Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы и методы научного познания (исследования)





 

Методы научного познания можно разделить на методы получения информации, методы ее обработки и методы получения нового знания (см. рис. 2)

Рассмотрим общенаучные методы получения информации в процессе исследования. Наиболее известным методом, применяемым практически в каждой отрасли науки, является наблюдение.

Наблюдение – элементарный познавательный процесс, состоящий в целенаправленном, организованном, систематическом восприятии предметов и явлений реальности. Надо отчетливо представлять себе, чем наблюдение, как научный метод, отличается от «смотрения» на окружающих, на растительность, на другие окружающие любого человека объекты и явления действительности.

Признаками именно научного наблюдения являются:

1. Связь с решением определенной исследовательской задачи. Наблюдающий должен иметь конкретную цель.

2. Планомерный и организованный характер. Как известно из менеджмента, любая целенаправленная деятельность должна быть организована и спланирована.

3. Систематичность, исключающая ошибки случайного происхождения. Нельзя делать выводы на основе одного наблюдения. Наблюдений должно быть столько, чтобы исключить случайность, не типичность происходящего.



Специфическим видом наблюдения является измерение.

Измерение – особый вид наблюдения, дающий информацию о количественных отношениях, характерных для измеряемого объекта. Некоторые исследователи довольно категорично заявляют, что неизмеримые процессы и явления не могут считаться научными. Что судить о чем бы то ни было можно только при условии измеримости, то есть возможности количественной оценки происходящего.

Зачастую для получения научного знания необходимо не просто наблюдать, а увидеть реакцию предмета наблюдения на какие-то события, которые часто сами по себе происходят редко, или вообще могут не произойти. Тогда используется еще один научный метод: эксперимент.

Эксперимент – активное воздействие на объект (предмет) исследования, на окружающую его среду и наблюдение за происходящими изменениями.

Все, что становится известным в результате использования методов получения информации, должно быть тем или иным образом зафиксировано. Тогда эта новая информация превращается в факты.



Факты – ставшие известными в результате наблюдений, измерений, экспериментов и т. п. фрагменты реальности, зафиксированные с помощью тех или иных документов.

Достоверность научных фактов зависит от добросовестности исследователей и от правильного применения инструментов исследования.

Далее происходит обработка полученной информации. При этом используются следующие методы.

Классификация – распределение данного множества предметов на «классы» (виды, типы, группы и т. п.) по определенному общему для каждого класса признаку. Часто классификация является начальным этапом исследования, позволяющая тем или иным образом упорядочить объекты и предметы исследования, а также зафиксированные факты . При этом различают естественную и искусственную классификации.

Естественная (научная) классификация – осуществляется по существенным объективным признакам, характеризующим предметы множества. Космические объекты классифицируются на «звезды», «планеты», «астероиды», «спутники» по вполне определенным и, главное, объективным критериям. На Земле различают океаны, моря, озера также по определенным объективным признакам.

Искусственная (вспомогательная) классификация - осуществляется по любым признакам субъективного характера, помогающим упорядочить тем или иным образом предметы множества. Каждый человек свою библиотеку размещает на полках по своему разумению. Кто-то может классифицировать книги по признаку «любимые», то есть регулярно перечитываемые, и «все остальные». Кто-то размещает книги по жанрам: классика, фантастика, историческая и т. д. А иногда книги на полках расставляются по размеру. Это все примеры искусственной, субъективной классификации.



Более содержательную информацию при обработке полученных данных несет метод «описание».

Описание – систематизация данных, полученных в результате наблюдения, измерения, эксперимента средствами естественного языка, статистическими методами, графическими методами и др. Этот метод является очень важным. Описание бизнес процессов, построение таблиц и графиков позволяет не только увидеть полученную информацию в упорядоченном виде, но и облегчает в дальнейшем ее анализ.

Для получения нового знания используются следующие методы.

Сравнение – установление сходства или различия в явлениях, объектах, процессах. Сравнения помогают установить различия или (и) сходства разных объектов. Сравнения позволяют обнаружить тенденции в развитии процессов, вскрыть происходящие в них изменения. Один из наиболее часто используемых инструментов менеджмента «benchmarcing» основан на использовании именно этого научного метода.

Широко применяемыми методами научного познания являются анализ и синтез.

Анализ – как метод исследования состоит в разделении целого, сложного явления (объекта) на его составные части (элементы) и изучение отдельных сторон, свойств, связей выделенных частей.

Синтез – метод исследования, состоящий в соединении, воспроизведении связей отдельных частей, элементов, сторон, компонентов сложного явления (объекта) и постижение целого в его единстве.

Все науки пользуются методами анализа и синтеза. Причем в естественных науках, прежде всего в физике и химии, эти методы применяются не только теоретически, но и практически. Например, в физике с помощью синхрофазотронов атомы и их составляющие разбиваются на мельчайшие частицы, чтобы понять, из чего состоит материя. А синтез используется для получения термоядерной энергии.

Еще два метода, также широко используемые в самых разных науках, - это индукция и дедукция.

Индукция – эмпирические методы перехода от известного к неизвестному, от фактов к обобщениям, общим выводам и заключениям.

Научная индукция включает в себя ряд правил.

Обобщающее правило научной индукции позволяет сделать вывод (наблюдая одинаковые изменения «В» объектов «а», «в» и «с», принадлежащих множеству «А», под определенным воздействием «®» на каждый из объектов), что воздействие «®» на любые элементы множества «А» приводит к определенному их изменению «В»:

 

А Ì а, в, с

а ® В

в ® В

______с ® В______

А ® В

Например. При проведении исследования свойств металлов: стали, меди, никеля обнаружилось следующее. Сталь при нагревании расширяется. Медь при нагревании расширяется. Никель при нагревании расширяется. Можно сделать обобщенный вывод: металлы при нагревании расширяются.

Наряду с обобщениями научная индукция позволяет искать любые формы связи между явлениями, процессами, предметами объективного мира. Наиболее полно правила научной индукции разработали Ф. Бэкон и Дж. С. Милль (см. табл. 1).

В качестве методов экспериментального исследования бэкон-миллевские правила индукции эффективны лишь в простых ситуациях, когда сложное явление разложимо на обозримое число простых элементов. К индуктивным методам относятся и статистические методы. Их особенность заключается в том, что они применяются к массовым событиям, и полученные результаты относятся не к каждому отдельному члену изучаемого множества явлений, а ко всему множеству в целом.

Дедукция - метод выведения новых истин на основе известных знаний с помощью законов и правил логики.

Правило научной дедукции позволяет сделать логический вывод (обнаружив объект «а», который по своим характеристикам позволяет считать его принадлежащим множеству «А», объекты которого под определенным воздействием «®»изменяются одинаковым образом«В»), что под воздействием «®» произойдет изменение объекта «а», обозначенное как «В»:

А ® В

______а Î А______

а ® В

Например. Известно, что все металлы при нагревании расширяются. Обнаружено вещество, которое отнесено к металлам. Логично предположить, что это вещество при нагревании расширится.


Таблица 1

Правила научной индукции

 

№ п/п Наименование правила и его запись   Содержание правила   Следствие правила
1. Метод сходства АВ ® а ____АС ® а____ А ® а Явление (событие, элемент) «а» возникает как при «АВ», так и при «АС» Явление (событие, элемент) «А», вероятно, является причиной «а»
2. Метод различия АВС ® а ____ВС ® -____ А ® а Явление (событие, элемент) «а» возникает при «АВС», но не возникает при «ВС» Явление (событие, элемент) «А», вероятно, является причиной «а»
3. Соединенный метод сходства и различия АВ ® а АС ® а ____ВС ® -____ А ® а Явление (событие, элемент) «а» возникает при «АВ» и при «АС», но не возникает при «ВС» Еще более вероятно, что явление (событие, элемент) «А» является причиной «а»
4. Метод остатков В ®в С ® с ____АВС ® авс__ А ® а Известно, что «В» является причиной «в» и «С» является причиной «с». Явления (события, элементы) «АВС» влекут за собой появление «а». Существует большая степень вероятности, что явление (событие, элемент) «А» является причиной «а»
5. Метод сопутствующих изменений АВС ® а А^ВС ® a^ __АВ^C^ ® а__ А ® а Явление (событие, элемент) «а» изменяется при изменении «А», но не изменяется при изменении «В» и «С» Явление (событие, элемент) «А» является причиной «а» или даже вообще «а» и «А» связаны общим законом изменения

Еще один метод исследования, который широко применяется в менеджменте, - это моделирование.

Моделирование – способ отражения действительности в упрощенном виде для изучения взаимосвязей составных частей (элементов) объектов, явлений, процессов.

Среди множества типов моделей чаще всего выделяют физические, математические, организационные, мысленные, компьютерные. В менеджменте наиболее часто используются математические и организационные модели. Наиболее известная из организационных моделей – это структура управления. При принятии решений, например, строится модель возможных причин возникновения проблемы в организации («рыбий скелет»). При поиске наиболее рационального решения в условиях риска используется дерево решений. Построение более сложных моделей, отражающих бизнес процессы организации, как правило, происходит в несколько этапов:

1. Постановка задачи.

2. Построение модели

3. Проверка модели на достоверность

4. Применение модели

5. Обновление модели

В результате использования различных методов получения нового знания происходит превращение гипотезы, как формы вероятного знания, в достоверное знание, элемент теории, истинное в тех границах, в которых оно подтверждено практикой.


Наука и общество

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.