Сделай Сам Свою Работу на 5
 

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

 

 

Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности.

Активность показа.Показ это не пассивное любование па­мятниками природы или произведениями, созданными рука­ми человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, ис­следование) объектов. Это анализ чувственно воспринимае­мых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.

Логическая последовательность показа. Вэкскурсии каж­дый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других объектов. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются определенной последователь­ностью.

Главенствующее значение показа.Без показа не может быть экскурсии. Показ первичен и в тех случаях, когда с его помощью иллюстрируется рассказ Для большинства экскурсии объекты являются единственным доказательством, зри­тельным аргументом выдвинутых экскурсоводом положений.

Определяющая роль показа.На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу. Это привело к рожде­нию формулы: «от показа к рассказу».Основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатления, получен­ные при участии других органов чувств. Они служат стиму­лом к началу рассказа. Но в ряде случаев показ и рассказ используются одновременно, а иногда рассказ предшествует показу.

Сюжетность показа.Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Сам по себе сюжет в экскурсии более сложен, чем в произведении изобразительного искус­ства. Для него характерна совокупность действий, показ хода исторического события, жизни и деятельности мастера культуры, государственного деятеля. В тематических экскур­сияхпросматривается четкая сюжетная линия, которая объ­единяет элементы показа и рассказа. Обычно памятник культуры, усадьба, историческое место являются объектом показа благодаря их связи с историей государства, с теми или иными событиями.



Парадоксальность показасостоит в том, что экскурсант в ходе показа видит больше того, что перед ним находится в данный момент. Наблюдение объекта под руководством экскурсовода создает условия для того, чтобы экскурсант увидел больше, чем он увидел бы при осмотре объекта са­мостоятельно. Данный парадокс представляет собой фор­мально-логическое противоречие, которое состоит в том, что человек «видит» объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения. Например, он мысленно представляет не только лицевую стену здания, но и то, что находится за этой стеной, внутри здания. На основании образного рассказа экскурсовода перед его мысленным взо­ром возникает кабинет писателя, гостиная наполняется людьми. При осмотре поля Бородинского сражения экскур­санты, получив информацию об историческом событии, «видят» русских и французских воинов — участников сра­жения и др.

Результат экскурсии в значительной мере определяется умением экскурсовода показать объект, используя преиму­щества наглядности. Выделяют три уровня показа: предвари­тельный обзор(ориентировку экскурсантов в пространстве); выделение объектаиз совокупности других объектов; деталь­ное наблюдение объекта.

ПОКАЗ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ

 

 

В основу познавательной деятельности экскурсантов по­ложен принцип наглядности, который реализуется: в показе объектов — памятников истории и культуры (зрительная наглядность); в использовании экспонатов «портфеля экс­курсовода»; в демонстрации производственных процессов (звуковая наглядность) и т. д.

Благодаря зрительному восприятию предметов и процес­сов у людей возникают представления в виде конкретных образов, правильно отображающих объективную действи­тельность. На основе полученных экскурсантом представле­ний происходит формирование понятий.

Предметные, подлинные средства(натурная наглядность) — натуральные предметы, все те реальные объекты, которые доступны чувственному восприятию с помощью одного или нескольких органов чувств.

Изобразительные средства(живопись, графика, фотогра­фия) — дополнительный иллюстративный материал, кото­рый включен в «портфель экскурсовода». Макеты, фотогра­фии, рисунки, открытки, схемы, диаграммы и другие посо­бия выступают в роли аналогов подлинных объектов.

Словесно-образная наглядность:примеры и факты; отрыв­ки из литературных произведений; стихи, воссоздающие картины событий, жизни людей.

Технические средства наглядности(кинофильмы, диа­фильмы, диапозитивы, слайды, магнитофонные записи).

Предметная наглядностьподразделяется на зрительную наглядность (показываемые объекты) и звуковую (шум леса, журчание ручья, шум морского прибоя, голос певца в звуко­записи, голоса птиц и животных в лесу, звук камня, упав­шего с высоты, шумы в производственных цехах). При вос­приятии звуковой наглядности, кроме речи, участвуют слу­ховые анализаторы.

Слуховая наглядностьслабо используется в экскурсиях. Лишь в отдельных экскурсиях включены приемы, рассчи­танные на слух, обоняние и осязание экскурсантов.

Словесно-образный вид наглядностипредполагает исполь­зование образов и произведений художественной литерату­ры. К этому виду наглядности относят образный рассказ экскурсовода, воссоздающий картину исторического собы­тия, внешний облик человека, дающий зрительное пред­ставление о явлениях природы. Использование видов на­глядности, приоритетность одного из видов (предметной, изобразительной или словесно-образной наглядности), за­висят от той классификационной группы, к которой отно­сится конкретная экскурсия. В архитектурно-градостро­ительной экскурсии преобладает натурнаянаглядность, в исторических — изобразительная и словесно-образнаяна­глядность, в литературных — словесно-образнаянаглядность.

Выводы.

Всякая экскурсия ставит своей задачей — продемонстри­ровать заранее подобранные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительной работы.

Большое значение для успеха экскурсии имеет ее зри­тельный ряд. Он должен быть построен таким образом, что­бы без подробного рассказа экскурсовода могла быть рас­крыта поставленная тема. К сожалению, это редко получа­ется. Причины: недостает объектов, многие объекты не не­сут необходимой информации, далеко не все экскурсоводы умеют использовать объект в системе доказательств. Поэто­му на помощь показу приходит рассказ, на который возла­гается задача восполнить пробелы зрительного ряда.

Итак, к разработке любой темы следует приступать только при наличии необходимого количества объектов; показ объек­тов должен быть методически подготовлен; следует овладеть методическими приемами и навыками их использования.

Контрольные вопросы:

1. Показ — основной элемент экскурсии. Сущность показа.

2. Последовательность в показе. Ступени и виды показа.

3. Варианты взаимодействия человека и объекта.

4. Экскурсовод — руководитель показа.

5. Особенности показа в экскурсии.

6. Показ как сумма трех элементов.

РАССКАЗ В ЭКСКУРСИИ

 

 

Экскурсия представляет собой органическое сочетание средств предметной и изобразительной наглядности и важ­ного дополнения к этому уникальному в своем роде сочета­нию _ слова. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить органическое единство между тем, что получает человек при наблюдении объектов и пояснениями экскур-

совода. Что такое экскурсионный рассказ? Рассказ— услов­но принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсо­вод дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных истори­ческих лиц.

В оценке роли рассказа в экскурсии ученые-экскурсио-нисты всегда были единодушны, независимо от различия точек зрения по другим вопросам экскурсионной теории и методики. Они считали, что рассказ: является дополнением к показу зрительного материала; он не должен быть про­странным; нельзя допускать превращение экскурсии в лек­цию.

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: а) ком­ментирует, поясняет, дополняет увиденное; б) реконстру­ирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.

Помимо рассказа экскурсовода словесное начало в экскур­сии находит свое выражение в ответах на вопросы экскурсан­тов, репликах экскурсовода и ответах на реплики экскурсантов, во вступительном слове и заключительной части, при демонст­рации экспонатов «портфеля экскурсовода».

Рассказ — это звучащий индивидуальный текст экскурсово­да, исполненный им с соблюдением требований устной пуб­личной речи и представляющий образец монологической речи.

В ходе экскурсии происходит нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений — к словесным оценкам и выводам.

Б. Е. Райков высказал мысль, что малоразвитые группы, новички в экскурсионной работе, иногда относятся к объ­яснениям, как к чему-то совершенно лишнему и ненужно­му, чего они вовсе не ждали. Для них экскурсия — только зрелище, по возможности занимательное зрелище, и сло­весные комментарии их как-то тяготят. С этим настроением необходимо считаться, выдвигая на первый план конкрет­ное содержание экскурсии. Он отмечал, что продолжитель­ные теоретические объяснения на экскурсии нежелательны, так как засушивают ее и превращают в простую лекцию. С малоподготовленной аудиторией надо быть в этом смысле особенно осторожным, здесь показательная сторона — все.

Н. А. Гейнике считал, что преувеличение значения рас­сказа при изучении темы, преобладание словесного мате­риала в экскурсии лишает ее важных преимуществ. Наибо­лее часто встречающейся ошибкой экскурсовода является то, что он не столько показывает экскурсионный материал, сколько рассказывает о нем, т. е. гасит самостоятельную работу экскурсантов, превращая экскурсию в лекцию с ил­люстрациями. Он считал, что все, о чем идет речь в экскур­сии, должно быть в зрительном ряду. Экскурсовод показы­вает группе объекты и сопровождает показ глубоким анали­зом, пояснениями, историческими справками.

Роль объектов состоит в том, чтобы помочь экскурсоводу зримо восстановить для экскурсантов прошлое, убедительно нарисовать жизненные картины. Глубина рассказа диктуется объектом, его особенностями, количеством информации, которой объект располагает. Время рассказа на экскурсии должно быть значительно меньше общей продолжительно­сти экскурсии.

Рассказ на экскурсии в полном объеме готовится заранее. Неправильно рассматривать рассказ экскурсовода как им­провизацию, т. е. произведение, содержание и языковые особенности которого формируются исключительно в мо­мент его исполнения. В то же время это не означает, что в рассказе экскурсовода не может быть экспромта. Речь идет о примере, изложении факта, небольшом стихотворении или отрывке из художественного произведения, включение которых в рассказ вызывается составом группы или же зна­чительным событием, которое только что произошло в жиз­ни данного города, страны. Например, если экскурсовод при знакомстве с группой узнает, что она состоит из педа­гогов, — в рассказ может быть включен пример работы од­ной из школ города. После сообщения в печати о значи­тельном событии в жизни страны — выборах в государст­венные органы, новом указе Президента.., экскурсовод в обзорной или другой экскурсии дает краткую характеристи­ку происшедшему. Такие короткие экспромты рождаются в ходе экскурсии.

Основные требования к рассказу:тематичность, конкрет­ность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

Особенность рассказа состоит в том, что он носит харак­тер монолога.В то же время нужно отметить, что отдельные экскурсоводы делают попытки превратить часть экскурсии в открытый и скрытый диалог. При диалоге между экскурсо­водом и экскурсантами возрастает активность восприятия материала.

В период перехода словесной части экскурсии от моно­лога к диалогу важное место занимают ответы на вопросы

экскурсантов и «работа» экскурсовода с их репликами.

Реплика экскурсанта— это его мнение о чем-то, причем не всегда правильное. Уходить от реплик экскурсантов не следует. Существует определенная методика «работы» экс­курсовода с репликами. Ответ на реплику (как реакция на мнение одного экскурсанта) должен быть умело вплетен в рассказ экскурсовода. При всей абсурдности какой-то реп­лики не следует проявлять запальчивость, необходимо так­тично разъяснить несостоятельность высказанного мнения. Ответ на любую реплику не должен уводить от экскурсион­ной темы, нарушать логику рассказа. Иногда реплики пока­зывают одобрение экскурсантами отдельных положений, выдвинутых экскурсоводом, выражают отношение аудито­рии к услышанному. В этом случае экскурсовод, опираясь на высказанное мнение, продолжает рассказ, и это делает его более убедительным. В этом случае экскурсовод высту­пает с позиций собеседника.

В таких формах, как экскурсия-консультация и экскур­сия-демонстрация, рассказ экскурсовода построен в виде беседы. Некоторые беседы построены на вопросно-ответном приеме, при этом вопросы задаются как экскурсоводом, так и экскурсантами. Методика придает значение связи таких понятий, как содержание экскурсии, формы ее проведения и методические приемы рассказа.

Эти понятия связаны с вопросами: о чем сказать, как сказать и с какой целью. Если говорить о рассказе экскур­совода в целом, то перед ним ставятся задачи: помочь экс­курсантам правильно увидеть, понять и оценить объект; на основе увиденного прийти к нужным выводам. В своем рас­сказе экскурсовод сообщает аудитории и о таких свойствах объекта, которые зрительно не воспринимаются. Он обоб­щает наблюдения экскурсантов, помогая им более правиль­но воспринимать полученную информацию. Одна часть рассказа определяет объекты, другая — поясняет, третья — характеризует объекты (выявляет их качества), четвертая — дает представление о зрительном облике, пятая — «рисует» картину события. В зависимости от этих задач используются определенные методические приемы рассказа.

Одна из задач рассказа — определение, истолкование предмета, о котором пойдет речь.

Всякое определение предмета в экскурсионном рассказе должно быть ясным, соразмерным (объем определяемого понятия должен быть равен определению, которое дается). Оно не должно быть негативным (отрицательным) и противоречивым, не должно строиться на отрицании. Цель опре­деления — уточнение содержания используемых понятий. (Например, «архитектура — вид искусства», а точнее «архитектура — строительное искусство»; «обелиск — памят­ник», а точнее «обелиск — памятник, сооружение в виде сужающегося кверху столба».)

Определение имеет вид равенства:

Определяемое предмет, объект, который должен быть определен = Определяющее выражение, с помощью которого определяется предмет

Виды определений.Различают реальные и номинальные оп­ределения. Реальные определенияраскрывают существенные признаки предмета (объекта); номинальные определения— вза­мен описания какого-либо предмета (объекта) вводится термин (имя предмета), объясняются значение термина и его происхождение. (Например, «Публичная распродажа имущества, когда владельцем становится тот, кто предложил более высокую цену, называется аукционом», «Скульп­турное или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь называется памятником».)

В экскурсионной практике широко используются оба ви­да определений.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.