Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА





Б. В. ЕМЕЛЬЯНОВ

ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие .......................................................................... 3

Введение ................................................................................ 7

Раздел 1. ОСНОВЫ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ

1.1. Экскурсоведение как наука .............................................. 11

1.2. Сущность экскурсии ......................................................... 15

1.3. Функции и признаки экскурсии .......................................... 26

1.4. Экскурсионный метод познания ....................................... 33

1.5. Экскурсия как педагогический процесс ............................ 38

1.6. Элементы психологии в экскурсии ................................... 45

1.7. Логика в экскурсии ........................................................... 60

1.8. Классификация экскурсий ................................................. 66

1.9. Тематика и содержание экскурсий ................................... 72

1.10. Показ в экскурсии ........................................................... 74

1.11. Рассказ в экскурсии ........................................................ 86

1.12. Сочетание показа и рассказа в экскурсии ....................... 95

Раздел 2. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА

2.1. Экскурсионная методика и пути ее совершенствования . 109

2.2. Технология подготовки новой экскурсии ......................... 120

2.3. Составление маршрута экскурсии .................................. 130



2.3. Методика проведения экскурсий .................................... 150

2.4. Техника ведения экскурсий ............................................. 171

Раздел 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО

ЭКСКУРСОВОДА

3.1. Экскурсовод – профессия ............................................... 181

3.2. Личность экскурсовода .................................................. 186

3.3. Экскурсоводческое мастерство ..................................... 196

3.4. Умения и навыки экскурсовода ...................................... 200

3.5. Речь экскурсовода .......................................................... 204

3.6. Внеречевые средства общения ...................................... 212

Литература .......................................................................... 218

 

Предисловие

 

В Федеральном законе «Об основах туристской деятель­ности в РФ» (гл II, ст 4) говорится о том, что приоритет­ными направлениями государственного регулирования тури­стской деятельности являются поддержка и развитие внут­реннего, въездного и социального туризма, а также о нало­говых льготах на развитие данных видов туризма Это дает надежду на значительное оживление внутреннего турист­ского рынка и дальнейшее развитие туристско-экскурсионной деятельности в стране



Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциа­цию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта

Формирование кадров туристско-экскурсионной органи­зации — это процесс воспроизводства и воспитания таких квалифицированных работников, которые в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к техно­логии обслуживания туристов и экскурсантов Важная роль при этом отводится подготовке экскурсоводов и качествен­ной разработке самой экскурсии, освоению методики и тех­ники ее проведения.

В 1970—1990 гг. ученые и практические работники осу­ществили разработку теоретических основ и научной мето­дики по важнейшим разделам культурно-просветительной работы В статьях, брошюрах и отдельных трудах научно-исследовательских институтов излагались проблемы, основ­ные принципы и признаки, раскрывался и уточнялся поня­тийный аппарат, формулировались методические приемы осуществления деятельности краеведов, музейных и клуб­ных работников, экскурсоводов, методистов всех профилей. И на основе этого определялись методы культурно-просветительной работы, конечным результатом которой был выход в свет таких фундаментальных трудов, как «Краеведение», «Музееведение», «Клубоведение», «Книговедение». Названные издания рекомендованы для студентов высших учебных заведений в качестве учебных пособий, но сегодня ими пользуются практически все работники музеев, клубов, педагоги, т. е. те, кто посвятил свою жизнь обуче­нию и воспитанию людей.



Не осталось в стороне от этого потока исследований и публикаций экскурсионное дело, в своем нынешнем виде представляющее самостоятельную отрасль культурно-просветительной работы.

Мы можем вести споры о роли экскурсий в жизни чело­века, выслушивать сторонников деполитизации этого вида культурных мероприятий, изменять экскурсионную темати­ку, дополнять и изменять содержание экскурсионных тем, давать иное толкование историческим событиям и отдель­ным этапам в жизни страны. Все это закономерно. Но ясно одно — экскурсии в 1970—1990 гг. заняли важное место в жизни миллионов людей. Об этом убедительно свидетельст­вуют такие цифры, как ежегодное участие 0,5 млрд. человек в экскурсиях (1985 г.), десятки тысяч тем экскурсий, семи­десятитысячная армия экскурсоводов, наконец, более 3,5 тыс. организаций, ведущих экскурсионную работу1. Выхо­дили отдельные издания, где порознь рассматривались тео­рия, методика и организация экскурсионного дела. Обобща­лась богатая практика работы экскурсионных учреждений профсоюзов (бюро путешествий и экскурсий, бюро экскур­сий). Читались курсы «Теория и практика экскурсионного дела» в Высшей школе профсоюзного движения им. Н. М. Шверника и Институте повышения квалификации работни­ков туристско-экскурсионных организаций. Но тем не ме­нее лишь в 1986 г. появилось первое издание, вышедшее за рамки подведомственных организаций системы Централь­ного совета по туризму и экскурсиям, — «Основы экскурсоведения». Оно было допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия для слушателей факуль­тетов общественных профессий педагогических институтов. Справедливости ради следует сказать, что первая попытка совокупно рассмотреть вопросы теории, методики и прак­тики экскурсионного дела была сделана значительно рань­ше2. Эта небольшая книжка представляла собой заявку автора на будущее солидное издание. В краткой, почти кон­спективной форме в названной книжке излагаются основ­ные вопросы экскурсоведения — понимание сущности экс­курсии, ее аспекты, классификация, экскурсионный метод, признаки и этапы подготовки экскурсии. Здесь впервые было определено, что показ, рассказ и движение (моторность) являются не методами, а основными состав­ляющими (элементами) экскурсии.

В этой книжке автор раскрывает особенности показа и рассказа, основные методические приемы проведения экс­курсии. Впервые были намечены принципы дифференциро­ванного подхода к экскурсантам, предложено их деление на определенные группы. Критерии оценки экскурсионных объектов, названные в книжке, сохранили свое значение до настоящего времени. Многие предложения стали основой организации экскурсионного дела. Назовем лишь некото­рые: введение в обиход двух видов текста экскурсии — кон­трольного и индивидуального; определение роли и структу­ры методической разработки основных положений подго­товки профессиональных экскурсоводов.

В 1992 г. Российской международной академией туризма было выпущено в свет учебное пособие «Экскурсоведение». Оно было рекомендовано для слушателей системы подго­товки и повышения квалификации экскурсионных работни­ков и специалистов туристско-экскурсионной отрасли. Ти­раж разошелся, и автор, по поручению Академии, значи­тельно расширив структуру «Экскурсоведения», дополнив его новыми разделами и главами, подготовил новый учеб­ник, который дает широкие возможности для самостоятель­ной работы студентам вузов, имеющим специализацию по туризму. Главы завершаются перечнем контрольных вопро­сов для повторения и самопроверки, а также практическими примерами из опыта туристско-экскурсионных учреждений.

Несколько слов об авторе Б. В. Емельянове, который вступил в девятое десятилетие своей жизни, отдав полвека культурно-воспитательной работе. С 1969 по 1986 гг. он возглавлял Главное экскурсионное управление Централь­ного совета по туризму и экскурсиям, принимая активное участие в разработке теории и методики экскурсионного дела, подготовке учебных пособий и методических рекомен­даций для экскурсионных работников. О месте, которое занимают эти работы в практической деятельности, говорит то обстоятельство, что в издании1, представляющем собой ретроспективную библиографию, работникам экскурсион­ных учреждений рекомендовано более двадцати книг Б. В. Емельянова.

Предлагаемый учебник — итоговый труд, созданный на основе работ, опубликованных в течение двух десятилетий. В учебнике наиболее полно отражаются теория, методика и практика экскурсионного дела.

В качестве свидетельств и доказательств выдвинутых по­ложений дается большой список литературы, раскрывающей экскурсионную практику, проблемы методики и, к большо­му сожалению, в меньшей степени — экскурсионную тео­рию.

Введение

Экскурсионное дело — важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу — свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 70-е и 80-е годы этого столетия. Об этом свиде­тельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятиты­сячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно ведущих экскурсионную работу; развитие теории и методи­ки экскурсионного дела.

В эти годы был осуществлен переход лидерства от учреж­дений Министерства культуры к профсоюзам — Централь­ному совету по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) ВЦСПС и его организациям на местах. Большую роль сыграло создание почти тысячи бюро путешествий и экскурсий, экскурсион­ных бюро в городах, рабочих и курортных поселках страны.

Развитие экскурсионного дела потребовало разработки методологических и теоретических основ. Ведущую роль в этом сыграли Главное экскурсионное управление ЦСТЭ и Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций (ныне Российская междуна­родная академия туризма).

После двадцати лет работы, в которой приняла участие экскурсионная кафедра названного института, были опреде­лены функции, признаки и аспекты экскурсий, сущность и особенности двух важнейших элементов — показа и расска­за — экскурсионного метода; выработаны классификация экскурсий и дифференцированный подход к экскурсионно­му обслуживанию населения; разработаны основы методо­логии и методики, элементы экскурсионной педагогики и психологии, а также определены составные части экскурси­онного дела и особенности профессионального мастерства экскурсовода.

Возникновение экскурсионной теории — результат ак­тивной познавательной деятельности на местах, обобщения практики десятков тысяч экскурсоводов и методистов. Тео­рия предстала перед нами как комплекс взглядов, представ­лений и идей, лежащих в основе современного экскурсион­ного дела. К концу 70-х годов определились три основные части экскурсионного дела теория, методика, практика Пред­ставляя собой совокупность обобщенных положений, экс­курсионная теория создает предпосылки для появления но­вой науки — экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение

Основа экскурсоведения — экскурсионная теория, кото­рая определяет сущность экскурсии, формулирует законо­мерности и особенности экскурсии (важной формы обуче­ния и воспитания человека)

Экскурсионная методика, являясь частью экскурсоведе­ния, предстает перед нами как совокупность четких правил и требований, предъявляемых к экскурсии, как сумма мето­дических приемов подготовки и проведения экскурсий Од­на из главных задач экскурсионной методики помочь экс­курсантам увидеть, услышать и ощутить зрительные и сло­весные материалы.

Предмет экскурсионной методики — целенаправленное изучение, систематизация, формулирование и применение на практике методов и средств обучения и воспитания, а также методических приемов, с помощью которых экскур­сионные работники осуществляют свою деятельность

Не менее важным для развития экскурсионного дела бы­ло отражение проблем экскурсионной методики в специ­альных изданиях Эта методика, в основном ее раздел «Проведение экскурсий», в прошлые годы была принята на вооружение всеми организациями, которые в течение дли­тельного периода вели экскурсионную работу (БММТ «Спутник», «Интурист», Центральная детская туристско-экскурсионная станция, Туристско-экскурсионное управле­ние Министерства обороны, государственные музеи, ВДНХ (в настоящее время Всероссийский выставочный центр) К сожалению, в последнее время положение изменилось, но по-прежнему в России существуют сотни туристско-экскурсионных организаций и проводятся тысячи экскурсий.

Раздел 1

 

Основы

экскурсоведения

 

 

ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА

В истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методике подготовки экскур­сий и технике их проведения, организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населе­ния. В то же время мало внимания уделялось экскурсионной теории. Это обстоятельство вызывало тревогу у ученых-экскурсионистов.

В статье «Экскурсии по памятникам истории и культуры» Ф. Л. Курлат и Ю. Е. Соколовский отмечают: «Теория экс­курсионного дела находится в стадии становления... Пред­стоит большая работа в области решения экскурсионных проблем.1» В числе назревших проблем эти авторы называ­ют разработку экскурсионной пропаганды, психолого-педагогических основ, терминологии экскурсионного дела, методов и приемов подготовки и проведения экскурсий, критериев оценки качества экскурсий.

В дословном переводе греческое слово «теория» означает наблюдение, рассмотрение, исследование.Этот термин рас­сматривается в нескольких значениях: 1) теория — обобще­ние опыта, общественной производственной практики, в котором находят отражение объективные закономерности развития природы и общества; 2) теория — совокупность обобщенных положений, образующих определенную науку или один из ее разделов; 3) теория — система идей в одной из отраслей знаний; 4) теория — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях существующих связей определенной области2.

Когда мы рассматриваем вопросы экскурсионной теории, то: а) моделируем, какой в идеале должна быть экскурсия; б) имеем в виду механизм воздействия экскурсии на созна­ние человека; в) предполагаем осмысление, использование основных закономерностей и особенностей экскурсии; г) определяем критерии качества экскурсий,

средства повышения их эффективности; д) формулируем теоретические основы экскурсионного дела..

Для работников туристско-экскурсионной отрасли экс­курсионная теория— это общая сумма теоретических поло­жений, которые служат основой экскурсионного дела, опре­деляют главные направления его развития и совершенство­вания.

Экскурсионная теория — это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; осо­бенности показа и рассказа; экскурсионный метод; класси­фикация экскурсий; дифференцированный подход к экс­курсионному обслуживанию; методология и методика; эле­менты экскурсионной педагогики и логики; основы профес­сионального мастерства экскурсовода.

В экскурсионной теории важное место занимают вопро­сы, связанные с экскурсионным методом, методологией экскурсионного дела и методикой. Понятия метод, методо­логия и методика взаимосвязаны и обусловлены. Предста­вим эту связь в следующем виде:

 

Методология- учение о методе
Рис. 1 ]. Схема связи понятий: метод, методика, методология

 

Развитие экскурсионной теории, начатое в 20-е годы, продолжается и в настоящее время. В течение первого пе­риода это развитие базировалось на основах школьной пе­дагогики. Классификация экскурсий, их признаки и функ­ции, сам экскурсионный процесс определялись в расчете на экскурсии для школьников. При этом ученые-экскурсио-нисты и методисты исходили из задач и требований обще­образовательной школы. Исключением служил раздел му­зейных экскурсий, где делались попытки осмыслить экскур­сионную теорию применительно ко всей массе экскурсантов (и взрослых, и детей). Научные сотрудники музеев и ученые Московского научно-исследовательского института культу­ры в своих публикациях рассматривали некоторые вопросы экскурсионной теории, но до середины 70-х годов серьез­ной разработки экскурсионной теории не было.

Известные ученые-экскурсионисты Ф. Л. Курлат и Ю. Е. Соколовский в вышеупомянутой статье называют фамилии ученых, которым принадлежит бесспорная заслуга в поста­новке и разработке таких ключевых проблем теории экскурси­онного дела, как определение экскурсий, педагогических и психологических основ экскурсионной работы, общей и част­ной методики школьных и массовых экскурсий; классифика­ция экскурсий.

Нужно согласиться с ними в том, что теория экскурси­онного дела уже в 30-х годах развивалась в условиях творче­ских исканий и дискуссий и что в целом теория экскурси­онного дела находится в стадии становления.

Более интенсивное развитие экскурсионной теории на­чалось в 70-х годах. Это объясняется передачей экскурсион­ного дела профсоюзам, которые создали специализирован­ное подразделение — Главное экскурсионное управление, Центральную научно-исследовательскую лабораторию по туризму и экскурсиям и Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников.

Развитие экскурсионной теории связано также с расши­рением экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т. е. превращением ее из формы отдыха и раз­влечения в неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с населением. У экскурсии поя­вились новые функции, уточнились признаки, повысился научный уровень экскурсионных мероприятий, определи­лись психолого-педагогические основы экскурсионной про­паганды, более целеустремленно стал использоваться прин­цип наглядности, появилась нормативная методология, вы­росли кадры организаторов, методистов и экскурсоводов.

Развитию экскурсионной теории способствовали разра­ботка и чтение курса лекций «Теория и практика экскурси­онного дела» на Центральных туристских курсах и в Инсти­туте повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций. Параллельно преподаватели ИПК в течение пяти лет вели названный курс для студентов дневного и вечернего отделений факультета подготовки кадров туристско-экскурсионных организаций Высшей школы профсоюзного движения им. Н. М. Шверника. Со­держание этого учебного курса было изложено в учебных пособиях, написанных Б. В. Емельяновым и изданных Цен­тральным рекламно-информационным бюро «Турист»: «Основы экскурсоведения» (1981 г., 1985 г.); «Методика подготовки и проведения экскурсии» (1980 г.); «Организация работы экскурсионного учреждения» (1979 г., 1987 г.); «Экс­курсионное обслуживание населения» (1983 г.); «Экскурсия — неотъемлемая часть идейно-воспитательной работы» (1984 г.); «Профессиональное мастерство экскурсовода» (1986 г.).

Вся система методики подготовки и проведения экскур­сий, а также отдельные вопросы экскурсионной теории на­шли освещение в методических пособиях, подготовленных и изданных ИПК работников туристско-экскурсионных орга­низаций и Главным экскурсионным управлением Централь­ного совета по туризму и экскурсиям в период с 1971 по 1988 гг.

Постоянное внимание к вопросам экскурсионной теории уделяла кафедра экскурсионной работы Российской между­народной академии туризма (ранее ИПК работников тури­стско-экскурсионных организаций). Результатом этой рабо­ты было опубликование в 1992 г. учебного пособия в трех частях «Экскурсоведение».Первая часть этого пособия «Основы экскурсионной теории» более полно, чем в преды­дущих изданиях, освещает вопросы теории.

Однако и в настоящее время экскурсионная теория не стоит на месте. Важные явления в жизни туристско-экскур­сионных организаций, бюро путешествий и экскурсий, го­сударственных и ведомственных музеев — это новые формы обслуживания потребителей, опыт энтузиастов, который, становясь достоянием экскурсионных учреждений, тысяч методистов, экскурсоводов, преподавателей учебных заведе­ний, приводит к тому, что отдельные положения экскурси­онной теории развиваются, заменяются новыми, более со­вершенными. Возникновение и развитие теории являются результатом обобщения познавательной деятельности, по­вседневного труда тысяч экскурсоводов. «Теория возникает на основе практики, но она не просто обобщает практиче­ский опыт, а идет значительно дальше, раскрывает новые связи, стороны предмета»2.

Выводы.Экскурсионная теория представляет собой ком­плекс взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела в стране. С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение.Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дис­циплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреж­дений, функции, выполняемые экскурсией.

В настоящее время работа по дальнейшему развитию ос­новных положений экскурсионной теории переместилась в стены Российской международной академии туризма.

Контрольные вопросы:

1. Понятие о теории.

2. Экскурсоведение как наука.

3. Роль экскурсионной практики в развитии экскурсове-дения.

4. Издания, отражающие вопросы экскурсионной теории.

5. Значение теории в развитии экскурсионного дела.

СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ

 

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и перво­начально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия»

(экскурс + ия).

Само понятие «сущность» представляет собой совокуп­ность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выра­жающееся в единстве всех многообразных и противоречи­вых форм его бытия.

При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необ­ходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного про­цесса объективными требованиями. Каждая экскурсия пред­ставляет особый процесс деятельности, суть которого обу­словлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, актив­ность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г. Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ)1. Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:

 

 
 

 

 


Рис 1 2 Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии

 

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскры­вается тема (первая задача), услышать об этих объектах не­обходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного на­блюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место зани­мает формирование умения видеть.

Умение видеть как эстетическое восприятиесводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их ком­плексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения. Умение видеть как историческое восприятиезаключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятни­ках - задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экс­курсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А В. Бакушинский: «Методи­ческая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельностивосприятия и оценок»1.

Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов от­ношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Дать оценку— значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, по­ложительные качества.

Оценка экскурсии— это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод

Отношениек экскурсии нужно понимать как: определен­ный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился пи­сатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

В этом процессе большую роль играют материал экскур­сии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсо­вода в своей правоте. Главное в этом процессе — проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точ­ку зрения экскурсовода, которая становится основой пони­мания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.

Экскурсия — методически продуманный показ досто­примечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность поня­тия «экскурсия» сводить было бы неправильно Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия — есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923 г.)

Характеризуя место экскурсионной деятельности во вне­школьной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш счи­тал, что экскурсия — это наглядный метод получения опре­деленных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, кол­хоз и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом)1.

Приведем также одно из последних по времени опубли­кования определений: «Экскурсия — особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных храни­лищах коллекций (музей, выставка)»2. Таковы мнения ученых-экскурсионистов.

Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия — про­ходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.»3. В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия — коллективное посещение какой-либо местности, промыш­ленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущест­венно с научной или образовательной целью».

Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): « один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубле­ние знаний подрастающего поколения...».

В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образо­вательной или увеселительной целью».

В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия — коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразователь­ной или культурно-просветительной целью».

В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: «Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники куль­туры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллектив­но под руководством специалиста-экскурсовода». Другие толкования более позднего времени не отличаются ориги­нальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным ха­рактеристикам.

В приведенных определениях экскурсии можно обнару­жить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определен­ный период времени. Отсюда — различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени. С годами происходит усложне­ние задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняют­ся формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм куль­турно-просветительской работы. И в то же время нельзя пройти мимо попыток отдельных ученых ограничить экс­курсию более узкими рамками.

В некоторых словарях, например в Кратком педагогиче­ском словаре (1989 г., с. 300—310) и методических пособиях, экскурсия рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. При этом под­черкивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окру­жающей среде или выставленных в музее.

Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экс­курсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сю­жет и фабула.

Композиция— построение, соединение, составление от­дельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».

Сюжет— событие или несколько событий, связанных друг с другом.

Фабула— цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завяз­ку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Кульминация— точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.

Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литератур­ному произведению и имеет свой сюжет, которому подчи­нен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путе­вая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, со­держанию, методике проведения.

Путь развития экскурсии идет по Линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, пре­следующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспита­тельную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы1.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто закон­ченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспита­тельной и культурно-массовой работы2. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.1.


Таблица 1.1

№ п/п   Цели   Задачи   Формы проведения  
  Отдых   Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов   Прогулка  
  Учебная   Усвоение детьми зна­ний по учебному предмету (ботанике, географии, истории)   Урок вне класс­ного помещения  
  Научная   Выявление экспонатов для краеведческого музея   Экспедиция  
  Общеобраз овательная   Расширение общего культурного кругозора   Беседа в турист­ском походе, путевая экскурси­онная информа­ция в транспорт­ном путешествии  
  Культурно-просвети­тельная   Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литерату­ре и другим отраслям   Обзорная много­плановая экскур­сия  
  Культурно-воспита­тельная   Усвоение знаний в сочетании с воспита­нием   Тематическая экскурсия  

Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

Показ объектов происходит под руководством квалифи­цированного специалиста — экскурсовода. Процесс воспри­ятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории виде­ние объекта, оценку памятного места, понимание историче-. ского события, связанного с этим объектом. Ему небезраз­лично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подво­дит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, доби­ваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия — сумма знаний, в специфической форме сооб­щаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.