Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема №4. Структура научного знания.





Научное знание как сложная развивающаяся система. Многооб­разие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретиче­ского языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естествен­ных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования фак­та. Проблема теоретической загруженности факта. Структура теоретического знании. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедук- тивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных ме­тодов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интер­претации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы иссле­дования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. Философские основания науки. Роль философских идей и прин­ципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эври­стика научного поиска. Философское обоснование как условие вклю­чения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Ме­тоды научного познания и их классификация.



 

Тема №5. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Об­ратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.



Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования тео­ретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обосно­вания. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассиче­ский варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

 

Тема №6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Науч­ные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типоло­гии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социо­культурные предпосылки глобальных научных революций.

Перестройка основании науки и изменение смыслов мировоз­зренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания, Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально воз­можных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Исто­рическая смена типов научной рациональности: классическая, не­классическая, постнеклассическая наука.



 

Тема №7. Особенности современного этапа развития науки.

Перспективы научно-технического прогресса.

Главные характеристики современной, постнеклассической нау­ки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергети­ки в развитии современных представлений об исторически разви­вающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюци­онного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и совре­менная научная картина мира. Сближение идеалов естественно­научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологиче­ская и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических про­ектов. Управление качеством техники и технологий. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизирован­ной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Фило­софия русского космизма и учение В,И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современ­ной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих устано­вок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и па­ранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функ­ции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

 

Тема №8. Наука как социальный институт.

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельно­сти. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVU в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столе­тия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое раз­витие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Наука и техника, тех­нологии. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

 

Тема №9. Объект, субъект и предмет

Социально-гуманитарного познания.

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе вре­менные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообра­зие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного зна­ния в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Воз­можность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках. Научная картина мира в социаль­но-гуманитарных науках.

Индивидуальный субъект, его форма существования. Включен­ность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования в социально-гуманитарных науках. Личностное неяв­ное знание субъекта.

Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитар­ном познании. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рацио­нальность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации и «предрассудков» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании.

Тема №10. Аксиология науки. Роль ценностей науки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.