. Философия техники как особенный вид рефлексии над техникой и раздел философского знания.

Специфика философского осмысления техники. Предмет фило­софии техники, ее основные формы и задачи. История формирования философии техники. Основные направления современной философии техники. Культурологический подход к изучению генезиса техники, образцы техники в истории культуры. Пути преодоления кризиса техногенной цивилизации, техника и окружающая среда, техносфера и биосфера.

 

Тема №17. Роль принципа деятельности в осмыслении тех­ники.

Философский принцип деятельности и его значения для понима­ния техники. Роль орудий в истории развития человечества. Филосо­фия техники как теория технической деятельности.

Выделение макро - и микроструктур деятельности при исследо­вании человеко - машинных систем. Объектная структура техниче­ской деятельности. Организационная структура технической деятель­ности. Основные этапы и фазы технической деятельности.

 

Тема №18. Методология и история технических наук.

Особенности теоретико-методологического синтеза знаний в тех­нических науках. Основные этапы формирования технической тео­рии. Роль инженерной практики в становлении технических наук. Различия современных и классических научно-технических дисцип­лин.

Усиление теоретического изменения техники и развития нового пути математизации науки за счет применения информационных и компьютерных технологий. Роль методологии социально­гуманитарных дисциплин в современной технике и технической нау­ке.

 

Тема №19. Социальная оценка техники как «прикладная» философия техники.

Проблема комплексной оценки и прогнозирования последствий техники. Системный анализ как историческая предпосылка и инстру­менты оценки техники. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Культуркри- тика техники, критика технократии. Новое понимание НТП в концеп­ции устойчивого развития.

 

РАЗДЕЛ №3. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ И ТЕХНИКИ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.