Лекция: Воспитание дошкольника в игровой деятельности
1. Характеристика периода дошкольного возраста
2. Своеобразие игры, как деятельности
3. Игра как средство воспитания и развития детей
4. Виды игр и руководство ими
1 вопрос.
1. Ребенок к 3 годам становится крепче, самостоятельнее, движения отличаются больше точностью и координацией. Важный пункт: физическое развитие – не так стремительно, как это было в раннем детстве. Физическое развитие по прежнему связано с умственным, но в раннем возрасте оно как бы ввело за собой все другие стороны развития, а в дошкольном является условием, на котором происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое и нравственное развитие – набирает высокий темп.
В этот период активно развивается: память, мышление, речь, воображение, понятиями, приобретают способность к обобщениям, умозаключениям и после 3 лет мышление школьника готово к образованию и пониманию причинно-следственных связей.
Я-концепция – самосознание. Начинается развитие самосознания. Дошкольник проявляет интерес к себе, своему организму, своему полу, чувствам, переживаниям. Умеют уже управлять свои чувствами и поведением, что способствует появлению произвольного поведения.
В дошкольном возрасте у ребенка очень бурно развивается воображение, богатое фантазией(игра, изо-деятельность).
Идет активное развитие речи по всем направлениям. Расширяется словарный запас, дети уже задумаются над значением слов, пытаются объяснить, их смысл и в 4-5 лет в литературе этот период описан, как «словотворчество».
Достижениемдошкольного возрастаявляется развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться и учебная деятельность. Ведущая деятельность – игра! Игры становятся разнообразными по сюжету, по ролям, длительнее по времени, выражаются сложные чувства и отношения.
Качественно меняется характер эмоционально-волевой сферы. К 5 годам происходит «интеллектуализация чувств» - ребенок становится способен к осознанию, понимаю и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека; существенно изменяются отношения со сверстниками(дети начинают ценить общество друг друга, за возможность вместе играть, делится мыслями, впечатлениями); развивается чувство собственного достоинства.
С течением времени ребенок становится самостоятельным. Формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели. Возникает новая форма общения – вне ситуативно-личностная (ребенок начинает в общении ориентироваться на других людей, на их ценности). К 6-7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.
2 вопрос.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, т.е. игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Проблеме игры посвящены многочисленные исследования:
· одни из них направлены на изучение теории ролевой и творческой игры(Выготский, Леонтьев, Усова, Эльконин)
· определяются особенности места, значения дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Родина, Сорокина, Богославская)
· раскрывают значение игры в художественном воспитании (Ветлушина, Соколина)
Основные особенности игры дошкольников:
1. Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действия, деятельности людей. В игровом действие ребенок под одним подразумевает нечто другое. Игровое действие носит знаковый (символический характер), а предмет заместитель должен отдельно/отдалённо напоминать оригинал.
2. В игре ребенок берет на себя определенную роль (которая заключается в том, что бы исполнять обязанности, определяемые ролью и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры)
3. Игра носит самодеятельный характер (дети творцы и созидатели игры, они отражают в ней своё желание, замыслы и знания)
В игре взаимосвязаны образ, игровое действие и слово.
Структурные элементы игры:
1. Игровой замысел
2. Определить содержание или сюжет игры
3. Распределение ролей
4. Игровые действия
5. Правила игры
6. Результат игры
Игровой замысел – общее определение того, во что и как будут играть дети( в школу, в магазин и т.д.). Замысел формируется в речи, отражается в самих действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры!
По игровому замыслу игры делятся на:
v Игры, отражающие бытовые явления (семья, детский сад)
v Игры, отражающие какой-то труд/профессию (парикмахер, врач, учитель)
v Игры, отражающие общественные традиции/события (праздники, путешествия, прием гостей)
Сюжет – это то, что составляет живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий и взаимоотношения детей. Содержание игр детей меняется с возрастом. Младшие дошкольники – просто воспроизводят реальные действия людей; средние дошкольники – основным содержанием становится подчинение правилам вытекающим из взятой на себя роли.
Центров игры является – роль!Соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями.
В процессе игры устанавливается правила–определяющие и регулирующие взаимоотношение и поведение играющих. Это придает играм организованность, устойчивость, определяет дальнейшее развитие. Наряду с развитием сюжетов увеличивается длительность игр:
v Дети 3-4 лет играют 10-15 минут
v Дети 4-5 лет – 40-50 минут
v Старшие – несколько часов и даже несколько дней
Игры носят творческий характер, эмоционально-насыщенный характер.
В игре существует 2 вида взаимоотношений:
v Игровые (соответствуют сюжету и роли)
v Реальные (взаимоотношения детей как партнеров дополняющих общее дело)
3 вопрос.
Игра - это важнейшее средство воспитания, обучения и развития.
Формируются интенсивно:
v психические качества;
v личностные особенности ребенка;
v складываются другие виды деятельности в игре;
v влияет игра на формирование произвольных психических процессов (внимание, воображение, память);
v идет развитие умственной деятельности (предметы-заместители!!! –становятся опорой для мышления);
v развиваются продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование);
v складывается учебная деятельность (он учится и играет);
v огромное влияние игра оказывает на развитие речи и всех её компонентов (развитие связной речи, речевого общения)
Игра это средство всестороннего воспитания и развития ребенка, форма организации жизни детей, средство формирования детского коллектива!
4 вопрос.
Классификация игр – самостоятельно!!! Развести игры творческие !!!
Сюжетно-ролевые игры – они создаются самими детьми при некотором руководстве воспитателя, иногда их называют творческими сюжетно-ролевыми. Разновидностью сюжетных игр являются игры-драматизации и строительно-конструктивные игры. Основная особенность этих игр – они создаются детьми и игра носит выраженную самодеятельность (творческий характер)!
Для сюжетно-ролевой игры присуще специфические мотивы:
v Для младших дошкольников – действия с привлекательными для него предметами
v Для старшего дошкольника – воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом герои.
Руководство требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая игру. Сохранять самодеятельный и творческий характер и непосредственность переживаний. Педагог может влиять на игровой замысел и его развития, обогащая содержание жизни детей: расширяет представление о быте, труде, взаимоотношениях людей. Способствует развитию замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий и ролей, проявлению доброжелательных отношений (уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации).
Еще выделяют: дидактические игры( с готовыми правилами; основная задача – умственное развитие ребенка); подвижные игры с правилами (средство физического воспитания).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|