Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта
1. Экскурсовод определяет, что Определение за предмет (объект) показывается экскурсантам
2. Экскурсовод объясняет, что собой Характеристика представляет объект (характеризует, описывает объект)
3. Экскурсовод говорит Цель создания о назначении объекта
4. Экскурсовод рассматривает Экскурсионный отдельные части объекта анализ, сравнение
5. Экскурсовод называет автора Справка памятника, архитектора здания
6. Экскурсовод рассказывает Оценка историче-о событии, связанном с объектом, ского события его значении
|
СТУПЕНИ ПОКАЗА
Первая — Общий взгляд экскурсантов — Происходит ступень на объект после слов экс- усвоение облика курсовода: «Перед вами объекта «Медный всадник»
Вторая — Более детальный осмотр - Усваиваются ступень экскурсантами памятника особенности после рассказа о событиях объекта
Третья — Повторный осмотр объекта — Усваиваются ступень (наблюдение) при его отдельные части анализе экскурсоводом и детали объекта
Четвертая — Самостоятельное наблюде- — Происходит запо-ступень ние объекта экскурсантами. минание объекта Запоминаются обстановка и места его распо-и место действия ложения
Пятая - Обобщение увиденного и — Делаются выводы ступень услышанного от экскурсе- по подтеме вода
Шестая — Заключительный взгляд — Экскурсант убежда-ступень экскурсантов на объект ется в правильности своего представления об объекте
| Использование ступеней в показе обеспечивает нарастание впечатлений, подводит к обобщениям и выводам. Но не на всех экскурсиях можно проводить показ, поднимаясь по названным ступеням. Например, имеет особенности показ объектов, находящихся в отдалении от экскурсантов, на горизонте.
Для этого характерен панорамный показ города, это же применимо и к наблюдению архитектурного ансамбля. Чтобы воспроизвести его в сознании, экскурсантам приходится бросить на него несколько взглядов. Сумма этих взглядов дает представление о внешнем облике объекта. Направление взглядов определяют методические советы экскурсовода и ход мыслей экскурсанта1.
Эффективность показа зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от форм помощи экскурсантам в усвоении объектов показа. В тех случаях, когда в экскурсию включается показ сложных по своей конструкции объектов (зданий и сооружений), а также общего вида местности, парков, садов, полей сражений, где эти объекты расположены, экскурсантам можно предварительно показать все это на макетах, моделях, чертежах, планах. Это помогает понять конструкцию объекта, его пропорции, расположение и соразмерность его частей и деталей, их связь между собой.
Задача экскурсовода — помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга.
Важно, чтобы экскурсанты представили размеры и объемы объекта. Для этого на наблюдаемой местности выделяют какой-то другой объект, который экскурсанты используют как масштаб измерения: дерево, здание, колокольню, человека.
Во всяком объекте есть главное и второстепенное. Экскурсовод выделяет главное, отбрасывает второстепенное, менее существенное.
Показ в экскурсиипредставляет собой двусторонний процесс, который объединяет: а) активные действия руководителя (экскурсовода), направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; б) активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Ниже приводится схема, которая показывает нарастание сложности в наблюдении объекта и характер указаний экскурсовода участникам экскурсии
.
Указания экскурсовода
| Действия экскурсантов
| Посмотрите на это дэвяти этажное здание.
| Екскурсант бросает общий взгляд на обьект.
| Посмотрите на здание турбазы, так удобно расположенной на берегу водоема
| Экскурсант смотрит, стараясь понять, в чем состоит это «удобство»
| Обратите внимание на здание, которому так идет голубая окраска
| Екскурсант, глядя на здание, размышляет, почему голубой цвет наиболее уместен.
| Взгляните на три крайние окна на втором этаже слева, где располагался кабинет ученого
| Экскурсант находит эти окна и пытается представить кабинет
| Представьте себе ученого за большим письменным столом, где рано утром наченался ево робочий день
| Екскурсант, как бы убрав стену здания, видит учоного, седящего за столом.
| Посмотрите на это здание. В нем 12 октября 1826 г. Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов», находясь в гостях у поэта Д. В. Веневитинова
| Екскурсант , операясь на рассказ екскурсавода, воссоздайот картину етого события
|
Экскурсовод своими пояснениями помогает экскурсантам разглядеть то, что перед ними. Указания экскурсовода различают по времени их воздействияна аудиторию. Одни даются до встречис экскурсионным объектом, до начала наблюдения. Другие указания экскурсанты получают в ходе показа объекта,когда памятник находится в поле их зрения. Третьи — даются в конце наблюденияс целью сообщить методику самостоятельного осмотра экскурсантами подобных объектов в будущем. Указания экскурсовода можно разделить на несколько групп:
— ориентирующие экскурсантовна определенные части или детали объекта (по времени — до наблюдения);
— направляющие вниманиеэкскурсантов на определенный объект;
— рекомендующие сравнитьданный объект с каким-либо другим, виденным ими ранее (дается в ходе наблюдения);
— разъясняющие особенностиобъекта показа с целью их более глубокого понимания (в ходе наблюдения);
— выделяющие объектиз ансамбля или из ряда подобных ему из окружающей среды (природа, застройка);
— предлагающие сделать выводына основе своих наблюдений.
Важное значение приобретает предварительное изучение особенностей объектов. В градостроительной экскурсии такой показ заставит объекты «заговорить» особенностями своей конструкции, в которых реализовался замысел архитектора. Чтобы это произошло при показе объектов, необходимо учитывать их признаки — размеры, объемную форму, назначение при возведении, функции, выполняемые в настоящее время, окраску.
ВИДЫ ПОКАЗА
Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:
1) на ходу автобуса из окон при скорости 50—60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;
2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения автобуса при следовании мимо зрительных объектов. Это дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами;
3) наблюдение объектов при остановке автобуса без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена;
4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходит более глубокий показ. Используются методические приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта.
Существуют варианты взаимодействия человека и объекта вне экскурсии.
Вариант первый.Осмотр объекта носит беглый характер. Например, во время следования человека на работу или по другим делам. Более глубокому знакомству с встречающимися в пути объектами, даже при наличии интереса к ним, мешает отсутствие необходимого времени и навыков.
Вариант второй.Осмотр объекта более подробный. Такой осмотр имеет место во время воскресной прогулки человека по городу. Происходит самостоятельное знакомство человека со зданиями, историческими памятниками, улицами и площадями, жизнью города. Более глубокому наблюдению объектов препятствует отсутствие у «экскурсанта» знаний о них и событиях, с ними связанных, отсутствие навыков, а также лиц, способных оказать квалифицированное содействие в осмотре.
Вариант третий.Осмотр объектов происходит во время групповой прогулки по городу, когда один из ее участников, не будучи профессиональным экскурсоводом, имея поверхностные знания о городских достопримечательностях, берет на себя его функции. Получаемые экскурсантами сведения отрывочны и не всегда достоверны. Рассказ «экскурсовода» по своему построению и содержанию напоминает путевую экскурсионную информацию, имеет справочный характер.
А теперь посмотрим, как происходит это взаимодействие на экскурсиях:
Вариант первый.Происходит осмотр заранее подобранных объектов. Сообщаемые в рассказе знания направлены на освоение темы экскурсии. Руководит осмотром специалист-экскурсовод. Использование методических приемов рассказа активизирует взаимодействие человека и объекта. В основе осмотра лежит план. Повышению эффективности данного варианта экскурсии мешает превалирование словесного начала (рассказа).
Вариант второй.Происходит показ объектов, зрительное восприятие которых и пояснения экскурсовода раскрывают названную тему. Ведущее место занимают методические приемы показа, экскурсионный анализ объектов. При наблюдении экскурсантами объектов используются элементы изучения. Экскурсовод использует внеречевые формы воздействия на аудиторию и изобразительную наглядность.
Вариант третий.При показе объектов активно используются различные виды экскурсионного анализа. В деятельности экскурсантов появляется элемент исследования объектов. Методика показа достигает кульминационной отметки. Экскурсовод апеллирует к образному мышлению экскурсантов, помогая им «увидеть» события прошлого, действия людей, которым посвящена экскурсия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|