Этап III. Основной этап педагогической практики
На данном этапе студенты-практиканты выполняют все виды и функции профессиональной и общественной деятельности логопеда дошкольного образовательного учреждения.
Систематически и планомерно проводят фронтальные логопедические занятия с группой/подгруппой детей. Занятия с группой/подгруппой проводятся 3 раза в неделю (через день). Продолжительность группового занятия 30-35 минут.
Наиболее сложным видом деятельности в процессе педпрактики является подготовка к логопедическому занятию. Необходимо ознакомиться с тематическим планом логопеда, с содержанием данного логопедического занятия в интерпретации логопеда, с материалом предшествующей и последующей тем. Эта работа позволит правильно определить место и значение логопедического занятия в общей системе коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия.
Непосредственная подготовка к логопедическому занятию включает: формулировку темы, цели и задач логопедического занятия, отбор и дидактическую обработку его познавательного и языкового материала, выбор методов и приемов логопедического воздействия, подготовку необходимых средств и оборудования, продумывание организации логопедического занятия (последовательности этапов занятия, содержания каждого этапа и т. д.).
Завершается подготовительная работа составлением подробного плана-конспекта логопедического занятия.
Под структурой логопедического занятия принято понимать соотношение и последовательность частей (компонентов, этапов) занятия. Общими компонентами логопедических занятий являются: организация начала занятия, проверка степени овладения ранее отработанного речевого материала, сообщение задач логопедического занятия, введение нового рече-языкового материала, закрепление его, повторение, подготовка детей к самостоятельной работе над ним, подведение итогов логопедического занятия. Наиболее распространенными в дошкольном образовательном учреждении являются комбинированные занятия, в которых равноценно представлены все компоненты. В зависимости от содержания работы и учебных задач соотношения частей занятия меняются. Некоторые из них занимают главное место на занятии, другие отсутствуют или занимают незначительное место.
В процессе проведения занятий студенты учатся решать различные педагогические проблемы, овладевают системой специальных профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения профессией. У студентов вырабатывается навык составления планов-конспектов занятий, умения четко формулировать тему, цель, программное содержание; определять соотношение образовательных, коррекционных и воспитательных задач; соблюдать логическую последовательность структурных компонентов занятия; подбирать речевой материал; методически грамотно использовать наглядный и дидактический материал; применять специальные методы и приемы обучения детей с интеллектуальными расстройствами. Указанная работа завершается проведением открытого зачетного занятия.
Студенты самостоятельно разрабатывают развернутый конспект зачетного занятия, в котором указывают цель, задачи; подробно раскрывают содержание каждого из структурных компонентов занятия с приведением перечня основных вопросов, адресуемых детям с учетом их индивидуальных интеллектуальных и речевых возможностей; отмечают время, которое компоненты занятия предположительно займут; отражают использование демонстрационного и раздаточного материала.
После проведения открытых занятий организуется их обсуждение. Все студенты, присутствующие на занятии, принимают участие в аналитическом его разборе, что способствует формированию умения критически анализировать педагогический процесс, делать аргументированные выводы, вести поиск наиболее оптимальных путей коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего логопедического воздействия. Результаты наблюдений и анализы занятий фиксируются студентами-практикантами в дневнике педпрактики по определенному плану.
Помимо подгрупповых и групповых занятий в течение основного этапа студенты проводят индивидуальные логопедические занятия с прикрепленными за ними детьми. При планировании индивидуальной работы (на ребенка заводится отдельная тетрадь-дневник индивидуальных занятий) указывается дата проведения, номер занятия, тема, цель, задачи, план, речевой материал. По окончании занятия отмечаются его результаты. Работа завершается проведением открытого зачетного занятия (рекомендации к оформлению соответствующей документации). По завершении индивидуальной работы студенты-практиканты дают рекомендации по дальнейшему планированию коррекционно-компенсирующей и образовательно-развивающей логопедической работы с ребенком.
Одним из направлений деятельности студентов является реализация воспитательного аспекта логопедического воздействия. При проведении любого мероприятия воспитательного характера необходимо учитывать следующие моменты:
- тема должна быть интересной для данного возраста воспитанников дошкольного образовательного учреждения, а они должны осознавать цель проводимого мероприятия,
- необходима соответствующая предварительная подготовка практиканта и детей, активное включение их на всех этапах подготовки и собственно проведения мероприятия,
- определение средств, методов и приемов, которыми студент воспользуется, должно осуществляться с учетом структуры дефекта и личностных особенностей детей логопедической группы,
- выбор формы и стиля проведения данного мероприятия должен быть актуален как для времени проведения, так и для детей данной логопедической группы.
Во время основного этапа студенты, помимо изготовления наглядного и дидактического материала к текущим логопедическим занятиям, выполняют задания логопеда дошкольного учреждения по оформлению кабинета и его оборудованию.
В процессе осуществления всего комплекса учебно-педагогических, коррекционных и организационных мероприятии, проводимого логопедом дошкольного образовательного учреждения, практиканты ведут работу по пропаганде общепедагогических и логопедических знаний среди педагогического коллектива и родителей детей: готовят тематические доклады, консультации для педагогического коллектива и родителей, оформляют логопедический стенд.
На основном этапе под руководством методиста и логопеда организуется исследовательская работа студентов, являющаяся научной составляющей производственно-педагогической практики. Данный компонент педагогической практики, обязательный и необходимый, оптимизирующий профессиональную подготовку, ориентирует студентов на необходимость поиска решений актуальных проблем теоретической и практической логопедии, на творчество, на проявление индивидуальных способностей в процессе научного познания.
В качестве основных задач обозначенной составляющей практики необходимо выступают:
· совершенствование навыков умственного труда, ориентированного на оптимизацию процесса познания с целью формирования системы мировоззренческих представлений и обобщений,
· подготовка студентов к творческой деятельности в области избранной профессии,
· овладение современными методами научного поиска, обработки и использования информации,
· формирование умений организации и осуществления исследовательской работы,
· развитие осознанного и творческого отношения к педагогической профессии.
Этап IV. Заключительный
Основной целью заключительного этапа производственно-педагогической практики является обобщение результатов профессиональной подготовки практиковавшихся студентов.
После проведения всех видов работ, предусмотренных содержанием программы производственно-педагогической практики, и оформления отчетной документация на базе дошкольного образовательного учреждения проходит заключительная конференция, где дается общая оценка деятельности студентов, их отношения к педагогической практике, отмечаются особо отличившиеся студенты, вносятся предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, организации логопедической практики.
По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки на кафедру логопедии. Пакет документов должен содержать:
№
| документы
| Выполнение
| 1.
| дневник педагогической практики
|
| 2.
| 2 речевые карты детей закрепленной логопедической подгруппы и две психолого-педагогические характеристики (на двух детей)
|
| 3.
| конспекты логопедических занятий с анализом и оценкой, заверенными подписью логопеда (шесть занятий)
|
| 4.
| конспект мероприятия воспитательного характера
|
| 5.
| план и конспекты индивидуальной работы с двумя детьми (шесть занятий)
|
| 6.
| наглядно-дидактическиое пособие
|
| 7.
| Два занятия по логоритмике
|
| 8.
| подробный анализ логопедического занятия (два анализа групповых занятий)
|
| 9.
| договор с НГПУ о базе практики
|
|
| документы на оплате практики на логопеда (копия паспорта и страхового. ИНН логопеда)
|
| 11.
| аттестационный лист (гербовая печать учреждения обязательно)
|
|
Формы работы со студентами: предоставление комплекта документов, отчет, фото материалы о прохождении практики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|