Лекция 3: Организация целостного воспитательного образовательного процесса в ДОШ учреждениях
Вопросы:
1 раздел
1.характеристика педагогического процесса
2. педагогический процесс в узком и широком смысле
3. этапы педагогического процесса
4. принципы построения педагогического процесса
5. закономерности педагогического процесса
6. критерии эффективности пед.процесса
2 раздел
Организация пед. Процесса
А)планирование б)педагогические требования к планированию в)основные формы планирования
Литература:
Козлова, Куликова ДОШ «Педагогика»
Бабунова «ДОШ педагогика»
Хенсен, Корешков и др. «Организация образовательной программы ориентированная на ребенка» практическое пособие, 1999
Педагогический процесс – рассматривается в педагогике как целенаправленное , содержательно насыщенная и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей.
Педагогический процесс имеет цели, содержание, деятельность и результат. Его исполнителями являются 2 стороны: тот кто воспитывает и кого воспитывают. Педагогический процесс эффективен только при активности двух сторон.
Исследователи по разному подходят к определению пед.процесса, но общим объединяющим все определения, является взгляд на пед.процесс, как на взаимодействие всех его составляющих и выявления его целостности.
Стержнем пед.процесса является его содержание, которое способсвует развитию всех сторон личности ребенка.
Педагогический процесс( в широком смысле) –совокупность всех условий, средств, методов и др. Направленных на решение 1ой глобальной проблемы.
Педагогический процесс (в узком смысле) – имеется в виду сосредоточение в содержании обучения средств, методов и форм, на какой-то более 1ой конкретной задаче.
Основные компоненты педагогического процесса
| Цель
|
Целостность, общность, единство
| Принципы
| Задачи
| Содержание
| Методы
| Приёмы
| Организационная форма воспитания
| Результат совместной деятельности педагога и воспитуемого
|
3 вопрос
Этапы пед.процесса:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
На подготовительном этапе определяется цель, конкретные задачи, прогнозируется результат/схема педагогического процесса, подбираются методы воздействия, с учётом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания; завершается планом перспективной работы.
План реализовывается на основномэтапе. На основном этапе осуществляется пед.взаимодействие воспитанника и воспитателя , ведётся контроль за промежуточным результатом. Контроль помогает обнаруживать ошибки и тут же провести коррекцию, внести необходимые дополнения или изменения. Он называется основном т.к. в процессе его реализации решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи.
Очень важно постоянно поддерживать и учитывать обратную связь.
Заключительный этап предназначен для анализа результатов. Анализ имеет место и на основном этапе, но теперь он проводится более глобально. Рассматривается адекватность средств, методов, форм. Выявляется то что дало наилучший результат и то, что явилось малодейственным.
4 вопрос
Принципы построения пед.процесса:
1. Учитывать возрастные особенности детей и опираться на интересы ребенка.
2. Решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве.
3. Учитывать положение ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином процессе.
4. Осуществлять взаимодействие воспитателя при руководящей роли взрослого.
5. Создавать естественную непринуждённую обстановку, в которой будет развиваться творческая личности
6. Взаимное
7. Использовать принцип наглядности
8. Использовать принцип последовательности и систематичности
5 вопрос
Закономерности пед.процесса (по Мгедлидзе):
1. Движение всех элементов пед.процесса подчиняется единству его планирования и развития.
2. Целостность пед.процесса предполагает его развитие под влиянием внутренних преобразований: развитие элементов, их связей и функций .
План – это проект пед.деятельности всех участников образовательного процесса.
Планирование – это научно-обоснованная организация пед.процесса, которая предаёт ему содержательность, определённость, управляемость.
Принципы планирования:
Принцип комплексного подхода –взаимосвязь всех сторон и звеньев пед.процесса.
Принцип дополнительности – приоритет планирования педагога, уступает место взаимодействию, партнёрству.
Принцип реальности – учёт особенностей региона, возраста детей, сезона.
Принцип личностно-ориентированного подхода
В ДУО следующие виды планирования:
1. Календарно-тематическое
2. Перспективно-календарное
3. Блочное
4. Комплексное
5. Модульное
Модуль–функциональный узел который состоит из 3 разделов, это песрпективно-календарное планирование, осуществление приемственности ДОШ учреждения и школы, связь со специалистом ДОШ образования.
Педагогические требования, предъявляемые к планированию
Требования
| Смысл требования
| 1.Единство целей, содержания, задач, методов и организационных форм воспитательно-образовательного процесса
| Отражает идею целостного подхода; с соответствием уровня развития каждого ребенка, конкретизируются воспитательные задачи на определённый отрезок времени; реализуются комплексно и не изолировано.
| 2. Разумное сочетание словестных методов с организацией деятельности
| План должен предусматривать использование методов приучения, рассказа, беседы, в сочетании с активным включением детей в игровую, трудовую, художественно-эстетическую деятельность.
| 3. Соответствие содержания, форм и методов работы возрастным и индивидуальным особенностям
| Воспитатель должен хорошо знать содержание избранной программы и содержание работы должно опережать развитие ребенка.
| 4. Реальность плана, его систематичность и последовательно
| Педагогу необходимо придумывать насыщенность плана разнообразными делами, т.к. дошкольники не могут самостоятельно осуществлять сюжетно-ролевую игру, работу с природным материалом.
| 5. Согласованность всех планов работы (администрация, заведующая, воспитателей, узкий специалистов)
| Педагогу следует подбирать материал в соответствии с задачи годового плана ДОШ учреждения.
| Структура планирования:
Годовой план-управленческое решение, в котором заложена модель, заранее намечена система последовательности и роков выполнения различных видов деятельности
Перспективный план – вид плана, который составляется на длительный период и учитывает взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает единство, систематичность, последовательность
Календарный план – вид плана, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы(здесь конкретизируются задачи и план работы)
Планирование работы всего дошкольного учреждения осуществляется заведущим детского сада и мтеодистом, его обсуждают на педсовете.
Тематическое планирование составляют мето\дисты вместе в сопитателями.
Индивидуальное планирование – осуществляется конкретно специальностом (логопедом, муз.педагогом)
Планирование работы в конкретной возрастной группы, составляют воспитаели группы под руководством заведющей .
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|