Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция: Воспитание дошкольника в игровой деятельности





1. Характеристика периода дошкольного возраста

2. Своеобразие игры, как деятельности

3. Игра как средство воспитания и развития детей

4. Виды игр и руководство ими

 

1 вопрос.

1. Ребенок к 3 годам становится крепче, самостоятельнее, движения отличаются больше точностью и координацией. Важный пункт: физическое развитие – не так стремительно, как это было в раннем детстве. Физическое развитие по прежнему связано с умственным, но в раннем возрасте оно как бы ввело за собой все другие стороны развития, а в дошкольном является условием, на котором происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое и нравственное развитие – набирает высокий темп.

В этот период активно развивается: память, мышление, речь, воображение, понятиями, приобретают способность к обобщениям, умозаключениям и после 3 лет мышление школьника готово к образованию и пониманию причинно-следственных связей.

Я-концепция – самосознание. Начинается развитие самосознания. Дошкольник проявляет интерес к себе, своему организму, своему полу, чувствам, переживаниям. Умеют уже управлять свои чувствами и поведением, что способствует появлению произвольного поведения.



В дошкольном возрасте у ребенка очень бурно развивается воображение, богатое фантазией(игра, изо-деятельность).

Идет активное развитие речи по всем направлениям. Расширяется словарный запас, дети уже задумаются над значением слов, пытаются объяснить, их смысл и в 4-5 лет в литературе этот период описан, как «словотворчество».

Достижениемдошкольного возрастаявляется развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться и учебная деятельность. Ведущая деятельность – игра! Игры становятся разнообразными по сюжету, по ролям, длительнее по времени, выражаются сложные чувства и отношения.

Качественно меняется характер эмоционально-волевой сферы. К 5 годам происходит «интеллектуализация чувств» - ребенок становится способен к осознанию, понимаю и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека; существенно изменяются отношения со сверстниками(дети начинают ценить общество друг друга, за возможность вместе играть, делится мыслями, впечатлениями); развивается чувство собственного достоинства.



С течением времени ребенок становится самостоятельным.
Формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели. Возникает новая форма общения – вне ситуативно-личностная (ребенок начинает в общении ориентироваться на других людей, на их ценности).
К 6-7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

 

2 вопрос.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, т.е. игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Проблеме игры посвящены многочисленные исследования:

· одни из них направлены на изучение теории ролевой и творческой игры(Выготский, Леонтьев, Усова, Эльконин)

· определяются особенности места, значения дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Родина, Сорокина, Богославская)

· раскрывают значение игры в художественном воспитании (Ветлушина, Соколина)

 

Основные особенности игры дошкольников:

1. Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действия, деятельности людей. В игровом действие ребенок под одним подразумевает нечто другое. Игровое действие носит знаковый (символический характер), а предмет заместитель должен отдельно/отдалённо напоминать оригинал.

2. В игре ребенок берет на себя определенную роль (которая заключается в том, что бы исполнять обязанности, определяемые ролью и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры)

3. Игра носит самодеятельный характер (дети творцы и созидатели игры, они отражают в ней своё желание, замыслы и знания)



В игре взаимосвязаны образ, игровое действие и слово.

Структурные элементы игры:

1. Игровой замысел

2. Определить содержание или сюжет игры

3. Распределение ролей

4. Игровые действия

5. Правила игры

6. Результат игры

Игровой замысел – общее определение того, во что и как будут играть дети( в школу, в магазин и т.д.). Замысел формируется в речи, отражается в самих действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры!

По игровому замыслу игры делятся на:

v Игры, отражающие бытовые явления (семья, детский сад)

v Игры, отражающие какой-то труд/профессию (парикмахер, врач, учитель)

v Игры, отражающие общественные традиции/события (праздники, путешествия, прием гостей)

Сюжет – это то, что составляет живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий и взаимоотношения детей. Содержание игр детей меняется с возрастом. Младшие дошкольники – просто воспроизводят реальные действия людей; средние дошкольники – основным содержанием становится подчинение правилам вытекающим из взятой на себя роли.

Центров игры является – роль!Соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями.

В процессе игры устанавливается правила–определяющие и регулирующие взаимоотношение и поведение играющих. Это придает играм организованность, устойчивость, определяет дальнейшее развитие. Наряду с развитием сюжетов увеличивается длительность игр:

v Дети 3-4 лет играют 10-15 минут

v Дети 4-5 лет – 40-50 минут

v Старшие – несколько часов и даже несколько дней

Игры носят творческий характер, эмоционально-насыщенный характер.

В игре существует 2 вида взаимоотношений:

v Игровые (соответствуют сюжету и роли)

v Реальные (взаимоотношения детей как партнеров дополняющих общее дело)

 

3 вопрос.

Игра - это важнейшее средство воспитания, обучения и развития.

Формируются интенсивно:

v психические качества;

v личностные особенности ребенка;

v складываются другие виды деятельности в игре;

v влияет игра на формирование произвольных психических процессов (внимание, воображение, память);

v идет развитие умственной деятельности (предметы-заместители!!! –становятся опорой для мышления);

v развиваются продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование);

v складывается учебная деятельность (он учится и играет);

v огромное влияние игра оказывает на развитие речи и всех её компонентов (развитие связной речи, речевого общения)

Игра это средство всестороннего воспитания и развития ребенка, форма организации жизни детей, средство формирования детского коллектива!

4 вопрос.

Классификация игр – самостоятельно!!! Развести игры творческие !!!

Сюжетно-ролевые игры – они создаются самими детьми при некотором руководстве воспитателя, иногда их называют творческими сюжетно-ролевыми. Разновидностью сюжетных игр являются игры-драматизации и строительно-конструктивные игры. Основная особенность этих игр – они создаются детьми и игра носит выраженную самодеятельность (творческий характер)!

Для сюжетно-ролевой игры присуще специфические мотивы:

v Для младших дошкольников – действия с привлекательными для него предметами

v Для старшего дошкольника – воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом герои.

Руководство требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая игру. Сохранять самодеятельный и творческий характер и непосредственность переживаний. Педагог может влиять на игровой замысел и его развития, обогащая содержание жизни детей: расширяет представление о быте, труде, взаимоотношениях людей. Способствует развитию замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий и ролей, проявлению доброжелательных отношений (уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации).

Еще выделяют: дидактические игры( с готовыми правилами; основная задача – умственное развитие ребенка); подвижные игры с правилами (средство физического воспитания).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.