Тема № 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
Истоия и философия науки: рабочая программа. Королев: КИУЭС, 2011. – 32с.
Составитель: Антоненко В.И., Климов С.Н.
Рецензент: Смирнов В.А
Программа составлена для аспирантов очной и заочной форм обучения в соответствии с требованиями Паспорта специальности ВАК
Экономика и управление народным хозяйством 08.00.12”Бугалтерский учёт, статистика”.
Системный анализ, управление и обработка информации(поотраслям)” .
Стандартизация и управление качеством продукции”.
И программы-минимума кандидатского экзамена по данной специальности, законодательными и нормативными правовыми актами системы послевузовского профессионального образования, а также Учебным планом подготовки аспирантов КИУЭС, утвержденным.
РЕКОМЕНДОВАНО Программа обсуждена и
Учебно-методическим одобрена на заседании
советом КИУЭС кафедры гуманитарных и
Протокол № ____ социальных дисциплин
от _____________2011г. Протокол № 3 от 01.11. 2011г.
Зав. кафедрой гуманитарных и
социальных дисциплин
к.и.н., профессор Смирнов В.А.
_____________________
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения курса - усвоение аспирантами историко-философских основ научно-познавательной деятельности, овладение системными мировоззренческими и методологическими знаниями и умениями их творческого использования в процессе решения проблем в избранной научной области исследования.
Рассмотреть типологию экономик России и зарубежья на всех этапах цивилизационного развития человечества, проблемы и перспективы экономики постиндустриального общества, взаимосвязи между отечественной и мировой экономикой, исследовать проблему влияния отечественной теории на экономическую политику
Отрасль научных знаний - история и философия науки.
Объект изучения курса - наука в ее историческом развитии.
Предмет изучения курса - научно-познавательная деятельность в области экономики, управления народным хозяйством, качеством продукции, информацией и информационными технологиями.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В результате освоения курса аспиранты должны:
ЗНАТЬ:
-основные достижения, проблемы и перспективы развития философии науки, ее главные этапы;
-место и роль научного познания в социокультурном измерении;
-эмпирический и теоретический уровни научного исследования и их структуру; основание науки;
-прогностические функции философского знания; взаимовлияние философии и науки;
-научные революции и смену типов научной рациональности, особенности глобальных научных революций;
-стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки, методологические основы научно-исследовательской работы.
УМЕТЬ:
-творчески применять основные положения философии в научно-исследовательской деятельности;
-осуществлять отбор научных сведений из дисциплин специализации в целях формирования представлений об объекте исследования;
-понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними социальные и этические про- блемы, ценность научной рациональности и её исторических типов, структуру, формы и методы научного познания в его развитии;
-самостоятельно и творчески работать над философскими ис- точниками и литературой, правильно ориентироваться в современном шираком спектре философских школ и направлений;
-целенаправленно совершенствовать и систематизировать свои философские знания, придавая им стройную логическую структуру, мировоззренческую направленность и методологическую культуру;
-использовать понятийно-категориальный аппарат экономиче- ской теории,теоретические и эмпирические методы исследования.
ВЛАДЕТЬ:
-методикой применения выводов и рекомендаций истории и фило- софии науки в исследовании процессов и явлений дисциплин специа- лизации:
-Навыками исследования соверменных проблем и перспектив развития специальных дисциплин;
ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение учебного времени по видам занятий и формам контроля.
Виды занятий и контроля
| Очная форма обучения
| Заочная форма обучения
| зачетных единиц
| академических часов
| зачетных единиц
| академических часов
| Всего часов
|
|
|
|
| Лекции
| 1.16
|
| 1.16
|
| коллоквиум
| 0.32
|
| 0.32
|
| Всего аудиторных занятий
| 1.5
|
| 1.5
|
| Реферат
|
|
|
|
| Самостоятельная работа
| 0.5
|
| 0.5
|
| Форма итогового контроля
| Экзамен
| Экзамен
|
3.2. Наименование тем, их содержание и объем в часах аудиторных занятий.
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Очная форма обучения
| Заочная форма обучения
| Лекции, зач. ед. (час.)
| коллоквиум (час.)
| Лекции,
зач. ед. (час.)
| коллоквиум (час.)
|
| Раздел 1. Общие проблемы философии науки.
|
|
|
|
|
| Предмет и основные концепции совеременной философии науки
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Наука в культуре современ- ной цивилизации.
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Возникновение науки и ос- новные стадии ее историче- ской эволюции
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Структура научного знания.
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Динамика науки как процесс
порождения нового знания.
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Научные традиции и науч- ные революции Типы науч- ной рациональности
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Особенности современного этапа развития науки Перспективы научно технического прогресса
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Наука как социальный институт.
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Объект, субъект и предмет
Социально-гуманитарного познания
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Аксикология науки. Роль ценностей науки. Значение
ценностей в социально-гуманитарном познании
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Жизнь как категория социальной-гуманитарных наук.
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Социальное пространство и социальное время.
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Объяснение, понимание и предвидение в социально-гуманитарных наука.
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Истина и сомнение в социально-гуманитарном познании.
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Раздел 2А. *Современные философские проблемы экономики
|
|
|
|
|
| Экономика как объект методологической рефлексии
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Эволюция метода экономической науки
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Современные тенденции в развитии экономической методологии
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Методологические основы теорий менеджмента
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Раздел 2Б.**Основы философии техники и технических наук
|
|
|
|
|
| Философия техники как особенный вид рефлексии над техникой и раздел философского знания
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Роль принципа деятельности в осмыслении техники
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Методология и история технических наук
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Социальная оценка техники как “прикладная философия техники”
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Раздел 3. История экономики и техники.
|
|
|
|
|
| Доиндустриальная экономика
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| История индустриальной экономики и научно-технического прогресса
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| История индустриальной экономики и научно-технического прогресса.
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Становление регулируемого капитализма
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Экономика России в конце XIX- начале XX века.
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
|
| Постиндустриальное (Информационно) общество: проблемы и перспективы
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| 0.55 2ч
| ВСЕГО:
| 1.16(42ч)
| 0.32(124)
| 1.16(42ч)
| 0.32(124)
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ № 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Тема № 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.
Предмет философии науки и специфика философского мышления. Место философии науки в структуре философского знания. Основное содержание дисциплины. Функции философии науки.
Основные этапы развития философии науки. Позитивизм О.Конта, Г.Спенсера, Дж.С.Милля (первый позитивизм). Эмпириокритицизм (второй позитивизм). Неопозитивизм (третий позитивизм). Развитие философии науки во второй половине XXвека.
Основные смыслы науки: знание, деятельность, социальный институт, академическая система, научно-техннческая революция.
Тема № 2. Наука в культуре современной цивилизации.
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.
Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Рациональность в современной культуре. Наука и псевдонаука.
Тема № 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
Преднаука и наука в собственном смысле слова. Стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.
Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р.Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.
Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно - организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук, информационной техники и технологий.
Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|