Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика и истоки вальдорфской педагогики.





Цель вальдорфской педагогики, - привести ребёнка в контакт с миром, раскрыть его скрытые способности и свойства. Средства и свойства основываются на антропософии, так как глубокое изучение природы человека базируется на постоянном, каждодневном обновлении этой философии каждым вальдорфским педагогом в его живом общении с детьми. Развитие человека по вальдорфской педагогике предполагает знания о его природе, включающей в себя: физическое, эфирное, астральное тела, «я» - тело.

Воспитатель работает над этими четырьмя «членами» существа человека. При этом педагог обязан знать, в каком возрасте и каким образом следует воздействовать на тот или иной член организации человека, опираясь на подражание ребёнка, на развитие его чувств; опоры на пример, на правильно направленную фантазию, на формирование способностей следовать авторитету, на выработку духовного образного видения, на развитие памяти, религиозных переживаний, воли, характера ребёнка, на его воспитание и привитие ему эстетического вкуса.

При рождении астрального тела, согласно учению Р.Штайнера, следует развивать способности суждения и независимого разума. До этого момента, дети избавляются от теорий, так как должны знакомиться с самими феноменами (явлениями) и непосредственно воспринимать их душой.



Содержание образования в вальдорфской педагогике меняется в зависимости от возраста ребёнка, ибо она не считает, что развитие человека происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе.

За развитие и воспитание детей отвечает классный учитель, работающий с ними в течение восьми лет. Он способствует объединению различных предметов и защищает от слишком ранней специализации по ним, что несёт в себе способность утраты единства знаний. Основой обучения является авторитет учителя, который избегает программ, планов.

С десятого по двенадцатый классы занятия ведутся учителями-предметниками. В обучении широко используются активные методы: эвристические беседы, дискуссии, эксперименты, упражнения. Обучение идёт по «эпохам» (блоками): биология, климатология, геология, химия и др. В итоге много самостоятельной работы.



В вальдорфской школе нет отбора учеников при приёме, при переводе в старшие (9-12) классы, но предъявляются высокие требования к познавательным способностям учеников.

Вальдорфская педагогика исходит из того, что каждый ребёнок с нормальными способностями имеет возможность посещать школу в течение 12 лет. В случае неспособности ученики обучаются какому-либо ремеслу или идут в одну из практических мастерских при школе. Одарённые ученики после окончания школы готовы к обучению в университетах. Вальдорфская школа опирается на идею всестороннего воспитания человека, предполагающую поддержку и развитие трёх душевных сил: мышления, чувствования и воли. Их формирование должно идти в любом возрасте, но не допускается ранее интеллектуальное воспитание. Весь процесс обучения должен пройти между периодами физического и умственного развития ребёнка, с одной стороны, и периодом полового созревания, с другой.

Отечественные исследователи (Пинский А.А., Черкасова О.В., Ловягин С., Битова А.Л. и др.) отмечают ряд позитивных и негативных моментов в вальдорфской педагогике, которые следует учитывать в организации учебно-воспитательного процесса.

К наиболее конструктивным они относят гармоническое сочетание в ней академического, эстетического и практически-научного образования; преподавание живописи, иностранных языков, музыки, искусства речи; новые методы естественнонаучного образования; новую систему построения учебного расписания; новую форму социальной организации школы, её учительско-родительского самоуправления; новое понимание деятельности учителя и путей его подготовки.



Представляет интерес составление расписания и распределение учебного материала по урокам вальдорфской школы, когда исходят из ритма дня и годового цикла, учитывают определённые методические основы воспитания: организация дня в определённом ритме, изложение учебного материала большими учебными периодами, организация художественно-эстетических упражнений.

Наиболее ценным считается наблюдение в вальдорфской школе за влиянием процесса обучения на состояние здоровья учеников, для чего организуется вводная ритмическая часть, вводится сбалансированный режим дня, проводятся занятия пластикой, эвритмией (новый вид искусства, созданный Р.Штайнером), устраиваются пешие прогулки, игры на свежем воздухе.

Ценно и стремление вальдорфских педагогов сделать акцент в воспитании на человеческой личности, на деятельности и взаимосвязи её внутренней и внешней жизни, обеспечить гармонию общечеловеческих ценностей и ценностей индивидуального «Я», при этом опираясь на философию и психологию, анатомию и физиологию, искусство и религию, природную и социальную нить.

Однако анализ системы подготовки вальдорфских педагогов показал, что её нельзя признать конструктивной. Это связано с догматичностью образования учителей, ограниченного рамками антропософии.

Основательно проработанная в теории система вальдорфской педагогики обладает, на первый взгляд, завидной целостностью, структурной и процессуальной упорядоченностью: прописаны принципы и возрастная периодизация, указаны условия эффективности; - как социально организованная, так и внутриличностная.

Наиболее значительно противоречие, вытекающее из существа самой вальдорфской педагогики. «Посвящённость» и приобщённость, постижение Божественного абсолюта и всеобщность в образовательной практике этой школы оборачивается замкнутостью в строгие рамки учебно-воспитательного процесса, с авторитарной взаимозависимостью всех участников, в результате чего интеграция выступает как противопоставление общинного общественному, что ведёт к ограничению доступа школьников к разносторонней информации, оригинальным идеям и мнениям. Значительное развитие данной тенденции приводит к раздвоению личности и сознания, либо к элитарному сознанию и пренебрежительному отношению к окружающим.

Под влиянием идей экологического мышления «зелёных» с каждым годом растёт потребность в альтернативной педагогике, обращённой к индивидуальному началу в человеке, а не на возможно более «научное» производство аттестатов.

Вальдорфские педагоги любят повторять, что основное в образовании не загрузку памяти учеников, но развитие способностей чувствовать, умение творчески созидать, знать природу и прививать ученику художественный вкус. Эта педагогика направлена против душевного упадка современного общества.

У каждой педагогики есть свои преимущества и недостатки: не лишена их и вальдорфская школа. Может быть, поэтому она не хочет претендовать на своё распространение в системе школ государственного типа. Она несколько элитарна для того, чтобы придать своему духу массовость, - и в этом её преимущество.

Одна из таких причин, - в подборе учителей-энтузиастов, желающих и способных овладеть трудной и сравнительно малодоходной профессией вальдорфского педагога, чтобы их «хватило» на все государственные школы.

Как же устроена такая школа, её организация и творческий настрой?

Вальдорфская школа существует на началах самоуправления, и все важнейшие оргвопросы решаются коллегией учителей, ибо в школе нет одного директора их несколько. В организационной работе учительской коллегии участвуют и коллеги. Над отдельной школой нет верхних управляющих инстанций (а есть, например, «Союз свободных вальдорфских школ Германии» в Штутгарте, - координационный центр, а не начальство).

Одна из особенностей в организации школы – роль родителей, которые обычно выступают основателями той или иной школы. Инициативная родительская группа должна действовать осознанно и ответственно, то есть представлять себе, как именно учат в вальдорфской школе, знать суть и объём своей работы в рабочих группах и комитетах. Вальдорфская педагогика всегда «вырастает снизу», а не строится сверху.

В совместных учительско-родительских объединениях остаются вопросы строительства, проведения совместных праздников, отношений с государственными организациями и т.д.

Во многих школах один день в неделю (обычно суббота) – родительский.

Родители приходят в школу и занимаются эвритмией в залах, ручным трудом – в школьных мастерских, рисованием и музыкой – в тех же помещениях, что и их дети.

Потом бывает какая-либо лекция, или беседа о текущей жизни школы или небольшой концерт силами родителей. Поскольку вальдорфские школы – школы частного типа и не зависят от государства, обучение в них по необходимости является платным. Однако плата дифференцирована: бедные родители от неё освобождены, а богатые зачастую вносят значительные суммы, намного превышающие плату за обучение их собственного ребёнка.

Дифференцированный подход к детям и их семьям предполагает различия и в окладе педагога: на учительской коллегии преподаватели сами решают вопрос о распределении «фонда зарплаты», учитывая потребности и нужды того или иного учителя в данное время.

В связи с этим небезынтересно и мнение академика РАО, доктора педагогических наук Бондаревской Евгении Васильевны: «Три-четыре года назад я была в Голландии, и мы посещали вальдорфские школы. Там нас пригласили на десятидневный семинар. В Голландии 80 таких школ. С большим интересом и большим желанием мы посещали эту школу. Принято считать, что эта школа в основном рассчитана на старшеклассников. Школа переполнена при том условии, что она не даёт официального аттестата, для того, чтобы получить сертификат для поступления в вуз. В Голландии, как и в других европейских странах, существует единый экзамен. Чтобы сдать его после двенадцатого класса, дети должны ещё идти в частную школу, чтобы закончить 13 класс. Год они учатся, и лишь потом получают официальный сертификат, дающий право для поступления в вуз. Это, действительно, негосударственные школы. Тогда возникает вопрос: почему? Почему в такой школе наблюдается такой огромный наплыв детей? Беседуем с родителями. Те говорят, что мы хотим, чтобы наши дети развивались. Способность вальдорфской школы обеспечить развитие на всех этапах социализации школьника, - этим и отличается, прежде всего, вальдорфская школа. Вальдорфская школа, - открытая образовательная система, очень демократическая, которая мощными нитями связана с окружающим социумом. Школа работает на основе развития ума, чувств и деятельных способностей личности. Считается, что важным средством развития являются творческие процессы. Очень много всяких видов искусства, всяких видов деятельности, много различных мастерских. Школа практико - ориентирована. Я побывала в нескольких мастерских. Дети из макулатуры делают бумагу. Учебный план существует, но имеет свои характерные особенности. Считается, что в начале дети должны осваивать чувственным путём, потом деятельностным, и, наконец, путём понятийным. На разных уровнях количество предметов ограничено, но есть подход к циклическому уровню преподавания предметов. Вальдорфская школа финансируется родителями, но оно осуществляется на добровольных началах. Есть попечительский совет, который всеми этими вопросами занимается. Директор и завуч есть, и избираются они из учителей на общественной, добровольной основе. Он пытается это доверие оправдать, и не получает за это зарплату. Не директор, а комиссия принимает специалистов на работу. Год проходит, и принятый на работу вальдорфский педагог отчитывается в проделанной работе. Всё это происходит на конкурсной основе. Вот что, в принципе, представляет собой вальдорфская школа. Выяснили мы и отношения между Министерством образования Голландии и местными вальдорфскими школами. Очень напряжённые отношения. Министерство их не признаёт, - такие же бюрократы, как и у нас,…Время идёт, изменяется общественное сознание, а вальдорфская школа модернизировалась. Вальдорфская школа по своим идеям созвучна идеям личностно-ориентированного образования, потому что в центр внимания она ставит человека и его развитие» (Стенограмма от 13.10.2000 года).

В ряде стран государство оказывает значительную финансовую поддержку вальдорфским школам (до 70-80% суммарных затрат) – но при этом не претендуя на вмешательство во внутришкольную жизнь и преподавание. Желающие поступить в университет заканчивают «абитуриентский» класс.

Вальдорфские педагоги подчёркивают, что подготовка к университету не является основной целью школы: она является подспорьем для развития в ученике творческой инициативы. Опрос 145 вальдорфских учеников 1946-47 годов показал их развитие «выше среднего уровня». При выборе профессии, например, у них проявились:

1. склонность к самостоятельному решению;

2. мотивы человеколюбия, и направленность интересов на социальную сферу.

По преимуществу, эти ученики «коммуникабельные индивидуалисты», не привязанные ни к занимаемой должности, ни к деньгам; они легче, чем их однолетки, меняют свои прежние занятия, свободнее в отстаивании своих точек зрения. Легче установить, что им чуждо. В среде выпускников нет карьеристов, приспособленцев, спекулянтов, социальных отщепенцев.

Одним из главных принципов этой школы является принцип авторитета. Среди учителей не может быть таких, которые не завоёвывают доверие детей. Основное назначение школы не сумма знаний, не овладение предметами и навыками. Она усматривает свою задачу в свободном самоопределении ученика, он предпочитает открытость и общительность.

Учитель здесь не слуга общества, а слуга ребёнка и, вследствие этого основной принцип вальдорфской школы, - свобода, но свобода не в смысле асоциальности человека. Человек живёт в социумном пространстве, и школа готовит ребёнка к контакту с ним, но не ориентирует детей в мировоззрении, - касается ли это политики или религии. Принцип этой свободы проявляется в отсутствии страха, - в школе нет экзаменов и оценок.

Что же в таком случае может заставить ученика учиться?

Только желание.

Вот один пример из практики:

Один учёный-педагог пришёл на занятие в вальдорфскую школу. Учительница задала трудный вопрос, и почти все в классе тут же подняли руки. Как поступила учительница? Она вызвала самого слабого. Он отвечал, спотыкаясь, и ответить на вопрос ему помогали остальные, более сильные, чем тот, кого спросили. Учёный, наблюдавший эту картину, спросил: «Зачем же ты поднял руку, ведь ты знал хуже других?». И ребёнок ответил: «Но ведь я хочу научиться».

И тогда учёный сказал: «Теперь я знаю, что такое вальдорфская педагогика».

Для ученика вальдорфской школы много значит свобода от страха и стрессов, свободное желание узнавать, совершенствоваться. Для такого ребёнка какие-либо отдельные предметы не имеют преимущества перед другими.

Наряду с теоретическими дисциплинами с первого года проводятся практические занятия по разным специальностям, будь то прядение, сапожное дело, ткачество, переплётные работы, кузнечное дело и обработка металлов.

Занятия искусством рождают в ребёнке целостное мировосприятие, а образное мышление естественно для ребёнка, художественные дисциплины, - живопись, скульптура, лепка, драматическое искусство, игра на различных музыкальных инструментах занимают большое место в расписании занятий, - причём в старших классах количество часов на искусство увеличивается. Развитию мышления и воли чрезвычайно способствует периодическая система преподавания. Что это значит?

Математика, история, физика и т.п. преподаются не параллельно, но периодически, в сдвоенных утренних занятиях (например, математика каждый день в течение 3-5 недель). Точно также обстоит дело и с обучением прикладным и художественным специальностям, - только эти сдвоенные занятия проходят во второй половине дня. Средние часы отводятся для занятия музыкой, языком и эвритмией. Таким путём на практике осуществляется целостное гармоническое обучение. С 1 по 8 классы занятия с детьми в утренние часы ведёт один и тот же классный руководитель. Это всегда вызывает закономерные вопросы: Может ли один педагог вести занятия и по истории, и по математике, и по физике? А как могут дети на практике вместить все эти знания в голову?

Возможно ли это, или такая нагрузка может нанести здоровью школьника ущерб, или наоборот, развить у него понятийное мышление и оперирование абстрактными категориями и наглядно-прикладными средствами научения тому или иному предмету?

Учитель часто является в глазах детей живым примером того, что сознание человека способно охватить весь мир, и что сам он может получше узнать класс, в котором проведёт многие годы своей преподавательской деятельности. Поэтому и учитель, и ученики, а вместе с ними и школа, становятся одной семьёй: каждый день в этой семье что-то происходит, - и хорошее и плохое. Знания ребёнка, при несомненном его доверии к учителю, помогают первому разобраться в конфликтах, содействуют становлению личности и росту самосознания и самостоятельности ученика в жизни.

Вальдорфскую педагогику нельзя считать волшебной палочкой, которой достаточно взмахнуть, чтобы сами собой исчезли все проблемы. Только тот путь серьёзен, считают педагоги этой школы, где мы обретаем преображающий нас опыт. Ведь в современной школе, чего греха таить, подавляется, заглушается и уничтожается сама субстанция детства, те силы, которые живут в душе ребёнка и правят его телесным развитием.

Современная цивилизация не может увидеть и познать эти силы, эту сущность детского, так как и по сей день пребывает в заколдованном круге рационального мышления.

И вот вальдорфская педагогика берёт на себя осознанную задачу: осознать эти невидимые душевно-духовные и жизненные силы, специфичные для детства и юности, и содействовать развитию и оздоровлению детства на основе этого познания.

Например, в вальдорфском детсаде, в интерьере нет острых углов, - даже прямые углы в дверных косяках заменяются на два тупых (получаются «воротца»).

Почему?

Ребёнку, считают вальдорфские педагоги, надо пережить и понять, каким образом действуют в душе геометрические формы.

Другой типичный пример, - сложение и вычитание.

В обоих случаях ребёнок бессознательно идентифицирует себя с целым (соответственно с суммой и с уменьшаемым).

В первом случае «душевно-моральный жест» операции эгоистичен: ребёнок собирает из разных мест слагаемые, и как бы складывает всё себе. Во втором случае жест альтруистичен, - ребёнок нечто отделяет от себя и отдаёт. Моральная разница двух арифметических операций («брать» и «отдавать») играет важную роль в вальдорфской методике обучения арифметике.

Это хорошо проявляется на примере финской школы вальдорфской педагогики в Тампере. На уроке арифметики финские дети изучают числа и цифры. На доске и в тетрадях они пишут всевозможные физико-математические величины сил, звёздочки и фигурки, соответствующие различным числам.

Как писал А.А.Пинский: «Важно, чтобы они не застревали в сознании ребёнка голыми абстракциями, надо их оживить, пережить их в ритме бега и хлопков, в сказках и песенках» (103 ).

Вот и весь секрет методики вальдорфской школы.

Подобный тип познания пронизывает всю вальдорфскую педагогику. В своё время он определялся И.В.Гёте как «созерцающая способность суждений», развитый и расширенный антропософской методологией познания Рудольфа Штайнера. Об истоках вальдорфской педагогики российские учителя говорят и пишут много, но без их рассмотрения в историко-философской ретроспективе будет неясно, что изучать, как осмысливать, и где на практике применить теоретические новации, вызывающие у педагогов повышенный интерес.

В конце 80-х годов прошлого века в российской педагогике советского периода укрепился термин «вальдорфская педагогика», теоретико-методологической основой которой является антропософия, как оккультно-философское учение о человеке, как носителе скрытых высших сил и способностей. Её основоположником считается малоизученный в то время в России, но известный на Западе мыслитель и педагог в одном лице Рудольф Штайнер.

Какой путь вальдорфская педагогика считает предпочтительным помимо традиционного, авторитарного?

Способна ли она, в отличие от уже известных методов и подходов к воспитанию ребёнка, учитывать всё, что может иметь непосредственное отношение к гуманизации учебно-воспитательного процесса?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо рассмотреть истоки вальдорфской педагогики.

В советской «Педагогической Энциклопедии» (1964) «вальдорфская педагогика», как понятие и явление отсутствует, - это объяснимо безальтернативным подходом официозной педагогики к обучению, где учитывался только постулат диалектического материализма, а не «тлетворные» веяния педагогической мысли Европы 50-60-х годов 20 века. На Западе было иначе.

Из локальной антропософской общины вальдорфская педагогика превратилась в международное культурно-образовательное движение, компонентами коего стали не только школы, но и детские сады, лечебно-педагогические общины.

В настоящее время вальдорфскую педагогику определяют как «совокупность методов, приёмов воспитания и обучения, основанную на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов» ( 116 ; Т.1).

Чем же объясняется интерес к ней?

Для этого необходимо рассмотреть атмосферу, в которой оказалось развитие науки 19- первой четверти 20 веков.

Именно тогда была остро поставлена проблема абстрагирования рационального мышления от мира и места человека в нём. Эталон человека и мира, как бесконечно развивающегося через прогресс к идеалу технократически организованной цивилизации вступал в противоречие с идеями экзистенционализма (К.Ясперс); с философией жизни (А.Шопенгауэр и Ф.Ницше); с интуитивизмом А.Бергсона; с психоанализом З.Фрейда; с концепцией естественного отбора Ч.Дарвина, получившей яркое воплощение в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, по своему интерпретировавших естественный отбор и перенесших законы биологии на социальные отношения.

Чисто теоретических размышлений, где бы господствовали только законы земной логики, было явно недостаточно для более полного объяснения проблем реального, а не обезличенного человека. Требовалась система, которая бы обращалась к этим проблемам в качестве их синтетического включения в Космический Универсум. Антропософия, попытавшаяся на оккультно-философском уровне соединить религиозную веру и научное мировоззрение в одно неделимое целое, представлялась оригинальной как философский базис альтернативной педагогики.

Поэтому истоки вальдорфской педагогики невозможно отыскать вне антропософского мировоззрения, вне культурной традиции Европы и Германии в частности.

Антропософская вальдорфская педагогика не ставит перед собой цель навязать педагогу или воспитаннику какие-либо постулаты, но призывает их глубже понять самих себя, в опыте самооценки и самоанализа. Исходя из этого, уместно будет задаться вопросом, - а какие обоснования есть у педагога, который выбирает тему, на его взгляд кажущейся актуальной в рамках учебно-воспитательного процесса?

Во-первых, индивидуальный опыт, как сокровенный опыт самопостижения и мира, рождающий субъективно-личностные проблемы, не был глубоко изучен в рамках науки. Его значимость возросла настолько, что было необходимо найти исходное основание, которое бы удовлетворяло пониманию каждого.

Им оказалась мистика, возведённая в антропософии Р.Штайнера в ранг «духовной науки». Эту параллель на дидактическом уровне можно проследить по аналогии с барашком из произведения А.Сент-Экзюпери «Маленький принц», хранившемся в ящике. Пока барашка рисовали, и он был доступен зрительному восприятию, по совершенно непонятным параметрам он не удовлетворял мальчика. Но как только его упрятали в ящик, воображение дорисовало то, чего не хватало и убрало всё лишнее, что не отвечало индивидуальным потребностям ребёнка.

Во-вторых, Р.Штайнер пытался понять целостность и специфику человека, рассматриваемого в его развитии как цепи имманентных ступенчатых преобразований, в значительной мере протекающих под влиянием биоэнергетического закона. Действие последнего преодолевается всесторонним развитием, - так человек достигает подлинной духовной свободы.

По замыслу Р.Штайнера, главной целью вальдорфской педагогики является создание полноценных предпосылок для такой свободы.

Каждый возрастной уровень становится основой высшего. Телесность, - основа душевного; душевное, - основа духовного; духовное, - проявление Космического Единого, Абсолюта, Бога.

Как бы стараясь обосновать истоки философии, опирающуюся на педагогику, популярным языком объяснить сущность новообразованного течения, правда, тогда ещё формально вызревавшего в рамках теософии, Р.Штайнер в 1907 году выпустил брошюру под заголовком «Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки», где были представлены самые общие основы для построения альтернативной школы. Однако в Германии, где находили понимание ура-патриотические амбиции в духе Отто фон Бисмарка, выразившиеся в подготовке и проведении первой мировой войны, - 12 лет это знание не было востребовано педагогической общественностью. Как это ни парадоксально, но этот вопрос в 1919 году поставил предприниматель Эмиль Мольт.

Он спонсировал проект, купил здание и вывел Р.Штайнера на работников сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория», согласившихся помочь своим участием этому педагогическому начинанию Р.Штайнера (отсюда и этимология понятия «вальдорфская школа»).

Когда возникла предпосылка к созданию такой школы, Р.Штайнер послал одного из сотрудников Карла Штокмайера по немецким университетам, чтобы тот рассказывал об идее новой педагогики, а заодно и подбирал учителей-профессионалов. Тот объездил многие университеты и никого не привёз.

И поскольку была такая предыстория, то встал очень важный вопрос: является ли вальдорфская школа антропософской?

И Р.Штайнер пояснил, что вальдорфская школа не мыслится как мировоззренческая, что в ней не будут воспитываться будущие антропософы. Р.Штайнер настаивал на этом. Тем не менее, очень многие сомневались в том, что антропософские основы педагогики не приведут к антропософизации детей.

Для вальдорфских педагогов особенно ценна книга Р.Штайнера «Вопрос воспитания как социальный вопрос» (Калуга, 1992). Образующие книгу шесть докладов были прочитаны Р.Штайнером в Дорнахе в августе 1919 года для членов антропософского общества.

В Штутгарте шла интенсивная подготовка к открытию первой вальдорфской школы, соединившей в себе социально-педагогические импульсы антропософии.

Данный цикл, совместно с курсами и семинарами, проведённый Рудольфом Штайнером в апреле-августе 1919 года в Штутгарте, лёг в основу работы школы. В этих докладах было показано, как связаны социальные проблемы 20 века и существующая система образования, и как только через преображение воспитания и образования в целом можно подойти к оздоровлению социального организма. Эта школа быстро приобрела в Германии популярность, но нацистскому режиму не нужны были школы, ориентировавшиеся на вальдорфский путь воспитания, - Гитлеру нужны были готовые на всё истуканы, а не сверхчувствительные, сверхгуманизированные люди. Вальдорфская педагогика уверенно смотрит в будущее в быстро меняющемся мире, и уже не сегодняшний день во многих странах, за исключением мусульманских, функционируют школы, пытающиеся строить взаимоотношения между учителем и учеником не на профессионально-менторском уровне, а на уровне живого общения и сопереживания. Так, например, в польском журнале «Политика» (1984) была опубликована статья учёного-гуманиста А.Крцелинского с характерным заголовком: «Можно позеленеть от зависти», - «Всё яснее видно, писал он, - что литература, посвящённая вальдорфским школам Штайнера, сегодня столь же популярна, как и в середине 70-х годов «Антиавторитарная педагогика» А.Нейлса, или «Освобождение общества от школы» Й.Иллича».

Живой интерес к вальдорфской школе представляется актуальным на данный момент и в России, когда наша школа переживает кризис не только материальный, но и моральный.

 

Вывод к 4.1.

Вальдорфская педагогика предлагает один из путей, как выйти из кризиса, как реформировать не только образование, но и мышление. Эта педагогика не навязывает, а предлагает, она является не программой и не набором методических приёмов, не увлекательным теоретическим проектом, а многолетним педагогическим опытом живого общения с подростками.

В этой педагогике мы находим соединение новой и глубинной «философии детства» и богатого, разработанного до деталей искусства обучения и воспитания. Там сплавляются «философия и ремесло». Гармонично проработаны пути и возможности мыслительного, эстетического, трудового и морального воспитания, принципы индивидуального подхода и свободы в воспитании, вопросы режимов дня и года. Всё это представляется в неразрывной связи с живым, точным и разносторонним познанием развивающегося ребёнка. Воспитанник этой школы самостоятелен в выборе своего пути и не столько приспособляется, сколько учится, как можно легче переносить удары жизни.

Человек сегодняшней цивилизации и обычного типа познания, давая в общих чертах характеристику вальдорфской школе и её истокам, вправе сказать: «Это лирика, а не познание».

И он по-своему будет прав, ибо современная культура не выработала способностей для такого рода феноменального познания.

Однако, только с помощью способностей нового, живого познания может быть постигнуто существо живого и душевного в его различных направлениях. Задача антропософии состоит в свободной выработке таких новых способностей живого познания, которые бы в целом разумно объясняли природу человеческих способностей, скрытых за порогом бессознательного.

В области педагогики, как мы наблюдаем, эту задачу пытается решить вальдорфская школа. Здесь видна важная особенность антропософии, - это не доктрина, не идеология, не предмет веры (Р.Штайнер считал, что всякая идеология угнетает и блокирует свободное развитие познания; пример, - режим нацистов в Германии), но путь развития новых способностей, познания и творческой практической деятельности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.