Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА





А. В. Пужаев

Исследование систем управления

 

Конспект лекций

 

Специальность – 080507

 

Санкт-Петербург


Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. экон. наук, проф. А.В.Пужаев

Рецензент

д-р экон. наук, проф. Л.С. Барютин

Подготовлено на кафедре

менеджмента организации

 

Одобрено научно-методическим советом факультета

Общего менеджмента

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

ã СПбГИЭУ, 2008


Аннотация

Дисциплина «Исследование систем управления» включена в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации» и имеет важное значение для подготовки специалистов.

Конспект лекций по дисциплине содержит три главы. В первой главе рассматриваются общенаучные методы проведения исследований, раскрывается роль исследований в научной и практической деятельности человека. Вторая глава посвящена диагностике систем управления, организации и планированию процесса исследования систем управления. Подробно описаны конкретные методы исследования систем управления, в том числе социологические, рефлексионные, экспертных оценок и др. В третьей главе рассматриваются способы использование результатов проведенного исследования системы управления, в частности тактики проведения организационных изменений. Каждый раздел завершается перечнем контрольных вопросов. В конце Конспекта лекций приведен глоссарий.



Конспект лекций предназначен для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальности 080507 «Менеджмент организации» при изучении дисциплины «Исследование систем управления», а также для студентов других специальностей при изучении дисциплин «Исследование систем управления» и «Менеджмент». Конспект лекций может быть полезен практикующим менеджерам и лицам, стремящимся стать менеджерами.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 6

Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА..................................................................... 9



1.1. Наука и процесс познания................................................................ 9

Основные понятия и функции научного исследования....................... 9

Формы и методы научного познания (исследования)....................... 11

1.2. Наука и общество.............................................................................. 19

Предпосылки возникновения и организационные формы науки..... 19

Влияние развития науки, техники и технологии................................. 22

на жизнь людей......................................................................................... 22

Контрольные вопросы к главе 1............................................................ 25

Глава 2. ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ........................................................................................................................... 27

2.1. Объект и предмет исследования системы управления организацией 27

Система управления организацией и ее элементы.............................. 27

Объект и предмет исследования системы управления организацией 29

2.2. Организация и планирование процесса исследования системы управления.................................................................................................. 34

Роль исследования системы управления организацией..................... 34

Этапы и участники исследования системы управления организацией 37

2.3. Диагностика системы управления организации..................... 40

Источники информации, используемые на этапе диагностики системы управления организации......................................................................... 40

Способы оценки уровня (эффективности) менеджмента.................. 40

2.4. Основной этап исследования........................................................ 43

Основные стадии проведения основного этапа исследования......... 43



Разработка гипотезы и концепции исследования.......................... 44

Выбор методов исследования систем управления............................. 46

Социологическое исследование....................................................... 47

Экспертные оценки............................................................................. 49

Тестирование........................................................................................ 59

Параметрическое исследование........................................................ 60

Факторный анализ............................................................................... 63

Рефлексионное исследование............................................................ 64

Социально-экономическое экспериментирование........................ 67

Системный анализ в исследовании управления............................. 67

Определение состава требуемой информации, источников и способов ее получения................................................................................................. 68

Получение необходимой информации................................................ 69

Редактирование исходных данных..................................................... 69

Обработка данных (построение таблиц, графиков, схем, описаний) 69

Графическое и табличное представление данных и их анализ..... 70

Контрольные вопросы к главе 2............................................................ 78

Глава 3. МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 80

3.1 Разработка предложений по совершенствованию системы управления предприятием и оценка их эффективности........................................ 80

Методы разработки предложений по совершенствованию системы управления предприятием............................................................................................ 80

Оценка эффективности предложений................................................... 80

Совершенствование системы управления предприятием с применением методов реинжиниринга......................................................................................... 81

3.2. Использование результатов проведенного исследования системы управления.................................................................................................. 92

Модели успешного проведения организационных изменений........ 93

Тактики преодоления сопротивления людей изменениям................ 96

Контрольные вопросы к главе 3.......................................................... 102

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 103

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.................................................... 104

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................. 108

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………….110

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА…………………………………………….134

 


ВВЕДЕНИЕ

На важность исследовательского подхода к практической деятельности обратил внимание еще в начале прошлого века «отец» научного управления Ф. У. Тейлор. Ключевым принципом его системы было следующее: «Ничего нельзя делать по привычке, без исследования каждой мелочи». Подход Тейлора доказал свою эффективность. Развитие принципов научного менеджмента подтвердило необходимость научного подхода к совершенствованию управления. Все известные сегодня теории и концепции управления родились в результате научных исследований. Важность подобного подхода привела к созданию системы подготовки специалистов с непременным приобретением навыков, хотя бы самых элементарных, в области науки. В высших учебных заведениях всегда считалось крайне необходимым максимально возможное привлечение студентов к научно-исследовательской работе (НИР). Это позволяло специалистам с высшим образованием получить исследовательские навыки, и применять их на практике в соответствии с принципом Тейлора. К сожалению, масштабы участия студентов в НИР за последние годы по известным причинам уменьшились в несколько раз. И это, конечно, не могло не сказаться на качестве подготовки специалистов. К тому же, снижение уровня исследовательской подготовки специалистов непосредственно отражается на так называемом «уровне изобретательской активности» (количество национальных патентных заявок на 10 тысяч населения). По этому показателю Россия отстает от наиболее развитых стран в 5 раз! А от Японии – в 25 раз!

Понимание важности приобретения менеджерами исследовательских умений побудило разработчиков стандартов высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент» и «Менеджмент организации» ввести в качестве обязательной дисциплину «Исследование систем управления» (ИСУ). К настоящему времени по ИСУ опубликовано множество учебников и учебных пособий. Как обычно, наряду с соответствием их содержания образовательному стандарту, в них отражается авторский взгляд на структуру излагаемого материала, акцентируется внимание на вопросах, кажущихся авторам наиболее существенными. Настоящий Конспект лекций также отражает авторский взгляд, основанный на личном опыте исследовательской работы, а также работы в качестве руководителя на различных уровнях управления организациями.

При этом показалось целесообразным исходить из того, что в процессе работы перед менеджером постоянно возникают задачи и проблемы, требующие аналитического, исследовательского подхода. Поэтому для него важно иметь представление не только об общих принципах и методах проведения исследования управленческих систем, но и о конкретных исследовательских задачах, наиболее актуальных для менеджера-практика. Следует также знать и уметь использовать инструментарий менеджера-исследователя. Тем более что на должностях менеджеров работает много специалистов, не имеющих экономико-управленческого образования, а значит не обладающих необходимым багажом знаний в области ИСУ. Конспект лекций может помочь восполнить этот пробел. Но главным образом оно предназначено для студентов, будущих менеджеров, которым необходимо постоянно применять в своей деятельности исследовательский подход. На рис 1 приведена структура Конспекта лекций.


Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

Наука и процесс познания

 

Основные понятия и функции научного исследования

Существует множество различных определений науки. Например следующие:

наука – сфера исследовательской деятельности, направленной на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.

наука – совокупность теоретических знаний о реальной действительности.

«…в конечном счете наука есть не что иное, как здравый рассудок и опыт, очищенные от примесей и выраженные в предельно ясных понятиях»

Последнее определение принадлежит чешским ученым З. Издебскому и Е. Тудрею. Оно примечательно тем, что показывает возможность заниматься наукой любому человеку. В этом нет ничего таинственного и недоступного. Главное – знать и уметь применять научные методы, проводить научные исследования.

Научное исследование – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательской деятельности.

Понятие «исследование» тесно связано, а иногда рассматривается как синоним других понятий.

Изучить – 1. Внимательно наблюдая, ознакомиться, понять

2. Постичь учением, усвоить в процессе обучения

3. Научно исследовать, познать

Анализ – 1. Всесторонний разбор, рассмотрение

2. Метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо

3. Синоним научного исследования вообще

Исследовать – 1. Осмотреть для выяснения, изучения чего-либо

2. Подвергнуть научному изучению

 

Научные знания обладают следующими признаками:

· систематизированностью, логической организованностью

· теоретическим характером (обобщениями)

· выражены научным языком, т. е. четко очерченными понятиями

Истинность научных знаний обеспечивается:

· использованием научных методов

· воспроизводимостью результатов

· «интерсубъективностью», т. е. получением одних и тех же результатов независимо друг от друга несколькими учеными

 

Известный философ О. Конт, отвечая на вопрос, в чем заключается основной смысл проведения научных исследований, сказал: «Знать, чтобы предвидеть». Обычно к основным функциям научного исследования относят следующие:

1. Получение нового знания, расширяющего представление человека об окружающей действительности

2. Совершенствование используемых человеком изделий, продуктов, технологий, процессов и т. п.

3. Подготовка научных кадров

Можно выделить следующие основные стадии проведения научного исследования:

1. Постановка проблемы, определение цели исследования

2. Поиск информации о попытках решения проблемы или (и) связанных с нею задач

3. Выдвижение гипотезы о путях решения проблемы

4. Разработка плана исследования

5. Сбор, оценка, проверка, систематизация релевантной информации, установление научных фактов

6. Обработка и анализ полученной информации, уточнение гипотезы

7. Определение путей решения проблемы (подтверждение гипотезы), получение новых знаний

8. Проверка полученных результатов, формирование элементов теории

9. Определение возможности использования новых знаний на практике, оценка эффективности

10. Разработка мероприятий по практической реализации новых знаний

Не всегда исследование включает в себя все эти стадии. Исследователи могут не ставить перед собой задачи практического использования полученных результатов. Кроме того, по мере получения и анализа результатов, может потребоваться уточнение проблемы, корректировка плана исследований и т. п. Но как показывает опыт проведения исследований, они чаще всего осуществляются по этому сценарию.

Важное значение имеет выдвижение гипотезы, определяющей направление исследования.

Гипотеза – предполагаемое, возможное объяснение известных или новых фактов, их взаимосвязи между собой, причин их возникновения; решение проблем и т. п. Не всякое предположение или простая догадка являются научной гипотезой. Часто называют следующие условия, соблюдение которых позволяют считать гипотезу научной:

· гипотеза должна находиться в соответствии с установленными наукой законами

· она должна опираться на на все имеющиеся в данной области факты, объяснять их

· гипотеза должна подлежать возможности практической, экспериментальной и вообще эмпирической проверке

Гипотеза – это форма вероятного знания, поскольку его истинность или ложность еще не установлены. Для проверки гипотезы используются различные формы и методы научного познания.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.