ВООБРАЖЕНИЕ НА ЭКСКУРСИЯХ
Важную роль в экскурсионном процессе играет воображение— способность экскурсантов мысленно представлять, например, то, о чем идет речь в рассказе экскурсовода. Многое при этом зависит от способности экскурсовода создавать мыслительные образы. В психологии воображение рассматривается как «психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме — объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятия памяти, а также знаний, приобретенных в ходе речевого общения»1.
В экскурсионной практике воображение рассматривается как процесс создания представлений и мысленных ситуаций. Воображение позволяет экскурсантам комбинировать свои впечатления при наблюдении объектов, получая новые представления, отражать в своем сознании действительность.
Одно из требований к экскурсоводу — обладание развитым воображением и умение образно мыслить.Рассказывая об отсутствующем памятнике, расположенном в другом городе или утраченном в годы войны, экскурсовод описывает его так, что экскурсанты начинают «видеть объект». Так происходит потому, что экскурсовод на основе личных наблюдений этого объекта, знакомства с фотографиями и его реконструкцией заблаговременно создает в своем сознании внешний облик объекта и в нужный момент воспроизводит его.
Богатство воображения экскурсовода зависит от его умения наблюдать, воспринимать и сохранять в своей памяти образы предметов и явлений, которые в дальнейшем перерабатываются его сознанием.
Восприятие рассказа (и особенно показа) на экскурсии в значительной мере основано на воображении экскурсантов. Развитое воображение позволяет им образно представить то, о чем рассказывает экскурсовод. Слушая экскурсовода, который описывает внешний вид людей, их действия, экскурсанты видят перед собой действующих лиц. Основой воображения у экскурсовода и экскурсантов являются ранее приобретенные знания, впечатления. Они служат исходным материалом для создания четких мыслительных образов. Важно, чтобы картины, которые в ходе подготовки к экскурсии рисует воображение экскурсовода, были реальны, точны, исторически достоверны. В дальнейшем, проводя экскурсию, он воспроизводит эти картины так ярко и убедительно, что они зримо возникают перед мысленным взором экскурсантов и в таком виде запечатлеваются в их памяти.
Виды воображения.Подобно вниманию, воображение человека бывает произвольным и непроизвольным, воссоздающим (воспроизводящим) и творческим, активным и пассивным.
Воспроизводящее воображение основано на словесном описании предмета (рассказ), условном изображении предмета (схема, чертеж, карта), на демонстрации копии предмета (муляж, модель, реконструкция). Этот вид воображения характерен для экскурсий, где ставится задача помочь экскурсантам мысленно увидеть все словесно описанное, воссоздать внешний вид объекта, не находящегося перед ними в виде подлинника.
Воспроизводящее воображение имеет конструктивный характер. Этому виду воображения присуще точное воспроизведение объекта в сознании экскурсантов. Творческое
воображение позволяет экскурсоводу создавать новые зрительные образы. В дополнение к объекту, увиденному в натуре, экскурсовод творчески домысливает определенные части объекта, зрительно восполняет недостающие детали.
С помощью творческого воображения могут быть воспроизведены события и явления: картины смерча, военного сражения (Ледового побоища), морского боя, наводнения в Санкт-Петербурге, а также образы конкретных героев. Хорошо развитое воображение позволяет экскурсоводу, опираясь на ранее приобретенные знания, жизненный опыт, отдельные наблюдения, создавать такие картины событий, такой облик людей, которые воспринимаются экскурсантами. Творческое воображение экскурсовода дает возможность экскурсантам представить себя участниками событий, которым посвящена экскурсия. Только ту экскурсию, которая воссоздает в воображении своих участников жизнь в движении и звуках, можно признать удавшейся.
Объекты наблюдения в экскурсии в большинстве случаев неподвижны. Но ведь тем же самым качеством обладают произведения живописи и скульптуры. На самом деле сани, которые «увозят» в глубь холста боярыню Морозову, все-таки неподвижны, как неподвижны и бурлаки, «двигающиеся» на зрителя! «Медный всадник» взмыл в воздухе и замер на веки вечные. Неправдоподобно? Однако в нашем сознании запечатлелся не камень и не металл памятника, а дивный образ скачущего коня с царственным всадником».1 То же самое происходит при наблюдении исторических местностей, экскурсионных объектов под руководством квалифицированного экскурсовода. Здания, крепости, поля былых сражений заполняются участниками событий, происходивших в далекие годы, в них снова кипит давно исчезнувшая жизнь.
Эмоции на экскурсии.Большое значение для успеха экскурсии, усвоения и запоминания экскурсионного материала имеет эмоциональная сторона дела. Психология, рассматривающая психические процессы и состояния личности, важную роль отводит эмоциям и чувствам.
В экскурсии эмоциональное воздействие на экскурсантов оказывает рассказ экскурсовода, его содержание, хорошо подобранные примеры, пояснительный материал, правильный акцент в его изложении.
Активные эмоции у аудитории вызывает зрительный ряд — здания, сооружения, исторические места, связанные со знаменательными событиями, мемориальные доски, экспонаты в музеях. И в меньшей степени эмоциональность экскурсантов является следствием собственных эмоций экскурсовода. Важное значение для процесса понимания и усвоения экскурсионного материала имеет сопереживание— уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности. В качестве примера может быть приведен показ произведений изобразительного искусства (живопись, графика), в ходе которого экскурсовод помогает экскурсантам увидеть изображенные в них предметы и явления окружающего нас мира глазами художника. Экскурсант как бы воспринимает отношение художника к тому, что он воспроизводит в своем произведении, его эмоции и чувства. Таким образом, можно сделать вывод, что при наблюдении экскурсионных объектов под руководством экскурсовода возникает сопереживание, которое представляет нечто общее в возникающих у экскурсантов эмоциях. Иными словами — эмоции экскурсионной группы приобретают характер сопереживания. Одна из задач экскурсовода — развить у экскурсантов способность к воспроизведению в своем воображении тех предметов, образов, явлений, которым посвящен рассказ.
Для экскурсовода важно обладать комплексом знаний и умений, чтобы донести до аудитории творческий замысел авторов — создателей конкретных объектов. Эмоции экскурсантов, их уровень (удовлетворение, восхищение и др.) зависят от того, насколько они удовлетворены полученной информацией. При этом имеет значение и другое — насколько правильно и четко выражено отношение экскурсовода к объекту показа и содержанию рассказа. Показ и рассказ создают впечатление, вызывают определенные чувства экскурсантов (восторг, гордость, гнев, жалость и др.). Бывает и так, что экскурсовод ведет экскурсию эмоционально, увлеченно, но это не вызывает ожидаемых эмоций у экскурсантов, они остаются равнодушными. Так происходит потому, что экскурсионный материал далек от их интересов, что они не подготовлены к его восприятию.
Выводы.
Знание экскурсионными работниками основ психологии помогает им правильно строить экскурсионный процесс, умело преподносить информацию по теме, учитывать запросы и интересы конкретной аудитории, замечать отношение
экскурсантов к рассказу и показу, оперативно оценивать их реакцию (внимание, интерес, одобрение, неудовольствие).
Изучение психологии, знание ее элементов при подготовке и проведении экскурсий поможет экскурсоводу полнее уяснить технологию действия психологических механизмов усвоения личностью знаний. Создание и использование условий превращения получаемых знаний в убеждения — основа экскурсионного процесса. Выполнение требований психологии опирается на профессиональное использование методических приемов ведения экскурсий, выбранных с учетом тематики и особенностей состава группы экскурсантов. Эффективность экскурсии в значительной мере зависит от того, насколько экскурсовод владеет психологией, правильно понимает сущность психических процессов, от его умения использовать эти знания в руководстве деятельностью экскурсантов (внимание, мышление, восприятие, понимание, запоминание и др.). При оценке эффективности экскурсий необходимо иметь в виду, что не только в целом потоке экскурсантов, но и в границах одной экскурсионной группы люди по-разному воспринимают преподносимый им материал.
Контрольные вопросы:
1. Экскурсия как процесс. Роль психологии в экскурсионном процессе.
2. Ощущение, восприятие, представление.
3. Мышление. Основные виды мышления.
4. Понятие как форма мысли.
5. Ассоциации в экскурсиях.
6. Использование словесных, практических и наглядных методов.
7. Индукция и дедукция. Их роль в экскурсиях.
8. Память. Виды памяти.
9. Внимание на экскурсии.
10. Воображение.
ЛОГИКА В ЭКСКУРСИЯХ
Как бы ни были обширны знания экскурс овода, только с помощью логики в ясной и определенной форме они могут быть доведены до аудитории. Опыт показывает, что многие экскурсоводы, практически не зная законов логики, мыслят и рассуждают правильно и убедительно. Они делают это, опираясь на естественную интуитивную логику, сформированную в ходе многолетней практики. «Однако не всегда эта интуитивная логика успешно справляется с встающими перед ней задачами»1.
Содержание материала любой экскурсии, форма преподнесения экскурсионного материала и показ объектов, должны строиться на основе требований логики — науки о законах и формах,в которых протекает человеческое мышление. Эти законы должны найти отражение в экскурсионном рассказе, построении речи экскурсовода, а также в видах экскурсионного анализа.
К числу логических законов относятся: определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность. Логическая форма— структура, строение мыслей. Логические приемы — сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
Методистам и экскурсоводам при создании экскурсии следует учитывать действие основных законов мышления: тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания2.
Закон тождества.В экскурсии он находит выражение в том, что в рассказе экскурсовода о каком-либо объекте (событии или явлении) данный объект не должен подменяться другим, чтобы понятия в рассказе не имели разного смысла. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной сама себе.
Закон противоречия. Онтребует, чтобы в ходе рассказа об объекте (явлении, событии) последний не рассматривался как нечто отличное от того, что он собой представляет (т. е. две противоположные мысли не могут быть истинными в одно и то же время, если они относятся к одному и тому же предмету или явлению и по своему содержанию противоречат друг другу). Это означает, что какая-либо мысль в рассказе экскурсовода не может менять свое содержание в течение всей экскурсии (т. е. никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным). Авторы экскурсии не должны допускать противоречий в толковании исторических событий или оценке объектов, высказывать полярные (т. е. противоположные) мнения по одному и тому же вопросу.
Закон исключенного третьегоговорит о том, что между ут-
верждением и отрицанием чего-либо нет ничего третьего. Если одна мысль утверждает, другая — отрицает, то истинным является одно из этих мнений, а не какая-то третья мысль. При выдвижении в экскурсионном рассказе вариантных суждений по поводу одного события или объекта, экскурсовод выбирает предпочтительный вариант, тем самым утверждая его истинность. При этом к другому варианту высказывается отрицательное отношение.
Закон достаточного основаниятребует, чтобы всякая мысль была обоснованной. Только при этом условии она может быть признана истинной. Любая истинная мысль должна быть подтверждена другими мыслями, истинность которых бесспорна, т. е. доказана. В рассказе экскурсовода следует избегать голословных, необоснованных суждений. Всякое суждение должно быть надлежащим образом обосновано.
Владение законами логики позволяет методистам и экскурсоводамуспешно решать следующие логические проблемы:
• обеспечение доказательного изложения экскурсионного материала с помощью убедительных доводов и прежде всего умелого использования зрительных аргументов;
• определение логической последовательности в освещении исторических событий, характеристике фактов и примеров;
• формулирование выводов, заключающих словесную часть экскурсии и ее зрительный ряд;
• выбор логической схемы в использовании каждого методического приема показа и рассказа;
• выработка оптимальной композиции экскурсии, ее структуры, обеспечивающей логическое раскрытие темы.
Выполнение требований логики в экскурсии имеет свои особенности. Главная из них состоит в том, что словесно изложенные тезисы и положения поясняются в основном с помощью зрительных аргументов.
В процессе познания действительности человек приобретает новые знания. Они подразделяются на две части: а) знания,получаемые при воздействии предметов окружающего нас мира на наши органы чувств; б) знания,получаемые путем выведения из знаний, уже имеющихся. Последние получили название выводных или опосредованных знаний1. Большое значение для практики имеет владение экскурсоводом логической формой получения знаний. Такой формой является умозаключение— форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. В экскурсиях, где используется порой неоднозначный материал, умозаключение, основанное на логике, позволяет сделать правильные выводы. Любое умозаключение состоит из трех ступеней: посылок, вывода и заключения. Посылки— исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Вывод— логический переход от посылок к заключению. Заключение— новое суждение, получаемое от посылок.
Логическое построение материала экскурсии оказывает целенаправленное воздействие на экскурсантов, обеспечивает наиболее полное понимание и запоминание показанного и рассказанного экскурсоводом. Логика мыслей и действий руководителя экскурсии вызывает интерес экскурсантов, приковывает их внимание к теме, заставляет самостоятельно мыслить по поводу излагаемого материала, подводит экскурсантов к правильным умозаключениям.
Следует помнить, что у логики есть «своя» опорная конструкция в каждой экскурсии, какой бы теме она ни была посвящена. Имеется в виду логический переход.Однако не следует при использовании логического перехода ограничивать его действие в качестве переходного мостика в рассказе. Нельзя также делать попытки при помощи логического перехода связать между собой показываемые памятники, перекинуть мостик объекта к объекту вне зависимости от содержания рассказа, сопровождающего показ этих памятников.
Главная особенность логического перехода состоит в том, что он является связующими для частей показа (между собой), и для частей рассказа. Он представляет собой словесно-зрительный мостик между зрительными объектами и словесно излагаемыми основными вопросами и подтемами.
Содержание логических переходов между одними и теми же памятниками в экскурсиях на разные темы различно. Так происходит потому, что каждый раз рассказ ведется об иных исторических событиях, а логический переход, являясь частью рассказа, отражает его содержание. Те части логического перехода, что служат «мостиком» от одного памятника к другому, независимо от темы во всех экскурсиях идентичны.
Значение логических переходов в экскурсиях велико. Предваряя содержание очередной подтемы, вызывая нужные эмоции участников экскурсии, такие переходы создают необходимые условия для лучшего усвоения подтем и целостного усвоения всей темы.
В методической литературе делается попытка выделить варианты логических переходов с помощью понятий:
— подчиненных,когда после объяснения конкретных фактов доблестного труда людей в тылу, экскурсовод переходит к широкому показу событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
— тождественных,когда от рассказа о лесных массивах в природоведческих экскурсиях экскурсовод делает логический переход к показу лесостепной зоны;
— противоположных,когда совершается переход от той части экскурсии, где шел показ мемориальной усадьбы «Ясная Поляна» под Тулой к оценке действий немецких оккупантов, разрушивших и осквернивших этот памятник русской и мировой культуры;
— соотносительных,когда с помощью логического перехода внимание экскурсантов направляется на сопоставление только что показанного памятника с другим, который будет показан, одной проблемы, о которой шла речь, с другой, которой посвящается дальнейший рассказ экскурсовода;
— соподчиненных,когда логический переход делается от характеристики одного события, например, боевых действий одного воинского подразделения, к характеристике сражения в целом (Сталинградская битва).
Все эти варианты логических переходов используются между подтемами с целью объединения материала в единое целое.
Кроме того, при подготовке контрольного текста и методической разработке экскурсии ставится задача — связать между собой отдельные составные части подтем, в особенности основные вопросы, входящие в подтему. Такая логическая связь способствует более глубокому раскрытию подтемы.
В ходе экскурсии в рассказе широко используются логические суждения, которые являются формой мысли, утверждающей или отрицающей что-либо в связи с наблюдаемым объектом. Логические суждения могут быть направлены на решение следующих задач:
— выделение предмета наблюдения из окружающей среды, отделение его от других объектов На этом построен методический прием абстрагирования;
• раскрытие (наблюдение) определенной части внешнего вида объекта. На этом построены различные формы экскурсионного анализа;
• рассмотрение отношений между объектом в целом и выделенной его частью.
Владение законами логики помогает экскурсоводу решить ряд задач, стоящих перед экскурсией, добиться убедительности в изложении материала, необходимой связи мыслей, понимания и запоминания материала экскурсантами. Поэтому законы и требования логики должны быть учтены при разработке новых тем (в отборе фактического материала и логических переходов), объединении основных вопросов в подтему и подтем — в единое стройное целое. Авторы экскурсий при составлении маршрута, оформлении содержания контрольного текста л методической разработки руководствуются логикой развития экскурсионной темы. Методические работники и экскурсоводы при подготовке экскурсии, строя показ объектов, исходят из требований логики: обеспечить последовательность действий экскурсовода, выделить ступени показа, подкрепить их методическими приемами. На этой основе построена система заданий экскурсантам, наблюдающим экскурсионный объект.
Выводы.
Логические законы в процессе подготовки и проведения экскурсий играют важную роль. Вся экскурсионная методика, ее приемы построены с учетом законов и требований логики. Участие в экскурсиях должно способствовать формированию логического мышления у участников мероприятий. Работа экскурсовода по подготовке и проведению экскурсий ведется с учетом законов и требований логики, заставляет логически мыслить самого экскурсовода.
Ошибкой организаторов экскурсионного процесса является подмена зрительных аргументов с использованием объектов пространными рассуждениями экскурсоводов
Знание законов и требований логики, умелое применение их в ходе подготовки и проведения экскурсии являются основой эффективности экскурсионного процесса Логическая стройность и хронологичность в экскурсии — важные условия восприятия экскурсионного материала
Контрольные вопросы:
1. Что такое логика9
2. Основные законы мышления. 3 Законы и требования логики.
4. Логические переходы.
5. Задачи логических суждений.
6. Роль логики в повышении эффективности экскурсий.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ
Классификацияпредставляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии.
Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются: а) по содержанию; б) по составу и количеству участников; в) по месту проведения; г) по способу передвижения; д) по продолжительности; е) по форме проведения1.
Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.
По содержаниюэкскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.
Обзорныеэкскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).
В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.
Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, т&? их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.
Тематическая экскурсияпосвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе — архитектурные ансамбли минувших веков.
Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.
По своему содержанию историческиеэкскурсии подразделяются на следующие подгруппы:
— историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Перми», «Из истории Садового кольца» и др.);
— археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);
— этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;
— военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, «Бородино» и др.);
— историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);
— экскурсии в исторические музеи. Производственныеэкскурсии делятся на подгруппы:
— производственно-исторические;
— производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);
— производственно-технические;
— профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведческиеэкскурсии имеют подгруппы:
— историко-театральные (например, «Из истории русского театра», «Цыганский театр в Москве» и др.);
— историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и др.);
— по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);
— по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, «П. И. Чайковский в Клину», «Ф. Шаляпин в Москве», «Абрамцево» и др.);
— в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.
Литературныеэкскурсии обычно группируются следующим образом:
— литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, «А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге» и т. д.);
— историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х годов XX века», «Литературный Орел» и т. д.);
— литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По следам героев М. Шолохова», «Москва в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир»» и др.).
Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:
— экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
— экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
— экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
— экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
— экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
— экскурсии по новостройкам.
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.
По составу и количеству участниковэкскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.
Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
По месту проведенияэкскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).
По способу передвижения— пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
Преимущество пешеходныхэкскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.
Транспортныеэкскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.
Некоторые экскурсионные учреждения используют для
проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.
Продолжительность экскурсиисоставляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.
Краткосрочные туры (от 1 до 3—4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.
По форме проведенияэкскурсии могут быть различными:
— экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10—20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;
— экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
— экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
— экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
— экскурсия-спектакль — это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.
Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:
— экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
— экскурсия-демонстрация — это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;
— экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
— учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
— пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
— показательная экскурсия — это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;
— рекламная экскурсия.
Выводы.
Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.
Контрольные вопросы:
1. По каким основным признакам классифицируются экскурсии?
2. Как классифицируются экскурсии по содержанию?
3. Что такое обзорная экскурсия? В чем ее особенности?
4. Что такое тематическая экскурсия? На какие группы эти экскурсии подразделяются?
5. На какие группы подразделяются производственные экскурсии?
6. Что такое искусствоведческая экскурсия?
7. Какие виды литературных экскурсий вы знаете?
8. Расскажите об архитектурно-градостроительных экскурсиях.
9. Какова классификация экскурсий по составу участников?
10. Как подразделяются экскурсии по месту проведения и по способу передвижения?
11. В чем значение классификации экскурсий?
ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСКУРСИЙ
Одинаковых экскурсий не существует, они различаются прежде всего по теме. Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что положено в основу». Темапредставляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Это понятие содержит указания:
— какому именно кругу явлений посвящается данное произведение;
— к чему стремится автор (привлечь внимание читателей, слушателей, зрителей);
— что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении.
Цель связана с понятиями цель и идеяи предусматривает изложение не только определенного материала, но и четких идейных позиций. Идея - замысел экскурсии,ее главная мысль. Тема и идея составляют идейно-тематическую основу произведения (экскурсии).
Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа.Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии.
Подготовка новой темы, содержания экскурсии - это многомесячный напряженный труд коллектива работников. Особенностью каждой экскурсионной темы является то, что она тесно связана с объектами показа и с тем экскурсионным материалом, который насыщает ее содержание. Этот материал должен быть подан в таком объеме, который может быть усвоен экскурсантами при показе объектов.
Тема играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. Она регулирует рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект бывает многоплановым и содержит обширную информацию. Именно темой экскурсии определяется— как показать объект, какую часть информации дать экскурсантам в данном случае.
Некоторые объекты показываются в нескольких экскурсиях. Например, Кремль и Красная площадь показываются в обзорных экскурсиях. И в каждой из них об одном и том же объекте дается разный объем информации, в рассказах он освещается в различных ракурсах.
Большое значение имеет выдержанность тематикиэкскурсии. Весь рассказ и показ должен «работать» на ее основную тему. По пути следования группы в экскурсию могут «вторгаться» объекты, расположенные на данном маршруте, но не относящиеся к выбранной теме. Сведения о таких объектах могут быть очень интересными, но второстепенными к конкретно рассматриваемой теме. Поэтому экскурсовод может сообщить о них экскурсантам только в качестве ответов на вопросы.
Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем.У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции.
Композицией экскурсииназывают расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|